Интеллектуальная конкурсная программа «Сталинградская битва» (для учащихся 9-10 классов)
классный час (9 класс) на тему

 Цель интеллектуальной конкурсной программы «Сталинградская битва» - расширить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны; совершенствовать формы краеведческой работы с детьми; окружить вниманием ветеранов войны и тыла.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalingradskaya_bitva.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     1

                      муниципальное автономное образовательное учреждение

                               «Средняя общеобразовательная школа № 5»

       муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

                                        Республики Татарстан

         Интеллектуальная конкурсная программа

  «Сталинградская битва» (для учащихся 9-10 классов)

   

Разработана преподавателем-организатором ОБЖ

высшей квалификационной категории,

руководителем школьного

историко-краеведческого музея

«Память сердца»,

Шамгуновой Ольгой Фоатовной

                                                            2013 год

     Цели: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; совершенствовать формы краеведческой работы с детьми; окружить вниманием ветеранов войны и тыла.

     Оборудование: наглядный материал (из школьного музея): капсула с землей из Сталинграда, фотомонтажи «Этапы Сталинградской битвы», «Герои Сталинграда», «Помощь тружеников тыла», карта Сталинградской битвы, документально-художественный видеофильм «Сталинградское сражение», портреты командующих; карточки с заданиями к конкурсам; репродукции произведений изобразительного искусства о событиях Сталинградской битвы.

На доске эпиграфы: На старой, милой нам Земле

                                   Есть много мужества. Оно

                                   Не в холе, воле и тепле,

                                   Не в колыбели рождено...

                                                                 К.Симонов

                                   Нет героев от рожденья,

                                   Они рождаются в боях.

                                                                 А.Твардовский

                                           План проведения игры:

 I.  Вступление.

1.Приветствие и представление участников.

2.Ознакомление с условиями игры.

 II. Интеллектуальная игра «Сталинградская битва».

Состоит из 6 конкурсов:

Конкурс 1. У стен Сталинграда (события Сталинградской битвы).

Конкурс 2. Герои битвы.

Конкурс 3. Портреты командующих.

Конкурс 4. Виртуальная экскурсия по музею. «Святая Сталинградская земля» (памятники и обелиски Сталинграда).

Конкурс 5. «Война… И враг под Сталинградом» (блиц-турнир с вопросами на знание исторических сведений, дат, имен, относящихся к событиям Сталинградской битвы).

Конкурс 6. Искусство о Сталинграде (проза, поэзия, изобразительное искусство, музыка).

III. Заключительное слово.

1.Выступление ветеранов (напутствие, пожелания).

2.Подведение итогов игры; награждение участников и победителей.

                                                         Ход игры

 I.Вступление.

Ведущий: 65 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

                                                                         2

              Звучит песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа».

Ведущий: Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. А первой «весточкой» победы была Сталинградская битва, которой мы посвящаем нашу сегодняшнюю встречу.

Сталинградская битва – одна из героических страниц нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководит их поступками? Любовь к Родине? Стремление к светлому будущему? Чувство долга или пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

                    Сталинград! Не померкнет слава твоя в веках!

                    Крепость на Волге.

                    Город – герой.

                    Город – легенда.

                    Здесь люди стояли, как скалы.

                    Здесь жизнь победила смерть!

   Мы бесконечно признательны и благодарны нашим дорогим ветеранам, которые откликнулись на нашу просьбу, пришли сегодня к нам, чтобы помочь провести игру, посвященную великой Сталинградской битве. (Все присутствующие стоя приветствуют ветеранов, дарят им цветы. Ведущий называет их имена, фамилии, сообщает сведения из их военной биографии).

   Дорогие ветераны! Мы поздравляем вас с приближающимся празднованием дня Победы.

Чтец:           Зубы враг сломал о Вас,

                     Вы стояли в Сталинграде

                     Насмерть в грозный час!

                     Враг бросал весь огонь свой гремучий,

                     Собирая всю силу в кулак,

                     Но крушил его хваткой могучей

                     Удалой богатырь – наш солдат.

                     Вы поражений не знали.

                     Был ваш лозунг – на шагу назад!

Ведущий: Вам, дорогие наши, низкий поклон от нас! Просим Вас быть нашими консультантами в игре.

   Разрешите представить вам команды участников игры (знакомство с командами).

   Оценивать знания участников будет компетентное и справедливое жюри (представление членов жюри).

 Чтец:               В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Ее я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

                        3

И вспомнил все, как это было.

Второй уж год как шла война,

А мы, как прежде, отходили.

Была ли наша в том вина,

Что мы до Волги отступили?

Нам нечем было воевать,

Патроны штучно выделяли.

Порой хотелось закричать,

А мы, потупя взор, молчали.

Винтовка, штык да котелок –

Вот все, что мы тогда имели.

Табак давали, правда, впрок,

Но часто впроголодь сидели.

В ту пору, в тот суровый год

Судьба России предрешалась,

И под пятой фашистских орд

Земля от гнева содрогалась.

Да, мы стыдились матерей,

Которых в рабстве оставляли.

И взгляда маленьких детей,

Глотая слезы, избегали.

Где был когда-то Сталинград,

Печные трубы лишь торчали.

Стоял густой зловонный смрад,

И трупы на полях лежали.

Нет, мы не грелись у костров,

В мороз и стужу замерзали

И, расчесавши тело в кровь,

Мы вошь из складок выгребали.

Вгрызались в землю, как могли.

Надежней места не искали.

«За Волгой нет для нас земли», –

Как клятву часто повторяли.

Нас гусеницами давили,

Нас жгли безжалостно огнем.

С утра до ночи нас бомбили

И прошивали грудь свинцом.

Но каждый верил, каждый знал:

Такое долго не продлится.

И, наконец, тот день настал,

Который должен был свершиться.

Собрался с силой исполин,

И вспомнив доблесть вековую,

Народ поднялся как один

На смертный бой за Русь святую.

Загрохотало все кругом,

Пошли вперед наши солдаты,

Туда, на запад, день за днем,

                        4

Пока не пробил час расплаты.

Наш меч сурово покарал

Фашистов в собственной берлоге,

И путь к прозренью показал

Для тех, кто сбился на дороге.

Доныне часто по ночам

Во сне былое воскресает.

Мы до сих пор воюем там,

И кто-то снова умирает.

На Волге возродился град

Еще прекрасней и чудесней.

Для нас он – прежний Сталинград.

Его не вычеркнешь из песни.

Там, на Мамаевом кургане,

Вознесся ввысь мемориал,

Он для потомков в назиданье

И в память тем, кто смертью пал.

Чтоб мир надолго сохранить,

Чтоб сердце болью не щемило,

Народ, умевший победить,

Обязан помнить все, как было.

Пусть будет счастлив наш народ,

Пусть жизни радуются дети,

Но строго помнят наперед –

Они теперь за все в ответе.

(И. Г. Аржанов, участник Сталинградской битвы, рядовой 106-го стрелкового полка Зб-й гвардейской дивизии.)

П. Интеллектуальная игра по истории Сталинградской битвы.

Ведущий: Итак, начнем игру.

...В конце июня 1942 года фашистское командование начало решительное наступление на Сталинград, которое сразу же стало развиваться не по плану гитлеровцев. Враг двинул на Сталинград все свои силы, хотел стремительным броском форсировать Дон, выйти к Волге и овладеть городом. О том, как развивались события на этом великом рубеже страны, участникам игры предстоит рассказать в первом конкурсе «У стен Сталинграда». Вспомните о главных событиях Сталинградской битвы и правильно ответьте на вопросы-задания конкурса.

Конкурс 1. У стен Сталинграда (события Сталинградской битвы).

(На столе лежат карточки с заданиями. На обдумывание ответа дается 2 минуты. Конкурс оценивается в 5 баллов при подробном ответе.)

1. Расскажите о главных моментах обороны наших войск с 12 июля до 13 сентября 1942 г.

2. Расскажите, как наши войска отстаивали каждую пядь Сталинградской земли (с 13 сентября до 19 ноября 1942 г.).

3. Расскажите, как началось и развивалось наступление наших войск (с 19 ноября до 8 декабря 1942 г.).

4. Расскажите об операции «Зимняя гроза» (12 декабря – 24 декабря 1942г.).

                                                          5

5. Как  проходила  операция  «Кольцо»  (24  декабря  –  2 февраля 1943 г.)?

6. Народное ополчение. Его роль в обороне Сталинграда.

(Подводятся итоги конкурса. Демонстрируются кадры видеофильма «Сталинградское сражение», свидетельствующие о важнейших событиях битвы и подтверждающие правильные ответы участников игры по заданиям конкурса 1.)

Конкурс 2. Герои битвы.

Ведущий: Не смогли фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. Мол, город окружают непроходимые рвы, в городе – мощные оборонительные сооружения и укрепления. «Сталинград – сильнейшая крепость России», – твердили фашисты. А Сталинград крепостью никогда не был. Город как город: дома, заводы, скверы, парки. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – наших солдат – вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

Об отважных людях пойдет речь во втором конкурсе «Герои битвы».

Ведущий: Сейчас участникам игры будут предложены вопросы. Если вы знаете ответ, то должны быстро поднять карточку. В каждом задании 2 вопроса. За один ответ получаете 1 балл, за пояснение, дополнение – еще 2 балла. Если первая команда ответит неполно, то слово предоставляется команде, поднявшей карточку следующей.

Вопросы к конкурсу «Герои битвы».

1. Прорвались фашисты к Волге. В районе завода «Баррикады» отрезали от других 138-ю стрелковую дивизию. Дивизия занимала небольшую территорию берега Волги: с севера, с запада, с юга – фашисты, с востока - Волга. Как называлась эта часть Сталинградской земли? Сколько дней удерживали наши солдаты этот островок? («Остров Людникова». 45 дней.)

2. Пулеметчики занимали оборону в одном из старинных купеческих особняков. Заняли бойцы позиции на первом этаже. Каждый выбрал по комнате. Много атак предприняли фашисты, чтобы выбить этот редут. Как назывался этот редут? Кто эти два пулеметчика? (Редут Таракуля. Пулеметчики – Юрко Таракуль, Михаил Начинкин.)

3. В ноябре шли бои за Мамаев курган. В самый разгар сражения прервалась телефонная связь с командным пунктом дивизии. С командного пункта артиллеристам давали команды к стрельбе по целям. Оборвались теперь команды, прекратился огонь артиллерии. На исправление повреждения вышел связист, который совершил подвиг, «первой статьи солдат». Кто это был? (Титаев сжал телефонный провод.)

4. Восемь фашистских танков атаковали советский танк. Тот принял неравный бой и подбил 4 вражеских танка, но был подожжен. Вражеские автоматчики окружили его и поджидали, когда советские танкисты откроют люки и будут выбираться из машины. Но советские воины не думали этого делать. Какой подвиг они совершили? Кто они, эти герои? (Командир Хасан Ямбеков, водитель Андрей Тарабанов. командир орудия Сергей Феденко, радист Василий Мунилов.)

5. Враг у Сталинграда. Котлубань, хутор Власовка. Смело сражается пулеметная рота. И всегда в самых опасных местах появляется командир. Он весь – в лихом, боевом порыве. «Испанская кровь», – говорили пулеметчики. Как звали

                                                         6

пулеметчики своего командира? Расскажите о нем. (Рубен Ибаррури – сын Испании. Погиб в бою под Власовкой.)

6. 22 ноября танковый отряд захватил мост и под яростным натиском врага удерживал его. А вечером того же дня другой танковый отряд другого легендарного полковника переправился на берег Дона, что слева, и захватил г. Калач. Бойцы и командир танкового отряда и бригады отмечены высокими наградами, а их командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Кто эти два полковника? Оба они получили повышение в звании, командуя передовыми танковыми отрядами. (Филиппов, Филиппенко.)

7. 14 сентября 1942 г. 7-я дивизия штурмовала город. Особенно Мамаев курган – самую высокую точку в городе. Вершина кургана шесть раз переходила из рук в руки. «Склоны кургана в солдатских трупах. Два героя ходили в атаку за курган все шесть раз и взяли его». Кто это были? (Лейтенант Чернышев, сержант Кущенко.)

(Жюри подводит итоги конкурса и объявляет его результаты.)

Конкурс 3. Портреты командующих.

Ведущий: Среди многих условий, определивших успех нашей обороны, следует назвать умелое руководство наших командиров, которые были не только военными руководителями операций, они являлись и духовным стержнем Сталинградской обороны. Не только ясная, спокойная военная мысль, не только беспощадная воля и упорство нужны были для руководства. В это великое дело нужно было вложить все сердце, всю душу. Приказы в дни октября часто шли не только от разума, но и от сердца. И эти суровые, холодные приказы, как пламя, жгли людей, поднимали их на сверхчеловеческие подвиги, самопожертвования. Конкурс «Портреты командующих» будет проходить следующим образом: на карточках-заданиях помещено 6 портретов командующих фронтов, армий. Вам нужно сказать, кто не имеет отношения к Сталинградской битве. За правильный ответ вы получаете 1 балл. Один из портретов обведен красной рамкой. Расскажите об этом командующем. Ответ оценивается в 2 балла. Время на подготовку 1 минута.

(Демонстрируются портреты: командующего 64-й армией генерал-лейтенанта М. С. Шумилова, командира 13-й стреловой дивизии генерала А. И. Родимцева, командующего Донским фронтом генерал-полковника К. К. Рокоссовского, главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова, маршала Г. К. Жукова, маршала С. К. Тимошенко, командующего 62-й армией В. И. Чуйкова. Учитель может выбрать и другие портреты для конкурса.

Жюри подводит результаты конкурса.)

Примерный рассказ о Г. К. Жукове.

Георгий Константинович Жуков 1896-1974.

Четырежды Герой Советского Союза ( 1939, 1944, 1945, 1956 )

1915 – в чине унтер-офицера кавалерии участвовал в Первой мировой войне октябрь 1918 – Красная Армия.

1930 – окончил Курсы высшего командного остава; командовал кавалерийским полком, бригадой, дивизией, корпусом.

1939 – командующий группой войск на Халхи-Голе.

1940 – командующий войсками Киевского военного округа.

Январь – июль 1941 – начальник Генштаба.

                                                            7

Август 1941 – август 1942 – командовал войсками Западного фронта.

Август 1942 – заместитель Верховного Главнокомандующего. Координирует действия фронтов под Сталинградом (1942), Ленинградом (1943), в Курской битве (1943).

1943 – маршал Советского Союза.

Март 1944 – май 1945 – командующий фронтами.

9 мая 1945 – принял капитуляцию Германии.

1955 – 1957 –министр обороны СССР.

Среди всей великолепной плеяды русских полководцев, выдвинутых Отечественной войной, Георгию Константиновичу Жукову суждено было сыграть особую роль. Стоит хотя бы бегло вспомнить ход войны, и мы увидим, что имя генерала армии, а потом Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в большей или меньшей степени связано со всеми важнейшими событиями военных лет.Жуков прожил долгую жизнь, о которой подробно рассказал в своей книге воспоминаний. Он умер в 1974 году.

Конкурс 4. Виртуальная экскурсия по музею «Святая Сталинградская земля» (памятники и обелиски Сталинграда).

Ребятам предлагается провести экскурсию по воображаемому музею.

Командам-участницам предлагается посмотреть открытки, фотографии памятных мест Сталинграда, назвать их, рассказать о подвигах или событиях, в честь которых воздвигнуты памятники или обелиски. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Примерные задания-фотографии к конкурсу:

• Вечный огонь на площади Павших борцов и в Пантеоне славы на Мамаевом            

   Кургане.

• Памятник легендарному защитнику Сталинграда М. А. Паникахе.

• Памятник Р. Ибаррури.

• Дом Павлова.

        • Мамаев курган.

 На подготовку отводится пять минут.

Звучит песня В.Высоцкого «Братские могилы».

Примерное содержание текстов экскурсий.

-Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

- Площадь Ленина, Дом Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13-й дивизии, погибшие в боях за Сталинград.

- Мамаев курган – один из самых ыеличественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона Славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

Почтить память погибщих, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда людт со всех уголков нашей Родины.

Чтец:                   Я как-то на кургане видел гостью:

                             Сняв с головы темнеющий платок,

                                                                  8

                             С бугра она взяла земли две горсти

                             И завязала землю в узелок.

                             Светлел над ней июньский небосклон,

                             Когда походкой тихой и нестатной,

                             Она прошла мимо березок, статуй

                             И замерла у входа в Пантеон.

                             Ей мальчик помогал, наверно, внук,

                             Когда она искала имя сына

                             В том списке долгом, небывало длинном.

                             И узелок вдруг выскользнул из рук…

                             Не вскрикнула она, не разрыдалась

                             И даже не сказала ничего –

                             Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

                             Как будто к лбу сыночка своего…

                             Потом цветы на мрамор положила,

                             Еще взглянула и еще прочла,

                             Кулек конфет мальчишкам раздала,

                             Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,

                             усталая, пошла.

                             И с болью той привычной, постоянной,

                             Став сразу ниже ростом и слабей,

                             Еще минуту тихо постояла

                             У памятника Матери, себе…

                                                                                  В.Мавродиев «Мать»

Ведущий: Героев наградили орденами, медалями, удостоили званий, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет, это нужно живым. Чтобы не забывали.

Ведущий объявляет минуту молчания.

  Конкурс 5. Блиц-турнир «Война... И враг под Сталинградом».

Вопросы 1-й команде:

1. Кто командовал 6-й немецкой армией? (Паулюс.)

2. Кто командовал Сталинградским фронтом? (Еременко.)

3. Как называлась наступательная операция наших войск? («Уран...»)

4. Сколько солдат и офицеров попали в Сталинградский котел? (300 000 солдат и офицеров.)

5. Кто командовал прославленной Сибирской дивизией? (Гуртьев.)

6. Когда началось контрнаступление советских войск? (19.11.42.)

7. Как использовали наши солдаты неприятельские мины? (Содержимое мин использовалось как топливо.)

Вопросы 2-й команде:

1. Кто был начальником штаба 6-й армии Паулюса? (Генерал Шмидт.)

                                                         9

2. Кто командовал Донским фронтом? (Рокоссовский.)

3. Когда был создан Сталинградский фронт? (12.07.42.)

4. Сколько немецких дивизий было уничтожено с 19 ноября по 2 февраля? (32 дивизии, 3 бригады, 16 дивизий потеряли 50–75 % личного состава.)

5. Кто командир легендарной 13-й гвардейской дивизии? (Родимцев.)

6. Когда  закончился  оборонный  период Сталинградского сражения? (18 ноября.)

7. Кто подписал условия о капитуляции с советской стороны? (Рокоссовский К. К., Воронов Н. И.)

Вопросы 3-й команде:

1. Кто руководил операцией «Зимняя гроза»? (Манштейн.)

2. Кто командовал 64-й армией? (Генерал Шумилов.)

3. Когда началась Сталинградская битва? (17.07.42.)

4. Сколько немецких дивизий попали в окружение 23 ноября? (22 дивизии, 160 частей.)

5. Какие армии входили в состав Сталинградского фронта? (62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 28-я воздушная армии.)

6. Какие армии участвовали в обороне южной части города? (57-я и 64-я армии.)

7. Когда  наше  командование  обратилось  к  окруженным в Сталинграде  фашистским войскам с предложением о капитуляции? (8 января 1943 г.)

Вопросы 4-й команде:

1. Кто командовал немецкой танковой армией? (Гот.)

2. Кто командовал 64-й армией? (Чуйков.)

3. Когда началась операция «Зимняя гроза»? (12 декабря.)

4. Когда замкнулось Сталинградское кольцо? (23 ноября.)

5. Какая армия защищала Сталинград с юга? (54-я армия.)

6. Каков был девиз сталинградцев? («Ни шагу назад!.»)

7. Какую часть города защищала 62-я армия? (Центральную, заводскую части города.)

Вопросы 5-ой команде:

1. Кто руководил группой армий «Дон»? (Манштейн.)

2. Кто командовал Юго-Западным фронтом? (Ватутин.)

3. Когда началась операция «Кольцо»? (10 января.)

4. Какие армии были в составе немецкой группы армий «Б»? (2-я, 6-я, 4-я танковые немецкие армии, 2-я венгерская армия.)

5. Какие фронта начали наступление 19 ноября? (Юго-Западный, Донской.)

6. Кому принадлежат слова: «Для нас за Волгой земли нет»? (Снайперу Зайцеву.)

7. За какие заводы в Сталинграде шла ожесточенная битва? (Заводы: «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный.)

(Жюри подводит итоги, сообщает участникам и болельщикам результаты конкурса.)

Ведущий: Сталинградский подвиг не мог оставить равнодушными писателей, поэтов, художников и музыкантов. Многие из них в своем творчестве выразили свои раздумья, печаль, гордость, благодарность защитникам Сталинграда, стойкости и могучей силе города-исполина.

                                                  10

Конкурс 6. Искусство о Сталинграде. Вам предстоит выполнить несколько заданий, ответить на вопросы.

Задание 1. Назовите известных писателей и их произведения, которые в своем творчестве осветили события Сталинградской битвы. За 1 минуту напишите ваши ответы и отдайте жюри. Количество баллов равно количеству названных примеров.

(Примерные варианты ответа:

– М. Шолохов «Они сражались за Родину»;

– А. Серафимович  «Отстоим  Дон  и  Волгу! Отстоим Русь-матушку!»;

– А. Сурков «Сердцаматерей»;

– Г. Николаева «Гибель командира»;

– В. Гроссман «23 октября»; «Направление главного удара»;

– И. Эренбург «Город сдавать нельзя»;

– К. Симонов «Дни и ночи»; «Ни шагу назад»;

– Е. Кригер «Огонь Сталинграда;

– М. Алексеев «Сталинград»;

Б. Полевой «Волгари»;

– М. Лобачев «Домик на Хлебной улице»;

– В. Коротеев «Сталинградское кольцо»;

– В. Некрасов «В окопах Сталинграда».)

Задание 2. Посмотрите на репродукцию картины. Назовите ее автора, дату написания. Как она называется? Команде, давшей полный и правильный ответ, присуждается 2 балла.

(А. Будников. Стоять насмерть, 1943 г., Сталинград.)

Задание 3. Послушайте отрывок из стихотворения. Как оно называется? Кто его автор? Команде может быть засчитано за верный ответ 2 балла.

Его глаза воспалены.

Идет по проволоке он

Под куполом

Большой войны!..

Нашелся чертовый обрыв!

Связист глядит, остановясь,

У батальона будет связь...

А взрывы словно черный лес!

То впереди, то позади,

И пуля – тысячами игл.

И очень горячо в груди!..

(После ответа команды ведущий продолжает:)

Путилов падает на снег,

Но успевает он, упав,

Концы холодных проводов зажать

В мертвеющих зубах.

(Мумин Каноат. Матвей Путилов.)

Задание 4. Послушайте запись песни. Скажите, кто автор текста песни, как она называется.

(Песня «На Мамаевом кургане тишина», слова Виктора Бокова, написана в 1963 г.)

                 

                                 11

III.Заключительное слово.

Ведущий: За боевые подвиги под Сталинградом 114 солдат и офицеров удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Ленина награждено 5 военных соединений. Орденом Кпасного Знамени – 55 воинских частей. За боевые заслуги преобразованы в гвардейские 4-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я армии, 12 корпусов, 97 дивизий, более 200 полков и батальонов.

   Не вернулись из боев под Сталинградом около 1 миллиона наших солдат. Вечная Слава героям Сталинграда!

Выступления ветеранов и рассказы учащихся о ветеранах.

Подведение итогов игры. Награждение участников и победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сталинградская битва (урок истории в 9 классе)

Представлен урок истории  в 9 классе по Великой Отечественной войне. Урок разработан по программе А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 5 – 11 класс». Использован учебник А.А.Данилова, Л....

Конкурсная программа "Веселый мальчишник" для учащихся 5-6 классов

Конкурсная программа "Веселый мальчишник" для учащихся 5-6 классов...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурсной программы «Золотой квант» для учащихся 7-х классов МБОУ СШ№4

Данное положение разработано с целью развития познавательных потребностей учащихся 7-х классов по физике, включает в себя целый перечень конкурсов по предмету, а также по развитию личности учащихся....

Материалы к конкурсной программе «Золотой квант» для учащихся 7-х классов

Даннаые материалы содержат задания конкурсной программы "Золотой квант" для учащихся 7-х классов и учителей физики....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурсной программы «Золотой квант» для учащихся 8-х классов МБОУ СШ№4

Положение о проведении конкурсной программы "Золотой квант" для учащихся 8-х классов разарботано для активизации и применении знаний по физике на конкусрной основе, а также раскрыть таланты учащихся 8...

Материалы к конкурсной программе «Золотой квант» для учащихся 8-х классов

Материалы к конкурсной программе "Золотой квант" для учащихся 8-х классов помогут и учителю физики и ученикам подготовить и провести данный конкурс у себя в школе....

Интеллектуальная квест-игра "Сталинградская битва"

Интеллектуальная квест-игра "Сталинградская битва" поможет учащимся проверить свои знания о Сталинградской битве...