"Блокадный Ленинград"
методическая разработка (5 класс) по теме

Козловская Вера Николаевна

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 классов. Цель: познакомить учащихся с одной из трагических страниц истории Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №31»

Блокадный Ленинград

Сценарий внеклассного мероприятия.

Авторы сценария:

Козловская В.Н. учитель истории и обществознания

Костылева Н.Н. учитель русского языка и литературы.

Братск, 2013г.


Цели и задачи внеклассного мероприятия:  

  1. познакомить учащихся 5 классов с одной из трагических страниц истории Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;
  2. развитие у учащихся коммуникативных качеств и их творческого потенциала;
  3. сформировать ценностные ориентации (сплочённость, любовь к Родине, стремление к миру и согласию между людьми).

Оборудование:

  ПК, проектор, экран, презентация

Форма:  литературно-музыкальная композиция

Объект:  5АБ классы.


Блокадный Ленинград

Ведущий 1: (фон – Вивальди Concerto in G-moll Allegro) Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи — все это гордость нашей родины. Покорению и захвату этого города гитлеровское командование придавало исключительное значение.

Ведущий 2:  (фон – «Священная война») Начальник генштаба германских сухопутных сил генерал Франц Гальдер 18 сентября записал в своем дневнике: «На Ленинградском фронте, где у противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства, положение будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод».

Ведущий 1:  Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы путеводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».

Ведущий 2:  Москва и Ленинград обрекались  на полное уничтожение — вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. Перед командованием Гитлер поставил задачу — штурмом овладеть городом, сравнять его с землей. Не удалось.

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в те дни воины и жители блокадного Ленинграда.

Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года:

 Ведущий 3:  «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

Музыка заканчивается.

Ведущий 4:  (фон – Albioni – Adagio) Никто не забыт – разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел. Мы многого не знали и не знаем, какие жестокие вещи стоят за привычными словами "Ленинградская блокада".

 Ученик 1:   Отрезанный, блокированный город, неслыханные жертвы, немыслимые испытания, о которых рассказывают блокадные дневники, просветлены чувством гордости за себя, за свой город. Ленинград устоял! Мы выстояли! Жизнь продолжается!

Вот так настал, одетый в кровь и лед,
Сорок второй необоримый год.
О, год ожесточенья и упорства!
Лишь насмерть, насмерть всюду стали мы.
Год Ленинграда, год его зимы.

В первые три месяца блокады от голода умерло более 11 тысяч человек.

Ведущий 1:  С каждым днем запасы продовольствия в городе таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но несмотря ни на что, истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбежками и обстрелами, город жил.

Ведущий 2:  Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек хлеба для питания детей и стариков сократили до 125 граммов.

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе.

Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Ода блокадному хлебу,

Блокадному, не иному,

Ржаному и не ржаному,

Хоть звали его – ржаной.

Землистому, земляному,

Всей тяжестью налитому,

Всей горестью земной;

Мякинному, остистому,

Замешенному на слезах;

Ему, что глазам бесслёзным

Снился и наяву,

Ему, с годиной грозной

Вошедшему в молву;

Ему, ему, насущному…

…Спасителю, благодетелю,

чьим чудом и я дышу,

блокадной страды свидетелю,

оду мою пишу.

Ведущий 3:  Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом. Жертвами блокады стали 800 тысяч ленинградцев.

900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. Лучше всех об этом могут рассказать сами блокадники.

Ведущий 4:  Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами перелистаем некоторые из этих дневников.

Ведущий 1:  Врач Г. Самойлова вспоминает: «Съели всех кошек, всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди превращались в каких-то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии — это не только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно) — это пожираемый желудком мозг. Кого настигал голод, корчился и мучился так же, как тяжелораненые».

Ведущий 2:  Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер.

Ведущий 3:  Из меню столовой лета 1942 года:

  1. Щи из подорожника
  2. Пюре из крапивы и щавеля
  3. Котлеты из свекольной ботвы
  4. Шницель из лебеды
  5. Оладьи из казеина
  6. Суп из дрожжей
  7. Соевое молоко

Ведущий 4:  Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта.

Ведущий 1:  Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

Ведущий 3:  3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые.
8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело.
12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое. учителя советуют подтянуть кушаки.
15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки.

Ведущий 4:  Маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «...Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года... Если просто хочется есть, это не голод. Голод — это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце — все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом... Страничка на букву «С»...

На страницу

Каменно

Легла:

Мама

13 мая

в 7.30 час

утра

1942 г.

Машинально Таня полистала

Свой

Немногословный дневничок.

                    Все семейство Савичевых встало

                    Перед нею

                   Вновь наперечет.

                    И она,

буквально

по два слова,

Пишет, как она на крайней полосе:

Савичевы

умерли,

И снова: умерли

И добавляет: все.

(С. Смирнов. Сердце и дневник)

Ведущий 4:  Дневник девочки Тани Савичевой является одним из самых известных документов, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге

На берегу Невы в музейном зданье
Хранится очень скромный дневничок.
Его писали Савичева Таня
Он каждого пришедшего влечет

Пред ним стоят сельчане, горожане
От старца до наивного мальца
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца

Это всем живущим в назиданье,
Чтоб каждый в суть явленья вник.
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник

Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки
И гласят о жизненном начале
Сорок две святых его строки

Ведущий 1:  Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»

Ведущий 1:  Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

Ведущий 1:  Еще одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».

Ведущий 1:  Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде... Мать, оставшись перед выбором, кого спасать — сына или дочь, — выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал обоих.

Ведущий 2:  Как выживали, каким образом, каким способом, что помогало, то оказывалось — семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, не позволял опускаться. Мать Марины Ткачевой заставляла детей всю блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка — чистили древесным углем. Много значило для этой семьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелый, оттого что терся боками о раскаленную «буржуйку». Но не съели. И это — по чисто детской, сохранившейся от тех лет гордости — первое, что сообщила в своем рассказе Марина Александровна Ткачева. И такое тоже поддерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.

Ведущий 3:  Бывшая трамвайщица Варвара Васильевна Семенова вспоминает: «Помню, привезли ребят-близнецов в стационар... Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька — так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.

  1. Три года?!
  2. Они едва говорили, да, три года, такие крошки!»

Ведущий 4:  Судьба животных блокадного Ленинграда – это тоже часть трагедии города. Человеческая трагедия. Едва ли не каждый десятый блокадник помнит, рассказывает о гибели от бомбы слона в зоопарке. Особенно неуютно, жутко человеку и от того ближе к гибели, исчезновению оттого, что исчезли коты, собаки, даже птицы.

Ученик 2:  Я все записываю, что попадает в мой кругозор. Но вот давно уже в мой кругозор не попадает ни одной собаки, ни одной кошки, ни одного голубя... Даже воробьев не вижу, хотя для них пища на улицах имеется. Первых съели. Воробьи, должно быть, замерзли от сильных морозов. Правда, одну живую собаку я знаю. Соседка держит ее в комнате, никуда не выводит. Потерявши мужа, она привязалась к своему псу, как к другу.
Хлебный магазин, где я получала паек, находится на углу напротив. Недавно я заметила, что у входа в магазин сидит овчарка. Шкура и скелет. Она сидит и смотрит на входящих и выходящих, и глаза у нее горят и просят. Но кто может с ней поделиться? Все проходят, не глядя, а она все сидит и сидит. Смотрит на каждого и на меня в том числе. Однажды я видела, как она шла к своему посту. Она шла на трех лапах. Передняя левая болит. Может быть вывихнута? Где же ее хозяин? Умерли или выпустили ее, чтобы сама кормилась? Собачка деликатна. Просит без унижения. Взгляд ее говорит: «Я умираю с голода. Может быть, вы дадите мне хоть крошку?» я приласкала собаку. Поднялась к себе – смотрю, собака идет за мной. Как раз накануне я нашла зеленый хлеб. Придется  с ней поделится. Собака ничего не просила, была благодарна, свернулась калачиком и уснула. Сколько времени жила у меня эта собака, я не могу вспомнить. Я уходила – она оставалась. Она не виляла хвостом, когда я возвращалась. Может ей было трудно вилять? Я была рада, что у меня дома есть кто-то живой, и он ждет меня.

Ведущий 1:  Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

“Дорогой жизни” шёл к нам хлеб.
“Дорогой жизни” многих к многим.
Ещё не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.

Ведущий 2:  (фон – Шостакович – Симфония №7) Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и сочиняли стихи. Когда по радио передавали стихи Ольги Берггольц, это очень встряхивало от постоянных мыслей о еде. Стихи стали нужны, стихи, песни, которые помогали верить. Происходили вещи и впрямь удивительные.  Даже день рождения Пушкина отмечался! В 1943 году!
В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.

Ведущий 3:  9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

Ведущий 4:  На сцену вышли музыканты. За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг. – он был во фраке и фрак висел на нем, как на вешалке, так исхудал он за зиму…мгновение полной тишины и вот началась музыка.

Запись темы «Нашествие» 7 симфония Д.Шостаковича. Музыка звучит и через некоторые фрагменты читаются стихи.

Какая музыка была,
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала

Какая музыка во всем,
Всем и для всех, не по ранжиру.
Осилим, выстоим, спасем,
Ах, не до жиру – быть бы живу.

Ведущий 1:  Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном — и то было легче. Это означало, что город жив, что его сердце бьется.

Пока ты улыбаешься стихам,

Пока на память Пушкина читаешь,

Пока ты помогаешь старикам

И женщинам дорогу уступаешь,

Пока ребенку руку подаешь

И через лед заботливо ведешь

Старательными мелкими шажками,

Пока ты веру бережешь, как знамя,

Ты не погибнешь, ты не упадешь!

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право — жить.

(3. Шишова. Блокада)

Ведущий 2:  Мы с вами перелистали лишь некоторые страницы дневников, записанных в те страшные, тяжелые месяцы, годы.

Ведущий 3:  Страшен был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Ленинградцы выдержали суровое испытание — 900 долгих блокадных дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу.

(фон – Марш «Прощание славянки») 27 января 1944 года. Великая, священная для всех ленинградцев дата. Город-воин, город-герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашистской блокады.

Ведущий 4:  27 сентября 1944 года над Невой прогремел праздничный салют. Город-герой выстоял и победил.

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Ведущий 1:  Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).

Ведущий 2:  9 мая в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. А вместе с ними и все Россияне. Они положат на холмы могил цветы. Кто-то принесёт конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там. Вечная им память!…

песня День Победы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блокадный Ленинград

Классный час, посвящённый героическим защитникам города Ленинграда....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...