Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната
статья по теме

Большакова Светлана Юрьевна

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы  формирования  патриотического  сознания  у  детей  и   юношеств и я хочу поделиться с этим с вами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на  районной педагогической конференции

«Патриотическое воспитание: опыт и перспективы»

педагога-организатора Панаевской школы-интерната

Большаковой Светланы Юрьевны

2013 год

«Роль патриотического воспитания

в системе воспитательной работы школы-интерната»

.                                      Как  у  маленького  деревца,  еле            

                                   поднявшегося  над  землей, заботливый

                                   садовник  укрепляет корень от мощности

                                   которого  зависит  жизнь  растения  на  

                                   протяжении  нескольких  десятилетий,

                                   так  учитель  должен  заботиться  о  

                                   воспитании  у  своих  детей  чувства  

                                   безграничной  любви  к  Родине.

                                                                   В.А.Сухомлинский.

            Российская земля  -  край  щедрой  природы,  незыблемых  традиций  и богатой событиями истории.        

        Отечество требует от своих сынов и дочерей,  чтобы  каждый  из  них почувствовал великую ответственность за судьбу  государства  и  ясно  понял, что благополучие нации зависит от нас  самих,  от  нашей  самоотверженности, организованности,  готовности  к  труду,  высокой  работоспособности.  Время бессильна ослабить память человечества о  неизменной  стойкости  и  мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у  истоков  этого  ратного  и трудового подвига.

        С чего начинается патриотическое воспитание? Станет ли патриотизм личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга?

        Давайте на минуточку задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что?» А кто-то глубоко задумается. Что ж, раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни.

        Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе стало воспитание патриотизма. Это, на мой взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. Только на основе возвышающего чувства патриотизма и корневых национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за её могущество, честь и независимость. О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

       Я считаю,  что  воспитание  гражданственности  и  патриотизма  -  это целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания,  чувства верности своему Отечеству, готовности  к  выполнению  гражданского  долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно  на развитие личности,  обладающей  качествами  гражданина -  патриота  Родины  и способной успешно выполнять  гражданские  обязанности  в  мирное  и  военное время.

        Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств  на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения  поспевать  за  жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в  такой  же мере подвижен, изменчив. Добиться, чтобы каждый понял, что не только нужно брать от жизни, но и уметь отдавать другим, - это  трудное  и довольно тонкое дело. Пожалуй, только школа остаётся единственным островком, где пытаются воспитать подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов.

Спектр мероприятий по патриотическому воспитанию достаточно широк. Перечислю основные из них:

  1. Месячник оборонно-массовой и спортивной работы;
  2. Районная (заочная)
  3. Военно-спортивная игра  «Командарм – Патриот»;
  4. Конкурс патриотической песни «Русский характер»;
  5. Международный литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!»;
  6. Декада воинской Славы

Наши  мальчишки ежегодно принимают участие в районных спартакиадах, где занимают призовые места. А какой эмоциональный настрой даёт   школьная игра  «Зарница», где результат зависит от каждого в отдельности и от команды в целом. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что  наряду со множеством профессий, предоставленных  ему  обществом  для  выбора,  есть такая,  которой  он  должен  овладеть  обязательно, -   профессия   защитника   Отечества.    

Ежегодно десятиклассники проходят  военные сборы допризывников. Эти сборы, развеяли всякие сомнения в таком вопросе, как «Служить или не служить в армии?» - все были единодушны: «Служить!».

Шефская помощь  в ходе акции «Помощь ветеранам» стала не единичным визитом вежливости  накануне праздников Дня Защитника Отечества и Дня Победы, а просто реальной заботой о конкретном человеке: более 5 лет мы с детьми общаемся с ветераном ВОВ Рыбъяковой Агнией Никитичной. Наша первая встреча состоялась в канун Дня Победы. Встреча была очень эмоциональной, и дети не могли удержаться, чтобы не  сделать что-то полезное для этой  89-летней женщины. Эти отношения с годами переросли в дружбу, которая была необходима не только пожилой женщине, но и моим МОРЖАМ. Помощь по дому, задушевное  общение с живым свидетелем  тех грозных событий помогло приобрести  детям бесценный опыт,  и способствовали развитию человеческих качеств: сострадания, милосердия, взаимопонимания.

Я верю в педагогику авторитета – это антипод педагогики авторитарной. Стараюсь, чтобы  на уроках мужества, учащиеся имели возможность встретиться с непосредственными участниками реальных событий: ветеранами ВОВ, локальных конфликтов; молодыми воинами-односельчанами Российской армии! Во время такой встречи можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос, а потом вместе с этими людьми поразмышлять: «А что такое Родина? Кто такой патриот?»

Гражданственность, ответственность — стержень нравственной позиции личности. Мы прослеживаем судьбы некоторых выпускников, которые предпочли учёбе в институте службу в армии. Они приходят в школу, встречаются с учениками, рассказывают о своей службе, о воинском чувстве выполненного долга.

Сколько всегда бывает положительных эмоций, когда мы принимаем участие в конкурсах рисунков, плакатов, «Слава тебе, победитель-солдат!», в районных конкурсах  творческих работ «Россия, вперёд!», где неизменно занимаем  призовые места. А сколько собрано и оформлено интереснейшей информации о родственниках и односельчанах, свидетелях грозного военного времени,

В школе ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы каждый год организуем выставки книг, посвящённых защитникам Отечества, конкурсы рисунков и плакатов. На кануне Дня Победы проводим разные акции. 9 Мая наши лучшие ребята  несут Почетный караул и возлагают венки и цветы к памятнику.  

          У  каждого  народа  есть  свои  нравственные  герои,  верой  и правдой  служившие  своему  Отечеству.  На  примере  наших  предков  мы  стараемся  воспитывать  своих  воспитанников.  Наша  школа – интернат  стала  местом,  где  ведется  целенаправленная  работа  по  воспитанию  патриотов  нашей  Родины.  Людей,  которые  будут  гордиться   своей  Родиной,  а  значит,  когда  это  необходимо,  смогут  её  защитить  и  приумножить  её славу  как  их  отцы  и деды.

         Вторая  мировая  война,  а  для  нашей  страны  Великая  Отечественная  для  многих  ребят  ушла  в  далекое  прошлое,  но  они  помнят  людей,  которые  отстояли  Россию, ведь  эти  люди  сегодня  рядом  с  нами.  Это  они  помогают  ребятам   стать  настоящими  патриотами  своей  Родины.

9 мая 2013 года исполнилось 68 лет, как советский народ разгромил немецкий фашизм, несший народам мира рабство. Живых героев тех огненных лет в нашем селе осталось совсем мало,  но мы помним и чтим своих спасателей, отдавая им должное. Рядом с нами живут  ветераны Великой Отечественной войны,  самоотверженным трудом крепившие оборону и тыл: Рыбъякова Агния Никитична, Хороля Ларо, Сэротэтто Константин, Сэротэтто Максим.  Поэтому каждый год в начале мая  для тружеников тыла мы проводим литературно-музыкальную композицию, операцию «Помощь ветеранам» и акции «Георгиевская ленточка», «Парад победителей» и «Свеча памяти».            

Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.  

Патриотизм — это такое качество, включающее трудолюбие, стремление сделать что-то полезное для своей страны, ответственность за свои дела и поступки, а главное — за качество сделанного тобой. Мы не злоупотребляем этим понятием, чтобы не обветшало оно, не превратилось в пустословие. Но, думаю, что коллеги согласятся со мной: дух патриотизма живёт в нашей школе. И прежде всего — в делах наших детей, в позиции учителей, убеждённых в том, что такое воспитание нужно вести с первых же лет пребывания ребёнка в школе.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы! Без любви к Отечеству и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные нравственные качеств.

            Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты — интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные на самопожертвование во имя спасения жизни своих сограждан. Патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.    

         Большое  внимание  в  школе – интернате  уделяется  спорту.  Есть  секции  футбола,  волейбола  и   баскетбола.  Занимаются  все  желающие  с 1  по  11  класс.  Есть  секции  атлетической  и  оздоровительной  гимнастики.  Есть  секции  по  теннису,  по  национальным  видам  спорта.  Школа –интернат   открыта  для  детей  с  8  утра  до  22  часов.  Дети  в  нашей  школе – интернате  подтянутые,  вежливые  и  доброжелательные.  Опыт  школы – интерната  показывает,  что  весь  учебный  и  воспитательный  процесс  может  сопровождаться  укреплением  здоровья,  развитием  образного  мышления  и  гармоничного  восприятия  окружающего  мира.

         В коротком  материале  нельзя  познакомить  всё.  Что  я  провожу  и  показать  все  особенности   организации   учебно – воспитательного  процесса.  Главное,  что  я  стремлюсь  дать  детям  хорошее  образование  и  вырастить  их  психически,  физически  и  нравственно  здоровыми  людьми,  достойными  гражданами  и  патриотами  нашей  Родины – России.

 

              Краткие  выводы:    

        1.Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы  формирования  патриотического  сознания  у  детей  и   юношеств.

        2. Я  не  претендую  на  абсолютную  истину  в  воспитании,  но  анализ  показывает,  что  работа  по  патриотическому  воспитанию  весьма  положительно  влияет  на  дисциплину,  культуру  поведения  и  отношение  воспитанников  к  таким  ценностям,  как:  Родина,  честь,  достоинство,  свобода,  ответственность.

        3. Решающим  условием  успех  в  воспитании  воспитанников  являются  комплексный  подход,  использование  всех  форм  воспитания:  патриотического,  физического,  эстетического  и  нравственного.

                                 

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя

На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...

План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год

Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....

Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска

В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...

Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната

Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...

Организация процесса здоровьясбережения и здоровьясохранения обучающихся в воспитательной работе школы - интернате

Выступление на педогагическом советеВступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья ребенка является не только важной медицинск...

Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната

Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы ча...