"Подвиг во имя Родины"
классный час (6 класс) на тему

Васильева Елена Николаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Подвиг во имя Родины" посвящени истории Великой Отечественной войны на территории Тверской области. Краеведческой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подвиг во имя Родины80 КБ
Office presentation icon В пламени войны2.42 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Озерки

Разработка конспекта внеклассного мероприятия, посвященного 68-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне

«Подвиг во имя Родины. Великая Отечественная война на Тверской земле»

 

Работа выполнена: классным руководителем 6-го класса,  

                                      учителем русского языка и литературы      

                                      Васильевой Е. Н.

                   

                                           2013


Пояснительная записка

         Внеклассное мероприятие «Подвиг во имя Родины. Великая Отечественная война на Тверской земле» посвящено истории Тверской земли в годы Великой Отечественной войны. Это мероприятие явилось итогом большой работы учащихся и учителя русского языка и литературы (классного руководителя 6-го класса), это коллективное творческое дело.

Участники: учащиеся 5 - 8 классов МОУ СОШ пос. Озерки.

Формы и методы реализации.

Подготовка к мероприятию состояла из нескольких этапов:

  1. Выбор и обсуждение темы внеклассного мероприятия. Ученикам 6 класса было предложено на выбор несколько тем классных мероприятий, посвященных 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. После обсуждения дети решили, что для них наиболее близка и интересна тема «Тверская область во время войны».
  2. Совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой, поиск материалов в Интернете, разработка сценария, репетиции. Класс был поделен на несколько групп, которые искали материал по заданной теме.
  3. Самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений. Основная роль в проведении внеклассного мероприятия отведена учащимся, так как информация, преподнесенная сверстниками, воспринимается лучше, и дети, выступая в роли докладчиков, серьезнее относятся к тем событиям, о которых рассказывают.
  4. Работа учащихся по написанию сочинений. К классному часу ученики искали не только информацию о Великой Отечественной войне на Тверской земле, но и готовили сочинения о своих родственниках, прошедших войну, о военном детстве своих близких, о работе родственников на трудовом фронте. Был подготовлен интересный материал, который можно  использовать  не только на этом мероприятии, но и на уроках литературы, истории, краеведении. В написании сочинений, в поиске материалов о родственниках детям помогали родители, что очень важно. На классном часе ребята зачитывали свои сочинения и с гордостью говорили о своих семьях.
  5. Проведение мероприятия. Время проведения – 2 часа.

Цели:

  1. Воспитывать  чувство патриотизма, гражданской ответственности, нравственные качества человека, уважение и бережное отношение к Миру, ненависть к войне.
  2. Пополнить знания об истории Тверской области, расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, происходящих на Тверской земле.
  3. Развивать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование:

  1. репродукции картин, посвященных войне,
  2. выставка книг о ВОВ,
  3. сочинения учащихся,
  4. семейные фотографии времен войны,
  5. аудиозаписи песен о войне,
  6. карта Тверской области,
  7. презентация, документальный фильм о ВОВ.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
  2. участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления;
  3. положительная мотивация учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны

В России нет ни одной семьи, в которой бы не звучали отголоски Великой Отечественной войны, но подрастающее поколение воспринимает Победу над фашистской Германией во Второй мировой войне как историческое событие. Наше мероприятие ставит перед собой целью сохранить в сердцах детей не только историческую значимость Победы 1945 года, но и помочь прочувствовать горькую, жестокую цену Победы.

Роль и место темы:

         Материал, собранный в ходе работы  может быть использован:

  1.  На уроках литературы, истории, краеведения.
  2. Во внеурочной деятельности – классные часы,  уроки мужества,   экскурсии
  3. Публикация в местной прессе.

Сценарий мероприятия

Подвиг во имя Родины

Великая Отечественная война на Тверской земле

Эпиграф:

Опять война, опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: "Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И может показаться правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна...

                                           

Ход мероприятия

Классный руководитель:  Великая Отечественная война была труднейшим испытанием и величайшим подвигом нашего народа. Человечество никогда не должно забыть, что именно Советский Союз спас мир от угрозы фашизма. Для этого мы сами всегда должны помнить о страшных днях войны, о жертвах, которые принес наш народ ради того, чтобы мы могли спокойно жить на родной земле, растить детей, радоваться каждому новому дню.

   Вы, сегодняшние школьники, уже правнуки и даже праправнуки солдат Великой Отечественной. Нам с вами сегодня предстоит вспомнить и пережить события Великой Отечественной войны.

                                           

  Часть первая

«…Завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае…»

Ученик:  Июнь. Клонился к вечеру закат.

       И теплой ночи разливалось море.

       И раздавался звонкий смех ребят,

      Не знающих, не ведающих горя.

      Июнь! Тогда еще не знали мы,

      Со школьных вечеров домой шагая,

      Что завтра будет первый день войны,

      А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.  (Слайд 2)

Ученик: 22 июня 1941 г. На нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война нашего народа, которая длилась 1418 дней и ночей. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
(1куплет «Священная война»)   (Слайд 3)

Классный руководитель:  К началу ВОВ в состав Калининской области входило 69 районов. На западе она граничила с Латвией, включала обширные территории современных Псковской и Новгородской областей. Поэтому военные действия с первых дней войны разворачивались в близости от её границ. Через две недели после начала войны боевые действия проходили на территории Калининской области.

Ученик: 22 июня 1941года Указом Президиума Верховного Совета в Калининской области было объявлено военное положение. Вслед за этим объявили мобилизацию. Развернулось активное добровольческое движение. Многие люди добровольно являлись на сборные пункты, записывались в ряды Красной Армии и отправлялись на фронт. В первые месяцы войны на фронт ушли 225 тысяч жителей нашей области. (Слайды4-7)

Ученица: Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите… Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава

Ученик: Область начала жить по законам военного времени. С 25 июня 1941года началась организация противовоздушной обороны.

В июле-октябре вывезено оборудование более 50 крупных предприятий, 4500 вагонов с хлебом, свыше 600 тысяч голов скота и многое др.

Началось строительство линии обороны. Оборонительный рубеж протяженностью 240 километров должен был пересечь область с севера на юг по линии Осташков – Селижарово – Молодой Труд – Оленино – Ржев.

(Отмечаем на карте)

Ученик: В августе 1941г. Фашисты захватили 19 районов Калининской области. На оккупированных территориях создавались партизанские отряды.  

В июле-октябре 1941г. Было организовано более 30 отрядов.

Часть вторая

«Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец,

Я убит и не знаю,

 Наш ли Ржев, наконец?»

Классный руководитель:  В октябре 1941 г. Командование германских вооруженных сил начало подготовку к проведению операции «Тайфун», целью которой было окружение Москвы с севера и юга. В начале октября противник прорвал линию обороны Западного фронта. Четыре армии попали в окружение под Вязьмой. Калининское направление приобретает особенно важное значение. Через нашу область для немецкой армии проходит дорога на Москву.

Ученик: Немецкое наступление развивается стремительно. Слайд 8

4 октября взят г. Белый, 7 октября – Андреаполь, 8 – Нелидово и Пено, 11 октября – Зубцов, 12 – Старица и Оленино. В ночь на 12 октября подвергся жестокой бомбардировке Калинин. Днем бомбили снова. Город пылал. Танки и мотопехота врага двигается по Старицкому шоссе. (Слайд 9 -11)

Ученик: Советские войска героически сражались и предпринимали контратаки. Одним из самых ярких событий в боях за Калинин является рейд 21-й отдельной танковой бригады по тылам противника. После разгрузки на станциях Завидово и Решетниково бригада получила приказ наступать на Калинин.   Слайд(12 -16)

Ученик: Совершив скрытый марш до деревни Тургиново, утром 17 октября 35 танков, преодолевая ожесточённое сопротивление врага, двинулись к Калинину. Достигнуть южной окраины города удалось восьми машинам, один танк (командир ст. сержант С.Х. Горобец) ворвался в областной центр и навёл панику среди гитлеровцев. В боях бригада потеряла 11 танков и 35 человек убитыми и ранеными. Погибли командир полка Герой Советского Союза майор М.А. Лукин и командир танкового батальона Герой Советского Союза капитан М.П. Агибалов. Наши танкисты уничтожили и повредили 15 немецких танков, десятки орудий, автомашин и мотоциклов.

Ученик: Гитлеровцы имели превосходство в живой силе, танках и артиллерии в 2-3 раза. К концу октября фронт стабилизировался, но в середине ноября фашисты перешли в наступление. Им удалось прорвать оборону на стыке Западного и Калининского фронтов и выйти к Волге в районе Завидова. 23 ноября противник захватил  Клин, а через пять дней вышел к каналу Москва-Волга и форсировал его у г. Яхрома. Возникла серьёзная угроза Москве с севера.

Ученик: В начале декабря войска Калининского фронта оборонялись на линии в 250 км. С воздуха войска поддерживали авиационные соединения общей численностью более 80 самолётов. За время оборонительных боёв, сковав 13 дивизий противника, советские войска на калининском направлении уничтожили около 35 тыс. немецких солдат и офицеров, вывели из строя большое количество техники: 150 танков, 150 орудий и др. Значительные потери понесли и войска Калининского фронта — свыше 50 тыс. убитыми и ранеными.

Ученик:  (Слайд 17) 5 декабря 1941 г. началась Калининская наступательная операция. Одновременно развернулись сражения на советско-германском фронте протяжённостью свыше 1000 км.

(Фильм «Освобождение Калинина»)

В результате ожесточённых боёв 16 декабря соединения 29-й и 31-й армий выбили немцев из Калинина, который явился первым областным центром, освобождённым Красной Армией в ходе войны. (Слайд18 - 22)

Ученик: Вслед за этой операцией на территории области соединения Северо-Западного, Калининского и Западного фронтов провели последовательно ещё четыре наступательные операции. Ржевско-Вяземская операция развивалась с 8 января по 20 апреля 1942 г., фашистов отбросили на 80-250 км к западу. (Слайд23)

Торопецко-Холмская операция проходила с 9 января по 6 февраля. Красная Армия продвинулась на 250 км, освободив западные районы области и города Андреаполь и Торопец. (Слайд24 – 28)

Ученик: С 30 июля по 23 августа в ходе Ржевско-Сычёвской операции советские войска встретили ожесточённое сопротивление гитлеровцев и смогли оттеснить противника только на 30-45 км. (Слайд29 - 30)

В обороне немцев образовался ржевско-вяземский выступ, имевший 160 км в глубину и 200 км в ширину. Командование противника сосредоточило здесь много живой силы и военной техники. В 1943 г. с целью ликвидации Ржевского выступа войска Калининского и Западного фронтов со 2 по 31 марта осуществили Ржевско-Вяземскую операцию, освободив Ржев (3 марта), Оленино (4 марта), Белый (10 марта). Немцы отступили на 130-160 км. (Слайд29-35)

Кровопролитные бои под Ржевом шли больше года. Город был стёрт с лица земли, разрушены все промышленные предприятия и учреждения, уничтожено 95% зданий и жилых домов. Перед войной в городе проживало 55 тыс. жителей, а к моменту освобождения осталось всего 362 человека. На территории Ржевского района в воинских захоронениях покоятся останки около 72 тыс. советских воинов. (Слайд36-39)

20 октября 1943 г. в связи с изменением стратегической цели и задач Калининский фронт переименован в 1-й Прибалтийский. Освобождение области (в границах довоенного  времени) завершилось в июле 1944 г.

Ученик: Широкий размах на оккупированной территории области получило партизанское и подпольное движение. В течение 1941-1944 гг. действовали 23 партизанские бригады, 100 отдельных отрядов и групп, в которых сражались с врагом около 14 тыс. партизан. Они уничтожили десятки тысяч оккупантов, около 690 эшелонов с военной техникой, снаряжением и войсками, около 3 тыс. автомашин, 111 складов с боеприпасами и продовольствием, 38 танков. Свыше 5 тыс. калининских партизан награждены орденами и медалями. Елизавете Чайкиной и Николаю Горячеву присвоено звание Героя Советского Союза. (Слайд40 -42)

Часть третья

«Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть…»

Ученик:  (Слайд43)
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май.  

А. Сурков, 1942 г

Классный руководитель:  С каждым днем, с каждой минутой приближал наш народ Победу. Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Всмотримся в лица тех, кто уходил на войну (фотографии). Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу нашей Родины.
Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.
Музыка к песне «Эх дороги, пыль да туман» (Слайд44-54) 

Часть четвертая

Лента Памяти
Те ученики, у кого кто-то воевал из близких, выходят, на стенд прикрепляют фотографию, кратко говорят о том, кто это, и зажигают свечу.

Минута молчания.

Ученик: 
Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край.
И как на землю падали солдаты
Убитыми... Живой, не забывай!
ФАКТЫ:

Ученик: 27 миллионов погибших на 2600 км. Что значит, практически 10 400 убитых душ на один км, 10 человек на каждый метр земли. Слайд 55

Ученик: 27 миллионов погибших за 1418 дней. Что значит, практически 19000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту. Слайд56

Ученик: 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой. Только представьте себе! Каждый шестой житель страны Россия пал в сражении за Родину, за светлое будущее! Слайд57

Ученик:27 миллионов погибших… А сколько эта цифра содержит еще не родившихся детей? Сколько сирот и вдов? Чем же измерить человеческое горе, с чем сравнить несоизмеримые муки народа?.. Слайд58

Слайды и речь учащихся сопровождает музыка песни «Бухенвальдский набат»

Классный руководитель:

Дни весны наступающей им уже не даны.
На минуту встаньте, товарищи,
В память всех не пришедших с войны.
Слайд59

В заключение классного часа играет песня «День Победы»

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.dayudm.ru/article.phpid=3121 
  2. http://animashky.ru/index/0-19?14-10 
  3. http://images.yandex.ru/ 

Литература:

  1. Великая Отечественная война 1941–1945: Словарь-справочник М. М. Кирьянова. – М., 1985.
  2. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне.  Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. – М.: Советская Россия, 1980.
  3. Журнал «Воспитание школьников».- 2005 № 3.
  4. Журнал «ПедСовет». -2008 № 1
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем».- 2003 № 4.
  6.  «Классный руководитель», № 8 – 2004.
  7. «Классный руководитель», № 1 – 2005
  8. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М.: Молодая Гвардия, 1985.
  9. Советская энциклопедия Великой Отечественной войны в 1941-  

1945. Москва 1985.

  1. Солнце над Волгой. Сост. Егоров А. Камянский В. – «Московский   рабочий» 1967
  2. Тверской край в годы Великой Отечественной войны.  Тверь     2009.
  3. Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М.:   Аванта, 1997.
  4.   Энциклопедия для детей. Т. 5: История России ХХ век.  Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта Плюс, 1996.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ Работа выполнена: классным руководителем 8-го класса, учителем русского языка и литературы Васильевой Е. Н.

Слайд 2

Июнь. Клонился к вечеру закат. И теплой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь! Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров домой шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Слайд 5

4 октября взят г. Белый, 7 октября – Андреаполь, 8 октября – Нелидово и Пено, 11 октября – Зубцов, 12 октября – Старица и Оленино. В ночь на 12 октября подвергся жестокой бомбардировке Калинин

Слайд 9

5 декабря 1941 г. началась Калининская наступательная операция. Одновременно развернулись сражения на советско-германском фронте протяжённостью свыше 1000 км.

Слайд 13

16 декабря соединения 29-й и 31-й армий выбили немцев из Калинина, который явился первым областным центром, освобождённым Красной Армией в ходе войны

Слайд 16

На территории области было проведено четыре наступательные операции: Ржевско-Вяземская операция развивалась с 8 января по 20 апреля 1942 г ., фашистов отбросили на 80-250 км к западу

Слайд 19

Торопецко-Холмская операция проходила с 9 января по 6 февраля. Красная Армия продвинулась на 250 км, освободив западные районы об­ласти и города Андреаполь и Торопец

Слайд 23

С 30 июля по 23 августа в ходе Ржевско-Сычёвской операции советские войска встретили ожесточённое сопротивление гит­леровцев и смогли оттеснить противника только на 30-45 км.

Слайд 25

В 1943 г. с целью ликвидации Ржевского выступа войска Калининского и Западного фронтов со 2 по 31 марта осуществили Ржевско-Вяземскую операцию

Слайд 28

3 марта 1943 г. освобожден Ржев Город был стёрт с лица земли, разрушены все промышленные предприятия и учреждения, уничтожено 95% зданий и жилых домов. Перед войной в городе проживало 55 тыс. жителей, а к моменту осво­бождения осталось всего 362 человека

Слайд 32

На территории области действовало: 23 партизанские бригады 14 тыс. партизан Уничтожено: 690 эшелонов с военной техникой 3 тыс. автомашин 111 складов с боеприпасами 38 танков

Слайд 33

Свыше 5 тыс. калининских партизан награждены орденами и медалями. Елизавете Чайкиной присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 34

Испытало нас время свинцом и огнем, Стали нервы железу под стать. Победим. И вернемся. И радость вернем. И сумеем за все наверстать. А. Сурков, 1942 г .

Слайд 35

Не забывай кровавые закаты, Когда в руинах был родимый край. И как на землю падали солдаты Убитыми... Живой, не забывай!

Слайд 38

27 миллионов погибших на 2600 км. Что значит, практически 10 400 убитых душ на один км, 10 человек на каждый метр земли.

Слайд 39

27 миллионов погибших за 1418 дней. Что значит, практически 19000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту

Слайд 40

27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой. Только представьте себе! Каждый шестой житель страны Россия пал в сражении за Родину, за светлое будущее!

Слайд 41

27 миллионов погибших… А сколько эта цифра содержит еще не родившихся детей? Сколько сирот и вдов? Чем же измерить человеческое горе, с чем сравнить несоизмеримые муки народа?..

Слайд 42

Дни весны наступающей им уже не даны. На минуту встаньте, товарищи, В память всех не пришедших с войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный подвиг перед Родиной и Верой.

Подвиг монахов и священников в годы Великой Отечественной войны....

Духовный подвиг перед Родиной и верой. (презентация).

Подвиг монахов и священников в годы войны....

Кузбассовцы-подвиги за Родину

Конспект классного часа к 9 мая...

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Классный час "Россия - наша Родина (история подвигов)".

Классный час "Россия - наша Родина (история подвигов)"....

Сценарий фестиваля военно-патриотической песни "О Родине, о подвигах, о славе"

Школьный фестиваль военно-патриотической песни "О Родине, о подвигах, о славе" - полный сценарий для ведущих, организаторов с наименованиями песен в исполнении школьного хора, солистов...