Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)
методическая разработка по краеведению на тему

Мишина Ольга Валентиновна

Методическая разработка

экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63

«Выпускники школы №63-защитники Родины»

(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_oni_srazhalis_za_rodinu.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63

«Выпускники школы №63-защитники Родины»

(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Разработчик:  О.В. Мишина, руководитель кружка «Музееведение»  

Время экскурсии:

2-8 кл. - 30 мин,

9-11 кл. - 40 мин.

Концепция:

Цель: формированию гордости за историческое прошлое своей школы, своего края, страны.

Задачи:

  1. повышать духовный и интеллектуальный уровень развития учащихся.
  2. способствовать осознанию преемственной связи поколений.
  3. вызвать чувство гордости, за тех, кто проявил героизм, стойкость, мужество на фронте.

Вид экскурсии:

  • по содержанию - тематическая (историческая) (исторический период в жизни страны (период Великой Отечественной войны), события в которых принимали участие выпускники школы);
  • по составу участников - учащиеся школы 2-11 классов;
  • по месту проведения экскурсии – музейный уголок школы;

Отбор объектов:

  1. фотографии выпускников (Мерзлов В, Гафнер И, Копасов Е, Строков Е, Петров А, Иванова В, Цаплина В, Лялина В, Марков И, Кубарев Е, Жижин В.) (основной фонд, инв. №)
  2. Справка лейтенанта Леина А.И.№1 (основной фонд, инв. №)
  3. Справка лейтенанта Леина А.И №2. (основной фонд, инв. №)
  4. Извещение о гибели Гафнера Игоря Робертовича (копия) (основной фонд, инв.№)
  5. Персональные сведения о захороненных в братской могиле с. Яблонов (копия, основной фонд, инв.№)
  6. Персональные сведения о гибели Иванова В. (копия, основной фонд, инв.№)
  7. Персональные сведения о гибели Баскакова Василия (копия, основной фонд, инв.№)
  8. Именной список, умерших от ран по эвакогоспиталю №1912 (копия, основной фонд, инв.№)
  9. Персональные сведения о захороненных в братской могиле №3 в г. Воронеже (копия, основной фонд, инв.№)
  10. Персональные сведения об убитых в бою у деревни Власово (копия, основной фонд, инв.№)
  11. Персональные сведения о Маркове Игоре (копия, основной фонд, инв.№)
  12. Именной список, умерших по эвакогоспиталю №2102, эвакопункта №3 (копия, основной фонд, инв.№)
  13. Персональные сведения об убитых в бою у деревни Сопки, Холмского района (копия, основной фонд, инв.№)
  14. Персональные сведения о Чернякове Евгении, пропавшем без вести (копия, основной фонд, инв.№)
  15.  Приказ войскам 52 армии о награждении орденом Отечественной войны 2 степени (копия, основной фонд, инв.№).
  16. Наградной лист Кубарева Е.М. (копия, основной фонд, инв.№).
  17. Наградной лист Леина А.И. (копия, основной фонд, инв.№).
  18. Приказ №029/н о награждении Орденом Красной Звезды гвардии лейтенанта Леина А.И. (копия, основной фонд, инв.№).
  19. Приказ №077/н о награждении медалью «За отвагу» Малышева Ю.И. (копия, основной фонд, инв.№).
  20. Наградной лист Малышева Ю.И. (копия, основной фонд, инв.№).
  21. Наградной лист Маркина Е.П. (копия, основной фонд, инв.№).
  22. Наградной лист Сверженского В.С. (копия, основной фонд, инв.№).

Оборудование: компьютер, проектор.

Методические приемы:

  • рассказ (комментирование);
  • показ экспонатов;
  • работа с копиями документов.

Литература:

1.        Методика проведения экскурсии (в помощь методисту школьного музея). Составитель сборника методист по работе со школьными музеями ЦДЮТур  Коптева Г.Ю. Самара 2010.

2.        Методические рекомендации. Copyright © «Самарский областной историко-краеведческий музей им. Алабина». 2004-2009.

3.        Экскурсоведение. Учебник http://fictionbook.ru

Содержание экскурсии:

I. Вступительная часть: тема экскурсии, события, которым посвящена.

II. Основная часть:

  1. рассказ о выпускниках, погибших на фронте, демонстрация документов, копий документов, фотографий выпускников;
  2. рассказ о выпускниках, прошедших войну, демонстрация документов, копий документов, фотографий.

III. Заключение.

«Маршрут

экскурсии»

«Место

остановки»

«Объекты

показа»

«Продолжительность экскурсии»

«Наименование подтем и перечень основных вопросов»

Организационные

указания

Методические

указания

Мобильный стенд

Карта «Великая Отечественная война»

известные места гибели выпускников школы  

1 мин.

  1. вступительное слово о войне, стихотворение выпускницы школы Казберовой О.

Группа располагается так, чтобы все видели карту

Показать территории, на которых сражались и погибли выпускники школы  

Витрина №1

витрина

Книга приказов по школе 1941-45 гг.

1мин.

  1. сведения о жизни школы  в годы войны

Группа располагается так, чтобы все видели книгу приказов

зачитать выдержки из книги приказов

Стационарный стенд №1

Стенд «Школа №63 в годы Великой Отечественной войны»

Фотографии выпускников 1939, 40, 41 годов

1 мин.

надпись на оборотной стороне фотографии выпуска 1941 года.

Переход к стационарному стенду  

Образный рассказ

Стационарный стенд №2, витрина №1

«Выпускники школы – защитники Родины»

Фотографии Мерзлова, Маркова, Гафнера, Копасова, Строкова, Петрова, Иванова, Цаплина, Лялина,

документы, извещение, именные списки о гибели и захоронениях.

20 мин.

Выпускники школы, погибшие на войне

Группа располагается так, чтобы все видели документы и фотографии.

Показать фотографии, документы

Акцентировать внимание на мужество, стойкость, отвагу, проявленную выпускниками на фронте.

Выразительное чтение стихотворение в память о погибших.

Задать вопрос: « А у вас ребята есть родственники, воевавшие на войне?»

Стационарный стенд №2, витрина №1

«Выпускники школы – защитники Родины»

фотографии, справки Леина, копии наградных листов Леина, Кубарева, Хайкина, Маркина, Малышева, Сверженского, письмо Жижина.

10 мин.

Выпускники школы, встретившие Великую Победу.

Группа располагается так, чтобы все видели документы и фотографии.

Показать фотографии, документы

Акцентировать внимание на мужество, стойкость, отвагу, проявленную выпускниками на фронте.

Зачитывает сведения о подвиге Маркина Евгения, указывает на награды, полученные выпускниками.

Карточка экскурсовода № 1

Все дальше и дальше уводит нас история от трагедии, обрушившейся на советский народ, от тягот, лишений и испытаний, выпавших на долю поколения наших дедов и прадедов. 27 миллион жизней советских людей положено на алтарь Великой Отечественной войны.

Карточка экскурсовода № 2

Война!

О ней мы знаем понаслышке.

В стихах, в кино, читаем книжки.

Но встреча с вами не кино.

Мы помним, что давным-давно

Вы мир и счастье защищали

И о любви не забывали.

Потом Ваш ратный, мирный труд

Стал, словно камень – изумруд.

Вы потом, кровью все нам дали.

А мы взамен любой медали        

Хотим, чтоб горя вы не знали.

Здоровье, счастье – все для Вас.

Ведь Вы ВСЕ сделали для нас!

Это стихотворение написала талантливая выпускница нашей школы Казберова Ольга, оно было напечатано в школьной газете «Алабенец». Основной гордостью школы во все времена являются ее выпускники, ибо по их деяниям судят  о школе в целом.

Карточка экскурсовода №3

Сегодня мы вспоминаем тех, кто ценой своей жизни завоевал свободу нашей Родины, дал нам возможность жить и учится. Мы отдаем дань уважения и любви ветеранам – фронтовикам, блокадникам, труженикам тыла. Они знают цену таким словам, как Родина, честь, долг, патриотизм.

Карточка экскурсовода №4

Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о тех выпускниках нашей школы, которые мужественно сражались на фронте, многим  из них не суждено было вернуться домой. Учащиеся нашей школы 1939-1943 годов выпуска практически все внесли свой вклад в дело разгрома фашизма. По материалам и документам школьного архива мы много узнали о тех трудных годах, которые пережила наша школа. К сожалению, по прошествии  стольких лет, не все имена выпускников тех лет удалось восстановить, судьба многих остается не известной.

Карточка экскурсовода №2

Ах война, что ж ты сделала, подлая;

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом, солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайся вернуться назад.

На этой фотографии ученики 10 класса (выпуск 1941 года). На оборотной стороне неизвестный оставил надпись: «Почти все погибли на войне. Вглядитесь в эти лица. Кто остался жив? Единицы?»

Карточка экскурсовода №5

Часть имен выпускников нам удалось восстановить и сегодня мы расскажем об их судьбе.

Мерзлов Валерий Иванович родился в 1919 году. Служил в 96 гвардейской дивизии, был кандидатом в ВКП (б), начальником химической службы полка, воинское звание - капитан. Последнее место пребывания: эвакогоспиталь №2102. Умер 27.11.1943 года от ран. В документах содержится информация, что Валерий скончался от сепсиса, дистрофии и истощения. Среди родных упоминается мама - Мерзлова Ольга Ивановна, проживающая на улице Водников, 66.

Карточка экскурсовода №6

Марков Игорь Олегович, 1921 года рождения, член ВЛКСМ. Игорь был призван в ряды РККА в 1940 году Куйбышевским городским военным комиссариатом. Проходил службу в 4 штурмовом авиационном корпусе 657 ШАП (штурмового авиационного полка) в звании младший лейтенант. 19.10.1944 года не вернулся с боевого задания, его самолет был сбит, Игорь пропал без вести. Среди родных назван его отец Марков Оскар Осипович, проживавший по адресу ул. Ст. Разина 101.

Карточка экскурсовода №1

Гафнер Игорь Робертович, 1923 года рождения. Проходил службу в 209 отдельном отряде разминирования, был сапером. Погиб 15 октября 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей в с. Яблоново, Косовского района, Ивано - Франковской области. Погиб в звании рядового. Отцу пришло извещение о гибели сына как героя и мужественного защитника отечества.

Карточка экскурсовода №2

  1. На обороте этой фотографии обнаружены слова мамы Копасова Евгения: «………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………», Жене было 18 лет, когда он был призван на фронт. Воевал в 199 танковой бригаде, звание – сержант, был радистом. Умер от болезни 17.04.1942. Болел сыпным тифом и бронхитом. Захоронен в городе Воронеже, на городском Коминтерновском кладбище, квартал 7, в братской могиле №3. В документах указано имя матери Копасовой Валентины Васильевны, проживающей на улице Венцека 38.

Карточка экскурсовода №3

Строков Евгений Михайлович, 1923 года рождения, выпускник нашей школы и сын учительницы школы Строковой Натальи Евгеньевны, сержант, командир отделения, член ВЛКСМ. 10 ноября 1941 года был призван в армию. В декабре 1943 года пропал без вести. Еще долго мать ждала сына с фронта.

Карточка экскурсовода №4

В школьном архиве сохранилась фотография Петрова Алексея. Нам практически ничего неизвестно о нем. Проживал он на улице Фрунзе 110, призван в ряды РККА в 19 лет рядовым. Убит 24 февраля 1942 года. В документах всегда упоминается имя и адрес родственника, кому необходимо было сообщать о смерти бойца. Напротив фамилии Алексея упоминается его отец Петров Алексей Алексеевич.

Карточка экскурсовода №5

Баскаков Василий Павлович был телефонистом в 236-м гвардейском стрелковом  полку. Был убит 23 августа 1943 года. В Куйбышеве осталась его мама: Баскакова Лукерья Христофоровна, проживающая на улице Фрунзе 23.

Карточка экскурсовода №6

О судьбе Иванова Валерьяна Васильевича мы знаем многое.

Иванов Валерьян родился в 1921 году в семье учителей Иванова Василия Дмитриевича и Тюриной Анны Григорьевны. В семье звали его Валя. В 1935 году семья переехала в город Куйбышев.

Очень рано Валерьян стал увлекаться спортом: ходить на лыжах, кататься на коньках, занимался гимнастикой. В 13 лет он имел звание юного ворошиловского стрелка. Уже в 14 лет имел дробовик и пристрастился к охоте. Особенно его увлекало все то, что было связано с ВМФ. Валя всегда ходил в тельняшке, форменке с воротником, бушлате, бескозырке и брюках клеш. Никаких других костюмов не признавал. В средней школе №63 он руководил кружком военно-морского дела, куда он поступил в 1935 году. Одновременно с обучением в школе Валя состоял учащимся в Куйбышевской школе военно-морского обучения. В октябре 1940 года Валерьяна призвали на службу, первоначально его определили в танковые войска, но после его просьб он был направлен на Тихоокеанский флот. Проходил он службу в бухте Ольга.  

Письма, которые он присылал со службы, не сохранились, но в них он писал, что служба у него идет хорошо, что он состоит в комсомольском активе, является членом товарищеского суда, работает в редакции газеты и имеет благодарность от командования. В конце 1942 года он был направлен на фронт. Последнее письмо Валя написал родителям 15 января 1943 года, а 22 февраля 1943 года пришло страшное известие о его гибели. В извещении было сказано: «Убит осколком мины и похоронен в поселке №5 Ленинградской области». Еще долго родители Валерьяна надеялись, что сын жив, уже после войны искали место захоронения сына.

Карточка экскурсовода №1

Черняков Евгений воевал на Ленинградском фронте, был рядовым 85 стрелковой дивизии. В июле 1941 года пропал без вести.  В архиве школы есть фотография молодого лейтенанта, совсем еще юного и не успевшего как следует повоевать. Цаплин Виталий - лейтенант, окончил военное училище, погиб в 1941 году;  

Карточка экскурсовода №3

В архиве школы сохранилась крохотная фотография десятиклассника Лялина Владимира, окончившего школу в 1940 году. Был призван в ряды РККА в 1941 году из г. Куйбышева. Гвардии лейтенант, член ВЛКСМ.  Был убит 18 октября 1943 года на правом берегу реки Днепр, у деревни Власово, Кременчугского района, Полтавской области. Извещение о гибели сына получил отец Александр Ефремович, проживавший в Куйбышеве на улице Фрунзе 25.

Дорогой ценой досталась советскому народу победа.

Карточка экскурсовода №2

И у мёртвых, безгласных

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

 Но она спасена.

 Наши очи померкли,

 Пламень сердца погас.

 На земле на поверки

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена,

Вам – всё это, живые.

Нам – отрада одна:

Что не даром боролись

 Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать

Карточка экскурсовода №3

Среди выпускников школы были и те, кто со слезами на глазах встречал Великую Победу.

Выпускник нашей школы Леин Аркадий Исаевич был призван в РККА с апреля 1942 года. Храбро сражался на фронте Аркадий Исаевич, дважды ему была объявлена благодарность. 7 марта 1945 года за отличные боевые действия в боях за овладение на территории Чехословакии городом Банска Штявница приказом №293 Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарищем Сталина объявлена благодарность. 30 марта 1945 года приказом №318 гвардии лейтенанту Леину за отличные боевые действия в боях по форсированию рек Грон и Нита объявлена благодарность. 29 мая 1945 года Президиумом Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, командир минометного взвода 3 гвардейского воздушно-десантного стрелкового Бухарестского полка Леин Аркадий Исаевич награжден Орденом Красной звезды.

Карточка экскурсовода №4

Хайкин Лев Григорьевич, 1922 года рождения, старший лейтенант, в РККА с 1939 года. Был призван Дзержинским РВК города Куйбышев. Награжден медалью «За боевые заслуги» 06.сентября 1943 года.

Карточка экскурсовода №5

Особенно хочется вспомнить о Кубареве Евгении Михайловиче. Он окончил в школу в 1939 году. В 1941 году ушел добровольцем на фронт. По окончании школы владел несколькими иностранными языками. Именно в армии оказалось востребованным его знание языков. Воевал он сначала на Волховском фронте, затем на 1 и 2 Украинском. Служил капитаном в должности инструктор-литератор 7 отделения политического отдела 52 армии. За период наступательных операций 1945 года проводил большую агитационную работу, писал и издавал листовки на немецком языке для войск противника, выступал в качестве диктора через окопную звуковещательную систему. Был награжден Орденом Красной звезды и «Отечественной войны 2 степени». Шесть первых лет после войны он возглавлял в Вене отдел культуры в газете «Советская Армия» для населения Австрии. В 1951 году вернулся на Родину.

Карточка экскурсовода №6

В школьном архиве сохранилось письмо Жижина Виктора Николаевича. Теплыми словами вспоминает он годы учебы в школе №63. В годы войны работал военным хирургом в различных госпиталях. 45 лет прослужил в армии, стал полковником медицинской службы, лауреатом государственной премии СССР, кандидатом медицинских наук.

Карточка экскурсовода №1

Маркин Евгений Петрович был призван на фронт в июле 1943 года. В звании младший лейтенант являлся командиром стрелкового взвода 164 Стрелкового полка 33 Стрелковой Холмской дивизии. 10 августа 1943 года был контужен, быстро восстановился и опять в строй! Наградной лист Евгения Петровича содержит информацию о том, что во время боев с 16-19 июля 1944 года проявил себя смелым и отважным командиром. Во время атак личным примером бесстрашия увлекал в бой личный состав взвода. В бою 19 июля 1944 года во время его решающего этапа, был тяжело ранен, но поле боя не оставил, пока не подоспела подмога. Только после этого он был эвакуирован в медицинский пункт. В гранатном бою, огнем гранат и автомата уничтожил 6 немцев. За мужество и стойкость был удостоен орденом «Отечественной войны 2 степени».

В документах мы узнали, что Маркин Евгений награжден орденом Красной Звезды. За период работы в полку проявил себя смелым, решительным и способным офицером. В бою за опорный пункт противника в деревне «Новый Путь 23-26 июня 1944 года взвод товарища Маркина отразил 14 контратак противника и прочно удерживал рубежи. Личный состав взвода стойко отразил натиск противника и не отдал ни одного метра занятой территории»

Карточка экскурсовода №2

Малышев Юрий Иванович - гвардии младший лейтенант, командир минометного взвода отдельного учебного батальона 110 гвардейской стрелковой дивизии. С февраля 1943 года находился на фронте. За самоотверженное выполнение заданий командования по связи с частями на марше и добросовестное отношение к порученным заданиям награжден медалью «За отвагу».

Карточка экскурсовода №3

Сверженский Валентин Сергеевич, 1921 года рождения. В РККА был призван еще до войны, в феврале 1940 года. В июне 1941 года воевал на Луцком направлении, с ноября 1942 года на Северо-Западном фронте. Получил легкую контузию 28 июня 1941 года, а 20 июня был тяжело ранен. После возвращения в строй принимал участие в апрельско-майских боях 1942 года, где также проявил смелость и решительность. После прохождения обучения был назначен на должность старшего инструктора политотдела по работе среди войск противника в 23 гвардейской стрелковой дивизии.

В обязанность старшего инструктора входило распространение листовок через разведывательное подразделение, участие в первичных опросах пленных, сбора документов о противнике. Им лично были написаны листовки для войск противника, проводились беседы с командирами и бойцами Красной Армии о противнике. В документах характеризуется как политически развитым, морально устойчивым, идеологически выдержанным работником политотдела. Был представлен к награде «Орден Красной звезды».

Карточка экскурсовода №4

Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней…И эти гвоздики дарят тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам, а тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.

Неугасима память поколения И память тех, кого так свято чтим Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим, и помолчим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Краеведческая находка 2013 года музея истории школы МБОУ лицея №1 г. Усмани Липецкой области

В данной работе представлен  результат деятельности школьного музея в плане поисковой работы.  В сохранении исторических памятников важнен не только процесс поиска  памятников истории, ...

FROM THE TURKEY’S POINT OF VIEW A WebQuest on Thanksgiving Day: Traditions & New Vision Методическая разработка Павлюк Н.Н., учителя английского языка МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №2 им.В.Г.Короленко»

Вниманию коллег представляется авторская разработка веб-квеста на уроках английского языка в старшей школе на тему "From the Turkey\'s Point of View", посвященного проблемам, связанным с традиционным п...

Методическая разработка экскурсии по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...

Презентация и методическая разработка экскурсии по выставке "Кукольная история"

Презентация выставки "Кукольная история", организованная в школьном музейном уголке, и методическая разработка экскурсии по выставке....