Методическая разработка экскурсии по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Ольга Николаевна Рыбакова.

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Шарангского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шарангская средняя общеобразовательная школа

                                                      На областной  конкурс

музеев образовательных организаций Нижегородской области

Номинация: «Презентация экспозиции »

Методическая разработка экскурсии

по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»

606840

Нижегородская область,

пгт. Шаранга,

ул. Ленина, д. 34

т.8(831 55)21496

р.п.Шаранга

2016 год

Пояснительная записка

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка – 
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем 
Юный краевед!

Основным средством патриотического воспитания в школе является школьный музей. Он выполняет множество функций, главными из которых являются: -документирование истории родного края;
-организация и ведение поисково-исследовательской работы (изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний),- сбор материала (газетный материал , объявления, фото, интервью и т.п.),-сбор предметов быта, -изучение и систематизация собранного материала.

Естественно, что школьные музеи должны быть активно включены в учебно- воспитательный процесс. Они должны дать ощущение соприкосновения со своей, местной историей, а через нее и с историей вообще. На какую бы тему ни была школьная экспозиция, в ней есть все возможности показать историзм жизни. Это расширяет кругозор, воспитывает патриотические чувства учащихся.

Одной из главных форм при решении школьным музеем задач нравственно- патриотического воспитания учащихся является экскурсия. Чтобы каждая экскурсия достигла своей цели, была результативной, воспитывала и обучала экскурсантов, необходимо обеспечить ее высокое качество. Повышение качества экскурсий, усиление их воспитательной направленности и познавательной ценности зависит от того, насколько большое внимание уделяется методике подготовки и проведения экскурсий.

Цель: знакомство с историей Шарангской средней школы

Задачи:

- показать роль школы в истории поселка;

- воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Малую Родину;

- прививать уважение к педагогам и ветеранам педагогического труда;

- воспитывать стремление учащихся к достижению высоких жизненных целей;

- прививать эстетические качества;

- расширение кругозора.

Продолжительность экскурсии: 20 минут.

Составители текста: руководители и актив музея.

Дата составления экскурсии: февраль 2015 г.

Маршрут экскурсии: Зал Славы, школьный музей, школьная библиотека  в фойе рядом с музеем (для показа видеоролика).

Подготовительный этап: Главными этапами в подготовке музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение методических приемов.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, презентация «История школы», видеоролик « Обновлённая школа»

-изображение школы в разные годы ее существования;

- фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы;

- свидетельства школьной жизни как процесса;

- атрибуты школьной жизни разного времени;

- папки с материалами о школьной жизни;

- детские сочинения, творческие работы;

Методические указания:

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом возрастных особенностей экскурсантов. Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:  прием предварительного осмотра,  зрительного сравнения,  переключения внимания,  демонстрации наглядных пособий,  экскурсионной справки, характеристики абстрагирования.

Описание.

Характеристика.

Объяснение.

Комментирование.

Репортаж.

Прием цитирования.

Прием заданий.

Прием соучастия.

Прием персонификации.

Прием отступления.

мультимедийная презентация (показ слайдов), фрагменты фильмов о школе,  создание воспитанниками праздничных стенных газет.

Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используется особый прием, который помогает лучше усвоить содержание материала, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий, ( Софронова Т.Н) Эту встречу необходимо подготовить, определив примерный круг вопросов, согласовать  время, место и продолжительность беседы.

В стенах школьного музея могут  проводиться музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея можно использовать на классных часах, встречах выпускников, открытых мероприятиях, посвящённых знаменательным  датам и праздникам.

Ожидаемый результат:

Данное воспитательное мероприятие должно обеспечить сплочение, как среди учащихся, так и среди детей и родителей в процессе совместной деятельности, а также позволит воспитать любовь и преданность родной школе, гордость за её прошлое и настоящее, стремление прославлять место, где родился и вырос.

Данная разработка позволяет формировать у учащихся нравственные, эстетические взгляды по вопросам истории школы в контексте истории посёлка.

Итогом работы должна стать разработка проекта по празднованию юбилея школы,  заинтересованность учащихся в дальнейшей исследовательской работе по сбору материала в фонды музея и их  активное участие в данном мероприятии.

После проведения  экскурсии  обязательно изучается мнение, настроение, степень участия педагогов, выпускников,  ребят и их родителей в поисковой работе.

Итоги экскурсии: Разработанный сценарий экскурсии был использован для проведения следующих мероприятий:

  1. Экскурсия «Моя школа» для учащихся начальных классов  ( 72 учащихся)
  2. Экскурсия для учащихся среднего звена во время зимних каникул (56 учащихся)
  3. Экскурсия для выпускников школы в рамках Вечера Встречи выпускников ( 110 выпускников)
  4. Экскурсии  для руководителей глав администраций, руководителей предприятий и организаций района в связи с окончанием капитального ремонта школы.
  5. Экскурсии для делегаций вожатских отрядов в рамках проведения зонального этапа конкурса «Вожатый года 2016» (9 отрядов).
  6. Экскурсия для ветеранов педагогического труда  (16 человек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия. Тема: «История новогодней открытки».

       Конспект данного открытого занятия проводится по образовательной программе «Волшебный клубок» по  блоку  «Сувениры», тема «Мас...

Методическая разработка на тему: "История электротехники" Тест для 8 кл.

Методическая разработка в виде теста для учащихся 8-х классов позволяет не только выбрать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов, но и после прохождения тестирования проверить правильность выб...

Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...

Методическая разработка на тему "История развития вычислительной техники"

Методическая разработка  на тему "История развития вычислительной техники"...

методическая разработка Тематическое направление «Дошкольные образовательные организации: лучшие практики поддержки детских видов деятельности ребенка-дошкольника».

Как сочетать в работе  реализацию принципов и как педагогу- практику ответить на  непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где ж...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...