"История государственных символов"
классный час по теме

Мелентьева Лариса Николаевна

Общешкольный классный час для средней ступени по государственной символике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«История государственных символов»,

посвященный Дню Конституции

с использованием

интерактивной игры.

Составила: Мелентьева Л.Н.,

педагог – организатор

МОУ «Морозовская СОШ».

Декабрь, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        В настоящее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Это актуально сейчас, когда наша страна «возрождается», становится на путь  цивилизованного государства.  И это не громкие слова. Каждый из  наших маленьких граждан понимает, что символы страны - это неотъемлемая часть истории, которую нужно не только знать, но и уважать, так как «без прошлого нет будущего». Поэтому мы, классные руководители,  учим их не просто любить нашу страну, знать её символы, мы учим бережно относиться к тем ценностям, которые были приобретены нашими предками, чтобы передать их будущим поколениям. И делаем это ненавязчиво, но с гордостью, с трепетом. В этом нам  помогают различные формы и методы.

        Предлагаю вашему вниманию один из вариантов проведения классного часа по патриотическому воспитанию, приуроченного ко Дню Конституции для учащихся 5-6 классов. Знание государственной символики помогает учащимся сформировать чувство патриотизма, гордости за свою страну. Данный классный час рассчитан на 50-60 минут и делится на информационную и игровую части. В классе создается временный совет дела на 1 - 2 недели. Одна группа ребят занимается поисковой работой и готовит оформление,  другая – готовит сообщения для информационной части, третья - помогает учителю в создании интерактивной игры (например, находят музыкальный файл с Гимном России и т.д.). Итогом этой работы становится выставка «Отечеством горжусь», выступления учащихся в информационной части и небольшая беседа. В качестве закрепления предлагается интерактивная игра.  Ребята знают принцип одноименной телевизионной игры, поэтому  делятся на участников игры, болельщиков, выбирают жюри (кстати, в жюри можно пригласить 2-3 родителей). Интерактивная игра построена на гиперссылках, поэтому ребята будут легко ориентироваться при  выборе заданий из каждого сектора, а также смогут проверить правильность ответа и даже продемонстрировать свои знания (например, под Гимн России нужно встать).  Предполагаемым результатом классного часа является осознание значимости государственных символов и удовлетворение от игры. В конце мероприятия всем участникам классного часа вручаются памятные призы с государственной символикой и призы для участников и победителя интерактивной игры.

Тема:  «История государственных символов».

Цель:

Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики и расширить исторические знания и представления о них;

Развивать критическое мышление учащихся, умение работать в группах и формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам;

Воспитывать успешных учеников, настоящих граждан Российской Федерации.

Оформление: наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая размещена на классной доске и на стенах кабинета, эпиграф, выставка рисунков учащихся «Отечеством горжусь!», столы для игроков и для жюри, оценочные листы для жюри, поощрительные призы.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, диск с интерактивной игрой (Презентация).

Технологии: использование элементов технологии сотрудничества, критического мышления, ИКТ, личностно-ориентированной.

Методы: словесный, репродуктивный, поисковый, индивидуальный, интерактивный, диалогический, эвристический.

Формы и способы: игровая, использование ИКТ, коллективно-творческое    дело,  соревнование, чествование победителей.

Предварительная работа:  создание временного совета дела (КТД), поисковая работа в библиотеке, Интернете по российской государственной символике, работа над созданием презентации, подготовка индивидуальных сообщений (гимн, флаг, герб), запись фонограммы гимна, подготовка выставки «Отечеством горжусь!», подготовка призов,  оформление кабинета.

Описание игры:

«Своя игра «История государственных символов» построена по принципу известной  телевизионной   игры и состоит из основного раунда и «своей игры». Экран слайда  разбит на 4 сектора по определенным темам. Участники игры имеют  возможность с помощью гиперссылок переходить от одного сектора к другому, также могут проверить правильность своих ответов.

Для участия в игре по желанию выбираются 2 команды - игрока. Каждая  из команд имеет возможность 10 раз по гиперссылкам пройтись по 4 секторам. Каждый сектор включает в себя 5 вопросов различной трудности (самый легкий вопрос «стоит» 10 очков,  самый трудный – 50). Набрав большее количество очков, одна из команд  автоматически выходит в финальную игру. Если в финальной игре она  правильно  отвечает на вопрос, то становится    абсолютным победителем игры «Своя игра «История государственных символов». Если допустит ошибку, то победителем сможет стать вторая  команда, правильно ответившая  на вопрос. В состав  жюри входят 2 родителя и 2 ученика. Они подсчитывают баллы и подводят итог игры, а также в конце мероприятия вручают участникам и победителям памятные призы.

Предполагаемый результат классного часа: осознание учащимися значимости государственных символов, которые выражают особенности исторического пути нашей страны, ее отличительные черты в ряду других стран и удовлетворение от игры.

Ход классного часа:

1. Оргмомент. «Вхождение в классный час». Звучит мелодия. (Слайды 2,3,4) Эмоциональный настрой на мероприятие.

2. Актуализация знаний. 

2.1. Вступительное слово учителя:

- Тема нашего классного часа «История государственных символов», и  выбор ее не случаен. Мы живем в России! Как и другие государства мира, наша страна имеет свои символы. Для любого современного государства его символ существует в  триединстве: герб,  флаг  и  гимн.  Символы  России…  что  это  такое?  Пожалуй,  не  найдется  в  стране человека, который бы  совсем  ничего  не  ответил  на  этот  вопрос.  Однако ответы, без сомнения, будут разные: кто-то вспомнит  бескрайние  просторы - луга, поля, леса,  кому-то на ум придут сувениры: матрешки,  самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском  Кремле,  и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, Шапке Мономаха и, конечно  же,  не  забуду  и  русские  архитектурные  святыни, существующие  и  разрушенные:  Красную  площадь,  Покровский  собор, храм Христа Спасителя.  А  кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» -  городу,  в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. Каждый по-своему будет прав. И  прежде  всего  из-за  неоднозначности понятия  слова «символ»  его  многомерности.

    Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями  двигали прекрасные и добрые идеи. При звуках гимна начинает взволнованно биться сердце. Спортивные болельщики решительно раскрашивают лица в «государственные» цвета. У победителей соревнований нередко наворачиваются слезы, когда вверх взмывает флаг их родной страны.

    Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к ее символам.

2.2. Беседа с учащимися:

Учитель:

- Какие символы России вы можете назвать?

- Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.

- Скажите, какие символы мы называем государственными?

- Флаг, герб, гимн.

 - Ребята, как вы думаете, зачем государству нужна символика?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Прежде всего, государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время Олимпийских игр, чемпионатов, и перед началом состязаний слушаем гимн, то все испытываем большое чувство гордости за свою страну.

- Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже, сколько столетий существует на Руси, несет тот же смысл.

- Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в ее предназначение.

Вывод:

- Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, так же как своим гербом, гимном и флагом.

3. Историческая страничка. Выступления учащихся.

Учитель:

- Давайте сейчас предоставим возможность выступить ученикам, которые подготовили для вас сообщения. Может быть, в ходе прослушивания у вас возникнут вопросы или вы добавите что-то новое.

1 ученик.

 Сообщение «История возникновения Государственного герба России».

- Основатель единого Русского государства великий Московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба. На лицевой стороне помещен конный воин в коротком военном доспехе, в боевых перчатках и в развевающемся плаще, поражающий дракона (крылатого змея)  копьем в шею. В основе этой эмблемы лежит образ святого Георгия. С середины XI века изображение Георгия в виде всадника, поражающего копьем дракона становится очень популярным. Исследователи считают, что подобное изображение символизирует победу христианства над язычниками. Позже, после таких событий, как Куликовская битва в 1380 г., стояние на реке Угре в 1480 г., было свергнуто монголо-татарское иго и в образе святого Георгия «наиболее полно воплотился новый гражданский идеал». Сильный, смелый герой «готов отразить любой  натиск, любую атаку, готов сложить голову, защищая свою Родину, свой родной город». На оборотной стороне печати – двуглавый орел с распростертыми опущенными вниз крыльями и коронами на головах. До сих пор в отечественной, а отчасти и в зарубежной литературе присутствует версия о заимствовании двуглавого орла как герба из Византии, которого привезла с собой Софья Палеолог. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом. Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Вопрос одноклассникам:

- Скажите, пожалуйста, где может изображаться герб?

Предполагаемый ответ:

- На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах.

- Верно. Государственный герб Российской Федерации - отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах. И уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел.

2 ученик.

Сообщение «Флаг России».

- У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. 5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России — полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красного цвета, - официальным флагом Российской Федерации», а 31 октября 1991 года этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов.

Бело-сине-красный флаг стал снова государственным. Трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику. Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета. Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь», то есть независимый. Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг. Флаг вывешивается на государственных учреждениях. Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость. Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, всегда считался лучшим, это особая честь. Кто может себе представить праздник без поднятия флага? Кто может себе представить парад без флага? Кто может себе представить государственное учреждение без флага? Флаг - необходимый атрибут.

Вопрос одноклассникам:

- Знаете ли вы, каких цветов в разное время был российский флаг?

Предполагаемый ответ:

- В СССР флаг был красного цвета.

- Трехполосный бело-сине-красный флаг появился во время царствования царя Петра I?

- Трехцветный флаг России является символом свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику

3 ученик.

Сообщение «Гимн России».

- Каждое государство имеет свою музыкальную визитную карточку, звучание которой заставляет нас чувствовать причастность к своей Родине и испытывать глубокую гордость за свою страну. Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Мы слышим его множество раз за свою жизнь, всегда, когда есть торжественный повод. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией текстом и музыкой и призван  сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность  гимнов усиливает и укрепляет национальное  и государственное самосознание, а в международных  отношениях  их  исполнение, как  и  приветствие  флагами,  означает  выражение  почестей  представителям иностранной державы. Исполнение государственного гимна сопровождается проявлением  высших  форм  уважения  к нему -  вставанием  гражданских  лиц   и  отданием  чести  или  салютованием оружием военными. Зарождение гимнов теряется в глубокой древности  человечества. На протяжении 17 века звучало много разной торжественной музыки. Постоянного же музыкального символа российского государства не было. Лишь к концу царствования Екатерины 2 появляется произведение, которое и стало государственным гимном. Это полонез Осипа Козловского на слова Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся». В 1833 году композитор А.Ф.Львов и поэт В.А.Жуковский написали официальный гимн Российской Империи «Боже, царя храни». Еще один музыкальный символ  завоевал  в  России  общенародную  любовь  и признание. Сквозь всю трагичную историю нашего народа в ХХ  в.  прошел  марш «Прощание славянки». Его создателю - Василию  Ивановичу Агапкину ( 1884  - 1964) - посвящена отдельная книга. После потрясений 1917 г. Россия временно приняла не интернациональные, а международные гимны - «Марсельезу» и «Интернационал». Музыку второго гимна СССР написал А.В.Александров, авторами текста были С.В.Михалков и Г.Г.Эль-Регистан. 1 января 2001 года Государственным гимном снова стало произведение с современным текстом С.В.Михалкова на музыку А.В.Александрова. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Текст гимна утвержден Государственной думой и президентом. В Гимне звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою Родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

 Вопрос одноклассникам:

- Может, кто-то из вас назовет имена авторов российского гимна?

- Гимн Российской Федерации написали два человека: Сергей Михалков - слова и Александр Александров — музыку.

- Исторические гимны России и в наши дни могут поддерживать самосознание  и стойкость народа.

5. Интерактивная игра «Своя игра «История государственных символов» (Слайды 3-49).

Учитель:
- Сейчас я  предлагаю вам закрепить наши знания о государственной символике и сыграть в игру «Своя игра «История государственных символов».

Приглашаю обе команды  за игровые  столы, а жюри прошу занять свое место. Все остальные ребята – болельщики. Прослушайте правила игры. (Знакомство с правилами игры).

- Итак, начинаем нашу игру «Своя игра «История государственных символов».

Гимны России 10

Как называется хвалебная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке?

(Гимн)

Гимны России        20

В каком году был утвержден текст этого  гимна?

«Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!»

(2001 год)

Гимны России        30

Назовите авторов музыки и слов гимна, утвержденного в 1944 году.

 «Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь.

Да здравствует созданный волей народа
Единый, могучий Советский Союз!»

(Музыка – А.В. Александров

Слова – С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан)

Гимны России        40

Как назывался гимн, который стал использоваться после революции 1917 года.

 «Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим
Кто был ничем, тот станет всем».  

(«Интернационал»)

Гимны России         50

Назовите  автора  гимна России, написанного в 1834 году.

«Боже, царя храни!
Сильный, державный.
Царствуй на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный;
Боже, царя храни!»

(В.А. Жуковский)

Флаги России         10

Угадайте, от какого правителя пошла традиция трехцветного флага России?

(Петр I)

Флаги России         20

Какого цвета был флаг России в 1918 году?

(Красный)

Флаги России         30

Что изменилось во флаге РСФСР с 1954 года?

(На флаге РСФСР была помещена синяя полоса вдоль древка)

Флаги России          40

Какого  цвета знамя российских Вооруженных сил?

(Красный(

Флаги России         50

Именно этот день отмечается как День Российского флага.

(21 августа 1991 года – российский флаг стал трехцветным)

Гербы России       10

Символическое изображение, составленное по определенным правилам и утвержденное органами власти.

(Герб России)

Гербы России       20

С именем какого правителя связано появление нового символа Русского государства – двуглавого орла?

(Иван III)

Гербы России       30

В каком веке дано официальное описание государственного герба?

(XVII век, 14 декабря 1667 года)

Гербы России        40

Назовите страну, в которой с 1956 года приобрел такую форму государственный герб. (СССР)

Гербы России        50

В каком законе говорится, что «гербом России является четырехугольный, с закругленными  углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.  Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и  попранного конем дракона»?

(Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации», принятый в декабре 2000 года).

Гербы городов        10

На гербе какого города изображен символический русский воин, защищавший свою страну от врагов?

(г. Москва).

Гербы городов          20

Назовите город, на гербе которого изображен Лев, символизирующий власть и силу.

(г. Владимир)

Гербы городов        30

Назовите  город, на гербе которого изображался дракон.

(г. Казань)

Гербы городов        40

Назовите город, которому принадлежал этот герб.

(Санкт-Петербург)

Гербы городов        50

Назовите область, которой принадлежит этот герб.

(Тюменская область)

Вопрос для победителя игры

- Что означают цвета российского флага? (Слайд 48)

Белый - мир, чистота, благородство, совершенство

Синий - небо, верность, честь

Красный - отвага, героизм, самопожертвование

6. Подведение итогов и награждение участников игры. Слово жюри.

7. Подведение итогов классного часа. Заключительное слово учителя.

- Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Ко всем существовавшим и ныне существующим символам государства необходимо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу. Нам предстоит строить новую Россию, приумножать ее славу и богатство, быть достойными многовековой истории, подвигов знаменитых предков.

- А сейчас поднимут руки те ребята, которые уйдут сегодня с классного часа с хорошим настроением.

- Наш классный час окончен. Всем спасибо!

Список использованной литературы:

Наумов О.Н. Государственная и территориальная геральдика России. Очерк истории. – М., 1998

Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. –М.

Русское слово. 2002

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России.  – М., 1993.

Конституция Российской Федерации.- М. Юридическая литература. 1993

Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е Государственные символы России. Моя

Родина – Россия. –М.,2002

Использованные Интернет-ресурсы:

Фотография президента В.В.Путина

http://www.muravlenko.com/uploads/posts/2009-      10/1255921780_f44ed28924b61289e6600954b22115e7_big.jpg

            http://www.karapundel.com/file/9031.jpg

Петр 1 http://project.rsl.ru/upload/files/folder_164/PortertPetrI.jpg

            http://pda.pfo.ru/_data/objects/10039/icon.jpg

Герб Тюменской области http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_43/tyumen.gif

Гимн России http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=194

Конституция России http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_42/constitution.pdf

http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_43/msanktpeter.gif

http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_43/mmoskgerb.gif

http://project.rsl.ru/upload/files/folder_43/gkazan.gif

http://project.rsl.ru/upload/files/folder_43/gvladimir.gif

http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_162/ussr.gif

Флаг России http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_42/fpr.jpg

Открытая цифровая коллекция Госудаоственные символы России http://simvolika.rsl.ru/

Флаг РСФСР http://www.glavagosudarstva.ru/img/flag_18.jpg

Знамя Вооруженных сил России http://obg33.narod.ru/flagvsrf2.gif

Царь Иван 3 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/17/Iioan4.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Внеклассное мероприятие по истории "Государственные символы России и Ростовской области"

Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия или уроков для 5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области" ....

Презентация к уроку истории "Государственные символы"

История создания и содержание Государственных символов....

Викторина «КОЛЕСО ИСТОРИИ» на тему: «Государственные символы России»

Цель:Закрепить знания, учащихся о символах Российской Федерации, об их назначении и роли в жизни граждан страны.Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; в...

Классный час "Государственный гимн России" (Из истории государственных символов)

Классный час "Государственный гимн России" (Из истории государственных символов)...

Конспект урока на тему: История государственных символов 6 класс

Цели:·        Способствовать усвоению учащимися понятий «герб»,  «флаг»,  «гимн». Проследить преемственность символики российских герба, флага и гимна в ра...

Разработка классного часа по теме "История Государственных символов РФ"

Проведение классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет знакомить обучающихся с историей происхождения государственных символов страны и родного края, также воспитывает чувство ув...