Олимпиада по истории религии
олимпиадные задания (5 класс) по теме

Шишкина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

при поддержке Фонда просвещения «МЕТА»

Олимпиада по Светской этике

Школьный тур, IV  – V  классы, 2012  2013 учебный год

Работу выполнил __________________________________________         Класс ________________

1. Выберите правильный ответ

1. Это понятие переводится с латинского языка как «передача» и употребляется для обозначения передаваемых на протяжении долгого времени из поколения в поколение духовных ценностей и многообразного культурного наследия:

А. культура

Б. религия

В. традиция

Г. этика

2. Главный закон современного российского государства – …

А. Конституция

Б. Манифест

В. Приказ

Г. Уложение

3. Завершите слова японской пословицы «Добро, сделанное тайно, вознаграждается ...

А. мало

Б. редко

В. тайно

Г. явно

4. В 2013 г. будет праздноваться юбилейная годовщина династии Романовых. Первый царь Михаил Федорович Романов, был призван на царство в Ипатьевском монастыре в…

А. 1612 г.

Б. 1613 г.

В. 1614 г.

Г. 1615 г.

5. Святыней дома Романовых является Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, почитаемая со дня согласия Михаила Романова стать царем. С конца XVIII в. иностранные принцессы, принимая Православие и выходя замуж за русских великих князей, получали в честь этой иконы отчество…

А. Алексеевна

Б. Михайловна

В. Романовна

Г. Федоровна

6. В 2012 г. мы отмечаем 1150-летие зарождения российской государственности. Укажите название знаменитого памятника, воздвигнутого в Великом Новгороде в 1862 г. в царствование Александра II:

А. памятник Минину и Пожарскому

Б. Софийский собор

В. памятник Петру I

Г. памятник «Тысячелетие России»

7. Назовите великого русского ученого, художника, историка, поборника развития отечественного просвещения, науки и экономики, чей 300-летний юбилей праздновался в 2011 г. Он известен и как поэт; так, его перу принадлежит «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» и «Утреннее размышление о Божием величестве».

А. Кулибин И.П.

Б. Ломоносов М.В.

В. Менделеев Д.И.

Г. Циолковский К.Э.

8. Храм Христа Спасителя, был торжественно открыт в 1883 г. в Москве. Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Основными противниками нашей страны в той войне были…

А. немцы

Б. поляки

В. французы

Г. шведы

9. 2-го марта 1917 г. в день отречения св. имп. Николая II в подмосковном селе Коломенском была явлена чудотворная икона Божией Матери. На иконе изображен Господь Иисус Христос на коленях у Пресвятой Богородицы, в руках Которой царские регалии – скипетр и…

А. булава

Б. венец

В. держава

Г. свиток

10. В августе 2000 г. к лику святых новомучеников и исповедников Российских был причислен последний российский император Николай II, его супруга Александра и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Царская семья была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале дома Ипатьевых в уральском городе...

А. Екатеринбурге

Б. Киеве

В. Полтаве

Г. Санкт-Петербурге


Задание 2. Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам.

порок

добродетель

1. На чужую кучу нечего глаза пучить

2. Над другом посмеялся, над собою поплачешь

3. Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь

4. Без дела жить – только небо коптить

5. Как ни хорони концов, а выйдут наружу

Задание 3. Найдите обобщающее понятие. 

корона, трон, скипетр

герб, флаг, гимн

Задание 4.

4.1 Впишите в таблицу слова: благоразумие, доброта, любовь, мужество, скромность, смирение, терпение, усердие, целомудрие, щедрость, так чтобы в выделенных клетках по вертикали можно было прочитать имя древнегреческого философа, основателя науки, названной им «этика».

4.2 Каким одним словом можно объединить все слова написанные по горизонтали _____________



Предварительный просмотр:

Ключи

1. Тест (1 ответ – 1 балл. Максимально 10)

1. Это понятие переводится с латинского языка как «передача» и употребляется для обозначения передаваемых на протяжении долгого времени из поколения в поколение духовных ценностей и многообразного культурного наследия:

В. Традиция

2. Главный закон современного российского государства

А. конституция

3. Завершите слова японской пословицы «Добро, сделанное тайно, вознаграждается ...

Г. явно

400-летие Династии Романовых

4. В 2013 г. будет праздноваться юбилейная годовщина династии Романовых. Первый царь Михаил Федорович Романов, был призван на царство в Ипатьевском монастыре в…

А. 1613 г.

5. Святыней дома Романовых является Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, почитаемая со дня согласия Михаила Романова стать царем. С конца XVIII в. иностранные принцессы, принимая Православие и выходя замуж за русских великих князей, получали в честь этой иконы отчество…

Г. Федоровна

6. В 2012 году мы отмечаем 1150-летие зарождения российской государственности. Укажите название знаменитого памятника, воздвигнутого в Великом Новгороде в 1862 г. в царствование Александра II:

Г. памятник «Тысячелетие России»

7. Назовите великого русского ученого, художника, историка, поборника развития отечественного просвещения, науки и экономики, чей 300-летний юбилей праздновался в 2011 г. Широко известна его мысль о том, что научное познание мира и вера не могут быть в противоречии, потому что это две сестры, а природа и Библия – две книги, данные человеку Самим Богом.

Б. Ломоносов М.В.

8. Храм Христа Спасителя, был торжественно открыт в 1883 в Москве. Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Как был основным противником нашей страны в той войне?

В. Французы

9. 2-го марта 1917 г. в день отречения св. имп. Николая II в подмосковном селе Коломенском была явлена чудотворная икона Божией Матери. На иконе изображен Господь Иисус Христос на коленях у Пресвятой Богородицы, в руках Которой царские регалии – скипетр и…

В. держава

10. В августе 2000 г. к лику святых новомучеников и исповедников Российских был причислен последний российский император Николай II, его супруга Александра и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Царская семья была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале дома Ипатьевых в уральском городе...

А. Екатеринбурге

Для Светской этики

Задание 2. За каждую правильную ячейку (если в ключе приведено два слова, то достаточно одного) 0,5 баллов. Максимально 5 баллов.

порок, который высмеивается

добродетель

1. На чужую кучу нечего глаза пучить

зависть

щедрость, умение радоваться за другого

2. Над другом посмеялся, над собою поплачешь

осуждение, злоба

доброта, незлобие, милосердие

3. Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь

жадность

щедрость

4. Без дела жить – только небо коптить

лень, праздность

трудолюбие

5. Как ни хорони концов, а выйдут наружу

ложь, обман

честность, правдивость

Задание 3. За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально в задании 4.

корона, трон, скипетр – СИМВОЛЫ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

герб, флаг, гимн – СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА

Задание 4.

Б

Л

А

Г

О

Р

А

З

У

М

И

Е

У

С

Е

Р

Д

И

Е

С

М

И

Р

Е

Н

И

Е

М

У

Ж

Е

С

Т

В

О

Д

О

Б

Р

О

Т

А

С

К

Р

О

М

Н

О

С

Т

Ь

Щ

Е

Д

Р

О

С

Т

Ь

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

Ц

Е

Л

О

М

У

Д

Р

И

Е

Л

Ю

Б

О

В

Ь

За каждое правильно поставленное слово 0.5 баллов. За правильного написанного Аристотеля + 1 балл. Максимально 6.

4.2 Добродетели – 1 балл

Итого максимально в работе 26 баллов.



Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ: Школьный тур  6 – 7 классы

1. В 2013 г. будет праздноваться юбилейная годовщина династии Романовых. Первый царь Михаил Федорович Романов, был призван на царство в Ипатьевском монастыре в…

А. 1613 г.

2. Святыней дома Романовых является Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, почитаемая со дня согласия Михаила Романова стать царем. С конца XVIII в. иностранные принцессы, принимая Православие и выходя замуж за русских великих князей, получали в честь этой иконы отчество…

Г. Федоровна

3. В результате синодальной реформы имп. Петра I высшим органом церковного управления стал Святейший Прави-тельствующий Синод. При проведении этой реформы Петр I упразднил в России…

Г. патриаршество

4. Северный монастырь, в котором подвизался бывший духовник Петра I, прп. Иисус Анзерский, услышавший от явившейся ему Пресвятой Богородицы, что место его подвига станет со временем местом страданий и смерти многих людей. Это исполнилось в ХХ в., когда этот монастырь стал лагерем особого назначения; здесь пострадали тысячи людей, в том числе многие новомученики и исповедники российские:

Г. Соловецкий монастырь

5. В царствование имп. Елизаветы Петровны состоялось первое за синодальный период общецерковное прославление святого. Был прославлен святитель Дмитрий Ростовский. Укажите фамилию великого русского ученого, чей 300-летний юбилей праздновался в 2011 г., составителя следующий надписи на надгробии святителя: «Всемогущий и непостижимый Бог чудными искони делами явил святую Свою великолепную славу и в дни наши новыми чудотворениями в России просиявшего, здесь почивающего святого мужа, преосвященного митрополита Димитрия Ростовского и Ярославского, отдавшего Божие Богу: верою, кротостью, воздержанием, учением, трудолюбием».

В. Ломоносов М.В.

6. В правление имп. Александра I в России появились начальные школы при храмах для обучения детей Закону Божию и основам грамоты. К 1861 г. духовенством было открыто свыше 18 тыс. таких школ. Эти школы назывались…

Г. церковноприходскими

7. В 2012 году мы отмечаем 1150-летие зарождения российской государственности. Укажите название знаменитого памятника, воздвигнутого в Великом Новгороде в 1862 г. в царствование Александра II:

Г. памятник «Тысячелетие России»

8. Храм, торжественное открытие которого состоялось в Москве в год коронации Александра III; храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Г. Храм Христа Спасителя

9. 2-го марта 1917 г. в день отречения св. имп. Николая II в подмосковном селе Коломенском была явлена чудотворная икона Божией Матери. На иконе изображен Господь Иисус Христос на коленях у Пресвятой Богородицы, в руках Которой царские регалии – скипетр и…

В. держава

10. В августе 2000 г. к лику святых новомучеников и исповедников Российских был причислен последний российский император Николай II, его супруга Александра и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Царская семья была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале дома Ипатьевых в городе…

А. Екатеринбурге

Задание 2. Каждый правильно заполненный пропуск 0,5 балла, за точную цитату заповеди – 1 балл. Максимально 3 балла. 

Пятая заповедь «Чти отца твоего и мать твою».

Над головами святых изображены нимбы – символы святости. В руках у каждого крест – символ перенесенных страданий. Два ангела держат икону Пресвятой Богородицы. Эта икона была явлена в год отречения царя от престола. Пресвятая Богородица изображается на троне, в руках у Нее находятся символы  царской власти. Икона носит название Державной.

Задание 3. За каждый правильный ответ 1 балл. За правильное имя евангелиста 0,5 баллов. Максимально 7 баллов.

3.1 Евангелие

3.2 Апостолы / евангелисты

3.3 Матфей, Марк, Лука, Иоанн

3.4 Потому Бог стал человеком и дал людям спасение (вечную жизнь)  

3.5 Молитва

3.6 Благовест

Задание 4. За каждое правильное слово 1 балл. Максимально в задании 2.

Рождественский, Великий, Петровский, Успенский – ПОСТ

покаянная, благодарственная, славословная, просительная – МОЛИТВА    

Задание 5. За каждое правильное выделенное слово 1 балл и 1 балл за правильное объяснение. Максимально в задании 4.

5.1 Рождество Христово – непереходящий двунадесятый праздник, остальные переходящие.

5.2 Маковка – это купол церкви, а все остальное это формы православных храмов

Максимально за работу 26 баллов.



Предварительный просмотр:

1.Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.

2. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Слава жизни. Есть прорывы злого,

Долгие страницы слепоты.

Но нельзя отречься от родного, Светишь мне, Россия, только ты.

Бальмонт К. Д.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Есенин С. А.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин А. С.

Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок.

Державин Г. Р.



Предварительный просмотр:

Символика цвета в иконе

Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.

(Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 16)



Предварительный просмотр:

Владимирская икона Богоматери

Икона эта, по укоренившемуся преданию, писана евангелистом Лукой <…>. Когда евангелист Лука показал Богоматери свою работу, Владычица произнесла слова, сказанные Ею некогда при посещении после Благовещения праведной Елизаветы: «Отныне ублажат Мя вси роди», и прибавила: «благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет».

<…> В начале XII века патриарх Цареградский Лука Хризоверх послал [эту икону] в Киев, в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была поставлена в окрестностях Киева, в расположенном у Днепра великокняжеском селе Вышгороде, принадлежавшем некогда равноапостольной княгине Ольге, в существовавшем там женском монастыре. В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия, князя Андрея.

Однажды духовенство вышгородского монастыря, войдя в храм, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они достали ее и поставили на прежнее место, но икона сошла с этого места и стала снова на воздухе. Князь Андрей был горячим чтителем Богоматери… Он узнал, конечно, немедленно о происшедшем чуде и стал раздумывать — не есть ли воля Богоматери, чтобы Ее икона пребывала в другом месте. В то время Андрей замышлял с юга России перебраться на север, в землю Суздальскую, где хотел основать независимое от Киева владение. Усердно молился он пред иконой Богоматери и однажды ночью без ведома отца он выехал из старого Вышгорода, увезя с собой и икону, которая была ему дороже всяких сокровищ. По дороге он постоянно служил перед ней молебны и видел от нее много чудес. Во Владимире на Клязьме жители встретили князя с усердием и радостью. Из Владимира он направился в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира десять верст, остановились и не хотели идти дальше. Никакие понукания и побои не помогали. Пришлось отпрячь их и запрячь других, но никакой силой и этих нельзя было сдвинуть с места. Долго и горячо молился князь перед иконой и, наконец, Богоматерь открыла Андрею Свою волю, чтобы икона осталась во Владимире. Андрей тогда поспешно заложил во Владимире собор, чтобы в нем с честью водворить святыню. <…> Храм освятили в честь Успения Богоматери и поставили в нем икону, возложив на нее драгоценную великолепную ризу. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Многие чудеса истекли во Владимире от этой святыни. Все росло и росло усердие к ней в народе и среди князей. Ее часто брали в походы. В 1164 году Владимирская икона ходила с Андреем Боголюбским в поход на волжских болгар. Перед сражением Андрей укреплял себя исповедью и причастием и, молясь перед Владимирской иконой, восклицал к Богоматери: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет». Все русские бойцы вслед за князем со слезами прикладывались к иконе и, призывая помощь Богоматери, шли в бой. Болгары были разбиты, и после победы на поле сражения совершено было молебствие пред Владимирской иконой.

<…> Как известно, князь Андрей был в 1173 году убит боярами, и после этого события по всему Владимиру открылись грабежи и поднялся мятеж. Тогда один священник Николай с крестным ходом понес по улицам Владимирскую икону, и мятеж утих.

На престол Андрея посажены племянники его — Ярополк и Мстислав Ростиславичи. Эти корыстолюбцы присвоили себе сокровища Владимирского храма и отписали на себя угодья и дани, обеспеченные за собором Андреевым. Саму же икону отдали они князю Глебу Рязанскому. Тогда владимирцы в негодовании решили прогнать Ростиславичей. Прежде чем началась свалка, воины Ростиславичей бросили знамя и побежали, «гонимые, — как говорит летописец, — гневом Божиим и Пресвятой Богородицы». Икона была возвращена во Владимир. И летописец замечает: «Владимирцы прославлены Богом по всей земле за их правду».

Икона уцелела в великом пожаре 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор. Через 40 лет, когда 7 февраля 1237 года совершилось страшное разорение Владимира Батыем, икона опять осталась невредимой. Помощи этой иконы приписывали знаменитую победу Димитрия Донского над Мамаем 8 сентября 1380 года. А через 15 лет Владимирская икона, слава которой все расширялась в течение двух с половиной веков ее пребывания во Владимире, прославилась спасением Москвы, где с тех пор и стала пребывать, как великий и чудный оплот русской столицы.

В конце XIV века появился завоеватель, «бич народов», Тамерлан, «железный хромец». В 1395 году он вторгся в Россию, вошел с лавиной своих полчищ в рязанские пределы, взял город Елец с его князем, избил много народа и, идя на Москву, дошел до Дона. Спешно собрав рать, великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел ему навстречу и остановился у Коломны, на берегу Оки. Более, чем на силу воинскую, рассчитывал князь на заступление небесное. Он звал на помощь Бога и Пречистую Матерь Христову, молился чудотворцам Петру, Алексию и Сергию, просил народ строго поститься в наступивший тогда Успенский пост и велел перенести из Владимира в Москву знаменитую икону Владимирскую. За ней послано было во Владимир почетное посольство из духовенства. <…> Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. То было зрелище, полное величия и скорби, уже смягченной чудным упованием. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал: «Матерь Божия, спаси землю русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, великокняжеское семейство, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и провожали икону до Успенского собора. Еще не получая никаких вестей, все уже чувствовали освобождение от великой беды и радовались.

Богоматерь не отвергла уповавших на Нее и Своей силой, без войск прогнала Тамерлана. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре; вдруг видит он во сне высокую гору; с горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит Лучезарная Дева. Бесчисленные тьмы ангелов окружают Деву и в руках держат огненные мечи; подняв их, ангелы устремляются на Тамерлана... Он проснулся, трепеща от ужаса, и немедленно созвал совет своих мудрецов, старейшин и гадальщиков. Рассказав им свой сон, Тамерлан потребовал его объяснения. Мудрейшие из созванных ответили ему, что виденная им во сне Дева есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима.

— Тогда нам с ними не сладить! — воскликнул Тамерлан и отдал приказ своим полчищам повернуть назад. <…> В Москве в память чудного избавления от гибели благодатью Владимирской иконы на том месте, где встречали ее москвичи, был основан существующий доселе Сретенский монастырь. <…>

Благодати иконе Владимирской приписывается также избавление Москвы в 1408 году от ордынского царя Едигея. Этот царь внезапно подступил к Москве, где не было тогда ни князя, ни митрополита. Людской помощи ждать было неоткуда, и москвичи молились перед Владимирской иконой об избавлении от беды. Внезапно Едигей получил весть о возмущении в Орде и, бросив думать о Москве, поспешно направился домой.

В 1451 году подступил к Москве ногайский царевич Мазовша со скопищем своих татар. Они уже зажгли посады у города и радовались будущей добыче людьми и золотом. Несмотря на пламя и дым, шедшие от пожара на кремлевские стены, святитель митрополит Иона совершал в это время по стенам крестный ход. Встретился ему инок Чудовского монастыря Антоний, отличавшийся праведной жизнью. Святитель ему сказал, чтоб он молился об избавлении города. Антоний же отвечал святителю: «Богоматерь не презрит моления твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву».

Произошла битва русских с татарами, длившаяся до ночи. Ночью ждали нового нападения врагов, но они бежали, побросав тяжести и взяв с собой только легкие повозки. Летопись передает, что татары услышали издали сильный шум, как бы колебание земли от передвижения значительного войска. Им представилось, что это идет на них великий князь. Испуганный Мазовша повернул коня назад, за ним последовали ближайшие к нему люди, а затем и все войско. Великий князь признал, что Богоматерь спасла Москву благодатью Владимирской иконы.

<…> Столько раз помогала Владычица Москве в борьбе ее с татарами, и Ее заступлению русские люди приписывали радостное событие окончательного свержения ига.

Иоанн III Васильевич разорвал ханскую басму и отказался платить дань ордынскому царю Ахмету. Собрав громадные полчища, Ахмет двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекающей в пределах нынешних Тульской и Калужской губерний. Русские называли ее «Пояс Богоматери». С другой стороны Угры стоял великий князь со своим войском. Никто из противников не решался первым перейти реку. Наконец, великий князь велел своим войскам отступить, желая дождаться, чтобы татары первыми начали переправу. Татары же сочли это отступление за заманивание их в засаду и, боясь русской хитрости, тоже стали отступать — сперва медленно, потом сильнее, ночью же пришли в такой страх, что побежали без оглядки. Так пало иго, более двух с половиной столетий висевшее над Россией.

<…> В 1521 году Махмет Гирей вторгся в московскую область с крымскими, ногайскими и казанскими татарами. Великий князь Василий Иоаннович еле успел выйти с войском к Оке, чтоб остановить дальнейшее движение татар. Татары свирепствовали на пространстве от Воронежа до Нижнего и от Нижнего до Москвы-реки: они брали в плен женщин и девиц, убивали детей, во множестве продавали пленников в рабство, святотатствовали в храмах... Наконец, Гирей остановился в виду Москвы и стал жечь окрестные деревни. Москва была в величайшем смятении. Опять надеялись все не на силу человеческую, а на Божье заступничество. Один юродивый Василий в полночь со слезами молился Богоматери о спасении Москвы. Вдруг услышал он сильный шум. Почудилось ему, что соборные двери растворились сами собой, Владимирская икона, поднявшись с своего места, вышла через двери из собора, и был от нее голос: «Выйду из града со святителями». И тогда церковь на миг осветилась пламенем, который тотчас же погас.

В ту же ночь было видение одной слепой инокине Вознесенского монастыря. Видит она, что из Кремля в Спасские ворота идет целый священный собор. Идут святители и другие сияющие праведники, и несколько человек из них несут чудотворную Владимирскую икону. Когда они выходили из Спасских ворот, вышли от Ильинки преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали в ноги святителям и спрашивали их, на кого они оставляют город в такой беде? Святители отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери; ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог и попустил придти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Упав в ноги московским чудотворцам, преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их, чтоб они смягчили гнев Божий. И вняли святители неотступным просьбам, отпели молебен пред иконой Владимирской, осенили город крестом и вернулись в Кремль, неся с собой обратно икону Владимирскую.

И на этот раз заступлением Богоматери Москва была спасена. Татарам показалось вдруг, что вокруг города стоит громадное количество войска; весть эта дошла до хана; он послал удостовериться в этом, и посланным этим привиделось войско еще более сильное, чем первым. Тогда хан послал одного из своих приближенных. Тот вернулся в трепете: «Бежим немедля, — вскричал он, — от Москвы идет на нас неисчислимое войско!» И тогда татары бежали.

<…>

При таких великих знамениях и благодеяниях, излитых Богоматерью на русскую землю через Владимирскую икону, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны всех русских людей. Пред ней молились, выступая в походы, Московские великие князья и Русские цари. При избрании русских митрополитов, а впоследствии патриархов, «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы» — символ общей надежды, что Богоматерь Сама укажет угодного Ей человека. Пред ней знатнейшие люди московского государства приносили присягу на верность царям.

Илл. 1. Владимирская икона Богоматери. XII в.

Илл. 2. Владимирская икона Богоматери. XII в. Фрагмент.

Илл. 3. Успенский собор во Владимире. XII в. Долгое время чудотворная икона находилась в этом соборе.



Предварительный просмотр:

Душа и тело храма

В маленьком итальянском городе Равенна до наших дней сохранилась крестообразная в плане церковь… Церковь, построенная в первой половине V в., получила название Мавзолея Галлы Плацидии — дочери императора Феодосия Великого. <…>

Нижняя часть стен капеллы облицована гладким полированным мрамором. Поверхности купола и арок, закруглённые участки стен под арками (люнеты) покрыты мозаикой, т. е. изображениями, выполненными из кубиков разноцветного стекла -смальты. Кубики, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. Поэтому свет отражается от неё под разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное мерцающее сияние, словно трепещущее в полутьме храма. Недаром крупнейший исследователь византийской живописи В. Н. Лазарев писал: «Входя в этот небольшой, скудно освещённый интерьер, сразу ощущаешь себя перенесённым в иной, неземной мир, где всё дышит чудом и где на всём лежит печать необычного и драгоценного».

Действительно, стены церкви кажутся выложенными драгоценными камнями — густо-синими сапфирами, кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы. <…>

Поразителен контраст между богатым внутренним убранством и аскетичными, даже бедными наружными формами храма. Только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединённые столь же плоскими арками <…>, едва выступают из скучной поверхности кирпичной стены. Внешняя красота здания, так же как и красота человеческого тела, мало что значила для христианской архитектуры по сравнению с внутренней, духовной красотой. Все усилия византийских мастеров сосредоточились на оформлении интерьеров — как архитектурном, так и живописном. Ранние византийские храмы можно уподобить раковинам, шершавая оболочка которых таит перламутр и светоносные жемчужины мозаик.

(Ирина Бусева-Давыдова. Искусство Византийского мира. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 1. М., 1997. С. 178-179)

Илл. 1. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. V в. Внешний вид.

Илл. 2. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. V в. Мозаики в интерьере (Святой Лаврентий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История религий в России (первый урок)

КУРС: «ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР  И  СВЕТСКОЙ  ЭТИКИ»ОСНОВЫ  МИРОВЫХ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР.РАЗРАБОТКА    УРОКА ПО  ТЕМЕ: « ИСТ...

Рабочая программа "История религии"

Рабочая общеобразовательная программа "История религии" для 8 класса. Рассчитана на 34 учебных часа (1 год). Включает 22 теоретических часа, 8 практических (в том числе ИКТ), 4 семинара....

«Воспитание толерантности учащихся посредством элективного курса «История религий»

XXI век … Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урба...

Опорная схема к уроку истории "Религия древних греков" 5 класс

Опорная схема - это дополнительный раздаточный материал для изучения темы: "Религия древних греков" по истории в 5 классе. Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин...

авторская программа "История религии"

когда в Москве в 2007г. вводили факультатив "История религии", а ни учебников, ни программ, как это водится, ещё не было, пришлось выкручиваться по ходу...программа понравилась и директору, и методобъ...

Урок истории "Религия древних греков"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе. Урок изучения нового материала....

План-конспект и презентация к уроку истории "Религия древних греков"

План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Религия древних греков" и презентация к уроку. Ученики не только представляют богов Древней греции, но и задают разнообразные интересные вопросы и задан...