Историческая гостиная "Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба"
классный час по теме

Бордина Ольга Владимировна

Проект посвящен истории женского образования и воспитания в России от славян и русов до закрытия Московского Екатерининского института в начале 20 века. Судьба нашего столетия в руках образованных женщин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist._gostinaya_mir_russkoy_zhenshchiny.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Историческая гостиная

«Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба».

        

 

                                               Бордина О. В., кл. руководитель 10 В класса.

                                                Иванова Л.Б. , кл руководитель 10 А класса,

                                               Камкова Т.С., кл. руководитель 10 Б класса

г. Москва

2012 – 2013 учебный год

Историческая гостиная

 «Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба».

Содержание:

  1. Методическая характеристика темы.
  2. План проведения.
  3. Ход проведения.
  4. Литература.
  5. Приложение.

Методическая характеристика темы.

          Тема: воспитание и образование русской женщины.

Актуальность темы: Проект посвящен истории женского образования и воспитания в России от славян и русов до закрытия Московского Екатерининского института в начале 20 века. Судьба нашего столетия в руках образованных женщин.

Цели:

Развивающие:

  1. развитие творческих способностей воспитанниц.

Познавательные:

  1. формирование понятий о этических ценностях разных поколений в России.

Воспитательные:

  1. формирование духовно развитой личности воспитанницы.
  2. Формирования понятия о духовной роли женщины в обществе

Задачи:

  1. формирование информационной культуры,
  2. расширение знания истории своей страны,
  3. развитие интеллектуального, эстетического, нравственного потенциала воспитанниц.

Технологии:

  1. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой),
  2. Педагогика сотрудничества.

Время проведения: 50 минут

Оформление:  презентация Microsoft PowerPoint.

Средства: 

  1. мультимедийная презентация,
  2. музыкальное оформление,
  3.  танцевальное оформление.

Предварительная подготовка:

  1. Работа с литературой, формирование сообщений,
  2. Подготовка танцевальных номеров,
  3. Подготовка презентации,
  4. Подготовка музыкального оформления.

В демонстрации проекта использованы следующие произведения:

  1. И. Стравинский. Музыка из балета « Весна священная» (картины языческой Руси),
  2. Полонез,
  3. Вальс,
  4. Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»,
  5. Песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».

Место проведения: Пансион воспитанниц МО РФ, актовый зал

План проведения исторической гостиной.

1. Слова ведущих.

2. Сообщение №1 о воспитании в первобытном обществе и Древней Руси

3. Слова ведущих. 

4. Танец в исполнении Валерии Афониной (на музыку из балета «Весна священная » Игоря Стравинского)).

5. Слова ведущих. 

6. Сообщение № 2    Монастырское воспитание и воспитание в эпоху Петра I.

7. Полонез (в исполнении воспитанниц 6 курса)

8.Сообщение №3 «Смольный институт» .

9. Вальс (в исполнении воспитанниц 10 курса)

10. Слова ведущих.

11. Романс  «Я помню чудное мгновенье» 

12. Заключительные слова ведущих.

13. Песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».    

Ход мероприятия.

Звучат фанфары.  Выход ведущих.

1 ведущая: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущая: Здравствуйте, милые воспитанницы и уважаемые педагоги!

1 ведущая: Сегодняшний праздник посвящен истории женского образования и воспитания в России от древних славян и руссов  до начала 19 века, вплоть до закрытия Московского Екатерининского института.

2 ведущая: По нашим наблюдениям  за этот период судьба русской женщины изменялась трижды: в языческом быту все сферы общественной жизни были распределены: мальчиков готовили  к мужским видам деятельности  - охоте, а девочек к женским (собирательство растительной пищи, воспитанию детей).  С принятием Христианства на Руси доминирует «мужское общество». Качественные изменения стали происходить в эпоху Петра I и Екатерины II.      

1 ведущая: Погрузиться в исторический материал нам помогут музыкальные номера, связанные с той эпохой.  Итак, мы начинаем!

(Сообщение о воспитании в первобытном обществе) 

2 ведущая: В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Различия в воспитании детей определялось их полом. Девочек готовили преимущественно к женским видам деятельности (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми), а мальчиков – к мужским, подростки проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась специальным обрядом, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин.

1 ведущая: К VI в. у восточных славян сформировалось четыре социальных слоя - общинники-земледельцы, ремесленники, племенная знать и языческое жречество. Воспитание представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты. С момента рождения и до 3-4 лет ребенок находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. С 4 лет ребенок начинал выполнять посильную работу, помогая старшим, главным образом матери. Воспитание проходило в ежедневной жизни. Старшие члены семей поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей производственной деятельности. С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки, осваивали «женские» виды работ - учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки.

2 ведущая: Сейчас мы услышим музыку  Игоря Стравинского, написанную  для балета «Весна священная», в сюжете рассказывается о древнем языческом ритуале - молодая девушка танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну и погибает.

                  1 ведущая

                   Печальный вид: под снежной пеленою

                   Лишенные живых, веселых красок,

                   Лишенные плодотворящей силы,

                   Лежат поля остылые. В оковах

                   Игривые ручьи, - в тиши полночи

                   Не слышно их стеклянного журчанья.

                   Леса стоят, безмолвны, под снегами

                   Опущены густые лапы елей,

                   Как старые, нахмуренные брови.

                   В малинниках, под соснами стеснились

                   Холодные потемки, ледяными

                   Сосульками янтарная смола

                   Висит с прямых стволов. А в ясном небе

                   Как жар горит луна и звезды блещут

                   Усиленным сиянием. Земля,

                   Покрытая пуховою порошей,

                   В ответ на их привет холодный кажет

                   Такой же блеск, такие же алмазы

                   С вершин дерев и гор, с полей пологих,

                   Из выбоин дороги прилощенной.

                   И в воздухе повисли те же искры,

                   Колеблются, не падая, мерцают.

                   И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

                   И нет тепла.…

(танец в исполнении Валерии Афониной)

2 ведущая:  

                   Вмешательство Мороза прекратилось.

                   Изгоним же последний стужи след

                   Из наших душ и обратимся к Солнцу.

                   Свет и сила,  Бог Ярило.

                   Красное Солнце наше!

                   Нет тебя в мире краше.

                   Даруй, бог света,

                   Теплое лето.

                   Красное Солнце наше!

                   Нет тебя в мире краше.

              Краснопогодное,

                   Лето хлебородное.

                      Красное Солнце наше!

                   Нет тебя в мире краше!

1 ведущая:  В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения. Одна из них — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками. С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье.

2 ведущая: Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания нашли отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.

1 ведущая:   Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц «на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».  Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам; отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; у них существовал особый «кодекс чести».

2 ведущая: Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. Женское образование было сосредоточено при женских монастырях. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором написано «... Все же более убогих не забывайте... Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

 (Сообщение Монастырское воспитание + Петр I)

1 ведущая:    К середине 11 в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие широкими знаниями люди: Ярослав Мудрый, его дети, окружение. Во время своего правления (1019-1054) Ярослав Мудрый открывал школы не только в Киеве, но и в Новгороде, Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Ростове и др. Цель обучения в школах - освоение книжной мудрости. В них особое внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ в Западной Европе того времени.

Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Особые школы существовали и для обучения грамоте и иностранным языкам. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера.

2 ведущая: С конца 15 в., когда Москва стала столицей русского государства, грамотность и образование все глубже входили в жизнь дворянства, состоятельного купечества и ремесленного люда. На развитие просвещения значительно повлияло возникновение в Москве книгопечатания. До конца 17 в. было отпечатано свыше 500 книг.

Москва 16 - 17 вв. пользовалась в повседневном быту различными сводами знаний.  Правила поведения горожанина были изложены в  сборнике «Домострой». Традиции семейных отношений, представленные в «Домострое», показывают их направленность на сохранность семьи и воспитание духовно-нравственного молодого поколения, характерные для русского общества. Основным воспитательным кредо является любовь к человеку. Приоритет отдается духовным составляющим, таким как «покой» и «тепло» -  предусматривающие гармонию («всегда в порядке») семейной жизни без понуждения и физических наказаний, но «в страхе Божием».

1 ведущая:  Азбуковник – учебник, для обучения детей грамоте.  Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика, геометрия и астрономия.

В средние века сложилась система семейного воспитания, в которой главную роль играла женщина. За женщиной признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках.

2 ведущая:  Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало  почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

1 ведущая:  Реформы Петра I (17-18 вв) косвенно помогли образованию женщин. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. При этом главное внимание обращалось на внешнее воспитание, заключавшееся в «политесе» - обходительности в обращении. Встречались единичные школы для девочек в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви святого Петра (с 1703 г.). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах). Среди указов Петра I один касался вопросов обучения женщин. В этом указе (1724 г.) монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другим мастерствам.

2 ведущая: Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки, среди которых нередко попадались малообразованные, невежественные люди, приехавшие в Россию за наживой. Пансионы предназначались для детей одного пола и лишь в некоторых случаях мальчики и девочки обучались вместе. Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Курс обучения определялся содержателем.

1 ведущая: Усиление в стране просветительного движения и распространение прогрессивных идей оказали свое влияние на развитие школы и, в частности, на женское образование. С изменением государственной идеологии кардинально менялось и положение женщин в обществе. Если в XIII-XIV веках ценилась физическая крепость, здоровая, работящая и умелая хозяйка дома, то, к примеру, культура XVIII века уже требовала от женщин владение иностранными языками, определенных познаний в области музыки и художеств, пения и танцев.

1 воспитанница: В 1764 г. по инициативе  Екатерины II  и Ивана Ивановича Бецкого, крупнейшего государственного деятеля, человека высокообразованного и влюбленного в педагогику, в Петербурге при Воскресенском-Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 девиц, получивший впоследствии название «Смольного института благородных  девиц».

Главная цель реформаторов - создание «новой породы»  людей. В их представлении реформаторов все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Они должны были смягчить, облагородить нравы тогдашнего, еще не блещущего хорошими манерами общества, вносить в отношения между людьми начало гуманности.

        Смольный институт занимал поначалу помещения, которые при Елизавете Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале XIX века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги 

2 воспитанница: Обучение и воспитание в институте шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях.

Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.

Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.

Ведущую роль в воспитании всех этих навыков у институток играли классные дамы, которые должны были постоянно находиться рядом с ними и следить за их поведением.

Учеба.

1 воспитанница: Основное место в учебной программе уделялось  тому,  что считали необходимым для светской жизни: изучению языков, прежде всего - французского, основ математики, физики, химии, чтению, правописанию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, светскому обхождению, а также овладеть «дворянскими науками» - музыкой, пением, танцами. Может быть, именно такой полонез танцевали  воспитанницы Смольного института.

(Полонез)

Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства.

При поступлении от родителей и родственников требовалось обязательство по перепоручению опеке над  воспитанниками на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения, строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные  и специально определенные  дни  в присутствии начальницы.

Родители ворчали, что связь девочек с семьей практически полностью прерывалось, и если уроженки Петербурга еще могли рассчитывать на редкие встречи с близкими, то провинциалкам особенно из небогатых семей, об этом и мечтать не приходилось. Поэтому можно узнать, что самым тяжелым наказанием было у воспитанниц  лишения свидания с родными. Эти «казенные затворницы», как назвал их Александр Бенуа, чаще видели императрицу и придворное общество, нежели своих близких.

Режим дня.

2 воспитанница: Институт был царством порядка. Порядок начинался с наблюдения за опрятностью и аккуратностью воспитанниц, поддерживался строгим контролем над исполнением ими обычаев и правил институтской жизни и основывался на твердом распорядке дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для прогулки под присмотром приставленной для этого дамы. Все совершалось по звонку в одно и то же, строго определенное время. Лишь  чрезвычайные обстоятельства (вроде приезда высочайших особ) могли нарушить однообразный строй институтских будней.

Балы

Для того  чтобы девушки свободно чувствовали себя в обществе, для них стали проводиться по праздникам и воскресным дням балы, на которые приглашались, гости, кавалеры, родители и родственники. Девушки давали концерты, ставили спектакли и играли роль хозяек. Императрица лично участвовала в обучении девиц светским манерам. Она часто посещала благородное отделение  и поддерживала смолянок; любила разговаривать с ними, вела переписку, приглашала на балы. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали   Великий князь Павел, члены царской семьи и иностранные гости. А Великая княгиня Наталья Алексеевна несколько раз в неделю занималась с девушками музыкой.

Из дневниковых записей Галины Колесниковой: «Выпускной бал.…Это одно из самых выдающихся событий в годовом круге институтской жизни. На балу, кроме выпускниц, присутствуют их родители, преподаватели и гости: кадеты, юнкера, представители местной знати.… В актовом зале светло и нарядно. Откуда-то сверху доносятся приглушенные звуки духового оркестра. Где сидят музыканты, не видно. Кажется, будто не они играют, а звучат высокие белые колонны, гудят стены зала. Открылись двери и грациозно входят девушки: во всем белом – плывут лебеди! - с гладко причесанными головками. «Белые лебеди» становятся напротив кадетов и юнкеров, выстроившихся у стен. Начинается вальс».

(Вальс)

Театр

1 воспитанница: Главным увлечением Смольного был театр. Екатерина всячески поощряла этот вид искусства. Общество тем временем было охвачено ажиотажем театрального искусства. Кроме профессиональных и крепостных театров существовал  еще и «благородный театр», где пьесы разыгрывала знать. Здесь шли и трагедии, но чаще всего балеты, комические оперы и всякого рода пьески, подчас собственного сочинения.

С учреждением Смольного института в Петербурге появился новый знаменитый театр. Сначала представления давали в залах самого института, но потом выстроили специальное здание. Декорации для представлений писали художники придворного театра, костюмы шили придворные портные, а главное девочками занимались самые крупные балетмейстеры и высокопрофессиональные артисты. В театр Смольного съезжалась знать, о его спектаклях писали газеты.  Первые настоящие театральные вечера – целая программа, складывавшаяся обычно из одноактной комической оперы, комедии и балета, - начинают привлекать петербургскую публику, входят в общий распорядок придворных развлечений. Несложная мелодичная музыка, небольшой, заменяющий оркестр музыкальный ансамбль, нехитрая интрига и текст, близкий к  текстам драматических спектаклей, давали много возможностей для девочек. На каждом выступлении они могли блеснуть всеми гранями своего образования, не уступавшего профессиональному обучению. Все это они делали так блестяще, что Дидро даже сравнивает игру смолянок с исполнением лучших артистов и артисток французской сцены.

2 воспитанница: В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института  положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы. Прежде всего, институт был разделен на два отделения – «благородное» и «мещанское».

Если «мещанское» отделение Смольного должно было пополнить «третье» сословие работницами и хозяйками, то отделению «благородных» девиц предстояло дать обществу высокоинтеллигентных женщин, которые несли бы культуру всюду, куда забросит их судьба. Чтобы они не делали: воспитывали своих или чужих детей, становились ли хозяйками дома, салона или уезжали в свое поместье, - всюду должны были они нести атмосферу духовности.

 Реформы Марии Федоровны.

1 воспитанница: После смерти императрицы Екатерины II, Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главенствовать над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы.

По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения - класса, по 50 человек, в каждом "возрасте" обучалось 100 человек.

Императрица Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства" - в качестве хозяйки. Поэтому вместо книги "О должностях человека и гражданина",  которая читалась в Екатерининские время, при императрице Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу "Отеческие советы моей дочери". В ней говорилось: "Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила свой круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость, и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью". Женщина должна быть "совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом".

Императрица Мария Федоровна строго разграничила сословия, она видела "большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц".  Эта система образования, выработанная в 1797 году, существовала в женских институтах почти полвека.

2 воспитанница: Попробуем представить себе тот идеальный образ Дамы, матери нового поколения людей, о котором мечтали Екатерина и Бецкой, который увидели просвещенные европейцы в смолянках. Прежде всего, она была носительницей идеала благородства и чистоты, верила в то, что этот идеал осуществим,  несмотря на невзгоды и тяготы реальной жизни, принимая их стойко, без ропота и озлобления. В обществе она была веселой и непринужденной, поражала изящным вкусом и ярким воображением, остроумной речью, развитостью и обаянием «изящного ума». Она является примером для подражания другим. Все эти черты мы находим у лучших смолянок — Нелидовой, Ржевской, Плещеевой...

Впоследствии как домашнее, так и частное воспитание ориентировалось на этот образ, на этот идеал. И уже женщины и девушки 1820-х годов в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества, они смогли внести в него новые идеи, новые стремления. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, одновременно постигая идеалы любви, верности, отдачи, нравственного долга женщины перед детьми, мужем и обществом. Среди них были придворные дамы, писательницы, воспитательницы, хозяйки аристократических салонов и оставшиеся неизвестными матери и жены, — все они вносили в среду, в которую возвращались после института, что-то новое, яркое, живое. Появляется новый женский образ, который становится реальностью. Идеал прекрасной  женщины, красоту русской природы воспевали поэты в романсах, звучавших в то время на приемах и балах.

(Романс  «Я помню чудное мгновенье»)

1 воспитанница: Институт воспитывал тысячи русских девушек. Лучшей из «смолянок» первого выпуска в 1776 году была Глафира Ивановна Алымова (в замужестве - Ржевская). С 6-ти лет воспитанница Смольного института, пользовалась особой любовью и покровительством Екатерины II, отличавшей музыкальные дарования юной Алымовой. Глафира Ивановна была награждена золотой медалью первой величины и «знаком отмены» — золотым вензелем Екатерины на белой ленте с тремя золотыми полосками. По окончании института стала фрейлиной императрицы. Фрейлина — младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь.

2 воспитанница: Еще одна представительница первого выпуска - Екатерина Ивановна Нелидова.  С 1765 по 1775 год — воспитанница Смольного института; по окончании награждена золотой медалью «второй величины» и вензелем Екатерины II. Грациозность и музыкальная одарённость, весёлый нрав и остроумие выделяли её среди выпускниц.

1 воспитанница:   Нарышкина Мария Алексеевна, выпускница  второго выпуска, 1779 года.  Мария Алексеевна младшая из дочерей адмирала Алексея Наумовича Сенявина.  Пяти лет Мария была помещена в Смольный институт. По окончании обычного 12-летнего курса,  она была выпущена из института и два года спустя, в декабре 1781 года, была пожалована во фрейлины.

2 воспитанница:  Яркой представительницей четвертого выпуска  Смольного института является княгиня Евгения Сергеевна Долгорукая — фрейлина, жена поэта князя Ивана Михайловича Долгорукова, воспетая им во многих стихотворениях, Евгения окончила курс в 1785 г.

2 ведущая:   Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года.

1 ведущая:   В современном обществе образованные женщины составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% всего числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук.  

2 ведущая:  В 2008 Министром Обороны РФ Анатолием Эдуардовичем Сердюковым в рамках реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 г» был создан «Московский Кадетский корпус «Пансион Воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»» как преемник «Смольного института благородных девиц». Уникальное учебное заведение призвано давать самые разные и глубокие знания, интеллект, приобщать к искусству и культуре. В нём лучшие педагоги заботятся о том, чтобы воспитанницы стали достойными дочерьми великой России.  

1 ведущая:  Перед девочками Пансиона широкая и светлая дорога. Шагать по ней надо смело, с верой в себя, своих наставников и друзей, вдохновенно учиться, набираться сил, раскрывать свои таланты.   Судьба XXI века - в руках образованных женщин.   Девчонки, нам с вами  строить новую Россию!

2 ведущая:  Я верю, что все женщины прекрасны

                    И добротой своею и умом.

                  Еще весельем, если в доме праздник.

                   И верностью, когда разлука в нем.

                   Не их наряды и не профиль римский  -

                       Нас покоряет женская душа!

1 ведущая:   Все течет, все изменяется. Меняется идеал женщины, но во все времена в почете женщина – мать, женская утонченность, нежность, грациозность. Завершая наш вечер, мы хотим предложить вашему вниманию песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать!», мы надеемся, что она  найдет отклик в душе каждой из вас!

 (звучит песня Б. Окуджавы)  

   20.11.12

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)

В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью  и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счасть...

Урок "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Данный урок расширяет знания учащихся по истории декабристского движения, раскрывает гражданский подвиг женщин-декабристок и причины, побудившие их поехать за опальными мужьями в Сибирь, показать глуб...

Восстание декабристов в судьбе русских женщин

Восстание декабристов в судьбе русских женщин....