" Солдат войны не выбирает"
учебно-методический материал по теме

Быструшкина Светлана Михайловна

Воспитательное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soldat_voyny_ne_vybiraet.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно – образовательное событие,

урок памяти, посвященный воину – интернационалисту,

односельчанину В.М. Серикову,

приуроченный ко Дню памяти воинов - интернационалистов

 

« СОЛДАТ  ВОЙНЫ  НЕ ВЫБИРАЕТ»  

Цель:

     На примере выполнения интернационального долга участниками афганской войны, воспитание патриотизма в подрастающем поколении.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство уважения и гордости  к участникам афганских событий, своим землякам;
  2. Раскрыть  понятие  интернационализма  для  подрастающего поколения;
  3. Сформировать представление о долге, чести, мужестве.

Звучит куплет песни « Над  Афганом небо саван»

 Ведущий, учитель:  Сегодня, всех нас собрала  вместе очень серьёзная тема.  

15 февраля – в России  считается памятной датой – Днём вывода войск из Афганистана и  Днём памяти воинов-интернационалистов.

     Именно к этой дате мы приурочили урок памяти  на тему: «Солдат войны не выбирает», посвящённый  солдатам – землякам, участникам боевых действий и нашему односельчанину, воину – интернационалисту Виктору Михайловичу Серикову, который, выполняя свой воинский  долг, погиб во время Афганской войны.  

Страшное и короткое слово «война». Она в любые времена несла людям боль, слёзы, горе, смерть. Не стала исключением и Афганская война, которая длилась почти 10 лет.

На  языке наших людей появилось малопонятное, но очень трагичное словосочетание: «локальный конфликт». И еще одно страшное понятие: «груз 200». 

В.1.  Небольшая историческая справка.

  Афганистан являлся ближайшим соседом Советского Союза. В апреле 1978 года, в результате переворота к власти приходит Народно – демократическая партия Афганистана.  В стране разгорелась гражданская война. В 1979 году правительство Афганистана  обратилось к Советскому Союзу  с просьбой ввести в страну советские войска для защиты порядка и демократии. И в декабре 1979 года руководство нашей страны приняло решение об отправке в Афганистан «ограниченного контингента» советских войск.

В.2.Со всех уголков  нашей страны  направлялись в Афганистан солдаты для выполнения интернационального долга. 

Из Называевского района  стали  участниками этой войны 77 солдат, из них 5 мангутских парней – Владимир Дмитриев, награждён медалью « За отвагу», Анатолий Медведев, Рамазан Нурпеисов, Василий Носов и Виктор Сериков. 

Главная отличительная черта нашего воина заключалась  том, что любовь к Родине всегда была выше страха  и  смерти.

Песня группы «Каскад»  « Мы входили в Афган»  (куплет)

Ведущий, учитель: Что же представляла собой чужая сторона?  

В.3.Экзотический восток был неописуемо красив. Снежные вершины гор вокруг Кабула. Высоченные карандаши минаретов. Каскады глинобитных саклей, как ласточкины гнёзда, прилипшие к скалам! Пронзительный крик ишаков, звенящий чистый воздух и высокомерное солнце, испепеляющее  чужаков! Неведомый до сей поры, сказочный Афганистан. Никого не могло оставить равнодушным это великолепие. Оно волновало душу и будущего героя, и будущего труса или предателя. Ведь именно так Афган рассчитает их, стоящих пока в одном солдатском строю.   

В.4. – Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство Советского Союза, как помощь и поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков. Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом, как  иностранная интервенция.  И чем активнее были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление. Противниками почему – то оказывались не только « банды моджахедов», но и сам народ, от мала до велика. И тогда впервые здесь в Афганистане  наши солдаты услышали слово «душман». Душманы  яростно ненавидели советских солдат и жестоко расправлялись с ними, попавшими в их зверские лапы.  

Учитель русского языка и литературы  читает стихотворение

     В горах Афганистана.

Весёлый парень из деревни вятской,

Девятидневный новичок войны,

С кровавою налобною повязкой

Стоял он возле каменной сосны.

Глядел в чужие дымчатые дали,

Короткой жизни подведя итог,

А моджахеды яростно рыдали,

Протягивая руки на восток.

И тени зла сменяли тени страха

На пыльной коже смуглого лица.

Они просили гневного Аллаха

Простить их за распятье пришлеца.

Из-за рядов неторопливо вышел

И приказал хозяин-феодал;

- Отрезать ему уши – чтоб не слышал,

Глаза повыжечь – чтобы не видал.

И распластали грудь ему ножами

И вырезали сердце на груди.

И, как шакалы, палачи визжали:

- Вовек, гаур, сюда не приходи!

Одну из веток дерева пригнули,

Подвесили солдата на сосне.

А сердце в пропасть ближнюю швырнули

И сгинули в вечерней тишине.

И все ему, бессмертному, внимало –

И тот орёл, что вымерял простор,

И тот овраг, с прожилкой речки малой,

И тот аул, что прятался меж гор.

И травы, омертвевшие когда-то,

Очнулись вновь и дружно в рост пошли.

Как будто сердце русского солдата

Вдруг стало сердцем выжженной земли.

Видео – ролик « Прости, солдат!»

В. 1.- Страшнее всего было провожать на Родину мёртвых. Солдаты предпочитали любое боевое задание, но только не это. Им не забыть «чёрный тюльпан», цинковый ящик, запах сосновых досок, чёрные от крови брезентовые носилки.

Ведущий, учитель: Что же такое «чёрный тюльпан»?

В.1. - Так называли самолёты, которые доставляли  через перевалы, домой, свой тягостный груз (погибших солдат), для того, чтобы родные  смогли оплакать   и проститься с ними в последний раз.

Певец Александр Розенбаум не раз бывал у наших воинов – афганцев в самых горячих точках, попадал под огонь вражеского обстрела,
сам убедился, насколько сложна и опасна служба в Афганистане.
Он не смог сдержать слез, когда впервые увидел
цинковые гробы, которые бережно вносили наши мальчишки с  непокрытыми головами в спецсамолёт со скорбным  названием
«Чёрный тюльпан». В гробах лежали парни, которым будет вечно
по 20 лет. Они отправлялись на Родину в свой последний путь.

Песня А. Розенбаума «Чёрный тюльпан» куплет

В.2. - Эта война, никем и никому не объявленная, героическая и трагическая продолжалась  9лет  1 месяц  19 дней.

После войны были опубликованы цифры погибших советских солдат в Афганистане по годам.

1979год – 86 человек

1980 год – 1484 человека

1981 год – 1298 человек

1982 год – 1948 человек

1983 од – 1446 человек

1984 год – 2346 человек

1985 год – 1868 человек

1986 год – 1333 человек

1987 год – 1215 человек

1988 год – 759 человек

1989 год – 53 человека

Почти 15 тысяч убитых. Без малого 37 тысяч искалеченных. Таков печальный итог многолетней  афганской войны.

В.3.  Они могли бы вместе с нами радоваться солнцу. Могли бы жить, работать, любить. Но не вернулись, чтобы другим возвращаться. И, перешагнув грань, за которой начинается бессмертие, навеки остались молодыми.

   Горе матерей, потерявших своих сыновей в Афганистане, ничем не измерить, ни с чем не сравнить.

 Стихотворение-реквием «Матерям воинов, погибших в Афганистане» читает ученица 11 класса

Не ангелы поют на небесах,

То сыновья зовут упрямо «Мама»!

И столько неги в их живых глазах –

Святых детей заоблачного храма!

 И столько чувств, заветного тепла,

И трепетного с болью ожиданья,

Которые война не унесла,

А сберегли ребята для свиданья –

Свиданья с самым кровным, что ни есть,

Свиданья с самым близким, что ни будет,

 Спасибо, мамы, что вы рядом есть,

Когда случится – с вами нас не будет.

Какая иссушила жажда нам сердца;

Мы к облакам летящим, припадая,

Шлем весточки из рая без конца,

И хочется нам дома, а не рая!

И, если кто-то стукнет невзначай

В окно ли, в дверь ли, в скорбные ворота,

Вы выходите, мамы, нас встречать –

Мы это, мы, стучимся, а не кто-то.

Мы не пришли – иначе не могли…

Мы умирали под звездой Афгана –

В пустынях гор от вас, родных, вдали,

Не ведая коварства и обмана.

 Не ангелы поют на небесах,

То сыновья зовут упрямо «Мама».

И сколько неги в их живых глазах

– Святых детей заоблачного Храма!

 

Ведущий, учитель:  – Во имя чего были принесены столь значительные жертвы?  Что стало причиной военного конфликта – интересы государства, идеологические установки или амбиции политических лидеров?

В.4. – Сегодня существуют разные ответы на эти вопросы. Не подлежит сомнению лишь одно – никто не вправе в чём – либо упрекать солдат и офицеров, с честью выполнявших свой воинский долг. В Афганистане проявились лучшие качества нашего воина: верность Родине и присяге, готовность к самопожертвованию, мужество и боевое мастерство.

Для сотен тысяч воинов – афганцев эта война стала серьёзным испытанием на прочность. Пройти все круги ада и не сломаться могли лишь настоящие мужчины, сильные  телом и духом.

В.5 -  1989 год. Советско – афганская граница под Термезом. 15 февраля. В этот день был праздник. Праздник возвращения наших воиск из пылающего Афганистана. Праздник вывода из чужой страны последнего советского солдата. Гремела сияющая медь оркестра. Перед трибуной стояли два батальона гвардейцев – разведчиков, замыкавшие нашу последнюю часть. Генералы, полковники в нарушение всех старых традиций не вызывали солдат к себе командами. А подходили к каждому воину и вручали ему боевую награду. Советские войска выведены из Афганистана.

В.1. - Но раны, нанесённые этой войной, кровоточат до сих пор, для тех, кто потерял близких, для тех, чья  юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем.  Боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна славянская фамилия… а ведь они были чьими – то сыновьями, братьями, возлюбленными.

В. 2 - 15 февраля 1989г. стал днем, когда закончился счет потерям наших солдат. Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность - хранить память о них, как о верных сынах Отчизны.

В. 1.  Мы, жители своего села  Мангут, всегда помним, и будем передавать эту память от поколения к поколению,  о нашем земляке, воине – интернационалисте,  Серикове Викторе Михайловиче.  

Биографические данные взяты из книги «Сойду на станции Мангут» автора – составителя Л.Д. Малькович.

Виктор родился  1 января 1957 года в д. Бузан, Называевского района, Омской области. По воспоминаниям родителей, он был очень послушным ребёнком, хорошо учился, учителя отзывались о нём с благодарностью. Любимой игрой в детстве была « войнушка» с самодельным деревянным автоматом. После школы Виктор выбрал профессию защитника Отечества. В 1978 году закончил Омское высшее военное училище имени М.В. Фрунзе, служил в ГДР. Затем Афганистан с февраля 1980 года.

 Воинское звание – старший лейтенант. Командир разведвзвода отдельного разведывательного батальона.

В.2. – Как и все ребята, Виктор писал письма своим родителям:

«Получил от вас несколько писем, но отвечать некогда: постоянно в разъездах, на месте почти не сидим. Изменений особых нет. Всё идёт нормально. Со здоровьем в порядке. Погода жаркая: 45 – 50 градусов, ведь только весна начинается. Что летом - то будет? Афганцы уже скоро будут снимать первый урожай. Вода здесь пользуется особым спросом – поскольку привозят её издалека. Питание нормальное, даже доппаёк выдают для особых мест. Стараюсь поправиться, но ничего не получается. Очень много приходится бегать и ходить пешком на большие расстояния. Но ничего служба проходит интересно. Тут понимаешь, что такое настоящая служба: « На войне как на войне».

Песня « Афган - Кукушка» куплет и припев

В.2. –Судьба недолго берегла его...  Он погиб в 23 года.

 Разведывательный батальон Виктора попал в ущелье в засаду. «Душманы били из 4 – х крупнокалиберных пулемётов и 50 – 60 автоматов. Виктору пригодилось умение  метко стрелять, ведь он был кандидатом в мастера спорта по пулевой стрельбе.

Но бой был слишком  не равным, так как «духи»  находились в более выгодной позиции. Вначале он был ранен в ногу, а когда метал гранату – в грудь и живот.  

Стихотворение читает учитель русского языка и литературы

Его портрет в печальной раме

Висит в простенке, у окна.

Он не вернётся больше к маме

Его навек взяла война.

Он был защитником свободы

Страны кровоточащих ран –

Так называли в эти годы

Известный всем Афганистан.

Свой взвод он поднял по тревоге,

Повёл меж опалённых скал,

Куда взбирался серпантин дороги

На безымянный перевал.

Там банда в кишлаке вершила

Бесчеловечную расправу.

Там пуля детство не щадила,

Там издевались для забавы.

Стонали скалы в грохоте разрывов,

Взахлёб стучал душманский пулемёт.

Кишлак тот грудью закрывая,

Пошёл в атаку дружно взвод.

Свистел свинец, впиваясь в плоть и камни,

Но взвод упрямо шёл вперёд,

Как будто ощущали парни,

Что за спиной у них – народ.

Туман сгустился. Знобко, сыро.

Идёт на базу поредевший взвод,

И тело лейтенанта – командира

Поочерёдно он несёт.

А завтра в ночь с аэродрома

В печальный рейс уйдёт «Тюльпан»

Ещё одна семья осиротеет

Ради тебя, Афганистан. (В. Луговской

 За проявленное мужество и героизм, Виктор Михайлович награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени посмертно.  

Виктор Михайлович Сериков с воинскими почестями похоронен в городе Омске. Благодарная память о его подвиге не имеет права померкнуть, он всегда останется для нас примером мужества, стойкости и героизма. 

В.3 -В память павших своих земляков
Зажигаем потухшие свечи
Пусть расправит неяркий их свет
Всех участников усталые плечи.
Поколенье не знавших войны
Как свою – вашу боль принимаем.
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем.
    Зажигает свечи      

Читает стихотворение «Минута молчания»

Минута молчанья – то много иль мало
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Минута молчанья.
Молчанья минута…
 

О минуте молчания читает ведущий, учитель


Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья.
Погибших мальчишек
Чтит в эту минуту страна.
Чтит павших героев,
Чтит русских «афганцев»,
Тускнеет эмаль орденов.
Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Они вас услышат без слов…

А горы служили им домом,
И письма их грели ночами.
Так вспомните, люди,
Погибших в Афгане
Вечной минутой молчанья…

Пусть стали гранитом
Их светлые души.
Что прячет холодный гранит?
Минута молчанья,
Как белая птица,
Над миром притихшим летит.
Минута молчанья –
Два памятных слова.
О чем вспоминаешь, страна?
За то, что мальчишек
На смерть посылала –
Минута молчанья цена.

Им много не надо,
Лишь память да верность,
Да летом букетик цветов.
Ненужными стали
Им льготы и слава
И каменный блеск орденов.
Так встаньте же, люди,
Они заслужили,
Чтоб их вспоминали порой.
Почтим всех парней,
Как было когда – то,
Минутой молчанья одной.

Так вспомните, люди,
Погибших в Афгане
Вечной минутой молчанья…
Вечной минутой молчанья…

Ведущий, учитель: Вечная память воинам - афганцам, погибшим при исполнении служебного долга.

Во время минуты молчания  звучит фонограмма  афганской мелодии

В.4 - Настоящим шоком для солдат, служивших в Афганистане, является признание десятилетней войны, в которой положены тысячи жизней, через которую в страданиях прошло столько парней, «ошибкой», а сами «воины -  афганцы» враз оказались «оккупантами» и «убийцами».  

 Стихотворение  «О воинах – афганцах» читает учитель русского языка и литературы

Никто не думал в восемнадцать,

Что в мирный час  придется драться –

На чужой земле.

Что годы лучшие из жизни

Отдать придется не Отчизне,

А «необъявленной» войне!

А те, кто нас туда послали,

Своих бы сыновей не стали

Бросать в то  пекло, на песок,

Туда, где смерть глядит в висок,

Туда, где дом тебе палатка,

Туда, где тиф и лихорадка,

Туда, где кто – то смерть себе нашел.

А мир не очень справедлив:
Домой приходят человеки,
Один с войны приносит чеки,
Другой – желтуху или тиф.
А третий в душной тишине
Скрипит протезными ремнями,
И злость катает желваками,
Когда услышит о войне….

Зачем нужна была война?

И ляжет на кого вина

За слезы матерей и близких,

За раны, кровь и обелиски,

За переломанные судьбы,

За тех, кто пал на землю грудью,

За крик погибших здесь когда –то:

«Не забывайте нас, ребята!»?

Мы не забудем вас, ребята!  

В.5 – Сколько  матерей, вдов, обездоленных детей, невест, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…

Учитель: - Они  ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 20 с лишним лет после той войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память. Люди, вслушайтесь…

Стихотворение читает учитель русского языка и литературы

Помяни нас Россия в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной болью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды. От беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, - для тебя!

Видео ролик « Знаешь, как хочется жить!»

Ведущий, учитель:  - Каждая эпоха рождает своих героев. Обращение к героическому прошлому Родины, к нашей памяти – святой долг каждого гражданина.

 И память эта будет жива, пока мы об этом помним, об этом говорим. 

 События в Афганистане ещё раз убеждают нас в том, что без армии  государству не выжить. Она не просто оплот и надежда  страны и своих граждан, это высшая школа мужества, которую предстоит  пройти  многим из вас, наши будущие защитники. И пусть эта «школа мужества» будет для вас только в мирное время.

На этом мы заканчиваем наш урок памяти и благодарим вас за участие в нём. 

Видео – ролик «Афганский вальс – белый танец» Ирины Шведовой


Список литературы:

[1]. Малькович Л.Д. «Сойду на станции Мангут…», издательство «Амфора», 2010.

[2]. «Последний звонок», газета для организаторов внеклассной работы № 1/ 2009, № 1/ 2010.

[3]. Савченко Е.В., О.Е. Жиренко “Мир школьных праздников”, издательство “5 за знания”, Москва, 2005

Интернет – источники:

1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/afganistan-nezazhivayushchaya-rana

2. http://eldorado2012.ru/zanimatelnie-klasnye-chasi/bol-moey-dushi-afganistan

3. http://sch84.pskovedu.ru/?project_id=438&pagenum=9979

4. http://www.pskovedu.ru/?project_id=2017&pagenum=3553

5 .http://yandex.ru /yandsearch? text=картинки+об+афганской+войне&clid=1923017&lr=65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"

ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...

Классный час "Солдат войны не выбирает"

Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества. Примером м...

презентация "Солдат войны не выбирает"

В презентации рассказывается о полном кавалере орденов Великой Отечественной войны А.Г. Голодных, уроженца Омской области. Можно использовать материал на уроках истории, по краеведению, по внеклассной...

"Солдат войны не выбирает"

"Солдат войны не выбирант", мероприятие посвященное подвигу Александра Матросова, цель которого воспитывать у подростков уважительное отношение к подвигам защитников Отечества, содействовать формирова...

Солдат войны не выбирает

Сценарий классного часа по патриотическому воспитанию ко дню вывода войск из Афганистана для учащихся 7-11классов....

Солдат войны не выбирает

Сценарий может использоваться во время проведения классного часа,посвященного выводу войск из Афганистана....

Классный час "Солдат войны не выбирает"

Классный час, посвященный войне в Афганистане 1979-1989г.г....