Путешествие в страну Литературию
методическая разработка (8 класс) по теме

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 8 класса "Путешествие в страну Литературию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_literaturiyu._8_klassy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

          8 классы. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ        

                            ЧИТАЛИЮ

       

              Цель: формирование познавательного интереса учащихся; развитие творческих способностей учащихся; расширение читательского кругозора.

             Литературный ринг  

         

      Для проведения литературного ринга приглашаются две команды учащихся 8 классов. Зал украшен рисунками- иллюстрациями к любимым книгам ребят, плакатами с высказываниями о книгах и чтении: «Книга – жизнь нашего времени» (В. Г. Белинский); «Кто с книгой дружит, тот никогда не тужит», «День, проведённый без книги, – потерянный день», обложками книг «Три толстяка» (Ю. Олеши), «Записки о Шерлоке Холмсе» (А. Конан Дойла). Оформлена выставка книг, которые могут понадобиться ребятам в ходе ринга. Необходимо подготовить также иллюстрации, записи необходимых музыкальных произведений. Когда все школьники собрались в зале, звучит музыкальная заставка со словами:

                                      Не наяву и не во сне,

                                      Без страха и без робости

                                      Мы снова бродим по стране,

                                      Которой нет на глобусе,

                                      На карту не нанесена,

                                      Но знаем ты и я,

                                      Что есть она, что есть она,

                                      Страна Читалия.

      1-й ведущий: Добрые день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас в стране Читалии!

                                      Вы здесь услышите сейчас

                                      О том, что так волнует вас:

                                      Подарит вам в часы досуга

                                      Неповторимый счастья миг

                                      Свиданье с книгой – добрым другом,

                                      Ведь не прожить никак без книг!

      Сегодня мы проводим литературный ринг – соревнование между двумя командами, которое будет состоять из трёх раундов – конкурсов на определённые темы.

      Прежде чем начать литературный ринг, представляю тех, кто будет принимать в нём участие. Справа находится команда, у которой литературный девиз… (Ребята произносят хором: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».) Думаю, вы узнали слова из клятвы Сани Григорьева – героя книги «Два капитана» В. Каверина.

      2-й ведущий: Прошу вторую команду назвать свой девиз. (Ребята произносят его: «Один за всех, и все за одного».) Надеюсь, вы вспомнили автора книги и её героев, которым принадлежит этот девиз. Теперь пусть каждая команда выберет капитана. (Ребята выбирают.)

      1-й ведущий: Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи…

      Надеюсь, что во время ринга члены команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется  в проигрыше.

      2-й ведущий: Оценивать ответы команд будут члены жюри. (Представляет их.)

      Время, отведённое ребятам на выполнение заданий, будет контролировать «хранитель» времени. (Называет фамилию и имя учащегося.)

      Итак, церемония представления участников литературного ринга «Путешествие в страну Читалию» окончена. Мы объявляем первый раунд.

      Раздаётся удар гонга. Звучит «Романс» Г. Свиридова к кинофильму по повести А. С. Пушкина «Метель».

      1-й ведущий: Первый раунд мы посвящаем такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с детских лет. Это поэзия. Ещё малышами мы слышим от мамы строки «Колыбельной песни», став старше, сами разучиваем и читаем стихи. Они звучат и дома, и на школьных праздниках. Но, к сожалению, многие прекрасные поэтические произведения остаются непрочитанными. И это большая, невосполнимая потеря, ибо волшебные поэтические строки делают нас духовно богаче, тоньше, восприимчивее к тому, что нас окружает. Цель поэзии – дарить людям радость приобщения к высокому искусству. Спасибо поэзии, что она не даёт уснуть всему лучшему, что есть в человеке.

      2-й ведущий: Команды приглашаются на разминку. Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого я зачитаю. Начинает команда с девизом «Один за всех, и все за одного». (Читает первые строки стихотворений А. Барто или других поэтов.)

1. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

2. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».

3. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

      1-й ведущий (читает первые строки стихов для второй команды):

1. Муха, муха – цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

2. Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

 Весь до ниточки промок.

3. Дали туфельку слону,

 Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре».

      2-й ведущий: Внимание! Капитаны команд, приготовьте ручку и листок бумаги. Дано задание: в течение минуты подобрать рифму к словам, которые я вам назову. Таких слов будет пять. Запишите их в столбик: день, футбол, руки, стена, окунь… Я вижу, что вы затрудняетесь подобрать рифм к слову «окунь», но не надо отчаиваться. Это слово ставило в тупик даже А. С. Пушкина. Передайте листочки с рифмами  жюри.

      А сейчас команды выполнят ещё одно задание первого раунда.

      Звучат последние слова строк стихотворений знаменитых поэтов, а задача команд – в течение минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу тех стихотворений, из которых они взяты, с указанием фамилии авторов.

Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом.

            Что ищет он в стране далёкой?

          Что кинул он в краю родном?

(М. Ю. Лермонтов «Парус»)

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)

      Примечание. Могут быть взяты стихотворения любых авторов.

     

      1-й ведущий:  Объявляю конец первого раунда ринга. (Звучит удар гонга.) Пока жюри подводит итоги, я прошу вас обратить внимание на обложки книг, расположенных на стенде в зале. Сейчас вы послушаете музыку и подумаете над тем, с героиней какой из этих книг она у вас ассоциируется.

      Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

      1-й ведущий: Кто из героев одной из книг, представленных на выставке, мог бы танцевать под эту музыку? ( Девочка-кукла Суок – героиня книги «Три толстяка» Ю. Олеши).

      2-й ведущий: Ваше домашнее задание было связано с этой книгой. Приглашаю на сцену членов команд…

      Юрий Олеша – замечательный писатель, который писал статьи, фельетоны, детские книги, самая чудесная из которых  – «Три толстяка».

      Ребята читают лучшие сочинения «Мои любимые страницы романа Ю. Олеши».

      2-й ведущий: Ю. К. Олеша писал «Сказочная литература, прочитанная мною в детстве, произвела на меня могущественное впечатление, которое не изгладилось и до сих пор… Роман «Три толстяка» я написал под влиянием этого впечатления».

     1-й ведущий: «Действующие лица моего романа: девочка-кукла, волшебный доктор, учитель танцев, хозяин балагана, канатоходец – не являются самостоятельно придуманными мною фигурами. Сразу понятно, что большинство из них возникло под влиянием чтения сказок». По сюжету романа «Три толстяка» поставлены опера и балет. Многие из вас, наверное, видели фильм с таким названием. Хочется, чтобы после нашей встречи вы обязательно ещё раз перечитали это произведение.

     

      Объявление жюри итогов первого раунда литературного ринга.

      2-й ведущий:  Начинаем второй раунд.

      Звучат удар гонга и музыкальная заставка ко второму раунду – музыка из кинофильма «Тайна двух океанов».  (Или мелодия их кинофильма « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». )

   

       2-й ведущий: Думаю, нетрудно догадаться, что  второй раунд посвящён области страны Читали под названием «Детектив».

     Детективы любят все. Кто не восхищался проницательностью сыщика-любителя Дюпона из рассказа Эдгара По, сметливостью Эркюля Пуаро или старушки мисс Марпл из произведений Агаты Кристи!

      Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведений писателя Конан Дойла. Назовите его имя…

      1-й ведущий:  А знаете ли вы, что автор произведения о Шерлоке Холмсе скептически относился к своему герою? Он считал, что рассказы и повести о нем недолговечны. Но Конан Дойл ошибся. Холмс стал очень популярным героем. Дотошные исследователи разложили его жизнь по полочкам, используя дедуктивный метод автора, и раскопали о персонаже такие «факты». О которых

не подозревал даже сам Конан Дойл.

     2-й ведущий:   Сейчас вам на время придется стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и расшифровать полученное письмо. Это первое задание II раунда.

      Команды получают письма и разгадывают зашифрованный текст.

                                               Н….  ст..л..  ..зв..стно,

                                               Чт..  пр..здн..к  ..  в..с,

                                               ..н..м  ..нт..р..сн..

                                               Пр….х..ть  с..йч..с,

                                               ..в..д..ть  р..б..т  ..т..х,

                                               ..мн..х  ..  м..л..х.

                                               ..х  зн..нь..  пр..в..р..ть,

                                               Пр..в..р..ть  ..х  с..л..  .

                                               (Г..р….  кн..г)

                                               (Нам стало известно,

                                               Что праздник у вас.

                                               И нам интересно

                                               Приехать сейчас,

                                               Увидеть ребят этих,

                                               Умных и милых,

                                               Их знания проверить,

                                               Проверить их силы.

                                               (Герои книг))

     Пока члены команд выполняют задание, исполняется номер художественной самодеятельности.

      1-й ведущий:  Жюри определит, насколько эффективно вы используете возможности дедуктивного метода… А теперь внимание все!

     Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. (Показывает картотеку в ящике.) В этом ящичке хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг. Я познакомлю вас с некоторыми. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить, в каком произведении он действует, кто автор произведения.

      Ведущий по очереди читает командам отрывки из произведений известных писателей.

      1. «Девка небольшого росту из себя и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные… А одежда такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладь».

      (П. Бажов.«Уральские сказы», Хозяйка Медной горы.)

      2. «Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, «смертных», не видывал. Отвёрстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Видение страшное, омерзительное».

      (Собака из повести А. Конан Дойла «Собака Баскервилей».)

      1-й ведущий: Следующее задание раунда –  пять вопросов, которые каждая команда подготовила друг другу.

      А сейчас – литературная викторина.

      2-й ведущий: Итоговое задание второго раунда –  «Мы с вами знакомы». Надо по смыслу и по рифме угадать имена известных литературных героев.

      1. Живут в веках Фонвизин, Пушкин, Гоголь…

          Бессмертен их героев длинный ряд.

          И в наши дни мы можем вспомнить много

          Классических фигур среди ребят:

          Иной в науках плохо успевает,

          Слаб в алгебре, в грамматике профан…

          Кого, друзья, сей муж напоминает?

          Ах, батюшки, да это ж …   (Митрофан).

      2. А этот с виду скромен и приличен,

          Но истинный портрет его таков:

          Ленив, как Осип, груб, как …   (Городничий).

          И пуст, как настоящий …   (Хлестаков).

      3. А здесь по буквенному знаку

          Воображением живым

          Вы нарисуете собаку

          С её хозяином немым.   (Муму, Герасим).

      4. Мы букву первую даём,

          Вы добавляйте остальное:

          За куплей странной застаём

          Мы всем известного героя.    (Чичиков).

      А знаете ли вы, кому принадлежат эти вещи?..

      1-й ведущий: В комнату находок страны Читали поступало много различных вещей. Великие сыщики! Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи

      1. Нарядная, большая, красивая кукла. (Соне, «Дети подземелья», В. Г. Короленко).

      2. Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь. (Муку, Гауф, «Маленький Мук»).

      3. Маленькая хрустальная туфелька. (Золушке, Ш. Перро, «Золушка»).

      4. Волшебное зеркальце, умеющее говорить. (Царице-мачехе, А. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне»).

      1-й ведущий: А сейчас, команды, вам предстоит определить название произведения, фамилию, имя автора и персонажей по иллюстрации.

     

Подводятся итоги второго раунда литературного ринга.

     1-й ведущий: А сейчас, друзья, встречайте гостей, литературных героев.

     Инсценировка отрывка из произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера».

       Болельщикам команд могут быть предложены задания.

     Подведение итогов литературного ринга.

    Подготовила и провела Овчинникова Е. В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"

Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Путешествие в страну "Литературию"

Презентация про путешествие в страну "Литературию"...

внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие в страну Литературию"

Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие в страну Литературию" для . В игре участвуют две команды, 5, 7 классы(смешанные)...

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию».

Данный методический материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

Викторины по литературе " Путешествие в страну Литературию" 7- 10 классы

Викторины по литературе " Путешествие в страну Литературию" 7- 10 классы...

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.Задачи: повы...