Игровая программа "Полезная затея"
методическая разработка (6 класс) по теме

Артемьева Регина Алексеевна

Данный материал представляет методическую разработку игровой программы "Полезная затея". Программа посвящена истории русских народных игр в предверии праздника Татьянин день. Данную программу могут проводить учащиеся среднего звена для учащихся младшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий91.5 КБ
Office presentation icon Презентация к сценарию2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

  1. возрождение традиций национальной игровой культуры
  2. вспомнить и познакомиться с неизвестными русскими играми и забавами.

Задачи: 

Образовательная:

  1. знакомство с разнообразным миром национальной игровой культуры детства через вовлечение участников в творческий процесс непосредственного поиска способов взаимодействия в ходе проведения развлекательно-игровых программ, организаторами которых выступают дети и подростки
  2. формировать знания о русских играх и забавах;

Развивающая:

  1. способствовать расширению кругозора учащихся;
  2. развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
  3. развивать активность и самостоятельность.

Воспитательная:

  1. воспитывать чувство патриотизма,  любви к своей Родине и ее традициям;
  2. содействовать взаимодействию и взаимопониманию

Оборудование мероприятия:

Игровой зал, мультимедийное оборудование, канат, русский костюм, атрибуты мероприятия, платок, канат, зал для проведения игр и зал для традиционного русского чаепития.

План мероприятия:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

3. История праздника (интерактивная беседа)

4. Создание мотивации для участия детей в играх

5. Основная часть (история и проведение игр):

  1. Ручеек
  2. Бояре
  3. Рыбки
  4. Водяной
  5. Перетягивание каната
  6. Дуга
  7. Каравай

6. Заключительное слово

7. Традиционное русское чаепитие

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Детей на входе встречает классный руководитель в накидке, чтобы не было видно одеяния.

Учитель: дети, сегодня мы совершим с вами путешествие в прошлое и отправимся в Древнюю Русь в гости к обычной семье. Вы готовы к путешествию?! Тогда закрываем все глаза!

Раздается звук отходящего паровоза, учитель скидывает накидку и оказывается в старинном русском одеянии.

Дети, скорее открывайте глаза, мы уже оказались в прошлом, вы слышите эту чудную музыку?

Играет русская народная музыка, гостей встречают ведущие (семья) в старинной русской одежде

Слайд 1

2. Вступительное слово

Ведущий 1: Вы позвольте, гости дорогие ко двору прийти, да в горницу взойти, да нам на лавочку присесть….

Ведущая 1: Ой, вы гости-господа, мы вам рады, как всегда!

Ведущий 2: Мы вас ждали, к приходу вашему готовились!

Ведущая 2: Глядите, как светлицу нашу убрали, какой у нас везде порядок!

Ведущая 1: А в печке пироги поспевают, вас попозже ожидают!

Слайд 2

3. История праздника (интерактивная беседа)

Ведущий 1: Гости наши дорогие, не обычный день у нас сегодня – праздник – Татьяна Крещенская.

Слайд 3

Ведущий 2: В этот день Православная церковь почитает мученицу Татиану и с нею в Риме пострадавших.

Слайд 4

Рассказ учителя о жизни Святой мученицы Татианы

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она работала в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222-235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень.

Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу.

Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться, - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны.

На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять.

На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

Слайд 4






















































Слайд 5

Ведущая 1: Есть у нас ребята, приметы в этот день.

На Татьяну проглянет солнышко рано — к раннему прилету птиц.

Если в этот день идет снег, то лето будет дождливое.

Слайд 6,7

Ведущий 1: На Татьянин день морозно и небо ясное — к урожаю.

На Татьяну теплая метель — к засухе и неурожаю.

Слайд 8,9

Ведущий 2: На Руси ребята, у женщин в доме есть Бабий кут — это бабий угол, место у русской печи, где стояли все предметы домашней утвари и где хозяйка проводила много времени. Это место называется еще солнышком. А потому на Татьянин день большуха — старшая в семье хозяйка — печет большую ковригу хлеба, символ Солнца. Достает ее из печи тоже большуха. Она дает хлебу чуть остыть и начинает отламывать по куску хлеба членам семьи. Каждому должен достаться хоть кусочек.

Слайд 10

Ведущая 2: Мы в этот день говорим: «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет». В этот день надо сходить на реку и выбить из половиков всю грязь, скопившуюся в них за праздники. А еще в этот день славят Солнце — пекут круглые караваи, да в игры разные играют.

Слайд 11,12,

13

4. Создание мотивации для участия детей в играх

Ведущий 1: Мы вас гости дорогие, пригласили с нами праздник провести, в игры с нами старинные поиграть, солнышко славить и караваи наши отведать.

Ведущая 1: Ой, ... , не гоже то гостей наших бегать и играть сразу просить, они небось с дороги то устали, дай-ка передохнуть им маленько.

Ведущая 2: Да, ладно тебе, … . Уж засиделись наши гости, пора и размяться им.

Ведущий 1: Так девоньки не спорьте, как хозяин дома скажет, так и будет! Пущай гости отдохнут немного. …, иди-ка сюда, придумай нам, как нам пока гостей дорогих развлечь.

Ведущий 2: …, да что тут придумывать то, не телегу чай изобретать! Давайте-ка гости дорогие, мы вам расскажем немного про старинные русские игры. Узнаете, во что предки ваши играли, а потом и сами попробуете!

Ведущая 1: Ну что ж гости наши дорогие, много на Руси было игр – более трех тысяч. Обо всех рассказать не успеем, но вот о самых любимых играх вы сегодня узнаете.

Ведущий 1: Эй, сказители земли русской выходите, да гостей наших рассказами своими потешьте!

5. Основная часть

(история и проведение игр)

Выходят сказители под русскую народную музыку

Сказитель: Как еще давно предки наши говорили «…через детей последующих поколений  детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют...». 

Сказительница: На Руси ребята, игры возникали не просто так. Прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Слайд 14



Слайд 15

Сказитель: Все игры было принято подразделять на группы, в зависимости от их предназначения.

  1. игры, отражающие отношения человека и Природы
  2. игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
  3. игры по религиозно-культовым мотивам
  4. игры на находчивость, быстроту и координацию
  5. игры на силу и ловкость
  6. военные игры
  7. праздничные и т.д.

Слайд 16-22

«РУЧЕЕК»

Сказительница: Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Одна из любимых игр, которая отражает отношения человека и природы,  - это «ручеек», также во время этой игры дети лучше узнавали друг друга.

Ведущий 2: Ребята, сейчас я объясню вам правила игры, а затем мы будем с вами играть.

Ведущий 2: Участники разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель.  Водящий — он входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. д. 

Вдоль ярмарки во конец
Шли удалые молодцы и девицы  
Не товар продавать –
Себя людям показать.
«Эй, добры молодцы и девицы, выходите,
Свою силу и ловкость покажите

Дети приглашаются играть

Слайд 23

















Слайд 24

«БОЯРЕ»

Сказитель: Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до нас в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Например, игра «Бояре».

Дети приглашаются играть, а ведущие объясняют правила игры

Ведущая 2:  Сейчас мы разделимся с вами на команды. Две команды, держась за руки, идут сначала на встречу друг другу, потом назад и так по очереди. И говорят:

Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли

Бояре, а зачем пришли, дорогие, а зачем пришли

Бояре нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна

Бояре а какая вам мила, дорогие, а какая вам мила

Бояре, нам вот эта мила (показывают на одного из игроков), дорогие, нам вот эта мила

Бояре, она дурочка у нас, дорогие, она дурочка, у нас

Бояре, а мы плетечкой ее,…

Бояре, она плеточки боится,…

Бояре, а мы прянечка дадим,…

Бояре, у ней зубки болят,…

Бояре, а мы к доктору сведем, …

Бояре, она доктора боится…

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.

«Hевеста» разбегается и пытается прорвать цепочку из рук в противоположной команде, если не прорвет, остается в команде, если прорвет, забирает одного игрока и уходит в свою команду.

«РЫБКИ»

Сказитель: Также на Руси, где важнейшие города строились рядом с реками, поэтому рыбный промысел был одним из важнейших. Этому промыслу и посвящена игра «Рыбки».

Дети приглашаются играть, а ведущие объясняют правила игры

Ведущий 1: Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Сейчас участники игры привяжут  к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.

«ВОДЯНОЙ»

Сказительница: Мотивы языческих верований и культуры славян четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Так на Руси очень любили игру «Водяной».

Дети приглашаются играть, а ведущие объясняют правила игры

Ведущая 2:  Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на минуточку!» После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать – кто это. Если угадал, то угаданный становится «Водяным».

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Сказитель: Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игры на ловкость, силу смекалку, это занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Дети приглашаются играть, а ведущие объясняют правила игры

Ведущая 1:  А сейчас мы разделимся с вами на две команды и выясним, кто сильнее будет.

Команды каждый раз менять

«ДУГА»

Ведущий 1:  Для игры натягивается веревочка и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже и в конце побеждает самый гибкий и упорный.

«КАРАВАЙ»

Сказительница: Конечно же на Руси очень важными были игры, связанные с праздниками, особенно с именинами. В этот день было принято играть в «Каравай».

Дети приглашаются играть, а ведущие объясняют правила игры

Ведущий 1: Ребята, сейчас мы поставим одного из вас посередине нашего круга. Потом мы будем водить хоровод по кругу и запевать: «Как на Сашины именины испекли мы каравай...» (называть надо имя того, кто стоит посередке). После этого останавливаемся и поем: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поем: «Вот такой нижины!» — опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» — все опускают руки и идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг.

Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь — выбирай!»

Ведущая 2: Саша подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берет за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати. Так может повторяться много раз.

Правило здесь только одно. Катя не может опять выбирать Сашу, а должна выбрать кого-нибудь другого. И вообще выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну девочку, и наоборот. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками».

6. Заключительное слово

Ведущая 1: Ой, ребята, совсем мы с вами заигрались! А пироги то наши в печи поспели!

Ведущая 2: Тогда конечно же надо всех звать к столу! Эй, хозяин не зевай, гостей за стол зазывай!

Ведущий 2: Ну что ребята, понравились вам наши игры?! … Мы рады, что игры вам наши понравились. Вы уж их не забывайте, сами в них играйте и другим о них рассказывайте! Помните, традиции своих предков надо бережно хранить!

Ведущий 1: Хватит разговоров! А теперь гости дорогие, пора Вам перед дорогой обратной домой, как следует подкрепиться! Прошу всех к столу!

7. Традиционное русское чаепитие

Дети проходят в зал пить чай из самовара с традиционными русскими угощеньями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Святая мученица Татиана

Слайд 5

Усечение Татианы мечом

Слайд 19

игры на находчивость, быстроту и координацию

Слайд 20

игры на силу, ловкость

Слайд 21

военные игры

Слайд 22

праздничные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

презентация "Эту бойню затеял не Бог..."

«Чтобы жизнь  улыбалась волкам, не слыхал».                             В.Высоцкий           ...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

«Эту бойню затеял не бог- человек»

Урок внеклассного чтения «Эту бойню затеял не бог- человек» – урок в системе уроков нравственного воспитания, начатых в пятом классе и продолженных в шестом (именно литература формирует нравственные к...