Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Ольга Алексеевна Солкина

 

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в профессиях; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»

Цели:

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в профессиях; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда, воспитывать умение играть в команде; ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии; формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.

Форма проведения: час общения.

Оформление :

- написать на доске тему занятия.

План занятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Игра визитка.
  3. Игра «Самая, самая».
  4. Групповая работа.
  5. Проблемная ситуация « Чей это выбор».
  6. Мини лекция «Формула профессии».
  7. Демонстрация осознанного выбора профессии.
  8. Как овладеть профессией.
  9. Тестирование.
  10. Подведение итогов (рефлексия)
  11. Заключительное слово.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

Ребята для того чтобы вы поняли о чем сегодня пойдет речь, я предлагаю вам разделиться на 4 группы и отгадать несколько загадок.

Скажите, кто так вкусно готовит

Щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

      Кто в дни болезней всех полезней,

      И лечит нас от всех болезней? (врач)

               Наведет стеклянный глаз,

               Щелкнет раз – и помнит вас.(фотограф)

Он учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.(учитель)

     Встаем мы очень рано, ведь наша забота –

     Всех отвозить по утрам на работу.(водитель)

Итак наш разговор сегодня будет о профессиях, а занятие будет называться « Дороги, которые мы выбираем».

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог- именно столько сейчас существует профессий. Все работы хороши! ВЫБИРАЙ НА ВКУС! Выбор работы только на вкус – дело ненадежное и не всегда выполнимое. Кем вы хотели стать, когда учились в 3-ем классе? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 процентов из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти методом проб и ошибок? Жизнь человека – череда многочисленных выборов. А выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (слайд) Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

( Дети дают ответы) Подведем итоги. (слайд)

Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация- это уровень профессионального мастерства.

Должность- это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2 Игра « Визитка»

У меня есть несколько визитных карточек. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Сможете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах говорят: « Артист в своем деле».

                                      3 игра « Самая, самая».

Сейчас,  для того чтобы вспомнить профессии, предлагаю поиграть в игру.

Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод

Самая сладкая – кондитер.

Самая денежная – банкир, боксер, модель.

Самая волосатая – парикмахер.

Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.

Самая смешная – клоун, пародист.

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.

Самая опасная – сапер, каскадер.

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.

                                                    4 Групповая работа

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа- список « Самые модные профессии».

Вторая группа-« Самые забытые профессии».

Третья группа-« Профессии которые всегда нужны»

Четвертая группа-« Самые отважные профессии».

(играет музыка, дети обсуждают, составляют списки)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессии:

  1. Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
  2. Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.
  3. Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
  4. Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.

Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

5 проблемная ситуация « Чей это выбор».

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: « Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «давят» родители

- идут за модой

-ничего не знают о профессии, которую выбрали

- выбирают « за компанию»

- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии

- Не имеют способностей и наклонностей к профессии

- подражают героям кино и телесериалов

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

                                  6 Мини-лекция «Формула профессии».

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишем на доске: a*b=S)? Площадь классной комнаты.

А что получится, если сложить три слова, «хочу», «могу», «надо»?  Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации  установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. И так:

- хочу – это, желания, интересы, склонности. Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас – технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания.  Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

- могу – это, человеческие возможности. Уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения). Прежде всего,  надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

- надо – это, потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист. Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив учебное заведение, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой         выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности(могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент(надо).

Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба,активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.

                             7 Демонстрация осознанного выбора профессии.

Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это :

1 Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.

2 Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

3 Хочу стать артисткой, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.

Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

                                               8 Как овладеть профессией.

В соответствии с Законом об образовании Р.Ф., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.

                                                              9 Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 мин.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тексту.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели.  Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие  интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

                                       10 Подведение итогов ( рефлексия)

А сейчас подведем итоги.

- какие ошибки сопутствуют выбору профессии?

- что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии?

- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?

- какие чувства остались у вас после нашего занятия?

                                             11 Заключительное слово

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!

И до финиша плыть еще так далеко.

Так примите пожеланья мои личные,

Чтобы были ваши знанья лишь отличные

И счастливыми бы были дни житейские,

А здоровье ваше было лишь гвардейское.

И запомните вы все в заключение:

Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век –

Я хочу пожелать вам , ребята…

Чтобы вырос из вас Человек.

Прекрасных профессий на свете не счесть –

И каждой профессии слова и честь.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определитьобласть ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...

Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны "Дороги, которые мы выбираем"

Программа воспитательной работы "Дорога, которую мы выбираем"  имеет целью - способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для...

Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем"

Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем" предназначена для учащихся 10-11 класса....

Адаптированная воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации «Дороги, которые мы выбираем»

Программа составлена для обучающихся 10 класса школы-интерната. В ней содержится пояснительная записка, цель и задачи прогаммы. Структура программы два модуля. 1 модуль социализация, 2 модуль профорие...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Открытое воспитательное занятие: «Дороги, которые мы выбираем».

Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point).Цель:Формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и и...

«Профориентация обучающихся с ОВЗ на внеурочном занятии «Дороги, которые мы выбираем»»

Внеурочное занятие ориентировано на обучающихся с ОВЗ 7-9  классов и реализуется с целью выявления склонностей к определённым видам деятельности обучающихся и самоопределение к профессии. Выбраны...