Цикл занятий «Радуга»
план-конспект занятия по теме

Огонькова Анна Сергеевна

Цикл занятий по коррекции поведенческих  расстройств у детей с помощью арт – терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx78.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VII-VIII вида»

 Цикл занятий по коррекции поведенческих

расстройств у детей с помощью арт – терапии

«Радуга»

                                                

                                                       

Воспитатель: Чиркова А.С.

2012 – 2013


Пояснительная записка

        

Практическое значение применения техник арттерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост. Развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее по отношению к другим.

Цель программы: содействие личностному росту детей.

Задачи программы:

  • развитие познавательной, эмоциональной сферы;
  • профилактика страхов;
  • развитие навыков общения;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие  мелкой моторики;
  • профилактика детского воровства и обмана;
  • способствование к самовыражению через творчество;
  • внедрение принципов взаимопонимания;
  • создание климата доверия.

Коррекционная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Она состоит из десяти занятий  длительностью 30 – 45 (в зависимости от скорости выполнения упражнений).

В результате работы в арт - терапевтическом направлении воспитатель получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций. Это позволяет снимать тревогу, искать ресурсы для дальнейшего развития, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Таким образом, использование различных техник даёт эффект, может быть не столь большой, как, если бы они проводились в структурированной арт - терапевтической сессии, но тем не менее, они также несут свой положительный исцеляющий заряд. Особенность проведения занятий заключается в том, что за 30 минут сложно и сделать работу, и проговорить её. Поэтому на занятиях целесообразно использовать элементы арт - терапии.

На каждом  занятии  идет  обсуждение рисунков,   своего   состояния, ощущений. Этому уделяем больше внимания, потому что главное не в создании произведений искусства, а в стремлении подчеркнуть свою индивидуальность хотя бы с помощью карандаша и кисти. Одновременно идет обучение групповым навыкам обсуждения, дети учатся отставить свой замысел, извлекать ценную информацию для обсуждения.

Вместе с тем дружеская, доверительная обстановка  в  группе  позволяет ребенку увидеть себя, свой характер, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей.

Рисование, лепка  развивают внимание,  способствую укреплению кисти руки, а это, в свою очередь стимулирует отделы головного мозга, связанными с речевыми функциями.

Наряду со специальными темами большое значение имеют приемы, направленные на сплочение группы: развитие навыков общения, ритуал приветствия и прощания, принятие группового решения. Мы также используем приемы, помогающие ребенку осознать свои проблемы, объясняем неадекватное поведение, формируем адекватные способы поведения.

Дальнейшая диагностика на основе рисунков, темы которых включены в программу, наблюдение за поведением и взаимодействием детей в группе дают возможность более глубоко понять психологические проблемы ребенка и на основе этой информации строить коррекционную работу с детьми (Приложение 2).

Каждое занятие начинается с кинезиологической разминки (Приложение 1), которая помогает наладить межполушарное взаимодействие и скоординированную работу головного мозга.

Далее следует серия вопросов, помогающих ребенку самому осознать существующие проблемы, в частности, в формировании волевых качеств личности, и находить пути их решения.

После этого мы обращаемся к сказкотерапии (анализируем рассказы, сказки литературные и психологические). Это способствует формированию «нравственного иммунитета» – способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Арт - терапевтические упражнения также включены в каждое занятие, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами само исцеления и гармонизации. Кроме этого, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между взрослым  и ребенком.

Арт - терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Завершается каждое занятие обсуждением, рефлексией, общим кругом.


ЗАНЯТИЕ  1.

1. Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2. Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3. Анализ сказки.

          Закон жизни

Вот рассказ о путешественнике, который заблудился в тайге и чудом спасся. Мучимый голодом и холодом, он долго брел по лесу. Силы иссякли. «Неужели не встретится жилье, чтобы меня кто-то согрел и  накормил?» — думал путник. Но кругом без конца и без края лежала заснеженная тайга.

И вдруг перед ним появилась избушка. На стук никто не открывал, но дверь была не заперта, и измученный путник вошел в спасительное жилище.  Там он увидел все необходимое, чтобы согреться: печь, наколотые сухие дрова, бересту для растопки, спички. В доме были даже консервы и сухари. Он быстро растопил печь, поел и мгновенно уснул.

Проснувшись утром в тепле, путник решил продолжить путь. А потом его взгляд упал на стоявший в углу топор.  Тот был острым и всем своим видом как бы говорил: «Ты не должен  уйти просто так. Ты обязан подумать о другом путнике, который придет после тебя. Наруби новых дров и оставь их такому же замерзшему, каким ты был вчера. Помоги ему, как помогли тебе!»

И путник подумал о том, что кто-то же позаботился о людях и построил этот домик, чтобы пришедший человек мог согреться, поел и был спасен от гибели. А набравшись сил, каждый должен взять этот топор и поработать для другого, хотя он его не знает и никогда не увидит. Этому учит неписаный закон таежных охотников.

Точно так же звучит и закон нашей жизни: «Кто-то согрел тебя, согрей и ты!»

4. Арт – терапия.  Фрактальный рисунок.

Необходимые инструменты:
набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков;

лист ватмана формата А4;

шариковая ручка черного или темно-синего цвета.
Технология рисования:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов круговых форм, петлеобразных форм, 8-образных форм, геометрических форм.

7.Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
8.Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать
только с закрытыми глазами.

  • Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью. Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.)
  • Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.
  • Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.
  • При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.
  • Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.
  • Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.

5. Рефлексия.

6.Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ  2.

1. Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2. Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3. Индивидуальная работа.

Назови противоположную черту характера человека:

  • Злой – добрый
  • Плохой – хороший
  • Глупый – умный
  • Трусливый – храбрый
  • Жадный – щедрый
  • Злопамятный – милосердный
  • Грубый – ласковый
  • Лжец – честный
  • Грустный – веселый и т.д.

Каким хотелось бы тебе быть?

4. Анализ притчи.

 Притча о правде и лжи.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут – в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

5. Арт – терапия.   Упражнение с цветами.

Выбери два цвета: один симпатичный тебе, другой несимпатичный – и создай с их помощью изображения.

6. Рефлексия.

7. Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.

ЗАНЯТИЕ  3.

1. Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2. Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3. Индивидуальная работа.  «Круг»

Ребенок рисует круг и цветными карандашами отмечает в нем сектора, которые соответствует его чертам характера. Называет каждую черту характера.

4. Анализ сказки.

 Жадность, дай большую кастрюлю!

– Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю!

– Не дам, самой мало!

– Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше!

– И поменьше не дам!

– Жадность, а жадность, дай тогда самую маленькую!

– Сказала, не дам, значит, не дам!

– Ну, не хочешь, как хочешь! На тебе тогда пирожок!

– Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!

– Так я и хотела тебе побольше дать. А ты не дала!

Так жадность сама себя и наказала!

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин).  Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

5. Арт – терапия.   Работа с бумагой для создания коллажа.

Учащимся предлагается с помощью бумаги, ножниц, клея создать образ Жадности и Щедрости. Работа длиться пока звучит музыка.

6. Рефлексия.

Детям  предлагается рассказать о своей работе, о мыслях, чувствах, которые возникали по ходу выполнения коллажа.

7. Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.

ЗАНЯТИЕ  4.

ИГРА «СОЧИНЯЮ СКАЗКУ В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ».

Цели:

  • развитие креативности;
  • развитие навыков коммуникации;
  • организация продуктивной обратной связи.

Оборудование: стулья, стол, магнитофон, диски — «Звуки живой природы», фольга в рулонах, волшебный мешочек с разноцветными камешками, плед, листы бумаги формата А4 для записи сказки, 4 авторучки на каждую группу.

1. Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2. Постановка целей работы. Общий  круг. 

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3.Сказкотерапия.

Воспитатель:  Сегодня мы отправимся в волшебную страну, где хозяйкой является фея. Для этого нам необходимо выполнить следующие действия (произносят все вместе):

Мы в ладоши громко хлопнем — раз, два, три.

А теперь, конечно, топнем — раз, два, три.

Вот по кругу мы пройдемся — раз, два, три

(движение по кругу по часовой стрелке)

И в страну перенесемся — посмотри.

(Участники садятся на стулья.)

Воспитатель: Смотрите, а вот и сама фея (достает фею из волшебного сундучка, звучит приятная музыка).

Фея. Здравствуйте, я фея. Я очень рада, что вы попали в мою Волшебную страну. И чтобы вы здесь не скучали, я приготовила интересные задания, которые помогут вам в развитии творческих способностей и навыков общения.

Мое первое задание: вы можете оставить глаза открытыми или закрыть их. Сейчас я назову вам сказочных персонажей, а вы выберете для себя близкого по духу сказочного героя, вспомните, какой он.

(Пауза 1–2 минуты, в это время тихо звучит спокойная музыка.)

Выбрали? Хорошо.

А теперь посмотрите: у меня есть волшебный материал (фольга), из которого вам предстоит сделать своего сказочного героя. С этим материалом очень интересно работать. Займите любое удобное для вас место и творите.

Когда вы выполните задание, можете занять место в кругу вместе со своим сказочным персонажем.

Представление сказочных персонажей

Фея: А теперь я хочу познакомиться с такими интересными героями.

Пусть каждый герой немного расскажет о себе.

(Участники представляются от лица своего героя).

Выбор.

Фея: Еще одно мое задание такое: сейчас каждый достанет камешек из волшебного мешочка с условием — камешек никому не показывать.

(Ведущий проходит по кругу, и каждый участник достает себе камешек из мешочка.)

Теперь молча, используя только мимику и жесты, найдите тех, у кого камешек такого же цвета.

(Участники находят друг друга и таким образом разбиваются на две группы, по цвету камней.)

Работа в группах.

Фея: Молодцы, вы справились с заданием.

Следующее задание: ваши сказочные персонажи оказались в разных местах моей волшебной страны. Для того чтобы узнать их местонахождение, каждой группе следует вытащить одно письмо с описанием этого места.

Конверты с текстами:

1. «Ваши сказочные персонажи попали в волшебную пещеру, которая находится в стране феи».

2. «Ваши сказочные персонажи попали в волшебный лес, который находится в стране феи».

3. «Ваши сказочные персонажи попали на волшебную поляну, которая находится в стране феи».

4. «Ваши сказочные персонажи попали на волшебный берег моря, который находится в стране феи».

Написание сказки.

Фея: Теперь, когда вы определились с местонахождением ваших сказочных персонажей, в своих группах придумайте сказку о том, как живут и взаимодействуют ваши герои. А затем я приглашу группу героев на сцену, где они представят нам свою сказку. Во время представления можно будет использовать музыку: «Звуки живой природы».

Сказочное представление.

Каждая группа разыгрывает свою сказку на импровизированной сцене (стол, накрытый пледом). Одна группа показывает, остальные участники садятся напротив и смотрят представление. Затем участники выбирают сказку, которая им понравилась больше всего (аплодисменты). 

4. Рефлексия.

Я прошу сказочных персонажей поделиться своими впечатлениями.

  • Как вы себя чувствовали, оказавшись в том или ином месте волшебной страны?
  • Как вам жилось в той сказке, которую сочинили в группе?
  • Какие эмоции у вас возникали?
  • Чему вы научились?

(Высказываются все, кто не в силах молчать.)

Воспитатель: Чтобы нам вернуться из волшебной страны, я попрошу вас закрыть глаза. Я сосчитаю до трех, и мы все вернемся. Раз, два, три.

Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили всё, что происходило в волшебной стране.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Менялись ли ваши чувства в течение занятия?
  • Что больше всего понравилось?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Легко ли было сочинять сказку в группе?
  • Как вы чувствовали себя во время представления?

5.Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза.

Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ  5.

1.Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2.Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3. Анализ сказки.

Справедливость.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура – Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили – век доживать!

 

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин).  Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

4.Арттерапия. «Каракули». 

Закрыв глаза, размашистыми движениями руки нарисуй каракули. Затем посмотри на рисунок с разных сторон и попытайся найти в нем образ и развить его, разукрасив разными цветами.

5. Рефлексия.

6. Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ 6.

ВОЛШЕБНЫЙ ПРОДУКТ.

1.Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2.Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3.Сказкотерапия.        

I ЭТАП. ПОДГОТОВКА

Ведущий. Положите перед собой чистый лист бумаги. Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но, наверное, есть такие слова или словосочетания, которые встречаются почти во всех или, во всяком случае, во многих сказках.

Пожалуйста, запишите в столбик такие слова, желательно существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках.

Таких слов или словосочетаний должно быть ровно семь. Вы ведь знаете, что семь — это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Ведущий. Теперь, когда все справились с заданием, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанными те слова, которые продиктую вам я.

Дом

Река

Круг

Гора

Путь

Пещера

Превращение

II ЭТАП. НАПИСАНИЕ СКАЗКИ

Ведущий. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же самом листе вы должны будете... написать сказку!

Вы используете при написании сказки слова и первого, и второго наборов.

Приступайте к сказкотворчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее комфортно творить. У вас есть двадцать волшебных минут!

Если вам трудно начать, то можете использовать следующий прием: прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу, «оживите» его, «включите» движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запишите родившуюся сказку.

Ведущему не стоит торопить детей, ведь создание сказки — процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жесткой регламентации. Не страшно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось.
Когда все участники завершат свою работу, ведущий дает еще минуту на придумывание названия сказкам, а затем предлагает желающим прочесть свои произведения вслух. Следует выслушать все сказки. Вместе с тем не надо настаивать в случае нежелания кого-то из участников придавать огласке содержание созданной им сказки.

        

4. Арт - терапия.  Рисуем акварельными красками пальцами свою сказку.

        

5. Рефлексия.

6. Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ 7.

1.Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2.Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3. Обсуждение сказки.

 Затейники

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку "Три поросёнка". А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

— Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

— А ты меня видишь?

— Нет, а ты меня?

— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

— Может быть, там никого нет?

Я говорю:

— А кто же тогда меня за ногу трогал?

— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.

— Чего же ты раньше не сказала?

— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

— Пойди сними одеяло. А Валя говорит:

— Нет, ты пойди! Я говорю:

— Там же никого нет.

— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.

4. Арт - терапия. Работа с пластилином.

В течении времени пока длится музыка, с закрытыми глазами слепить образ своего страха, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам.

5. Рефлексия.

После того, как кончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневый страх, я люблю… Воспитатель может помогать детям своими вопросами:

  • Как часто ты возникаешь?
  • Где ты любишь обитать?
  • Чего боишься?
  • Что тебе помогает?

Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.

6.Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

 А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ  8.

1.Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2.Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3. Сказка.

Воспитатель ставит спокойную музыку и просит детей разместиться поудобнее. Под музыку дети создают свои работы. Воспитатель говорит неторопливо следующий текст:

Когда-то давным-давно на этой планете ничего не было. Не было гор и равнин, лесов и полян, рек и озёр, морей и океанов. Не было травы и деревьев, животных и людей. Даже солнце, месяц и звёзды не светили здесь. Для кого-то эта планета показалась бы унылой и безжизненной, кто-то бежал бы оттуда, думая, что ничего сделать невозможно. Но на самом деле, огромную силу таила в себе эта планета для того, кто умеет увидеть в белом листе тайну Не проявленного. И пришёл на эту планету Творец, каждой клеточкой тела своего он ощутил потенциал “белого листа”, и было у него множество средств, чтобы сделать видимым для всех тайны этой планеты. И зажёг он на небе солнце, месяц и звёзды, и создал он условия на планете, пригодные для жизни. Населил планету разнообразными существами. И радовались они тому, что могут видеть и быть видимыми...

4. Арт - терапия. Спонтанное групповое рисование.

Это упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.

Каждый ученик берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа.

После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают.

Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал.

5. Рефлексия.

- Какие  чувства возникали  у тебя, когда ты видел, как было продолжено то, что ты  начинал рисовать?

- Опишите ваши впечатления?

- Понравилось ли тебе дорисовывать чужой рисунок?

- Получилось ли нарисовать то, что ты задумал?

- Чей рисунок вам больше всего понравился?

6.Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца. (Дети делают шаг назад, шаг вперед). А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ  9.

1.Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2.Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

 3. Обсуждение сказки.

ПРИТЧА О ГВОЗДЯХ

Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.

4. Арт - терапия. Работа с пластилином.

В течении времени пока длится музыка, с закрытыми глазами слепить образ своей злости, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам.

5. Рефлексия.

После того, как кончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю… Воспитатель может помогать детям своими вопросами:

Как часто ты возникаешь?

Где ты любишь обитать?

Чего боишься?

Что тебе помогает?

Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.

6.Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед).  А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.


ЗАНЯТИЕ   10.

1.Кинезиологическая разминка (Приложение 1)

2.Постановка целей работы. Общий  круг.

- Какое у меня сейчас настроение?

- Чего я жду от сегодняшнего занятия?

3.Как ты понимаешь выражение:

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»?

3. Обсуждение сказки.

Мешок картошки

Ученик спросил учителя: 

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. 

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. 

- И это всё? - недоумённо спросил ученик. 

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился..

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой.

К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. 

Ученик пришёл к учителю и сказал: 

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил: 

- Тоже самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. 

Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой.

5. Арт – терапия.  Фрактальный рисунок.

6. Рефлексия.

7.Заключение. Общий круг.

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза. Представить, что мы большое доброе сердце. Делаем на один шаг вперед. Это наше сердце стучит. На два – шаг назад. Это новый стук нашего общего сердца.

(Дети делают шаг назад, шаг вперед). 

А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза. Спасибо всем, до свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КОМПЛЕКС КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

(позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий)

«Солнышко». 1 ч. Ночь. Пальцы обеих рук сплетены в замок. Наступает утро. Солнышко просыпается. Пальцы медленно распрямляются и раскрываются наподобие лучей солнца. 2 ч. Наступает вечер. Солнышко садится. Пальцы медленно сгибаются и сплетаются в замок. Наступает ночь.

«Гребешок». Пальцы обеих рук попеременно образуют гребешок петушка ( средний на указательный, безымянный на средний, мизинец на безымянный).

«Цветок». 1 ч. Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности.

«Колечки». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.

 

«Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.

«Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца  к большому).

«Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение  рук «с точностью до наоборот».

«Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться  - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются  одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки  мизинец левой руки).

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Волна». Делать волнообразные движения  сначала левой рукой направо, затем правой рукой налево. Следующий этап – одновременно обеими руками навстречу друг другу.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих  друг друга. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой , затем двумя руками вместе.

«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Отдаем честь» . Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

«Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.

«Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.

«Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

«Фонарики». Читать стихотворение и на каждую фразу делать одновременно обеими кистями рук соответствующие движения: сжимаем и разжимаем пальцы.

Мы фонарики  зажжем,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

РАСШИФРОВКА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам: 

- характер линии; 

- размер и конфигурация рисунка; 

- размер и конфигурация ячеек; 

- цветовая гамма рисунка, 

отдельные доминирующие цвета и оттенки. 

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. 

Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. АНАЛИЗ И РАСШИФРОВКА ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ ВО ФРАКТАЛЬНОМ РИСУНКЕ, НАЧИНАЕТСЯ С ЛИНИЙ.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние. 

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. РАЗМЕР И КОНФИГУРАЦИЯ РИСУНКА

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера. 

3. ЯЧЕЙКИ. КОНФИГУРАЦИЯ И РАЗМЕРЫ.

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности. 

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание. 

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. ПЯТНА

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера.

5. ХАРАКТЕРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ АКЦЕНТЫ

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность. 

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. ЦВЕТ

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.

- Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.

- Цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.

- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.

- Синий цвет:

Голубой — цвет спокойной энергии.

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.

Сиреневый — цвет сильной энергии.

Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.

Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.

- Красный цвет:

Розовый — цвет теплой энергии.

Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.

Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

- Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.

- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.

- Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

- Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

- Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

- Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. 

В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Это краткое описание расшифровки фрактального рисунка. Для объективной оценки своего тестового рисунка выпишите его характерные особенности на лист, определите наиболее часто встречающиеся параметры. Строго следуйте инструкции ключа при трактовке результата. 


ЛИТЕРАТУРА

  1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001..
  2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)
  3. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003
  5. Бурковский Г.В., Хайкин В.Б. Использование изобразительного творчества в психотерапии... В кн.: Исследование механизмов и эффективности терапии... Л.: Медицина, 1982.
  6. Полуянов Ю.А.  Дети  рисуют.   МПедагогика, 1988.
  7. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
  8. Копытин А.И. Арттерапия в эпоху пост модерна, Спб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Радуга дружбы"

Задачи: ▪         расширение знаний детей о дружбе;▪         развитие умения аргументировать свою точку зрения;▪...

Открытое занятие "Радуга русского танца"

Танец- душа народа. Танцы русских ярко воплощают великие национальные традиции. Это открытое занятие посвящено изучению элементов русского народного танца....

Групповое занятие "Радуга настроений"

Занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков...

Комплексное занятие "Радуга профессий"

Комплексное занятие по профориентации с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста...

Сценарий занятия " радуга профессий"

Цель: расширить знания о многообразии профессий....

Презентация к внеурочному занятию "Радуга"

Презентация к внеурочному занятию "Радуга"....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...