Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"
методическая разработка по теме

Сердюкова Эльмира Георгиевна

Педагогическтй совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" 
Итоги работы муниципальной опытно-эксперименталтной площадки.Цель:воспитание патриотизма,возрождение народных традиций,православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperementalnaya_programma1.docx64.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная

опытно-экспериментальная площадка

«Педагогические условия организации

гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость , сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социально-культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Слайд 1.

Формирование гражданственности и патриотизма

Гражданственность и патриотизм, формируются в процессе обучения, социализм и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается  школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, спорта, религиозные органы, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, корпоративные объединения, кровнородственные диаспорные связи и отношения. Все это учитывалось педагогами школы в процессе воспитания учащихся.

Структура гражданско-патриотического образования включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность.

Слайд 2.

Субъекты образовательного процесса

        Это обуславливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей.

Три года назад – в 2006 году в МОУ СОШ №8 с.Левокумка была открыта муниципальная опытно-эксперементальная площадка по теме «Педагогические условия организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении».

Слайд 3.

За истекший период были отработаны 3 этапа:

1. подготовительный (2006-2007 уч. год)

2. практический (2007-2008 уч. год)

3. обобщающий        (2008-2009 уч. год)

При разработке программы учитывался опыт деятельности, современная образовательная ситуация и тенденция развития МОУ СОШ №8 с.Левокумка.

        Концептуальной основой программы явилась «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №17-56-Р и Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 годы», определяют приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданско-патриотического образования, реализация на практике  системного подхода использования образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.

        «Именно образование должно собрать воедино социально значимые ценности с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, духовно и культурно насыщенную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма», - отмечается в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

Из вышесказанного следует, что нельзя воспитывать гражданина-патриота, не изучая историю России, не возрождая народные традиции, не воспитывая православную культуру. Таким образом, педагогический коллектив МОУ СОШ №8 разделен и работает в трех творческих группах:

Слайд 4. Слайд (фото)

Руководство опытно-эксперементальной программы осуществлялось директором школы О.А. Долговой, завучем по УВР – Ребиковой Т.Н., заместителем директора по ВР – Сердюковой Э.Г.

Слайд 5.

1. Изучение истории России и Казачества

Руководитель – учитель истории Литус М.С.

Состав группы: Аганисьян Н.А.,

        Бабич Ф.А.,

        Щетилова Л.А.,

        Морозова Л.М.,

        Франгулова Г.Д..

        Финьковская Л.В.

Слайд 6.

2. Изучение православной культуры

Руководитель – учитель начальных классов Гудзик Т.И.

Состав группы: Гамаюнова Л.Г.,

                            Мясищева Н.А,

                            Борисовская Л.А.,

        Серова Т.А.,

        Месропян А.А.,

        Трушникова Г.П.,

        Ступаченко В.Ф.,

        Малинина М.А.,

        Кирпиченко Т.А.

Слайд 7.

3. Возрождение народных традиций

Руководитель – учитель начальных классов Самарина Е.Я.

Состав группы: Головинская В.В.,

        Верецкая Л.А.,

        Иванова С.А.,

                            Франгулова Г.Д.,

                            Шахмина Л.И.,

                            Даниелян Н.В.

Слайд 8.

Руководители групп –  это учителя, чей опыт обобщен и изучается на уровне города.         

1. Литус М.С. – «Учитель года – 2007» обобщен опыт по теме «Духовно-нравственные основы воспитания гражданина».

2. Гудзик Т.И. – финалист конкурса «Классный классный – 2007» опыт по теме «Христианская мораль, этика, культура и образование».

3. Самарина Е.Я – «Учитель года – 2008», обощение опыт работы по теме «Возрождение неродных традиций – путь обретения духовных ценностей».

        Слайд 9.

        В этом году был обобщен опыт работы:

а) учителя истории Губенко В.В. «Патриотическое воспитание учащихся на уроках обществоведческого цикла и во внеклассной работе».

б) Франгуловой Г.Д. – старшей вожатой «Воспитание гражданских и патриотических качеств личности на основе народных традиций и традиций семьи».

в) Головинской В.В – учителя физики, кл. руководителя по теме «Нравственно – этическое воспитание учащихся».

г) Малиной М.А. – учителя математики, кл. руководителя по теме «Духовно – нравственное становление личности».

д) Бабич Ф.А. – учителя русского языка и литературы, кл. руководителя по теме «Патриотическое воспитание учащихся на основе истории казачества»

        Вся эта методическая деятельность направление на формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения учащихся.

Для достижения цели программы решались следующие задачи:

- изучение прошлого и настоящего родного края

- сохранение обычаев и традиций Ставрополья,

- развитие детского движения

- воспитание готовности жить многонациональном культурном обществе

- изучение этнокультуртурных и религиозных ценностей и традиций народов Северного Кавказа;

- создание условий для выработки у учащихся умений совершать гражданские поступки.

        Слайд 10.

        Большую работу по реализации программы осуществляли и кружки дополнительного образования:

«Акварель» - рук. Иванова С.А

«Умелые руки» - рук. Финьковская Л.В

«Историк» - рук Литус М.С.

« Юный Казачок» - Морозова Л.М

«Вокальный» - рук. Шилов Б.В.

«Юный летописец» - рук. Аганисьян Н.А.

        Слайд 11        

Анализ занятости детей в кружках дополнительного образования показывает постоянное увеличение роста занятости детей в кружках.

Слайд 12.

        В летний период создавались кратковременные объединения – выездные лагеря «Патриот», военно-полевые сборы, летний пришкольный профильный лагерь «Казачок».

        Общественно полезная деятельность в таком лагере позволяет организовать выработку практических навыков и умений, используемых в условиях военной деятельности. В летнем лагере «Казачок»детей знакомят с культурой и традициями казачества, православной культурой, военно-спортивными умениями и навыками.

        

        Программа профильного лагеря была направлена на краевой конкурс и награждена грамотой Управления образования г. Минеральные Воды.

 Слайд 13, 14, 15

        Участники д/о «Радуга», Совета старшеклассников «Алый парус» наряду с другими видами деятельности выполняют тимуровскую работу – участвуют в концертах, помогают ветеранам, проводят акции «Ветеран живет рядом», «Дети России – солдатам», проводят походы по историческим местам, ведут шефство над могилой Героя Советского Союза – Дубикову А. Е. и мемориалом погибшим односельчанам в годы ВО войны, участвуют в ежегодных конкурсах военно-патрической игры «Зарница», «А ну-ка парни», «Вперед мальчишки», «Стрелок», «Вместе с юными героями».

Отдельная группа – это объединение « Юный казачок », поскольку оно в своей деятельности осуществляет воспитание патриотизма через культурные традиции казаков. На счету этого объединения призовые места в зимних и летних казачьих играх, фестивалях народной песни, конкурсах исследовательских работ.

Слайд 16.

Обобщен опыт работы командира военно-патриотического клуба «Казачек Терека» Протопоповой Антонины (Слайд 19), которая стала лидером 2006 г., лидером 2007 г. в городе Минеральные Воды, участником краевого конкурса лидер 2006 – 2007, участником Всероссийского конкурса «Лидер 2006», во Всероссийском центре «Орленок», краевом слете 2007 в городе Кисловодске. Протопопова А. приняла участие во Всероссийском конкурсе законодательных проектов «Моя законодательная инициатива».

        Выпускники школы, бывшие казачата, поступают в высшие военные заведения страны: Чечелев Михаил, Буклов Максим, Исмаилов Магомед        .

        Пак В., Крынкин В., Кордубан А., Гриненко И. продолжают выступать за честь школы и села в казачьих играх. Историю казачества пропагандируют среди студентов МГЭИ, за что награждены почетной грамотой института, а также благодарственным письмом МГЭИ отмечена Администрация МОУ СОШ № 8 за содействие в проведении фестиваля «Дружбы народов» по теме «История казачества».

Слайд 18- 20.        

В результате экспериментальной работы на решение вышеизложенных содержательных моментов направлено традиционное проведение в школе общегосударственных праздников:

  • Дня Конституции России;
  • Дня Защитника Отечества;
  • Дня Победы;
  • День единства России;
  • Дня независимости России;
  • Декада истории;
  • Целевая программа «Казачок Терека».

        Традиционными мероприятиями стало возложение цветов к памятникам участникам войн, митинги памяти, спортивные состязания юношей 8 – 11 классов, проведение Дней воинской славы России.

        Слайд 21.

        По направлению «Возрождение народных традиций» ежегодно в школе организуются массовые праздники:

  • «Масленица»;
  • Концерт фольклорного коллектива;
  • Фестиваль дружбы народов Северного Кавказа «Мы – Россияне»;
  • Выставки народного творчества, рисунков.

        Изучая основы православной культуры, учащиеся охотно совершают экскурсии по святым местам, частым гостем в школе бывает настоятель храма «Всех Святых в земле Российской прослявших» в с. Левокумка отец Димитрий. Традиционными праздниками в школе стали рождественский и пасхальный фестивали, выставки декоративно-прикладного творчества, посвященные «Светлому Воскресению» и «Рождеству».

        Ежегодно ведутся спецкурсы «Основы православной культуры». Учитель истории – Губенко В. В. Разработал и внедрил спецкурс по основам православной культуры для учащихся 5-х классов. Собран материал об истории городского Покровского храма и храма в с.Левокумка «Всех Святых в земле Российской прослявших».

        В ходе исследовательской работы учащимися написаны работы, заслужившие дипломов I, II и III степени на ежегодно приводимой научной туристско-краеведческой конференции «Отечество»:

  • «Российское казачество, как элемент становления гражданского общества: факты, прогнозы» - работа Протопоповой Антонины;
  • «Моя законодательная инициатива» - работа Протопоповой Антонины;
  • «Святая Русь на земле Ставропольской»;
  • «Возрождение казачества в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе. Десять лет пути».

        Для изучения эффективности работы экспериментальной площадки использовались такие методики, как:

  • Анкетирование;
  • Опрос классных руководителей и родителей.

        Показатели результативности участия в программах, КТД, мероприятиях являлись лакмусовой бумажной эффективности (высокой, низкой) воспитательной системы.

        Результативность воспитательной системы определяется и кадровым составом, уровнем квалификации участников воспитательного процесса, деятельностью МО классных руководителей, руководителей творческими группами.

        Из анализа следует, что школа предоставляет детям возможность выбора форм и видов творческой деятельности от участия в проектной деятельности до конкурсов и т.д., услуг дополнительного образования, об этом свидетельствует развитие в ОУ системы  дополнительного образования, направленной на развитие общекультурных интересов и патриотическое воспитание детей.

  • Через реализуемые образовательные и воспитательные программы у учеников (более 95 % от числа участвующих) сформирована система знаний и представлений о здоровом образе жизни, о противоправных и других видах асоциального поведения.
  • В ходе проведения основных КТД, перечисленных выше как традиционные мероприятия в 2006 – 2009 годах учащиеся смогли проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Участие в КТД, мероприятиях школы регулярно фиксировалось на экране соревнований «Самый классный класс».
  • Пополнили копилку методических разработок, сценариев по гражданско-патриотическому воспитанию, изучению основ православной культуры и народным традициям.
  • Выпущен сборник «История школы» к 80-летию со дня основания школы в с. Левокумка и сборник по экспериментальной работе за 2 года.

        В течение 3-х лет проводилась диагностика и анализ процесса воспитания (смотри приложения).

Приложение: мониторинги. (слайды)

Проведены следующие мониторинги:

  • Мониторинг «Жизнь в школе»;
  • Эффективность воспитательной системы школы 2006 – 2009 г.г.;
  • Изучение гражданского сознания в 9 классе;
  • Воспитание и социализация личности в 9 – 11 классах;
  • Удовлетворенность образовательными услугами;
  • Отношение учащихся к различным субъектам действительности МОУ СОШ № 8 с. Левокумка.

        По итогам мониторинга качества воспитательного процесса 80 % учащихся показали гордость за свою Родину, 88 % учащихся – в случае необходимости встанут на защиту Родины, 88 % - показали знания прав и обязанностей.    

Результат деятельности: повышение общественной активности участников воспитательного процесса, усиление всех структурных составляющих воспитательной системы, взаимодействие с жителями местного сообщества, проведение профилактической работы в школе и микрорайоне, полезные дела на благо села, города, осуществление воспитания социальной значимости в обществе.

        Ожидаемый результат (осознание обучающимися нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, знание символики, основных законов государства, знание истории Отечества, Родины, малой Родины, воспитание школьника-гражданина) в 2006 – 2009 годах достигнут.

        Анализ деятельности уровня результативности обучения и воспитания по теме гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении (показатели: призовые места, дипломы в конкурсах, олимпиадах, семинарах различных уровней) показывает, что деятельность школы соответствует разработанным критериям эффективности.

Опытом работы в данном направлении делились:

  • На городском семинаре заместителей директоров школ города Мин - Воды и Минераловодского района на базе СОШ № 8 с. Левокумка (март 2008 г.);
  • В Минераловодском филиале АПУ и МОСУ и в социально-экономическом колледже «Перспектива» (17 апреля 2008 года). Тема: «Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях».
  • В целях качественной гражданско-патриотической работы осуществляется тесная связь с Управлением образования г. Минеральные Воды с Минераловодским казачьим обществом и лично атаманом Губенко О.В., Администрацией Левокумского сельсовета, ЦДО, ДДТ, Советом ветеранов города, села, ФОЦем, музеем, храмом «Всех Святых в Земле Российской просеявших».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Физкультурно-оздоровительная программа ДРОЗД в системе физического воспитания дошкольных образовательных учреждений

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литера-туры, показал, что также важным условием в системе физического воспитания является соблюдение правильного режима дня для детей 6 – 7 лет. З...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"...

"О преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях"

Взаимодействие учителей начальной и основной школы является ключом в решении проблемы преемственности, в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подрост...