Главные вкладки

    Сценарий мини-спектакля "Знакомьтесь, Наука Экология!"
    методическая разработка на тему

    Сучкова Елена Михайловна

    Данный сценарий можно использовать с учащимися любого возраста (5-10 классы) в рамках освоения основ экологических знаний. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ролевая игра - урок-спектакль «Знакомьтесь, наука Экология!», по М. Х. Левитману Действующие лица и исполнители – учащиеся 10 «Б» класса Постановщик - Сучкова Елена Михайловна, учитель биологии, Звукорежиссёры – Григоренко Юлия, Мачулис Артём, 10 «Б» класс Художники: Морозова Наталья, Лоскутникова Мария, Изотова Надежда, Бурцева Алина Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1280 с углублённым изучением английского языка Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы

    Слайд 2

    2 Пояснительная записка . Данный урок-спектакль может проводиться или демонстрироваться при изучении разных курсов. В 7-ом классе в начале изучения курса «Зоологии» по окончании темы «Общие сведения о многообразии животных и их жизни». В 8-ом классе по окончании темы «Класс Млекопитающие». Данный спектакль может быть показан в 10-11-х классах при изучении темы «Основы экологии» и в других классах, которые изучают отдельный курс «Экология». При желании спектакль могут сыграть учащиеся разных классов. Действующие лица могут быть изменены, в зависимости от желания учеников или учителя. Цели: познакомить учащихся с новой для них биологической наукой «Экология»; показать на конкретных примерах взаимосвязь растений и животных с деятельностью человека; показать, что человек должен задумываться и просчитывать последствия своей деятельности; показать, что живая и неживая природа на Земле существуют в определенном равновесии, и нарушать его нельзя. Оборудование: костюмы для ведущих : «Ученый-эколог», «Ученый-биолог», « Знайка », «Мартышка», «Гепард», «Сова»; костюмы для чтецов : «Девочка», «Бобер», «Бобриха», «Воробей», «Лиса», «Филин», «Кошка», «Химик», «Агроном», «Турист»; плакаты экологической тематики; таблички: «Канада», «Китай», «Великобритания», « Green peace », «Экология», «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «ОЙКОС», «ДОМ», «ЛОГОС», «НАУКА», «ЗЕМЛЯ». Литература: Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?», Санкт-Петербург, Союз, 1998 г.

    Слайд 3

    Текст сценария спектакля Фото репетиций и сцен из спектакля Ученый-биолог. Сегодня мы с вами познакомимся с новой биологической дисциплиной – Экология. Как естествознание, ботаника, зоология и анатомия. Но она помогает объединить их все в одно стройное целое, чтобы вы увидели, насколько эти науки неразделимы и дополняют друг друга. Познакомившись с экологией, вы увидите монолитное единство всего живого на Земле. И почувствуете не менее тесную связь всего живого с неживой природой. Девочка. - На шарике земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. Девочка. - А в синем море толстый кит – Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан. С полянки – земляника, Будь осторожен, как Тарзан , Дружи с природой дикой. Ты – тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. Вместе - И надо постараться Нам с этим не расстаться. 3

    Слайд 4

    Знайка . Так что же это такое – экология, о которой так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушать экологическую среду. Ученый-эколог. Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ОЙКОС», что значит ДОМ, и «ЛОГОС» - НАУКА. Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озера, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – ЗЕМЛЯ. Гепард . А жить вместе разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Ученый-биолог. Однако земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря, – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те, в свою очередь, - для третьих, и так далее. Ученый-эколог. Вот наука экология и призвана изучить досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Бобёр. Ведь, например, выруби лес – высохнет лесная речка, звери без питья пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода. Знайка . Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – все опять по той же скверной цепочке. Бобёр. Вот, послушайте, как выглядела похожая история в Канаде. Бобриха. - В Канаде в давние года В лесу на речке тихой Жила бобровая семья, Не предвкушая лиха. Плотины строили они, И речка небольшая Поила всех, кто рядом жил В черте лесного края. 4

    Слайд 5

    И птицы пели по утрам, И гризли – серый великан – Гулял там без опаски. И было все, как в сказке. Филин. - И люди приходили в лес, И дань добычей брали, Но никогда баланс тех мест Они не нарушали. Потом другие вслед пришли, Кому все было мало. Бобров потомство извели, И красоты не стало. Едва струится ручеек И лес поить уже не мог, Засохли клены, ели, И разбежались звери. Лиса . - Но вот явился человек, Который понял важность рек. Решил он все поправить И стал запруды ставить. Поставил, а через денек В ней сделал дырку ручеек. Строитель дырку залатал, А ручеек опять прорвал. Ах, как помощники нужны! И осенило тут – Вместе. - Бобры! Не говоря ни слова, Все сделают толково… И первозданная краса Вернулась в дикие леса. 5

    Слайд 6

    Мартышка. Человек самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного дома. Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития. В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Бобёр. - И вот один из таких примеров. Воробьи. Хулиганы воробьишки – Превосходные воришки. Им зерно лишь подавай – Поуменьшат урожай. Турист . - Вот китайцы подсчитали, Сколько зерен потеряли, И издали свой декрет – Воробьев свести на нет! Турист . - Перебили всех подряд, Ждут – каков же результат? Воробьи. - Поначалу, в самом деле Закрома их пополнели. А потом пришла беда – Отворяйте ворота! Все посевы, урожаи Насекомые сожрали. Их в таком большом числе Прежде не было нигде. Турист . - Оказалось, воробьята Не едят совсем зерна-то: Им родители с полей Тащат мошек и червей. Стало тут властям понятно – Надо птиц вернуть обратно. И пришлось им воробьев Из чужих возить краев. Воробьи и турист . - Если все с плеча рубить, Можно дело загубить. Бобёр. - История эта в пояснениях, очевидно, не нуждается. 6

    Слайд 7

    Гепард. А вот другой пример воздействия человека на окружающий мир, воздействия, на первый взгляд, непонятного, но которое помогла расшифровать как раз наука экология, изучающая связи всего живого. Лиса. - Однажды англичане Заметили в тумане – Известно, что у англичан На островах всегда туман, - Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках… Кот . - Подумайте немножко – И вот загадка решена. Ответ у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши что едят? – Зерно. Лиса и Кот. - Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум. Сова. Всякая наука оказывает людям огромную помощь, но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на Земле, как экология. Мартышка. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха,.. Сова. …воды… Гепард. …и продуктов питания. Ученый-эколог. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих. 7

    Слайд 8

    Химик. - Недавно как-то, мой дружок, Изобретён был порошок От вредных насекомых, Давно нам всем знакомых: От гусениц и саранчи – Вредителей посева. Хоть эта братия молчит, Но вред приносит всем нам. Агроном. - Давайте начисто убьем Их ядовитым порошком, И всем растениям тогда Не будет угрожать беда. Химик . - Но вот прошел какой-то срок, И этот самый порошок Был обнаружен в молоке Коров, пасущихся в траве. Да, в молоке коровьем, А он вредит здоровью. Тут удивляться нечему, Тотчас видна причина, Но порошок нашли к тому ж В печенке у пингвина. Агроном . - Во льдах не сеяли поля, Там не возделана земля, Там нету паразитов. Где ж тайна тут зарыта? Так вот, проклятый порошок С полей смывает ручеек И далее, по плану, Плывет он к океану, Девочка . - Где ходит рыба в устьях рек, А рыбу ловит человек, Девочка . - А тех, что увильнули, Пингвины заглотнули. Девочка . - Далекий и опасный путь. Его продумать не забудь. 8

    Слайд 9

    Знайка . Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты. Образовалась даже так называемая «Партия зеленых», главной целью которой стала охрана окружающей среды от загрязнения. Сова. Движение « Green peace » – зеленый мир – следит за состоянием окружающей среды во всем мире. Правда, не обходится без крайностей. Некоторые из них громят научно-исследовательские лаборатории, где используют животных в качестве объектов исследования в научных экспериментах. Выпускают на волю животных, которые не приспособлены к самостоятельной жизни. Гепард . Некоторые участники «Партии зеленых» преследуют тех, кто носит натуральный мех – шубки, шапки, палантины, - тем самым как бы способствующих истреблению диких животных. Мартышка. Но может быть, не стоит лишать людей красоты и удобства, а лучше подумать о разумном отстреле пушного зверя или даже его искусственном разведении, как поступили с норками и черно-бурыми лисами. А дикие животные лучше пусть обитают там, где им предназначено, и в том количестве, которое будет поддерживать общее природное равновесие. Все действующие лица выходят на авансцену . Ученый-эколог. Итак, вы составили себе представление о том, что такое наука экология и для чего она нам совершенно необходима. Химик . - Теперь напишем резюме, А это значит, братцы, се, что изложено в главе, Мы подытожим вкратце. Китайчонок . - Наука экология показывает нам, Что в мире все завязано по четырем углам. Воробей . - Растения, Кот . - Животные, Бобёр. - Земля Мальчик . - И человек Девочка . - Не могут друг без друга существовать вовек. 9

    Слайд 10

    Агроном . - Земля вкруг Солнца вертится, И жизнь идет по кругу, А «стол» наш тем и держится, Что мы «едим» друг друга. Филин . - Чтоб в мире не было беды, Не рви больших кусков. Ты – царь природы, Но – один из четырех углов. По окончании спектакля зрители и участники получают домашнее задание: выписать на листке бумаги все, что они знают или думают об экологической обстановке на планете Земля. 10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий проведения Дня Науки

    Считаю, что проведение таких мероприятий в школах повышает мотивацию учащихся...

    Наука - экология

    Первое занятие - это вводный урок экологии для тех, кто только приступает к изучению данной науки. Презентация раскрывает историю возникновения жизни на земле и роль чеолвека в судьбе нашей планеты.Вт...

    Сценарий закрытия "Декады наук" (совместное мероприятие)

    Внеклассное мероприятие, основной целью которого является подведение итогов декады и вручение в торжественной обстановке грамот. Мероприятие проводится в актовом зале, куда приглаша...

    сценарий мероприятия "День науки"

    Цели мероприятия:- расширить и углубить знания по естественным наукам;- активизировать мыслительную деятельность учащихся;- проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;- со...

    Сценарий праздника "День науки в гимназии"

    Сценарий подойдет для открытия недели науки в школе....

    План декады естественных наук "Экология - безопасность - жизнь"

    План проведения декады естественных наук«Экология – безопасность – жизнь»13 апреля – 23 апреля 2015 г.Цель:  активизация творческих способностей подрастающего поколения, привлечение их внимания к...

    План проведения недели естественных наук "Экология-безопасность-жизнь" 2016 г.

    План проведения недели естественных наук«Экология – безопасность – жизнь»25 апреля – 30 апреля 2016 г.Цель:  повышение уровня экологической культуры и информированности школьников в области рацио...