"Блокада Ленинграда"
методическая разработка по теме

Дворкина Алевтина Владимировна

1. Сценарий

2. Презентаця

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon blokada.zip2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий, посвященный блокаде Ленинграда.

                                                  Учитель русского языка и литературы                                                    

                                                 Дворкина А.В.

                                                   ГБОУ СКОШИ №31

                                                                   

Учитель: 2010 год – особенный год для нашей страны. В мае мы празднуем 65 лет победы над фашистской Германией. Нет ничего страшнее, чем война. И в нашей стране нет ни одной семьи, которая бы не понесла потери в Великую Отечественную войну.

27 января празднуется 65 лет снятия блокады города Ленинграда. 900 дней длилось героическое противостояние фашистских оккупантов и жителей города.

    Мы хотим вам рассказать об этих героических днях, а заодно немножко о Санкт-Петербурге – одном из красивейших городов мира.

    Выступление для вас подготовили учащиеся 5-8-9 классов.

Ведущий 1. Северно-западные границы России -  обширный, лесной край. Край дождей, туманов и ветров. Здесь много озер и небольших речушек.

    Река Нева одна из многих речек -  малышек, её длина всего 74 км. Но норов её суров. Обитавшие испокон веков на её берегах финскоговорящие племена дали ей название Нево – что означает «большая вода». Беря начало в Ладожском озере, и заканчивая свой путь в Балтийском море, река несет в себе огромные запасы воды. Основной поток разбивается на отдельные протоки – крупные и мелкие рукава, с большим количеством островов. На одном из таких островов в 1703 Петр 1 заложил основание новой столице Российского государства – Санкт – Петербург (Святой город Петра).

Ведущий 2. Санкт – Петербург расположен на С-З Европейской части России, на месте впадения р.Невы в Финский залив. Благодаря такому пограничному положению Санкт-Петербург стали называть – окном в Европу.

Ведущий 3. Санкт-Петербург один из красивейших городов мира. Он создавался по заранее разработанному плану. Его строили и украшали выдающиеся архитекторы и скульпторы. Значительная часть города расположена на островах. Поэтому характерной чертой города является обилие вод.

Ведущий 4. Крупные и небольшие рукава Невы соединены между собой протоками и каналами. Их общая длина более 280 км. В городе 380 мостов (из них 9 через Неву), а протяжение набережных 120 км.

Ведущий 5. Характерное для Санкт-Петербурга сочетание торжественности и строгости в большей степени обязано регулярности и правильности его прямых и широких проспектов и улиц, гармонии архитектурных ансамблей, обилию зеленых садов и парков. Планировочным центром города является Адмиралтейство, что ещё раз подчеркивает замысел Петра – главное в городе это его обращенность к морю. От Адмиралтейства лучами расходятся три главные улицы города, в том числе и знаменитый Невский проспект.

Ведущий 6. Исключительно многообразны культурные ценности Санкт-Петербурга. Многочисленные памятники и памятные места отражают историю России. Великолепен Исаакиевский собор, который возвышается над городом золотым куполом, величественен Казанский собор, Александро-Невская лавра и вечный страж города - Медный всадник.

Ведущий 3. В городе насчитывается свыше 120 музеев: «Кунцкамера», основанная в 1714 году из личных коллекций Петра 1. В музеях – Эрмитаж, Русский музей – богатейшие художественные собрания мира, которые собирались в течение трех столетий.

Ведущий 5. А дворцовые парковые ансамбли окрестностей, создаваемые как летние загородные резиденции императоров. По замыслам своих творцов они должны были внушать иностранцам и россиянам должное почтение к столь богатой стране, ошеломлять посетителей своей роскошью… Петродворец расположен на южном берегу Финского залива в 29 км от города – с прекраснейшим дворцово-парковым ансамблем со 120 фонтанами, самый крупный из которых Самсон, раздирающий пасть льва. Великолепен и Екатерининский дворец, поражающий своим блеском и роскошью.

Ведущий6.Война -  самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Ведущий 7.  Что может быть страшнее, чем война?!

                      Лишь слезы да страдания несет она.

                      И счастье разбивает у людей.

                      Любимых разлучает и друзей.

Ведущий 8.  22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер, который намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Ведущий 3. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

Ведущий 1.  Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Чтение учеником стихотворение А.Яшина «Обстрел»

Ведущий 2. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы -  более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия». Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии Бельгии, Норвегии.

Ведущий 3. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в.при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Ведущий 4. 8 сентября 1941 ода, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ведущий 5.  Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Ученик читает стихотворение Е.Рывиной «Ночь».

Ведущий 7.  Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Ученица зачитывает записи из дневника на слайде.

Ведущий 2. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Ведущий 4. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город,и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Ведущий 5.  Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ведущий 6.  В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых домов. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

Ведущий 7.  В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ведущий 8.  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсна. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо в классе.

Ведущий 3.   Девочка руки протянула

                       Уснула.

                       А оказалось – умерла…

                       Никто не обронил ни слова.

                      Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

                      Учитель выдавил, что снова

                       Уроки после похорон.

                                                      (Ю.Воронов)

Ведущий 1.  Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Чтение отрывка из стихотворения О.Бергольц «Настанет день…».

Ведущий 2.   Но рабочих требовалось ещё больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов  и вносили свой вклад в разгром врага.

Ведущий 4.  Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной, оборвалась.

Ведущий 5. И тогда  по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ведущий 6. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ученица читает стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».

Ведущий 7. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Ведущий 8.  Люди назвали её «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Жителям города угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Ведущий 2.  Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

Ведущий 5.  22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Ведущий 3.  Войска Ленинградского, Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду.

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Ведущий 1.  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ученик читает стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»

Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...