программа профориентационной работы в школе
материал по теме

Запривода Анна Юрьевна

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная программа

в МОУ «ООШ№8»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.

  • Цель программы

Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в посёлке.

  • Задачи профориентационной работы:
  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
  • -Профессиональное просвещение.
  • -Профессиональная диагностика и профконсультирование.
  • -Профессиональная адаптация.

  • Ожидаемые результаты:

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;
  • оказать адресную психологическую помощь обучающимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
  • -обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • -сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
  • Обоснование Программы:

Актуальность проблемы состоит в том, что по результатам исследований, существует ряд факторов, снижающих конкурентоспособность молодежи:

  • Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
  • Необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
  • Трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
  • Совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;

  • Инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие  бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. « Концепция  профильного обучения»,предложенная  Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле -  это длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Сроки        

Мероприятия        

Ответственные

Профессиональное  просвещение  обучающихся  и их родителей

в течение года        

 Профессиональное просвещение

Зам. дир. по ВР , психолог

в течение года        

Профориентация обуч-ся на уроках (экономика, география, обществознание, технология)        

Учителя-предметники

в течение года        

Дни открытых дверей в ВУЗаз, техникумах, лицеях, ПУ «Дороги, которые мы выбираем»         

Зам. дир. по ВР , психолог,

Классные рук.

В течение года        

Экскурсия на предприятия посёлка         

Зам. дир. по ВР ,

Классные рук.

февраль

Родительские собрания для 9,  кл. «Как помочь ребенку выбрать профессию»

кл. руководители

апрель

Ярмарка профессий         

кл. руководители 5-9 кл.

май         

Конкурс творческих проектов         

учителя технологии

В течение года

Встречи с представителями различных профессий.

кл. руководители 1-9 кл.

Диагностика и консультирование

в течение года        

Профдиагностика и консультирование выпускников 9 кл. «Оценка профессиональной направленности личности выпускника»

психолог

ноябрь

Профориентационная работа с обучающимися старших классов. Цель - выявление групп учащихся, нуждающихся в помощи по профессиональному самоопределению.        

психолог

декабрь        

        

Психологическое исследование 9 х классов на выявление уровня умственного развития .

психолог

декабрь        

        

Педагогический консилиум по 9-м классам (результаты психологического исследования).

психолог

февраль        

Анкетирование "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9 класс).        

психолог

февраль        

Анкетирование обучающихся 9 кл с целью сбора информации об их ценностных ориентациях и интересах.        

психолог

март        

Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию»        

кл. руководители 8-9 кл.

в течение года        

        

Консультации для родителей уч-ся 9 кл. по вопросам профориентации.

Зам. дир. по ВР Кл. рук.

психолог

Профессиональная адаптация

апрель        

Создание информационного банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.         

Кл. рук.

Зам. дир. по ВР

май        

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и выпускникам из неблагополучных семей.        

Администрация

Соц. педагог

Классные руководителями разработаны и проводятся классные часы:

Класс

Тема занятий

Содержание.

1-4 кл

Конкурс рисунков в начальной школе «Все работы хороши…»

2 класс        

        

«Наши семьи»        

Заполнение «паспорта семьи»

Знакомство с профессиями родителей, формирование добросовестного отношения к труду, «первая установка» на выбор профессии .

3-4 класс

«Наш посёлок»        

«Взаимозависимость и взаимодействие членов общества»

Происходит знакомство с различными профессиональными сферами, их функционированием (ролевые игры, раскраски, стихи о различных профессиях, «праздничный календарь профессий»), а также ознакомление с видами производства (конвейерное, индивидуальное).

5-6 класс        

         

 

"Строительный, ресторанный, газетный бизнес".

Игра «Что я знаю о профессиях?»

Более конкретно определяется круг интересов и способностей детей, создание макетов, рисование фантазии, написание статей и заметок - интеллектуальной воспитанности школьников.

7 -8 класс         

         

        

«Фирма, предприятие»

Игра по станциям «Дорогами профессий»

Проводятся ролевые игры «Как правильно вести себя при приёме на работу», учащиеся учатся составлять резюме.

8-9 класс        

        

        

 

«Рынок труда»        

«Искусство общения»,

 « Первое общение, «Первое впечатление - «можно» и «нельзя»», «Как правильно читать объявления»         

 

Формируется восприятие будущей профессиональной деятельности как способы создания определённого образа жизни.

Старшеклассники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными, коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии, осваивают стратегии по освоению запасных вариантов. Учащиеся знакомятся со способами достижения результатов профессиональной деятельности, самоподготовке к избранной профессии и саморазвитию в ней.

 

Содержание профориентационной программы

  • Пояснительная записка.

  • Обоснование программы

  • Направления профориентационной работы

  • Приложения

 Утверждаю

Директор МОУ «ООШ№8»

__________Е.В.Киреева.

01.09.2013г.

Программа по профориентационной работе МОУ «ООШ№8»

Составитель: Зам. директора по воспитательной работе Запривода А.Ю.

г. Ухта, ул. Кирпичная 23, тел. 75-81-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы в школе.

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будующей профессиональной деятельности....