Программы
рабочая программа
Программы разработаны с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельностив ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от2 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения
«Виктория»
Рассмотрено: на методическом совете Протокол №_______ от «_____» «_____» 20______г. | Утверждено:
Приказ № _______ «____» _____ 20______ |
Программа по социально - досуговой деятельности
« Мир, в котором нет чужих!»
срок реализации 3 года
составитель:
Мехоношина А.В. – педагог –
Организатор
Минулина Т.Ю. – музыкальный
руководитель
Чечерина И.Е. - методист
Лангепас
2013г.
Информационная карта программы
№ п\п | Наименование | Содержание |
Полное название программы (проекта) | Программа по социально-досуговой деятельности «Мир, в котором нет чужих» | |
Автор программы (проекта) | Мехоношина А.В. педагог-организатор Минулина Т.Ю.музыкальный руководитель Чечерина И.Е. методист | |
Руководитель программы (проекта) | Прохорова Л.А. директор БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» | |
Территория | Ханты-Мансийский автономный округ, г.Лангепас | |
Юридический адрес учреждения | 628672, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры г.Лангепас, ул.Парковая 21\1 | |
Телефон | Тел., факс (34669)26333 | |
Форма проведения | Досуговая деятельность | |
Цель программы | Создание условий для успешной реабилитации и социальной адаптации в обществе всех категорий обслуживаемых клиентов учреждения посредством участия в социально-досуговой деятельности. | |
Специализация программы | Социально-досуговая деятельность | |
Сроки реализации программы | 3 года | |
Количество подпрограмм | - | |
Место проведения программы | г.ЛангепасБУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» | |
Общее число участников программы (проекта) | 60 человек | |
География участников | Клиенты БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» г.Лангепас | |
Условия участия в программе | добровольное | |
История осуществления программы | В настоящее время вопросы комплексной социокультурной реабилитации на базе учреждения социального обслуживания населения «Виктория» особенно актуальны. Социально- досуговая деятельность является одной из главных составляющих этого процесса, без которой не обходится не одно отделение, работающее с клиентами обслуживающихся в центре. Это и несовершеннолетние воспитанники дневного и стационарного отделений, молодые инвалиды и пожилые люди реабилитационного отделения. В целях формирования толерантного отношения друг к другу, преодоления барьера между поколениями, восстановления коммуникативных функций и психоэмоционального состояния между клиентами разработана данная программа. | |
Особая информация и примечание | Для эффективной реализации данной программы необходимо привлечение специалистов всех отделений центра, так же специалистов различных структурных подразделений города с целью качественного проведения мероприятий и достижения поставленных целей. |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В современном мире под досугом человека подразумевается «время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений». Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического и духовного развития человека. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных людей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, инвалиду, пожилому человеку, реализовать то лучшее, что в нем есть.
Социально-досуговая деятельность направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.). Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив клиента в сфере досуга.
Современная социально-культурная деятельность определяется следующими требованиями:
- досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;
- досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;
- досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.
Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».
Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Одной из актуальных задач деятельности БУ КЦСОН «Виктория» является организация досуга клиентов, т.к. досуга является одним и важных элементов реабилитации.
На сегодняшний день на обслуживание в учреждении находится 60 клиентов – это несовершеннолетние воспитанники дневного и стационарного отделений, молодые инвалиды и граждане пожилого возраста реабилитационного отделения. От умения клиента направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие, его удовлетворенность своим свободным временем. И в этом ему может помочь педагог-организатор.
Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.
Для решения данной задачи разработана данная программа.
Цель: Создание условий для успешной реабилитации и социальной адаптации в обществе всех категорий обслуживаемых клиентов учреждения посредством участия в социально-досуговой деятельности
Задачи:
- Организовывать досуг клиентов учреждения, используя различные формы и методы работы.
- Формировать навыки позитивного коммуникативного общения с целью преодоления барьера между поколениями.
- Вовлечь участников мероприятий в разностороннюю творческую деятельность.
- Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
- Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Информировать общественность о реализации программы с помощью средств массовой информации.
Целевая группа
- Несовершеннолетние воспитанники стационарного отделения
- Несовершеннолетние воспитанники дневного отделения
- Молодые инвалиды реабилитационного отделения
- Граждане пожилого возраста реабилитационного отделения
Формы работы по организации досуговой деятельности
Словесно - логические формы, где основным средством воздействия являлось - слово (убеждение словом), вызывающие ответные реакции у детей. К такому типу форм относятся беседы на профилактические темы: классные часы, собрания, мероприятия, проводимые социальным педагогом, где главным было обмен информацией, обсуждение проблем.
Образно - художественные формы - они объединяли в себе такие дела, где главным средством воздействия являлось совместное переживание, вызвать - сильные, глубокие и обладающие коллективные эмоции, подобные тем, которые испытывают подростки на праздниках. Благодаря художественным образам, социальный педагог может настроить детей на восприятие материала, что вызывает у подростков заинтересованность. Большой потенциал имели такие формы, как классные часы, игры - экскурсии, уроки – тренинги.
Трудовые формы внеурочной работы - положительно воздействовало на младший подростков совместная работа, любой труд. Это разные виды работ в школе, например помощь ветеранам Вов, разная помощь нуждающимся.
Игровые формы работы - в этой работе используются познавательные, соревновательные, конкурсные игры. Эти игры были направлены на развитие у подростков сплоченности, чувства толерантности, потому что они важны для воспитания молодого поколения.
Особое внимание уделяется психологическим формам. В формах работы этого типа основными средствами воздействия являлись элементы психологического тренинга. К ним относились: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения.
Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в учреждение широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД клиенты приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности клиента, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Именно данная форма работы является ключевой в ходе реализации программы.
Формы организации досуга:
- Вечер
- Викторина
- Встреча
- Выставка
- Гостиная (театральная, музыкальная, литературная)
- Конкурс
- Концерт
- Марафон
- Соревнование
- Театрализованное представление
- Экскурсия
- Ярмарка
Методы работы:
- Игровые методы
- Методы театрализации
- Соревновательные методы
- Методы сотрудничества
- Методы импровизации
- Методы воспитывающих ситуации
III. Содержание программы
Механизм реализации программы
Этап | Содержание деятельности |
Начальный (январь 2013) |
|
Основной (реализация программы) (январь 2013 г. - декабрь 2015 г.) |
|
Заключительный (декабрь 2015) |
|
Основные направления деятельности
- Духовно-нравственное
- Патриотическое
- Толерантное
Тематический план мероприятий (1 год)
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Ожидаемый результат |
Досуговое мероприятие «Святочные посиделки» | Январь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю.
| Развитие творческих способностей | |
Мероприятие, в рамках празднования дня Защитника Отечества «Защитникам Отечества посвящается» | Февраль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание патриотизма, любви к родине | |
Праздничный концерт к Международному женскому дню «По волнам Надежды, Вдохновения, Любви» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности | |
Досуговое мероприятие «Масленичные гуляния» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие интереса к русским традициям | |
Познавательное мероприятие «Дорого яичко ко Христову Дню!» | Апрель | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие духовно-нравственных ценностей | |
Праздничное мероприятие ко Дню Победы «Мы внуки твои – Победа!» | Май | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание духа патриотизма | |
Познавательное мероприятие во Всемирный день защиты детей | Июнь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа будущего | |
Мероприятие, посвященное Дню семьи, Любви и Верности | Июль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа семьи | |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Август | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование навыков спортивного ориентирования, воспитание патриотических чувств | |
Развлекательное мероприятие, посвященное Дню знаний «Вот и лето пролетело!» | Сентябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Повышение учебной мотивации | |
Мероприятие в рамках Дня пожилого человека «Мои года – мое богатство» | Октябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Привитие уважительного отношения к людям пожилого возраста | |
Мероприятие в рамках Дня Матери «Свет материнства – свет любви» | Ноябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа матери | |
Праздничное мероприятие «Новогодний марафон» | Декабрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности, сплочение коллектива воспитанников и воспитателей |
Тематический план мероприятий (2 год)
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Ожидаемый результат |
Досуговое мероприятие «Как-то раз в крещенский вечерок…» | Январь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие творческих способностей | |
Мероприятие, в рамках празднования дня Защитника Отечества «Вперёд, ребята! Будущие солдаты!» | Февраль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание патриотизма, любви к родине | |
Праздничный концерт к Международному женскому дню «8 марта - праздник мам!» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности | |
Досуговое мероприятие «Ой, блины, блины, блины….» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие интереса к русским традициям | |
Познавательное мероприятие «От улыбки хмурый день светлей!» | Апрель | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие духовно-нравственных ценностей | |
Праздничное мероприятие ко Дню Победы «Это было недавно - это было давно…» | Май | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание духа патриотизма | |
Познавательное мероприятие во Всемирный день защиты детей «Планета детства» | Июнь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа будущего | |
Мероприятие, посвященное Дню семьи, Любви и Верности «Любовь торжествует над временем!» | Июль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа семьи | |
Военно-спортивная игра «Один за всех, и все за одного!» | Август | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование навыков спортивного ориентирования, воспитание патриотических чувств | |
Развлекательное мероприятие, посвященное Дню знаний «Учиться, что бы знать, знать что бы уметь!» | Сентябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Повышение учебной мотивации | |
Мероприятие в рамках Дня пожилого человека «Мои года, моё богатство» | Октябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Привитие уважительного отношения к людям пожилого возраста | |
Мероприятие в рамках Дня Матери «С любовью к маме..» | Ноябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа матери | |
Праздничное мероприятие «Новогодний серпантин» | Декабрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности, сплочение коллектива воспитанников и воспитателей |
Тематический план мероприятий (3 год)
IV.РЕСУРСЫ
Кадровые ресурсы
Реализацию программы осуществляют специалисты:
№ п/п | Должность | Кол-во человек | Направление работы |
1. | Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям. Заведующий реабилитационным отделением для инвалидов молодого возраста. | 2 | Контролирует процесс реализации программы, оказывая при этом необходимую помощь |
2. | Музыкальный руководитель | 1 | Участвует в разработке сценариев, организует музыкальное сопровождение на мероприятиях |
3. | Инструктор по спорту | 1 | Принимает участие в проведении мероприятий, имеющих спортивное направление |
V. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ
Схема внешних взаимодействий
Информационные ресурсы
- выпуск информационных буклетов
-привлечение СМИ к освещению, проводимых мероприятий в центре
Методические ресурсы
Нормативно-правовая база
1. Закон № 195 –ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
2. Закон № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
3. Должностная инструкция педагога-организатора.
4. Санитарно-эпидемиологическими требования к учреждениям социального обслуживания
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Методические пособия
- Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
- Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
- Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
Интернет-ресурсы:
- Сайт школы № 77 г. Иркутска http://school77.irkutsk.ru/SPD.html
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/532566/
- Программа досуговой деятельности «Школьная радуга» http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
Материально – технические ресурсы
- Компьютер;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Транспорт;
- Музыкальные инструменты;
- Костюмы.
VI. РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности:
Ожидаемые результаты | Качественные (критерии оценки) | Количественные (критерии оценки) |
Формирование у клиентов, принявших участие в проведённых мероприятиях, навыков коммуникативного общения, толерантного отношения друг к другу в ходе совместной деятельности. | Социализация клиентов в обществе. | Количество участников посещающих мероприятия в течение года. Тестирование, анкетирование, отзывы. |
Раскрытие творческих способностей клиента. | Расширение кругозора, развитие умения работать в творческой группе. | Количество клиентов участвующих в организации мероприятия. |
Реализация программы в полном объёме и в запланированные сроки. | Своевременность оказания услуг, их полнота и доступность | Количество оказанных услуг. Количество мероприятий по программе. |
Привлечение к реализации программы специалистов всех отделений центра, так же специалистов различных структурных подразделений города. | Совершенствование межведомственного общения. | Количество учреждений привлечённых к реализации программы. |
Информированность клиентов и население города, о предстоящих и проведённых, мероприятиях. | Привлечение клиентов к участию в мероприятиях. Формирование положительного общественного мнения. | Количество пригласительных билетов, рекламных буклетов Количество репортажей, статей в газете, информационных буклетов |
Пополнение банка методического обеспечения программы. | Повышение качества оказания социальных услуг клиентам при организации социально-досуговой деятельности. | Количество разработанных сценариев методических сборников, рекомендаций и т.п. |
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
2. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
3. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
4. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
2. 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
3. 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
4. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
5. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
6. Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
7. 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
8. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
9. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
10. Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
11. Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
12. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
13. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
14. Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
15. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...