технология мастерской
классный час по теме

Кропотова Татьяна Александровна

классный час по духовно- нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kropotovoy_master-klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «ЗАПИСКА»

(в технологии мастерской)

Литературная мастерская – связь творчества учащихся и педагога.

Цель: обогащение педагогического процесса инновационным опытом сотворчества в условиях литературной мастерской.

Задачи:

  • создать атмосферу «образовательной встречи» с искусством слова;
  • освоить новые образовательные технологии;
  • расширить границы познания современной литературы, искусства,                   самого себя;
  • развить литературно-творческие способности участников занятия.

Ожидаемый результат:

  • применение на уроках современных технологий развивающего обучения;
  • создание на уроках адаптивной среды с учетом возрастных и психологических особенностей современного школьника;
  • воспитание читательского вкуса у участников мастерской;
  • развитие в коллегах и учащихся потребности в творчестве;
  • опыт общения

Актуальность моей деятельности.

  1. Новая форма для роста педагогического мастерства.
  2. Практическая направленность: любой педагог легко перенесет мой опыт в свою деятельность, на урок, на внеклассное мероприятие.
  3. Занятия обращены к уму, сердцу, эмоциям, поведению каждого участника.

Методика проведения занятий в технологии литературной мастерской.

Этапы работы:

  1. Создание темы. «Манок».
  2. Встреча с художественным текстом.
  3. Поиск своих смыслов.
  4. Этап свободного общения участников.
  5. Этап понимания, поиск своего самообразовательного результата.
  6. Этап творческого письма, рождение «живого знания», поиск слова.
  7. Этап поиска нового, обозначение перспектив чтения и общения.

Мой опыт адаптированный, после работы в лаборатории Елены Олеговны Галицких (по мастерским) и однокурсницы из Радужнинской школы № 74 города Кирова (по проекту «Литературный салон») плюс опыт школы «Клуб любителей литературы» (В.И.Перминовой).

  1. Этап создания темы.
  • Я предлагаю поговорить о записках.
  • Вы когда-нибудь писали записки?

Вы помните записки, которые вас поразили или обрадовали, огорчили или поддержали?

Когда пишутся записки?

Какие признаки записки вы знаете?

Какие особенности этого жанра?

  • Создание текстов интересных записок. (Записки прикрепляются на «почтовый» ящик).
  • Чтение записок.

  1. Встреча с художественным текстом.
  • Эпиграф:

По чтению можно узнать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, – как бы букетиком собранных нами в чтении цветов…                            

(И.А.Ильин)

  • Меня поразила одна записка:

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

  1. Поиск своих смыслов.

Предположите, кому эта записка предназначена и кто ее написал? (Обсуждение в группах, беседа).

Продолжите эту записку, составьте свой текст.

А у Виктора Астафьева такое продолжение:

«Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.»

Закончите рассуждение В.Астафьева по-своему. 

  1. Этап свободного общения всех участников мастерской.

(обсуждение в группах, продолжение истории)

Читаются развязки-завершения, комментарии групп, обмен мнениями.

Окончание текста у автора:

«Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам бы нарубил виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

  1. Этап самопонимания.

Иллюстрация «Образ материнского горя»

Что почувствовали? Что увидели?

  1. Этап творческого письма, поиск своего слова.

Сейчас напишите записку своим родным, учителям, участникам нашего разговора. Чтение и обсуждение записок.

  1. Этап поиска нового, обозначение перспектив чтения и общения.

Встреча с книгами Астафьева «Заветное», «Пролетный гусь».

Чтение и обсуждение текста:

«И когда я, поклонившись праху самых любимых людей, стою над родными могилами, какое-то чувство охватывает мое сердце, и все, что происходит вокруг, кажется мне таким мелким, суетным и быстропроходящим в сравнении с этой надмирной вечностью.

И снова, и снова память высвечивает прошлое, и прежде всего ясноликое детство, которое всегда счастливо, что бы на свете ни происходило. Что бы с людьми ни делали тираны и авантюристы, как бы ни испытала, ни била людей судьба».

Прочтите эти книги:

К.Паустовский «Телеграмма»

Д.Кедрин «Сердце матери»

А.Лиханов «Благие намерения»

Рэй Бредбери «Передай добро по кругу»

Какие добрые дела в ближайшее время мы можем сделать?

Есть утверждение: «На ошибках учимся!»

На чьих ошибках? Своих! Их быть не должно. Жизнь очень коротка, чтобы ошибаться и исправлять. Будем же учиться на ошибках прошлого (на истории), на ошибках литературных героев, будем анализировать свои поступки, корректировать их вовремя.

Представьте: общество достигло всего, к чему стремилось: развита техника, достигнуты скорости,  наступила общая сытость. А дальше что? Ради чего все это? – Развитие культуры!  А мы сокращаем часы на гуманитарные науки в школе!

Земной шар «набит» ценностями культуры, это Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве. Страшно за него, страшно от того, что все можем потерять.

Что человеку важно? Как прожить жизнь? Важно так прожить, чтобы не уронить своего достоинства, не пойти против своей совести, сберечь честь. Оступившийся приходит в отчаяние, теряет веру в людей, приобретает силу зла.

Ненадежные люди, которые не заботятся о семье, оставляют стариков, не посещают могилы близких. Зависть, карьеризм дополнят характеристику отрицательного типа.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

   

                                   (Н.Рубцов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.

Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятель...

Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века

Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...

Методические рекомендации по физике (7 класс) по теме:Презентация и конспект урока "Давление",А.В.Перышкин с использованием технологии "Мастерская"

Методическая разработка по физике (7 класс) по теме:Презентация и конспект урока "Давление", А.В.Перышкин с использованием технологии "Мастерская"Урок предназначен для обучающихся 7 класса, обучающихс...

Методическая разработка - технология "Мастерская"

                Применение технологии "Мастерская" на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и обучающихся...

Конспект урока 5 класса по краеведению для объяснения технологии "Мастерская" по этапам технологиим

Методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме: Улицы города Новомосковска.Презентация и конспект урока даст понять ход этапов технологии "Мастерская". Урок предназначен для обучающихся 5 кл...

Презентация к уроку по физике, 7 класс "Сила" А.В.Перышкин с использованием технологии Мастерская

Данная презентация к уроку  по физике в 7 классе по теме "Сила"  с использованием технологии Мастерская дает возможностьобучающимся самим выстраивать свои знания, формироват ценности, открыв...

Презентация к уроку по физике (7класс) "Плотность",А.В.Перышкин с использованием технологии Мастерская

Данная презентация к уроку по физике (7класс) по теме "Плотность" может быть использована с применением технологии Мастерская. главное -сбободное самовыражение, создание собственного продукта, равенст...