День воды-экологический праздник
классный час на тему

Экологический праздник проводится с целью формирования у обучающихся ценностного отношения к водным ресурсам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_vody.rar67.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шебекинская общеобразовательная спортивная школа-интернат «Салют »

«ДЕНЬ ВОДЫ»

Экологический праздник

                                                                        Подготовила:

                                                Ляхова Н.В., классный руководитель

                                                7 класса

г.Шебекино

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к водным ресурсам.

Задачи:

        - углубить и расширить знания обучающихся о водных ресурсах;

        - продолжить работу по формированию у обучающихся бережного отношения и любви к

        природе, экологической культуры.

Методы и приемы проведения праздника: рассказ, беседа, демонстрация, конкурсы.

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: 10-14 лет.

Условия для проведения: праздник проводится в кабинете, где имеются места для посадки детей, свободное пространство для проведения конкурсов.

Оборудование: плакаты, призывающие к бережному использованию водных ресурсов, высказывания известных писателей, ученых о воде, экран, мультимедийный проектор, диск с фильмом «Вода».

Методические советы на подготовительный период: проведение конкурсов: плакатов, лучшие из которых используются для оформления кабинета, где проводится праздник, подбор высказываний известных писателей о воде, формирование команд, подбор стихотворений русских писателей о реках, разработка программы конкурсов.

План мероприятия:

1.   Организационный момент.

2. Просмотр документально-научного фильма «Вода».

3. Основная часть. Конкурсы.

4. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

5. Рефлексия.

Сценарий мероприятия

1. Организационный момент.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном Всемирному дню водных ресурсов. Водные ресурсы состоят из речных, озерных, морских, подземных вод, льдов высокогорий и полярных районов, атмосферной влаги.

Вода – самое обыкновенное и самое распространенное вещество на Земле. Она необходима всем живым организмам – растениям, животным, человеку. ¾ всей поверхности Земли покрыто водой: в океанах содержится 97% всей воды Земли, в ледниках – 2%, в реках и озерах – 1%. По данным Всемирного фонда дикой природы – 2,5% всего количества воды приходится на пресную, ту, которой мы пользуемся ежедневно.

В России много рек, озер. Кажется, что пресной воды хватит всем и навсегда. Но как мы относимся к этому богатству? Все чаще на берегах водоемов можно видеть предостерегающие надписи: «Пить запрещается», «Не купаться», «Не рекомендуется рыбная ловля». Чистая некогда вода принимает сейчас в год до 6 миллионов тонн отбросов, т.е. груз 10 тысяч товарных поездов. За последние десятилетия все большую часть круговорота пресных вод стали составлять промышленные и коммунальные стоки, т.е. воды, загрязненные в процессе промышленной деятельности людей. Очень опасным источником загрязнения стали нефтепродукты – основной загрязнитель вод Мирового океана. Рост во всех странах количества автомобилей, водно-моторного транспорта также остро ставит проблемы защиты рек от нефтепродуктов. Значительную угрозу для водоемов представляют минеральные удобрения и ядохимикаты, которые попадают с полей вместе с талой и дождевой водой. Сейчас около 60 % населения мира испытывают острую нехватку высококачественной пресной воды. Поэтому одна из важнейших задач – охрана водных ресурсов от загрязнения.

Сейчас вы еще учитесь в школе, и решить мировые проблемы не можете. Но пусть каждый из вас сделает что-то полезное по сохранению чистой воды на Земле. Очистит берег реки, родник от бытового мусора, накопит больше знаний о жизни водоемов. Грамотный, знающий человек скорее поймет, что природе во вред, а что – в помощь.

2. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, а для начала посмотрим фильм «Вода».

3. Основная часть. Конкурсы.

После просмотра фильма ведущий предлагает участникам праздника занять игровые места, представляет членов жюри.

Ведущий: Для дальнейшего путешествия необходимо сформировать 2 команды. Команды для участия готовы.

(Выходят 2 команды. Капитаны команд представляют всех участников.)

Ведущий: Для начала «Разминка»

(Команды по очереди отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ — 1 балл.)

Вопросы:

1.        Так в старину называли морской залив. (Лукоморье);

2.        Устаревшее название моряка. (Мореплаватель);

3.        Древний сосуд для воды, который изображали в виде зверя, птицы или всадника; теперь это

слово хорошо знают астрологи. (Водолей);

4.        Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. (Заводь);

5.        Древнее название рулевого, управляющего движением судна. (Кормчий);

6.        Художник, изображающий морские виды, жизнь моря. (Маринист);

7.        В славянской мифологии: сказочный старик, живущий в воде, ее хозяин. (Водяной);

8.        Какие цветные реки и моря вы знаете? (реки — Белая, Оранжевая, Хуанхе (Желтая), 

Янцзы (голубая), Красная, Черная; моря — Черное, Белое, Желтое, Красное);

9.        Есть ли вода на Луне? (Нет);

10.        Что явилось причиной гибели лайнера «Титаник»? (Столкновение с айсбергом);

11.        На каком материке нет рек? (В Антарктиде);

12.        У какого моря нет берегов? (Саргассово в Атлантическом океане);

13.        Может ли вода течь вверх? (Да, вода сама поднимается по капиллярам сосудов дерева и

        доставляет растворенные питательные вещества на большую высоту);

14.        Какое растение является биоиндикатором чистой воды? (Аир болотный);

15.        Какое растение является биоиндикатором загрязненной воды? (Ряска);

16.        Какая вода полезнее для организма — сырая, кипяченая или талая? (Талая);

17.        Какая физическая величина указывает на наличие водяного пара в атмосфере? (Влажность).

(Ведущий подводит итоги конкурса.)

Ведущий: Я вызываю по одному игроку от каждой команды. Им предстоит попробовать свои силы в игре «Ловцы жемчуга». Это игра похожа на всем известную игровую телепередачу «Кто хочет стать миллионером?». С правилами игры все знакомы. За каждый правильный ответ участники получают 1 очко. Победит участник, набравший наибольшее количество очков. Он и принесет своей команде максимальное количество баллов.

«Ловцы жемчуга»

Вопросы

1. В одной всем известной басне Ивана Андреевича Крылова раку и щуке груз помогал тащить:

- гусь;

- лебедь;

- пеликан.

2. Как в сказке «Золотой ключик...» называется харчевня, где обедали лиса Алиса, кот Базилио и Буратино?

- «Трех карасей»;

- «Трех пескарей»;

- «Трех лещей»;

- «Трех окуней».

3. Эта утка имеет такое же название, как и фамилия известного русского писателя:

- Толстой;

- Гоголь;

- Даль;

- Бунин.

4. Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С.Я.Маршака?

- щука;

- краснопёрка;

- карп;

- сазан.

5. Какой сказочный персонаж ловил рыбу собственным хвостом?

- заяц;

- лиса;

- волк;

- медведь.

6. В одном из произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина пескарь был...

- Премудрым;

- Прекрасным;

- Предприимчивым;

- Преуспевающим.

7. Как называется известная повесть А. С. Грина?

- «Летящая над водой»;

- «Плывущая по морям»;

- «Идущая по берегу»;

- «Бегущая по волнам».

8. Как называлась подводная лодка капитана Немо в романе Ж. Верна «20 тысяч лье под водой»?

- «Спрут»;

- «Каракатица»;

- «Наутилус»;

- «Аргонавт».

9. Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в «царство славного Салтана»?

- Буян;

- Буран;

- Туман;

- Дурман.

(Ведущий подводит итоги конкурса.)

«Половодье»

Ведущий: Эта игра проводится в 2 раунда. В первом участвуют трое игроков. Затем из игры выбывает участник, набравший наименьшее количество баллов, и во втором раунде соревнуются за звание победителя двое оставшихся игроков. Участникам предлагаются первая и последняя буквы слова, общее количество букв и рассказ о том, что это слово обозначает. Кто из участников быстрее отвечает, тот и набирает очки. Количество очков в заданиях зависит от количества букв в загаданных словах (например, за слово Нил полагается 3 очка, за слово Амазонка — 8 очков).

Раунд 1 

«Реки России»

  1. Приток реки Волга и безгорбый верблюд. (Лама)
  2. Приток реки Вятка и ядовитая змея. (Кобра)
  3. Приток реки Самара и домашнее животное. (Бык)
  4. Река в Липецкой области и хвойное дерево. (Сосна)
  5. Приток реки Хопёр и птица (Ворона)
  6. Приток Оки и водоплавающая птица. (Гусь)
  7. Река в Московской области и речная рыба. (Осетр)
  8. Приток реки Бия и водоплавающая птица. (Лебедь)
  9. Приток реки Северский Донец и домашнее животное. (Жеребец)
  10. Приток реки Вятка и луговое растение. (Пижма)
  11. Река в Волгоградской области и лесной зверь с бурой шерстью. (Медведица)

12.        Приток Днепра и крупная лесная птица. (Тетерев)

Раунд 2

«Российские острова»

  1. Остров в Санкт-Петербурге. (Заячий)
  2. Остров в Каспийском море. (Рыбачий)
  3. Остров в Белом море. (Олений)
  4. Остров в Черном море. (Змеиный)
  5. Остров в Охотском море. (Беличий)
  6. Остров в Каспийском море. (Тюлений)
  7. Остров в Баренцевом море. (Медвежий)

(Ведущий подводит итоги конкурса).

Конкурс для болельщиков: ведущий предлагает болельщикам поучаствовать в конкурсе и принести дополнительные баллы своим командам. Болельщики читают отрывки из стихотворений известных русских поэтов, посвященные рекам.

(Ведущий подводит итоги конкурса.)

Ведущий: Правила конкурса «Что где растет» такие же, как в телеигре «Умники и умницы». Каждый участник встает на свою дорожку — зеленую, желтую или красную. Игрок, выбравший зеленую дорожку, первым выбирает себе тему тура и имеет право допустить две ошибки, На желтой дорожке участник при ответе на вопрос тура может допустить лишь одну ошибку. На красной дорожке игрок не имеет права на ошибку. Но это самый короткий путь к успеху. Ответив безошибочно на два вопроса, он становится победителем. В любом случае, победителем будет тот, кто первым ответит на два вопроса.

Typ l

«Водоросли»

1. «Бурые водоросли»

Бурая водоросль – саргассум - принадлежит к группе плавучих водорослей. Их скопления образуют целые «острова». Особенно часто это явление наблюдается в одном море Атлантического океана. В этом море, кстати, названном так из-за обилия бурых водорослей, характер течения круговой, что способствует стягиванию всех плавучих предметов. Когда-то, в эпоху первых плаваний европейцев, эти «острова» водорослей затрудняли путь в Америку - парусники вязли в них, как в болоте. В каком море это происходило? (В Саргассовом.)

2. Красные водоросли

Подводные леса кажутся всеобъемлющими. Однако водолаз, опускающийся по каменистой материковой отмели, уже на двадцатиметровой глубине замечает, что они метр от метра начинают редеть. При этом все отчетливее их красноватый оттенок. Начинается царство красных водорослей - багрянок. К багрянкам принадлежит около 4 тыс.видов. Моря они любят даже больше, чем бурые водоросли. Багрянки равномерно распределены по морям земного шара. Но в тропиках количество их видов возрастает. Одно из морей названо в честь этой группы водорослей. Какое? (Красное.)

3. Зеленые водоросли

Из зеленых водорослей наиболее известны представители рода ульвовых, которые еще называют «морским салатом». Они действительно похожи на листья салата, и в странах Азии служат людям привычной пищей. Как называется море, где этих водорослей наибольшее количество? Кстати, названо оно не в «честь» этих водорослей, а по имени страны, где эти водоросли наиболее популярны. (Японское.)

(После первого тура участники с зеленой и желтой дорожки переходят в следующий тур, независимо от того, ответили они на вопросы или нет. Участник с красной дорожки выходит из игры, если он не ответил на вопрос первого тура, и переходит во второй тур, если ответил.)

Тур II

«Растения болот»

1. «Букашкина погибель»

Среди примерно 100 видов этих растений не отыщешь вегетарианцев. Все они хищники. Растут на верховых болотах, растительность которых очень скудна. Листья этих растений расположены на поверхности земли розеткой, которые превратились в ловушки. Эти листья имеют длинные по краям и короткие в середине волоски с капельками клейкой жидкости. Насекомые, главным образом муравьи, привлеченные сладким запахом, легко попадаются на «удочку» и прилипают к одному из волосков. А далее, начав метаться, насекомое задевает и другие волоски, тем самым прилипает к листу основательно. Лист же, тем временем, начинает медленно сворачиваться, пока букашка полностью не окажется внутри. Переваривание жертвы происходит несколько дней. Работать «желудком» листу тяжело. После 2-3 таких операций он отмирает, и растение обзаводится новым. О каком растении идет речь? (Росянка.)

2. «Растительная вата»

Это растение имеет очень много крупных клеток, наполненных воздухом, поэтому оно может впитать жидкости в 30 раз больше своего веса. Оно так же хорошо впитывает кровь и гной; кроме того, это растение содержит дезинфицирующее вещество сфагнол, благодаря чему его можно использовать вместо ваты и йода. Так и делали во время войны, когда не хватало медикаментов. Что это за растение? (Торфяной мох сфагнум.)

3. «Северный лимон»

Название этого растения образовано от греческих слов «оксис» (кислый) и «коккос» (семечко, зерно) и связано с кислым вкусом плодов. Пожалуй, эту ягоду можно назвать сокровищем сфагновых болот. Особенно красивы болота осенью, когда будто бисером красным разбросаны по ним эти ягоды. Они богаты витаминами, органическими кислотами, углеводами. Издавна человек использовал их в лечебных целях, в основном в качестве витаминного напитка. «Болот полукустарник скромный природой щедро наделен. Он северянами по праву зовется "северный лимон"». Что это за ягода? (Клюква.)

(Если участник с красной дорожки правильно ответил на вопрос, игра кончается, так как он становится победителем. Если участник с красной дорожки не ответил на вопрос второго тура, он выбывает из игры; если участник с желтой дорожки ошибся во втором туре, он выбывает из игры и отвечать на вопрос третьего тура остается участник с зеленой дорожки; если оба участника не исчерпали лимит ошибок, они переходят вместе в третий тур.)

Тур III

«Растения водоемов»

1. «Водяной поднос»

Ботаники до сих пор спорят над тем, кто первым открыл это растение для научного мира. Точно известно только то, что назвал его так немецкий ботаник Роберт Герман Шомбрук. В 1836 г. он путешествовал по Британской Гвинее и, увидев сказочно красивое растение, назвал его в честь юной королевы Англии, которая в то время только что взошла на престол. Что интересно, за это ботаник был возведен в рыцарское звание «за заслуги перед Британской империей». На родине же эту большую кувшинку называют «ирупе», что означает «водяной поднос». Дело в том, что у этого растения самый большой лист на земле - более 2 м в диаметре. Как же называется эта кувшинка? (Виктория Регия.)

2. «Лягушачье копье»

По берегам рек и озер, на заболоченных лугах - у любой воды растет это высокое (до 1 м) растение с крупными желтыми цветами. У нас в народе его ласково называют «касатик» за красоту и изящество. Есть у него и «воинское» название - лягушечье копье. Из глубины веков дошла до нас легенда. 1000 лет назад расцвел первый цветок. Он был настолько красив, что залюбовались им все птицы и звери. Три дня он рос и цвел. А когда созрели семена, разнесло их ветром во все концы света. И появились цветки с разной окраской: золотисто-желтые - на влажных лугах, лиловые - в пустынях, красные - приморские, небесно-голубые - в горах. Название его с греческого переводится, как «радуга» из-за красоты и разнообразной окраски цветов. Как называется это растение? (Ирис.)

(Если в третьем туре не определился победитель, в четвертом туре остается участник с зеленой дорожки: это происходит, если он ответил правильно только на один вопрос, а его соперники не смогли победить раньше. Ему предлагается на выбор ответить на один из двух вопросов. Ответив на него, он становится победителем.)

Тур IV

«Культурные растения»

1. «Китайский хлеб»

Половина человечества кормится этим злаком. Для жителей Индии и Китая, Японии и Индонезии, Вьетнама и Кореи он является таким же ходовым продуктом, как для нас — пшеница. Он выгоден. Во-первых, он позволяет экономить засеваемые площади: пока зерно поспевает, уже готовится рассада для новой очереди, и так каждый год. Во-вторых, для него не страшна засуха — главный бич зерновых хлебов. В настоящее время насчитывается более 10 тыс. его культурных сортов. Что это за растение? (Рис.)

2. «Плоды с йодом»

Плоды этого растения с виду похожи на мелкие огурцы. Форма бочонком, окраска темно-зеленая. И на разрезе вид огуречный, только вкус кисло-сладкий. Аромат сложный: напоминает то землянику, то ананас, то лимон. Растет оно на побережьях морей и океанов в субтропиках. И несмотря на трудности в его выращивании, есть из-за чего стараться. Его плоды очень богаты йодом. Намного богаче всех других плодов, биохимики считают, что йод в плодах накапливается благодаря тому, что деревья растут на побережье, и морские бризы несут с моря соленую водяную пыль. Каждый день она оседает на почве и на листьях, и йод жадно впитывается растением, а затем направляется в плоды. О каком растении идет речь? (Фейхоа.)

Ведущий: Заключительный конкурс всего мероприятия называется «Подводная рапсодия». В нем сразятся представители команд, еще не принимавшие участие ни в одном из конкурсов. На доске вы видите нарисованную пирамиду. В ее «кирпичиках» написаны вопросы. «Ценность» вопроса зависит от расположения его в пирамиде. Вопрос из основания пирамиды принесет правильно ответившему на него участнику 1 балл, вопросы второго ряда оценены в 2 балла, а на вершине пирамиды - самый сложный вопрос, за ответ на него присуждаются 3 балла. Участники по очереди выбирают себе вопрос и отвечают на него. Право начать принадлежит игроку команды, лидирующей на данный момент.

«Странные ныряльщики»

Ведущий: Эти тропические кулички ныряют очень необычным способом. Когда им необходимо спрятаться, они хватаются лапками за погруженные в воде растения и постепенно втягивают свое тело в воду. И могут долго в ней оставаться, выставив на поверхность лишь кончик клюва. Как называются эти птицы? (Яканы.)

«Отрада падишахов»

Ведущий: Эта рыба действительно была отрадой падишахов, у которых она ценилась на вес золота. А в Древнем Риме патриции не только ее ели, но и любовались загадочной игрой красок на чешуе, когда она погибала. Что же это за рыба? (Султанка.)

«Императорские ванны»

Ведущий: Из панциря этой морской черепахи древнеримские императоры делали себе ванны, настолько она большая. Как она называется? (Бисса.)

«Бегущий по волнам» 

Ведущий: Эта тропическая ящерица семейства игуан превосходно плавает и ныряет. А еще она обладает одной удивительной способностью: бегает по воде, удерживая свое тело на поверхности быстро чередующимися ударами задних ног. Назовите эту ящерицу. (Василиск обыкновенный.)

«Дерево путешественников»

Ведущий: Это самое легкое дерево на Земле. Из него был сделан знаменитый плот «Кон Тики», на котором норвежский путешественник Тур Хейердал со своей командой пересек Тихий океан. Как называется это дерево? (Вальса.)

«Царь-ракушка»

Ведущий: Этот моллюск имеет раковину почти полутораметровой длины весом 250 кг. При этом масса мягких его тканей - всего около 30 кг, остальная масса приходится на раковину. Живут эти моллюски до 300 лет. Как он называется? (Тридакна.)

«Сухопутная рыба»

Ведущий: Неотъемлемая деталь большинства берегов тропической зоны - мангровые леса. Одно из самых курьезных существ, населяющих эти болота - небольшая рыбка. Во время отлива эти рыбки «разгуливают» по суше на длинных передних плавниках, напоминающих ходильные конечности. Охотясь, или в моменты опасности рыба умеет прыгать, как кузнечик: прижав хвост к илу и затем, распрямляясь, как сжатая пружина, она буквально взлетает в воздух. Что это за рыбка? (Илистый прыгун.)

«Бита для крокета»

Ведущий: Эта красивая околоводная птица в романе Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» почему-то служила битой для королевского крокета. Назовите эту птицу. (Фламинго.)

«Самый большой зуб»

Ведущий: В средние века в Европе, да и в России были популярны посохи и другие изделия из предмета, напоминающего спирально закрученный рог длиной до двух метров. Рассказывали, что он принадлежит легендарному зверю - единорогу. На самом деле это был не рог, а бивень зубатого кита. Зубов у него два, но только левый зуб у самца прорастает сквозь верхнюю губу и торчит строго вперед иногда на целых 3 м. Что это за кит? (Нарвал.)

4. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

5. Рефлексия – с участниками проводится мини-репортаж, в ходе которого выявляется их личностное отношение к проведенному мероприятию.

Методические советы на период ближайшего последействия: организовать выпуск листовок и распространить их в микрорайонах города, провести рейды по очистке берегов рек от бытового мусора, выступление в СМИ.

Литература:

  1. Календарь экологических дат / Белгор. гос. унив. науч. б-ка, отд. произв. лит.; сост.: Г.А. Корепанова, Л.Н. Нестерова.-Белгород: БИЦ БГУНБ, 2007.-164 с.
  2. Кашапов Р.Ш. Живая оболочка Земли: Кн. Для внеклассного чтения 5-8 кл.-М.6 Просвещение, 1984.-96 с., ил.-(Мир знаний).
  3. Люсьен Матье Сбережем Землю. Перевод на русский язык, предисловие и примечания, издательство «Прогресс», 1985
  4. Муранов А. Величайшие реки мира. Издательство «Детская литература» Ленинград 1968
  5. Охрана природы: (Факультативный курс). Пособие для учащихся/А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич; Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.-144 с., ил.
  6. Читаем, учимся, играем - № 4, 2006г., № 12, 2007г. журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Издательство «либерея - библопринт».

Высказывания о воде

Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов

                                                                                                                                        В. И. Вернадский

Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь

                                                                                                                                        А. де Сент-Экзюпери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День рождения- грустный праздник!"

Ознакомление с традициями празднования дня рождения в разных странах, об истории возникновения праздника, игры...

Вода. Экологические проблемы

Вода. Экологические проблемы...

Сценарий музыкально-литературного праздника "День Победы - светлый праздник!"

Данное мероприятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, чтобы в доступной форме  рассказать детям  о мужестве и  героизме защитников  нашей  Родины  в ...

Концертно - игровая программа к празднику День матери "С праздником милые мамы!"

Программа проводится к празднику День матери, здесь со своими номерами участвуют различные объединения дома творчества, что развивает их творческие способности, раскрывает таланты....

Сценарий для праздника «День здоровья!», посвященный праздникам «День воспитателя и всех дошкольных работников» и «День учителя!»

Цель: • Сформировать у коллектива потребность в здоровом образе жизни.• Сплочение коллектива.• Задачи: • Способствовать укреплению здоровья.• Пропагандировать здоров...

Программа метапредметного курса «Тайны воды. Экологическая лаборатория»

Программа метапредметного курса разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Приме...

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА» Сценарий праздника

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт коренных народов С...