Юные таланты, или воспитание одарённости
статья по теме

О системе воспитания одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_talanty_statya.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Юные таланты, или воспитание одарённости

(статья для сборника материалов научно-практической региональной конференции «Мир вокруг нас», 2010 г.)

           Безусловно, все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок был самым умным и успешным. При этом никто из них даже и не задумывается о том, что юные таланты могут приносить своим родителям не только радости, но и множество проблем.

          И первой из них может стать проблема того, как вовремя разглядеть одарённого малыша и помочь его способностям раскрыться. В то же время нельзя ошибиться, так как из-за этой ошибки ребёнок может просто-напросто возненавидеть ту сферу деятельности, в которой, возможно, он смог бы достичь значительных высот.

          Так по каким же отличительным признакам можно «распознать» талантливого ребёнка, учитывая тот факт, что юные таланты могут заявить о себе как буквально с самых первых лет жизни, так и гораздо позже. Более того, иногда по-настоящему талантливыми могут оказаться и так называемые трудные дети.

          Прежде всего, к таким отличительным признакам нужно отнести любознательность, стремление к получению новой информации, склонность задавать большое количество вопросов взрослым, а самое главное, самостоятельные поиски ответов на них. Такие дети отличаются серьёзностью, способностью подолгу заниматься одним и тем же делом, они настойчивы в достижении целей, порой даже упрямы. Одарённые дети обладают оригинальным мышлением, способны выдвигать неожиданные идеи и предугадывать развитие событий. Также к признакам одарённости относятся богатая фантазия и развитое воображение.

         Юные таланты обладают богатым лексиконом и хорошей памятью, замечают детали, на которые другие не обращают внимания. При этом дети могут являться успевающими учениками, а могут и не отличаться высокой успеваемостью в школе. Иногда они могут отличаться феноменальными способностями в каком-либо виде деятельности, во всём остальном ничем не выделяясь из общей массы сверстников.

        И, тем не менее, в большинстве случаев таких детей недолюбливают не только их ровесники, но и учителя. В     особенности это относится к так называемому типу интеллектуальной одарённости, или вундеркиндам, которые отлично успевают по всем предметам, но при этом создают массу «неудобств» окружающим.

        Ни для кого из нас не является секретом, что большая часть наших детей обучается в обычных учебных заведения. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и в ближайшие годы. Фактом является и то, что именно из обычных массовых школ вышла большая часть выдающихся людей: учёных, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др. И поскольку количество одарённых детей, как утверждают учёные, в последние годы увеличивается, увеличивается и нагрузка на школы, т.к. появится объективная необходимость пересмотра самой системы школьного образования и воспитания. Именно на это и направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая призвана решить очень многие проблемы образования и воспитания, среди которых и проблема выявления и сопровождения талантливых, одарённых детей.

       Какие же проблемы при работе с такими детьми уже сейчас очевидны?

      Во-первых, объективные проблемы – нет средств, программ, специалистов. Во-вторых, субъективные – одарённый ребёнок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду обычных детей.  Для него характерны высокий уровень интеллекта и креативность. Он живёт неординарно. Поэтому было бы логичным обучение одарённых детей в специальных школах, где он находился бы в среде «равных», настолько же способных сверстников. Чуть иначе дело будет обстоять с детьми художественного типа одарённости. В этом случае важно не только вовремя направить ребёнка в специализированную школу, но и учесть его собственные интересы: ведь наличие абсолютного музыкального слуха вовсе не гарантирует стремления заниматься музыкой.

      Самый сложный с точки зрения воспитания – креативный тип одарённости. Такие юные таланты слишком неординарно мыслят, и поэтому часто имеют большие проблемы с учёбой. В то же время, именно из таких детей вырастают гениальные изобретатели, учёные, модельеры, писатели, композиторы.

      Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако, не все с ней согласны. Многие специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. Это генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп этого развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить алмаз в роскошный бриллиант , так и благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

       Задача современной школы – создать эту среду, помочь каждому ребёнку найти себе «божью искру», и тогда каждый их них превратится в яркую творческую, а школа из массовой – в школу одарённых, талантливых индивидуальностей.

Литература

  1. Доровский А.И. 100 советов по развитию одарённости детей – М; 1997 г.
  2. Психология одарённости детей и подростков/под ред. Н.С.Лейтеса – М; 2000г.
  3. Психология одарённости детей и подростков/под ред. Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М.Марюгина – М; 2000г.
  4. Психология одарённости: от теории к практике/ под ред. Д.В.Ушакова – М; 2000г.
  5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе – М; 2000г.
  6. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок – М; 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по обществознанию "Юные таланты"

Тест включает все разделы обществознания, нормы права, сферы жизни общества. Подходит для школьных олимпиад, конкурсов....

Агитбригада «Юные таланты за безопасность»

Сценарий агитбригады "Юные таланты за безопасность"...

Игра - викторина "Юные таланты"

Игра-викторина "Юные таланты" разработана для обучающихся 5 классов....

Творческие работы фестиваля детского и юношеского творчества "Юные таланты Московии"

Диплом лауреата I степени творческого объединения "Летние радости" в жанре "Литературное творчество" в номинации "Поэзия и проза"Диплом лауреата I степени творческого объединения "Грамматическая аптеч...

"Юные таланты Московии"

Приняли участие в XII фестивале "Юные таланты Московии" с проектом "Маша и Медведь"...

Сценарий агитбригады для районного конкурса дружин юных пожарных «Юные таланты за безопасность 2022»

Конкурс проводится в рамках реализации районной целевой программы по работе с дружинами юных пожарных образовательных учреждений Куйбышевского района города Новокузнецка «Юный пожарный»....