ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ О Б У Ч Е Н И Е в театральной педагогике.
методическая разработка по теме

Ефименко Галина Викторовна

Проблема  здоровья  детей сегодня  стоит  настолько  остро, что  мы  вправе поставить  вопрос:  что важнее   для   нас – их  физическое  состояние или 

образованность?

Еще  А. Шопенгауэр  говорил: «Здоровый  нищий  счастливее больного  короля»

    Одним и важнейших компонентов  здоровьесберегающих  технологий является театральная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_zozh_v_teatralnoy_pedagogike.rar16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ    О Б У Ч Е Н И Е  в театральной                         педагогике.

Проблема  здоровья  детей сегодня  стоит  настолько  остро, что  мы  вправе поставить  вопрос:  что важнее   для   нас – их  физическое  состояние или  

образованность?

Еще  А. Шопенгауэр  говорил: «Здоровый  нищий  счастливее больного  короля»

    Одним и важнейших компонентов  здоровьесберегающих  технологий является театральная педагогика, где идет работа над развитием навыков двигательной  активности, над техникой речи и управление эмоциями.

Без активного движения жизнь ребенка практически невообразима. Здоровый ребенок всегда прыгает, бегает, кувыркается и независимо от его сознания у ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на его здоровье.

Сценическое движение на уроках театра включает: пальчиковую гимнастику, тренировка  координации, игры и упражнения на снижение зажима и повышение уверенности в себе, ритмопластику.

 Упражнения по сценическому движению, развивают механизм овладения новыми двигательными навыками,  они дают выход энергии.

На уроках театра широко применяются пластические упражнения. Пластика- это элемент оздоровления. Что такое пластика? Как может она помочь в поддержании здоровья ребенка? Растущий человек еще только познает свое тело, привыкает к нему – в первую очередь через игру,  используя на занятиях комплекс игровых упражнений. Уровень сложности игр  меняется в зависимости от возраста ребенка. Отталкиваться необходимо, прежде всего, от возможностей детей. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

- развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);

- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).

     Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как  перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в переменном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела.

пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как стишки. Игры развивают речь ребенка., двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. 
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 

Техника речи:

- речевые игры

- дыхательная гимнастика

- артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Развитие  четкой дикции.

  Вы, наверно, думаете: "Кому нужна постановка голоса и зачем его ставить, если он у нас с рождения и все вроде бы в порядке?" Многие считают, что все это нужно лишь артистам, ораторам. Но это ошибочное мнение. Ведь голосом мы пользуемся всегда: дома, на работе, на улице. Правильно поставленный голос характерен плавностью, насыщенностью, легкостью, звонкостью, уверенностью.

Для этого надо научиться правильно дышать. Правильное дыхание – это не только залог уверенного голоса ,но и крепкого здоровья:

  1. замедляет процессы старения
  2. очищает кровь, лимфу и клетки организма
  3. защищает от переутомления
  4. происходит массаж внутренних органов диафрагмой
  5. активизирует ресурсы организма, вы становитесь бодрыми и энергичными.

Залог успеха дыхательных упражнений – научиться  правильно дышать.

Основными задачами дыхательных упражнений на театральных занятиях являются: 

  • укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • тренировка силы вдоха и выдоха.
  • развитие продолжительности выдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития голоса у детей, что отражено в графике.

Я подбираю упражнения для правильного дыхания в виде веселых игр- Задуй свечу, насос, воздушный шарик , Согрей ручки, остуди чай, звукоподражатели, скороговорки, использую речевые игры, которые позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами устной речи.(Мимикой, жестом, интонаций),что   эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. 

Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

ПСИХОГИМНАСТИКА - это специальные упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Дети на моих занятиях изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, убирает утомляемость, дает психофизическую разрядку.

Занятия строятся на сюжетно-ролевых играх, каждое упражнение включает мысли, образы и чувства, дети погружаются в мир вообразилии.

      В ходе актерского тренинга дети получают полную творческую самореализацию и пробуют свои силы в разно-жанровых этюдах, спектаклях, концертных программах. Благодаря игровым двигательным  упражнениям учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения  и интенсивной учебной деятельности. Совместная двигательная театрально-игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология театральной педагогики.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

"Воспитание культуры учащихся посредством театральной педагогики "

В презентации представлены материалы из опыта работы с использованием театральной педагогики в учебно-воспитательной работе....

Элементы театральной педагогики в формировании и реализации замысла урока

Статья для педагогов с рекомендациями по построению драматургии уроков и занятий с применением элементов театральной педагогики для формирования и реализации замысла урока или занятия....

ПЕДСОВЕТ "Здоровьесберегающее обучение в театральной педагогике"

Здоровьесберегающие технологии  на  уроках театра....

Статья "Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников"

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора  коммуникативности, адаптации в ...

Статья "Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников"

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора  коммуникативности, адаптации в ...

Статья "Элементы театральной педагогики при освоении учащимися программного материала по литературе"

Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ....