Статья "Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников"
(литература, 11 класс) по теме

Сердакова Наталья Владимировна

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора  коммуникативности, адаптации в учебный процесс, в развитии  самоприятия и самооценки..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сердакова Н.В.

Роль театральной педагогики

                в  литературном образовании старшеклассников

Прежде чем начинать разговор о месте театра в системе среднего образования, хотелось бы четко разграничить,  о каких «полномочиях» театра в школе мы будем говорить. Не секрет, что подавляющее большинство Домов творчества юных, да и школьных театров занимаются предпрофессиональной подготовкой, что, наверное, и правильно; да и программы, рекомендуемые школе по театральному искусству, – это упрощенный вариант ВУЗовской программы по мастерству актера. («Театр. 1 – 11 классы» Москва, «Просвещение», 1995 г.; сборник программ альтернативных курсов «Космос  театра», Москва, «Просвещение», 1995 г. и др.)

Базируется все это, естественно, на учении К.С. Станиславского о системе воспитания профессионального актера, куда входят все элементы ремесла: тренинг психофизического аппарата, речь, дыхание, танец, движение и пр. и пр. Все это рассчитано на детей способных, а главное, желающих заниматься этим видом деятельности. Отсюда отбор в театральные коллективы, определенные требования к участникам, или постепенное «отмирание» тех, кто пришел, но не способен к этому виду творчества.  Педагоги, пришедшие в школу, обученные, в лучшем случае, профессии «актер» или «режиссер»,  тому же начинают учить своих воспитанников (это в лучшем случае), в худшем, занимаются «дрессировкой» или «копированием с себя». В результате школьные театры и детские творческие коллективы становятся параллельными структурами в системе среднего образования, то есть «дополнительным образованием».

Как утверждают психологи, 90 % всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях. В школе, как правило, занимаются  освоением набора знаний, умений, навыков, развитием логического мышления. Именно поэтому настойчиво заговорили о «гуманизации» школьного образования.  Появились якобы новые понятия: «ситуационные игры», «театральные игры», «ролевые игры». Все это не что иное, как предлагаемые обстоятельства, по Станиславскому. Значит, элементы театральной педагогики востребуются в процессе обучения в той или иной  форме.

А вот с какой целью  и «сколько театра» нужно школе? Чего мы хотим достигнуть, используя приемы театральной педагогики?

 В профессиональном театре целью является спектакль, и тогда задача педагога заключается в постановочной работе,  в «дотягивании» участников до какого-то исполнительского уровня, в  сколачивании  коллектива, который будет замкнутой структурой в школе, а участники этой структуры либо будут отобраны, либо будут формироваться  как «клуб по интересам». И тогда это дополнительное образование ограниченного коллектива детей.

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора  коммуникативности, адаптации в учебный процесс, в развитии  самоприятия и самооценки..

Но раз для всех, то есть органично включаем элементы театральной педагогики в учебный процесс, то спектакль выступает не как цель, а как средство для развития у ребенка трех компонентов, необходимых для учебы: фантазии, целенаправленного воображения, образного мышления.

Авторская программа Е.Г. Сердакова «Театральная педагогика – школе», осваиваемая мною в течение 15 лет, играет важную роль в литературном образовании старшеклассников и предусматривает:

  1. Развитие общих творческих способностей посредством театральной педагогики.
  2. Овладение элементами сценического действия и, как  следствие, повышение уровня культуры речи, мнемотехники.
  3. Адаптацию социально неблагополучных детей через вовлечение в творческий процесс.
  4. Овладение основами психологии творчества.
  5. Адекватное восприятие незнакомых жизненных коллизий.
  6. Повышение уровня комфортности, коммуникабельности, уровня самоприятия и самоуважения.

Прежде всего нужен хороший литературный материал, далеко не обязательно драматургия, и с ним начинаем работать. Чтобы разбудить образно-чувственную сферу учащегося, выясняем, в каких же предлагаемых обстоятельствах существуют герои, знакомы или незнакомы ученики с этими обстоятельствами. А если нет, то как бы они повели себя в этих обстоятельствах. Ничего не «переживать», а просто представить, нафантазировать. Затем определяем, что делать? И выполняем простое физическое действие. У Г.А.Товстоногова есть в его работах закон о так называемом обострении предлагаемых обстоятельств. Обостряя их, делая более экстремальными что ли, мы заставляем ученика приходить к другим решениям и отсюда к другому физическому действию. Этот процесс рождает нужное (в органике ученика)  психо-эмоциональное состояние.

Спектакль в процессе обучения не самоцель, а средство для достижения поставленной цели. Необходимо развить образное мышление, разбудить эмоционально-чувственную сферу, обучить коммуникативным навыкам, дать детям возможность приобрести опыт публичного выступления. Учащимся должно быть интересно.  Берем, к примеру, гоголевский «Нос». Что же произошло главное?! Пропал нос у человека. Трагедия?! Дикое, невероятное событие?! Да, но как же Ковалев обнаружил это? Ага, проснулся (читаем в книге) и сделал «Б-р-р». А теперь сделаем это все. Просыпаемся, руки потянулись, зевнули, сделали «Б-р-р»… трем глаза и обнаруживаем, что нет носа... И придумывается спектакль…

А спектакль строится на трех китах:

  1. Действие.
  2. Событие.
  3. Предлагаемые обстоятельства.

В действии рождается событие, в котором, как писал Г.А. Товстоногов, действует закон обострения предлагаемых обстоятельств. Мы начинаем «начинять», фантазировать, а постепенно и понимать, что Ковалев в «Носе» не просто тугодум, истерик, но что в нём вообще мало ч е л о в е к а, а есть лишь плоть без души, и утрата носа для этого существа – это лишь утрата престижа, который заменяет личность. И старшеклассники, погружаясь всё больше в мир «Петербургских повестей» , начинают понимать, что это мир абсурда,  что абсурд –норма для тех,  у кого нет души и понятия о святом ( не побоюсь пафоса),  великом предназначении человека.

Возникнет у коллег вопрос: «Но  спектакль  надо  показывать?»

Надо обязательно. На то вы и педагог-режиссер, чтобы за грамотной мизансценой, за активным физическим действием, что дается проще, спрятать, сгладить отсутствие психотехники. По-моему, очень спорно, что детей, прежде всего в младших классах, следует учить процессу переживания (особенно в не свойственных им обстоятельствах).  Положимся на органику, а этот процесс обучения оставим театральным ВУЗам.

Использование методик театральной педагогики, адаптация их к требованиям школьного образовательного процесса с учётом возрастной психологии ребёнка-ученика, несомненно, являются мощным рычагом в процессе гуманизации школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология театральной педагогики.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...

"Воспитание культуры учащихся посредством театральной педагогики "

В презентации представлены материалы из опыта работы с использованием театральной педагогики в учебно-воспитательной работе....

Элементы театральной педагогики в формировании и реализации замысла урока

Статья для педагогов с рекомендациями по построению драматургии уроков и занятий с применением элементов театральной педагогики для формирования и реализации замысла урока или занятия....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ О Б У Ч Е Н И Е в театральной педагогике.

Проблема  здоровья  детей сегодня  стоит  настолько  остро, что  мы  вправе поставить  вопрос:  что важнее   для   нас – их  физич...

ПЕДСОВЕТ "Здоровьесберегающее обучение в театральной педагогике"

Здоровьесберегающие технологии  на  уроках театра....

Статья "Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников"

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора  коммуникативности, адаптации в ...