Исследовательская работа «Профессия учителя: цифры и факты»
проект (7 класс) по теме

Колохматова Ольга Владимировна

Проведенная учащимся данная  исследовательская работа была направлена на подтверждение гипотезы «Быть учителем трудно, но увлекательно». Учащийся подтвердил данную гипотезу как с помощью  анкет учителей и  самих обучающихся, так и своими собственными исследованиями и наблюдениями.   Учебный процесс в школе  невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров.    Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций . В ходе обучения учащиеся нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не слушать  объяснений учителя, не выполнять домашних заданий и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.  Трудно ли быть учителем?

II. Факторы, влияющие на деятельность учителя

1.Школьный мел

2. Зрение

3. Учительская зарядка

4. Улыбки наших учителей

5. Память

III. Результаты анкетирования учителей и учащихся

IV. Вывод. Профессия учителя – это и труд, и призвание

                                                                                  Учитель - человек, который может   делать трудные вещи легкими.            Р. Эмерсон.

Введение

Моя бабушка, мама и тетя учителя! Я задумался: трудно ли быть  учителем?        Чтобы ответить на данный вопрос  я  решил провести свое исследование. Учебный процесс в школе  невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров.    Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций.                                                                                                                                      В ходе обучения учащиеся нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не слушать  объяснений учителя, не выполнять домашних заданий и т.д. В связи с эти  учителю приходится   сдерживать вспышки раздражения, тревоги, отчаяния, что   пагубно сказывается на его здоровье.                                                                    Ведь мы с 6 лет до 17 одну треть своего времени проводим в школе, с  учителями, и нам бы хотелось, чтобы наши учителя  были  здоровы, бодры       и веселы, чтоб им было хорошо.                                                                                 Наблюдая за работой  бабушки, мамы я отметил, что  главное в труде  учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до учащихся.                                                                                                                                        Очень точно написал об учителе известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Задачи:

  • Выдвинуть гипотезу об оценке учительского труда.
  • Выяснить плюсы и минусы профессии учителя с точки зрения учителей и учащихся.
  • Сопоставить точки зрения учителей и учащихся.
  • Сделать вывод.

    Гипотеза: «Быть учителем трудно, но увлекательно» 

Методы исследования:

1.Статистический опрос.

2.Обработка полученных данных.

      3.Анализ и сравнение полученных результатов

В своем исследовании я постарался  с помощью анкетирования  определить факторы оказывающие влияние на организацию труда учителя.

Сколько часов отдано  школе?

  Моя бабушка  проработала в школе 35 лет и  провела за это время 30000 уроков. Если учесть, что помимо уроков в школе у бабушки есть другая работа (занятия с учащимися, которые не поняли учебный  материал, педсоветы, совещания), то в школе она  провела  около 36300 часов или 1510 дней – это чуть больше 4 лет.    

Школьный мел.

Чтобы донести знания до своих учеников на уроке учителю приходится много работать с мелом. Я провел исследование о воздействии мела на здоровье человека.                                                                                                                                           Сегодня к школьному мелу предъявляются серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

 Для выяснения воздействия мела на здоровье человека я опросил 10 учителей, которые в силу специфики своих предметов (математика, русский язык, химия, начальные классы) вынуждены постоянно пользоваться мелом.

(Приложение №1)

По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела.   Есть среди учителей и те, кто получил серьезные проблемы с кожей рук: сухость и шелушение кожи.  

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски, но их пока в нашей школе нет. А поэтому учителям на уроке, при объяснении учебного материала, приходиться много работать с мелом.

Затем я продолжил  исследование: сколько мела исписала моя бабушка за свои 35 лет работы в школе?    

Расчеты были очень просты: школьные мелки квадратного сечения имеют размер 80х14х14мм и  вес 20 г. Я проверил, что в день она исписывает 1-2 кусочка мела ( в среднем 1,5). Учебных дней в году  207.

(1,5 х 207)  = 310,5 или приблизительно 311 мелков за учебный год;

311 х35 = 10885  мелков за 35 лет работы в школе;

10885 х 0,02 = 217,7 кг  округлив получил 218 кг.

  Негативной стороной этого кроме всего прочего является, что  за это время в организме скопилось много вредных веществ, а это не очень хорошо для здоровья.  

Зрение

    Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно позволяет иметь наиболее полную информацию об окружающем нас мире.  Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. У учителей  нагрузка на глаза особенно увеличивается при проверке тетрадей учащихся  и записей на доске,  а также при работе с компьютером. Учителю приходится много работать с информацией при подготовке к уроку.                                                                                                                                                                                 Моя бабушка работает учителем начальных классов. За свою педагогическую деятельность бабушка дала знания   525 учащимся и проверила около                          217 350тетрадей (15х2х207х35=217350 ), написала более 30000 поурочных планов. Вся данная работа не могла не сказаться на зрении.  Бабушка сейчас работает в очках.

Из 18 учителей школы проблемы со зрением имеют 44%педагогов.

«Учительская зарядка»

Вот зарядки, я думаю, хватает учителям.  В основном  учебные кабинеты в нашей школе  имеют размеры: длина- 8  метров, ширина-6 метров, за  один урок учитель 2-3  раза обходит весь кабинет.   По периметру расстояние обхода равно около 20метров ( за урок в среднем около 50 метров, за 4 урока  около 200 метров, за год 41400 метров или 41,4 км ). За свою педагогическую деятельность моя бабушка   только в  классе прошла расстояние равное 1449 километров – это хорошая зарядка.  Если надо помочь кому–либо из учеников, то несколько раз надо наклониться к ученику, что тоже является элементами зарядки.

        Я не видел учителей, которые бы не улыбались.

Их улыбка согревает, подбадривает, дает надежду. Я учился у бабушки с 1-4 класс. Во время урока бабушка улыбается  всем, кто хорошо  отвечает на уроке, тем, кто получает хорошие отметки.  Древнегреческий философ Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Улыбайтесь учителя,  и вам, и нам, ученикам, это необходимо. Настроение учителя на уроке зависит от успехов учащихся, от отметок, которые мы получаем. Они бывают и хорошие и плохие. Я проверил, каких отметок больше ставят наши учителя, в 7 классе, и моя бабушка, когда мы учились у нее в 4 классе за 3 четверть, и за тем сравнил.  Вот какие результаты я получил:  

Учебные предметы

4 класс

7 класс

 «5»

«4»

«3»

«2»

 «5»

«4»

«3»

«2»

Математика (алгебра)

40

68

81

16

24

53

61

9

Русский язык

39

110

156

33

28

129

88

38

Литературное чтение (литература)

91

78

24

6

31

63

38

10

Окружающий мир

(биология)

29

34

19

2

21

56

17

-

Итого

489

280

57

405

204

56

 Данное исследование показало, что когда мы учились в 4 классе, больше получали, хороших оценок. Их было выставлено на 432 отметки больше, чем плохих. В 7 классе  хороших отметок выставлено тоже больше, чем  плохих на 349.    

Я считаю, чем больше хороших оценок мы будем получать,  тем лучше бу-дет чувствовать себя педагог, тем чаще он будет улыбаться и тем успешнее будет  образовательный процесс.
                                         Память

Продолжая свое исследование, я заметил, что все учителя обладают хорошей  памятью.  Сколько информации нужно запомнить, приходя в класс на урок! Ведь многие учащихся очень любознательные. И на все наши вопросы учитель  всегда найдет ответ.                                                                                           Большинство учителей очень хорошо помнят своих учеников. Причем помнят не только  лиц а, но и имена, и  даже кто за какой партой сидел и как учился.   Такая память, считаю я - это выражение высшей степени профессионализма.    Работа  учитель  требует  каждый день тренировать  свою память.

Анкетирование учителей нашей школы.

        Подтвердить или опровергнуть мою гипотезу  помог такой метод исследования, как анкетирование, которое я проводил среди учащихся и учителей.                                                                                                                                                                Были опрошены 12 педагогов. Анкетирование учителей нашей школы  показало, что 83% учителей   считает свою работу трудной. 42% учителей ответили, что если видишь хорошие результаты, то работа приносит немало радостных    минут.                                                                                                           Плюсы в профессии учителя: общение с детьми – 100%,     постоянное обновление знаний  - 75%,   благодарность учеников и родителей -33%.                                                                                                          

 К минусами    100% учителей отнесли перегрузки, связанные с большим объем «бумажной работы»  и маленькая зарплата ,  невоспитанность (грубость) некоторых учеников, что приводит к конфликтным ситуациям -  20% учителей, недостаточная защищенность учителя - 40%, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей  - 60%.                                                            Также  все опрошенные  учителя в анкетах отметили, что постоянно сталкиваются с различными нововведениями, часто меняющимися требованиями,   проверками. Эти приводит к дополнительному напряжению . И в итоге  только половина опрошенных педагогов частично испытывают удовлетворение от осуществляемой профессиональной деятельности.                                                                                                                                                                     Продолжая, исследование я выяснил, что 100%  учителей расширяют свое трудовое время за счет работы на дому (проверка тетрадей, подготовка к урокам). В результате они лишают себя полноценного отдыха.                                            В своем исследовании я постарался  с помощью анкетирования  определить  факторы оказывающие влияние на организацию труда учителя.                                                                                                                            Я определил, что эти факторы таковы:                                                                                                                                                                                                        - отсутствие стабильного режима труда и отдыха (9 педагогов из 12 это 75%);                                                                                                                                          - повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (100% опрошенных педагогов);                                                                                                   -повышенная нагрузка на голосовой аппарат (7 педагогов их 12 это 58%);                                                                                                                                                                                     -эмоциональная перенапряженность  ( 5 педагогов из 12 это 42%) ;                                                                                          

Анкетирование учащихся школы.

         Ученики 6-8классов (45 человек) отвечали на вопрос: Какими качествами должны обладать учителя: добрыми-73%,внимательными к ученикам 10%, грамотными -42% ,требовательными-13% строгими-7%, трудолюбивыми-9%  , веселыми-30%, хорошо знающими свой предмет-64%, общительными -18%.

Ученики 9-11 классов (21 человек) отвечали на вопросы анкеты:

Плюсы и минусы учительского труда. Плюсы: отдыхают летом 33%,  ученики благодарят за полученные знания и долго помнят своих учителей – 48%, эрудированные -33%,  постоянное общение с детьми-38%.  Минусы:   большая подготовка к урокам -57%,   большая ответственность (особенно за результаты экзаменов) -48%., низкая зарплата -43%,  у многих учащихся нет нежелания хорошо учиться, выполнять домашние задания  -19%.

После окончания школы только 14% учащихся 10-11 классов хотели бы получить профессию учителя и работать в школе.

Вывод:     Я считаю, что не каждый человек может быть учителем, так как эта профессия требует колоссального труда, большого опыта работы, огромного терпения, любви к детям, интереса к своей профессии. Следовательно, профессия учителя – это призвание  и труд.  

Моя гипотеза «Быть учителем трудно, но увлекательно», подтверждена, как анкетами учителей и учащихся, так и моими собственными исследованиями.  

Я считаю, чтобы сохранить здоровье учителей  в школах должны быть комнаты   разгрузки, где учитель после проведенного урока мог отдохнуть, ежегодно отдыхать на курортах и   санаториях,  а также иметь достойную оплату своего труда.    

                               

Приложение №1

Анкета для учителей.

  1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм? ( да, нет)
  2. Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли заменить доску и мел в школе? ( да, нет)  Если да, то чем?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Анкета для учащихся (6 – 8 классов).

 Каким бы ты хотел видеть своего учителя (выдели 3 качества, которые ты считаешь главными) :

  1. учитель должен быть добрым;
  2. учитель должен быть общительным;
  3. учитель должен быть внимательным ;
  4. учитель должен быть эрудированным (много знать);
  5. учитель должен быть требовательным;
  6. учитель должен быть строгим;
  7. учитель должен быть трудолюбивым;
  8. учитель должен быть веселым;
  9. учитель должен хорошо знать свой предмет.

 

Приложение № 3

Анкета для учащихся (10-11 классов).  

  1. Что,  по вашему мнению, является плюсами профессии учителя?

----------------------------------------------------------------------------------------

  1.   Что,  по вашему мнению, является минусами  профессии учителя?

 ----------------------------------------------------------------------------------------

  1. Хотели ли вы быть учителем ? (да, нет)

Приложение № 4

Анкете для учителей.  

  1. Считаете ли вы свою работу трудной?  ( да, нет)
  2. Укажите положительные стороны своей работы

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Укажите, отрицательны  стороны своей работы

             -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Испытываете ли вы удовлетворение  от осуществляемой  профессиональной деятельности? (да, нет)

               5. Укажите факторы оказывающие влияние на организацию вашего труда  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

                                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2008  - 543 с.
  2. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. -  688 с.

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448   

  1.  Здоровье учителя как один из факторов, влияющих на качество образовательного процесса: Н.Е. Бурко.    

  1. Материалы из статьи  Михаила  БОНДАРЕВА «Учительское счастье» («Учительская газета» № 49, 2011г)

  1. Интернет-ресурсы: исследования НИИ медицины труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КРАСНАЯ КНИГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Информационное аналитическое мероприятие:Красная книга РО в цифрах и фактах....

Задачник "Родной край в цифрах и фактах"

Данный задачник может использоваться на уроках математики в 5-м классе при изучении темы «Натуральные  числа» для активизации познавательно активности учащихся. Задачи можно использовать по усмот...

Школьный задачник"Родной край в цифрах и фактах". Топчиева, Парфёнова.

Задания стимулирующие познавательный интерес к урокам математики....

НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША! (8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)

НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША!(8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)    Со своим классом я уже 4 года и все эти годы наша жизнь была интересной и насыщенной. ...

Исследовательская работа "Профессии для тех, кто любит рисовать"

В данной работе обобщены материалы по ранней профориентации школьников. Раасматриваются профессии, связанные с изобразительной деятельностью....