Профилактическая работа по табакокурению
рабочая программа на тему

Прижимова Анна ивановна

 

Предупреждение  табакокурения  у воспитанников имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества.

Одни подростки могут приобщиться, так как ищут общения со сверстниками, которые курят. Другие вовлекаются в потребление, используя  табакокурение  и другие психоактивные вещества как альтернативный путь достижения некоторых целей (“двоечники” стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку). У третьих употребление табака является попыткой справиться с тревожностью, провоцируемой социальными ситуациями. Четвертые могут начать в результате социального научения. Например, когда они видят, что так делают люди, занимающие высокое положение. Подробную функцию выполняет реклама в СМИ и аргументы сверстников.

Реализация подростков в восприимчивости социальных влияний связаны с личностью. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в себе, низкую автономию, с большей долей вероятности пока идут под влияние. Таким образом, подростки могут начать курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными,  профилактические  программы должны успешно “работать” с формами и методами предупреждения табака и обеспечить воспитанников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.

Опрос воспитанников в нашем  детском доме  показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 9-11 лет, некоторые начинают курить в 12 – 13 лет. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек.

По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение  табакокурения, является:

  • образ жизни,
  • окружающая среда,
  • наследственность.

Следовательно, необходима  профилактическая   работа  (различные формы и методы) по предупреждению  табакокурения  у детей 7-14 лет.

Цель программы: познакомить воспитанников с реальными фактами и “мифическими” представлениями о курении, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

  • повышение знаний  у воспитанников об аспектах отрицательного действия табака;
  • выработка негативного отношения к курению и уменьшение этой привычки;
  • выработка навыков противостояния табачному давлению среды, сверстников в компании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом №4” г. Усинска

РАССМОТРЕНА                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на совещании (при директоре)                                                                  Директор

педагогического коллектива                                                          ГОУ «Детский дом №4»

Протокол №                                                                                                                 г.Усинска

От «    »               г.                                                                                   __________Лунгу С.В.

             г.

Составитель:

  Прижимова Анна Ивановна

   педагог – психолог первой квалификационной категории

   ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206

2010

Усинск

Пояснительная записка

Предупреждение  табакокурения  у воспитанников имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества.

Одни подростки могут приобщиться, так как ищут общения со сверстниками, которые курят. Другие вовлекаются в потребление, используя  табакокурение  и другие психоактивные вещества как альтернативный путь достижения некоторых целей (“двоечники” стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку). У третьих употребление табака является попыткой справиться с тревожностью, провоцируемой социальными ситуациями. Четвертые могут начать в результате социального научения. Например, когда они видят, что так делают люди, занимающие высокое положение. Подробную функцию выполняет реклама в СМИ и аргументы сверстников.

Реализация подростков в восприимчивости социальных влияний связаны с личностью. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в себе, низкую автономию, с большей долей вероятности пока идут под влияние. Таким образом, подростки могут начать курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными,  профилактические  программы должны успешно “работать” с формами и методами предупреждения табака и обеспечить воспитанников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.

Опрос воспитанников в нашем  детском доме  показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 9-11 лет, некоторые начинают курить в 12 – 13 лет. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек.

По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение  табакокурения, является:

  • образ жизни,
  • окружающая среда,
  • наследственность.

Следовательно, необходима  профилактическая   работа  (различные формы и методы) по предупреждению  табакокурения  у детей 7-14 лет.

Цель программы: познакомить воспитанников с реальными фактами и “мифическими” представлениями о курении, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

  • повышение знаний  у воспитанников об аспектах отрицательного действия табака;
  • выработка негативного отношения к курению и уменьшение этой привычки;
  • выработка навыков противостояния табачному давлению среды, сверстников в компании.

Принципы программы:

  • Ответственность воспитанников, а не воспитателей (выработка ответственности воспитанников за не курение);
  • доверие (довериться мудрости ребенка, его опыту);
  • открытость (если что-то не так, об этом можно сказать любому);
  • активность (дать возможность воспитанникам заявить о своих интересах, это позволяет ребенку оставаться не курящим).

Условия реализации программы:

  • координация и поддержка  профилактической   работы. Создание Социально-психологической службой программы «Профилактика предупреждения  табакокурения  у воспитанников 7-10 лет». Продолжительность тренинга 1-й (октябрь) каникулярный период, практический – 1 учебный год; и программы «Профилактика предупреждения табакокурения у воспитанников 11-18 лет». Продолжительность тренинга 1 каникулярный период, практический – 1 учебный год;
  • организация  работы  Программы для оказания организационно-методической и консультативной помощи по данной проблеме  в   детском доме;
  • развитие местных ресурсов для обеспечения программы – создания в стенах детского дома видео и DVD-фонотек по проблеме табака зависимости;
  • подготовка добровольных помощников для проведения практических занятий, игр, тренингов.

Содержание

Календарно-тематическое планирование тренинга для детей 7-10 лет.

Дата

Тема

Цели задачи

Занятие 1:

 Введение в игру

  • знакомство участников;
  • введение в сюжет ролевой игры;
  • создание команды;
  • принятие правки (ознакомление с правилами игры).

Занятие 2:

 Подготовка. Знакомство с городом Солнца

  • работа с выражением чувств, эмоции;
  • работа с невербальными выражениями чувств;
  • определение и постановка целей;
  • принятие совместного решения;
  • навыки совместного сотрудничества;
  • сплочение команды;
  • умение прислушиваться к своему внутреннему состоянию;
  • умение прислушиваться к состоянию другого человека.

Занятие 3:

Ветер Восхищения

  • работа с чувством восхищения;
  • вербальное и невербальное выражения чувств;
  • сплочение команды.

Занятие 4:

Остров Монстров

  • работа по преодолению, соблазна;
  • обсуждение вопроса “Как справиться с соблазном?”
  • умение находить поддержку друг друга;
  • развить умение находить выходы из сложных ситуаций.

Занятие 5:

 Никотиновое -рекламное море

  • работа с повседневными рекламами о курении.
  • развитие умения сориентироваться в ситуации.

Занятие 6:

 Виноватый Град

  • работа с чувством вины;
  • умение выслушать другого;
  • развитие ответственного поведения.

Занятие 7:

 Бермудский треугольник

  • прорабатывание путей достижения, выхода из ситуации;
  • невербальное общение, сплочение группы;
  • умение сотрудничать.

Занятие 8:

Фонтом Веселья

  • обсуждение и нахождение социально-приемлемых способов снятия напряжения;
  • обсуждение способов проведения досуга

Занятие 9:

Остров Счастья – 1

  • обобщить и закрепить полученные знания и навыки;
  • признания себя как личность;
  • использование полученных навыков и знаний для разрешения конфликтной ситуации

Занятие 10:

Остров Счастья–2. Итоговое занятие.

  • уединение доверительных отношений в команде;
  • сплочение группы;
  • подведение итогов;
  • вручение памятных медалей в виде солнечных рыбок.

Календарно-тематическое планирование для детей 11-18 лет.

Дата

Тема

Цель

История курения табака. Как против табака боролись в разных странах мира. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека. Социальная зависимость от курения. Понятие «покурительная запрограммированность». Психологическая и физическая зависимость от табака. Анонимное диагностическое анкетирование.

  1. Рассмотреть вопрос об истории появления табака;
  2. Изучить вопрос о влиянии табачного дыма на организм человека его «запрограмированности»
  3. Провести анонимное диагностирование воспитанников.

Вредные последствия курения табака для здоровья человека. Правда о мифах, связанных с табакокурением. Законодательство и табачная реклама. Пассивное курение.

Рассмотреть вопрос о мифах в табакокурении и законодательную систему.

Методы избавления от табачной зависимости. Немедикаментозные (психотерапия, аутотренинг, медитация, ведение дневников и др.) и медикаментозные (никотино-заменяющие препараты)

Обобщить и закрепить знания о методах избавления от табачной зависимости (медикаментозные и ненемедикаментозные).

Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля. Я-концепция, самооценка. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию.

Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля.

Курение – иллюзорный способ ухода от решения проблем. Возможные причины первых опытов курения табака. Стресс и жизненные трудности. Эффективные и неэффективные способы совладения со стрессом. Проблеморазрешающее поведение. Формирование группы из желающих бросить курить.

  1. Изучить причины первых опытов курения табака и способов этого избежать.
  2. Формирование группы из желающих бросить курить.

Для участников группы бросающих курить. Тест на определение табачной зависимости. Как настроиться на борьбу и подготовиться к изменениям в образе жизни. Как предотвратить возврат к сигаретам. Что делать, если вы опять закурили. Как избежать ситуаций, подталкивающих к курению.

  1. Чтение книги Аллена Карра «Как бросить курить».
  2. Обсудить прочитанную книгу и обсудить ситуации невозврата к табакокурению.

Развитие эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков.

Проведение тренинга для детей, которым не удается бросить курить.

Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных целей.

Работа над жизненным планом ребенка, постановка целей и его реализации через задачи.

Практический этап 7-18 лет

Дата

Мероприятие

Ноябрь

Конкурс рисунков «Нет! – запрет для сигарет»

Январь

Проект «Сигарета здесь больше не живет»

Март

Акция «Меняю конфету на сигарету» или «Скажи, кто у нас живет в семье с сигаретой?»

Май

  1. Подведение итогов работы детей и семей за год.
  2. Выборочное диагностирование детей по данной тематике.
  3. Награждение «Не курящей семьи».

Литература

  1. Альтернативы аддиктивной мотивации. Я., 1997
  2. Давай погорим. Я.: Министерство по делам молодежи РС (Я), 2001
  3. Общественное здоровье – это достояние нации. Я.: Администрация Президента РС (Я), 1999
  4. Практика административной работы в школе, - №6 – М., 2007
  5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2001
  6. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания. Я., 2000
  7. Предупреждение  табакокурения  у школьников / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004
  8. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ИЦ “Академия”, 1998
  9. Сидоров А.П. Секреты здоровья. М., 1990
  10. Фролов М.П. Ученик 5 – 9 кл. – М., Издательство Астрель, 2006
  11. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""

Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски  отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...

Реализация профилактической работы в образовательном учреждении против табакокурения, алкоголизма, употребления ПАВ

В работе показана работа образовательного учреждения по проблеме, указанной в названии, приведены виды анкет, результаты деятельности ОУ. Работа является участником областного конкурса "Мы за здоровье...

Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год

Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...

Презентация "Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных видах профилактического учета"

Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах систем...