Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"
творческая работа учащихся (10 класс) по теме

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs_delovye_lyudi_kubani.doc399 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с. Суворовского

Усть-Лабинского района.

352347 с. Суворовское. ул Ленина, 80.Тел.: 8613557427

Номинация: «Исторические параллели: предприниматели Кубани прошлого и настоящего»

Тема: « Деловые люди Кубани »

Ващук Виктория Александровна

Ученица 10 класса МБОУ СОШ № 10

с.Суворовского Усть-Лабинского района.

 Руководитель: учитель истории

СимиютинаЛ.И.

89186644963

План

I.    Введение

II.1. История формирования рыночных отношений на Кубани.

    2. Торговое предпринимательство на Кубани в 80 – середине 90-х    гг. XIX в.

    3. Развитие бизнеса в современных условиях.

    4. Лучшие предприниматели Кубани.

III.  Заключение

Введение

  Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

* быть экономически обосновано;

* логично вписываться в систему производственных отношений;

* демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;

* обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;

* показывать рост производительности труда.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

Цель моей работы провести экономический анализ исторических фактов и проблем зарождения, развития бизнеса на Кубани в конце 19 начале 20 века. В ходе анализа выявить проблемы становления малого бизнеса. Рассмотреть опыт применения ряда инструментов решения проблем и создания экономических , социальных и предпринимательских предпосылок для их решения.

Основные задачи: рассмотреть данную проблему с точки зрения исторической параллели: предприниматели кубани прошлого и настоящего; рассмотреть как развивалось торговое предпринимательство на Кубани в 80- середине 90-х гг. 19 века, рассказать о лучших предпринимателях современности на Кубани, о поддержке малого бизнеса государством.

 История формирования рыночных отношений на Кубани.

 Развитие рыночных экономических отношений на Кубани имеет давнюю историю. Рыночные отношения формировались на Кубани с конца 19 века. Это процесс наблюдается и в наши дни.

       Основная цель – выявление факторов и условий, способствовавших развитию бизнеса на Кубани в конце 19 века. Крайне важным является выявление сфер, где бизнес развивался наиболее интенсивно, а также проблем, которые приходилось решать, и типовых решений по инфраструктурному обеспечению развития бизнеса.

       Анализ истории зарождения, становления и развития бизнеса на Кубани в конце 19 – начале 20 века свидетельствует о том, что наибольшее развитие получили: мукомольная, маслобойная, строительная, цементная и нефтяная отрасли промышленности.[1]

       Стимулами к формированию указанных бизнесов явились следующие факторы[2]:

1) благоприятные природно-климатические условия для жизнедеятельности человека;

2) недостаточная заселенность и освоенность территории и, следовательно, экономическая ее неразвитость;

3) проводимые реформы 60–70-х годов 19 века, например земельная реформа, облегчили проникновение сюда рыночных отношений, вовлекали Кубань в общее русло экономического развития страны и способствовали развитию товарно-денежных отношений;

4) юридическое оформление с 60-х годов 19 века частной  земельной собственности;

5) создание царским правительством местного класса, который соответствовал бы дворянству центральных губерний, путем награждения земельными участками командного состава бывшей Кавказской армии, крупных дворян-чиновников, горскую феодальную знать;[3]

6) переселенческий поток принес на Кубань не только многотысячные массы земледельцев-производителей, но и представителей различного рода капитала с их предпринимательским и организационным опытом;

____________________________________________________________________________

1.Хрестоматия по истории Кубани:Документы и материалы/Сост. Г.Г.Чучмай и др.-Краснодар: Кн.изд-во, 1982.

2.Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала 20 века.- Краснодар Кн. Изд-во. 2000.

3.Бурджалов Э.Н. Экономическое развитие России после крестьянской реформы.-М.: Изд.ВПШ, 1940.

7) слабый промышленный потенциал для потребностей капиталистического развития пореформенного времени, который, в свою очередь, является как определенной трудностью в развитии бизнеса, так и благоприятным условием, предоставляющим свободную нишу предпринимателям;

8) ярмарочная торговля отражала определенные социально-экономические условия развития края;

9) железнодорожное строительство расширило рынки сырья, рабочей силы и сбыта продукции, что явилось важным фактором экономического развития и приближало Кубань к важнейшим промышленным центрам России и к морским гаваням;

10) финансовые ресурсы, которые вкладывались в развитие бизнеса, кроме того, привлекался и иностранный капитал;

11) ориентация производства на удовлетворение потребностей населения в товарах;

12) современные технологии, основанные на механизации и привлечении парового оборудования.

Однако было бы несправедливым указывать лишь те условия, которые  благоприятствовали развитию предпринимательства.[4] Конечно, имели место и определенные трудности, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям. К таковым можно отнести:

       - слабое развитие технического профессионального образования, главным образом, среднего и начального и, следовательно, недостаток кадров подготовленных рабочих;

       - дороговизна ввозимого оборудования;

       - недостаток финансовых средств;

       - слабость системы кредитных учреждений;

     - традиции казачества, его сословная замкнутость;

       - факты недобросовестной конкуренции;

       - удаленность от крупных центров и ряд других.

       Однако, несмотря на все перечисленные трудности, бизнес на Кубани развивался динамично.

_____________________________________________________________________________

4. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г./ Под общ. Ред. В.Н.Ратушняка.- Краснодар: «Советская Кубань , 1996.

       Исторические факты свидетельствуют о том, что развитие бизнеса имело свои специфические проявления. Так, например, в мукомольном производстве можно выделить применение ручных, конных, водяных, ветряных и паровых мельниц.[2] Необходимо заметить, что роль паровых предприятий в производстве возрастала с каждым годом. Они строились на частные капиталы (инвестиции). Первые такие предприятия появились в станицах Крымской и Усть-Лабинской, затем – в Екатеринодаре в 1864 году. Мельница принадлежала предпринимателям О.А. Тараскевичу и К.И.Тротнеру. В 1883 году в областном центре работали: 4 водяных, 46 ветряных и 3 паровых мельницы. Если 50 не паровых мельниц производили продукцию на сумму 25920 руб., то 3 паровые – 86000 руб., т.е. 4 % от общего числа предприятий обеспечивали 68 % суммы годового производства.

       Центром мукомольного производства Кубани стал Екатеринодар. Однако во многих станицах и городах области мельниц не было, и поэтому достаточные классы пользовались мукой, привозимой из внутренних городов России, бедняки же имели каждый у себя в доме ручные мельницы.

       В 1895 году в Екатеринодаре работали 7 крупных паровых мельниц.

Производство муки перестало носить местный характер (за 1894 год из Екатеринодара было вывезено: свыше 1 млн пудов пшеничной муки, 5 тыс. пудов ржаной и почти 20 тыс. пудов отрубей).

       Можно выделить следующие крупные паровые мельницы: купца А.М. Ерошова, ее суточная производительность достигала нескольких тысяч пудов, на ней было занято 54 наемных рабочих; братьев Панасовых – 40 рабочих; торгового дома братьев Дицман – 70 рабочих, суточное производство продукции составляло 2750 пудов; Боброва С.Ф. – в сутки 20 рабочих перемалывали 2500 пудов зерна.[4]

       Большую часть технологического оборудования предприниматели покупали за границей.

Строительство и монтаж оборудования таких мельниц в основном проводили иностранные фирмы. Таким образом, новые технологии находили применение на Кубани.

_____________________________________________________________________________

2.Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала 20 века.- Краснодар Кн. Изд-во. 2000.

4. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г./ Под общ. Ред. В.Н.Ратушняка.- Краснодар: «Советская Кубань , 1996.

Строительство и монтаж оборудования таких мельниц в основном проводили иностранные фирмы. Таким образом, новые технологии находили применение на Кубани. Представители бизнеса видели в технологиях мощный инструмент развития бизнеса.[5]

       Если рассматривать маслобойное производство, то в 80–90-х годах 19 века оно занимало видное место в обрабатывающей промышленности Кубани.

       Первые маслобойные заводы были построены в 1870-е годы. Можно выделить три вида маслобойных предприятий:[5]

       1) Мелкие «маслобойки», принадлежавшие крестьянам. Оборудование составляли самые примитивные рычаговые, реже винтовые и клиновые прессы. Применяли также силу животных. Однако они работали сезонно, и их учетом никто не занимался.

       2) Предприятия, оборудованные чаще гидропрессами и обслуживаемые несколькими рабочими, которые можно отнести к мануфактурной стадии развития рынка в маслобойной промышленности области. Они работали на сырье заказчиков, взимая с них по 20 коп. за пуд готового продукта и предоставляя им жмых. Таких предприятий учтено 35 со 105 рабочими.

       3) Крупные паровые заводы, например, завод в Армавире, основанный Я.В. Поповым (1891 год). Его суточная производительность доходила до 500–600 пудов. Однако через 2 года он продал завод предпринимателю И.А. Аведову. Им была проведена реконструкция

завода, а производительность доходила до 2200–2400 пудов в сутки. Паровой завод И.П. Баева (1892 год), сумма годового производства которого равнялась 760 тыс. руб. при 120 рабочих. Необходимо выделить гигантский завод, принадлежавший торговому дому барона Штейнгеля (1895 год). В 1898 году он подвергся реконструкции, после которой не

имел себе равных на Северном Кавказе. Местная пресса с восторгом писала об его оборудовании, называла «чудом техники», верхом совершенства, открывшим «экономическую эру для города Екатеринодара и населения близлежащих районов». На заводе трудились 67 постоянных рабочих, сумма годового производства превысила 1,3 млн руб.

       В 1899 г. Торговый дом братьев И.А. и С.А. Аведовых построил в Екатеринодаре более мощный завод. По величине и производительности он стал едва ли не первым в России. Завод работал на 18 гидравлическихпрессах и перерабатывал ежегодно до 25 тыс. пудов маслосемян, имел собственные плантации подсолнуха. На нем работали 439 рабочих, сумма годового производства равнялась 3 млн руб., основной капитал составлял  1 млн руб.

____________________________________________________________________________

5.Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории/ науч. Ред. В.Н.Ратушняк, 1994.

       Благодаря проведению умелой технологической политике, техническому перевооружению, вложению капитала в основное производство и использованию местного сырья, маслобойный бизнес в руках предприимчивых хозяев процветал.

       Развитие строительной промышленности явилось одним из условий роста крупной машинной индустрии. С ростом торговли, фабрик, заводов, железных дорог и городов возрос спрос на строительные материалы, при чем в невиданных ранее объемах.

       Важно учесть, что история строительной промышленности началась не с крупнокапиталистического производства, а с роста мелкотоварных заведений и мануфактур. Мелкотоварные хозяйства имели постоянные двухсторонние связи с рынком при непосредственном участии промышленника в процессе производства. Основным источником прибавочного продукта служил труд самих владельцев заведений и членов

их семей.

       В Екатеринодаре в 1862 году насчитывалось 10 кирпичных предприятий, производивших 850 тыс. шт. кирпичей на сумму 7 тыс. руб. Через 9 лет их было уже 12, а сумма годового производства увеличилась в 10 раз.[1]

       К мануфактурным формам можно отнести предприятие купца С.М., Кузнецова, которое выдало 300 тыс. шт. жженного и сырцового кирпича на сумму 3600 руб. при 4 рабочих, одной печи и 3 станках.[1] Другое предприятие, принадлежавшее мещанину И. Лещеву, произвело кирпича на 8 тыс. руб. при 8 рабочих, 18 станках и одной печи.

       Однако потребности в кирпиче рассмотренные две формы развития капитализма в отрасли не удовлетворяли. Именно поэтому появляются крупные предприятия, обладавшие признаками индустриального предприятия.

       Казенный завод, расположенный в станице Таманской, производил кирпич в количестве 1 млн шт. в год. Сумма годового производства достигала 19 тыс. руб. Кирпич изготавливали на 10 станках и обжигали в двух печах. Завод барона Л.В. Штейнгеля в Екатеринодаре был оснащен паровой машиной в 12 л. с., трудом 35 рабочих производилась продукция на 31 тыс. руб. Однако таких заводов работало только 10.

       Возросший спрос на разнообразные и совершенно иные, чем прежде,

строительные материалы вызвал зарождение и быстрое развитие цементного производства.

       Первенец цементной промышленности Северного Кавказа – завод «Звезда», который

1.Хрестоматия по истории Кубани:Документы и материалы/Сост. Г.Г.Чучмай и др.-Краснодар: Кн.изд-во, 1982.

был построен акционерным обществом «Черноморское портландцементное производство» в 1881–1882 годы. Завод ежегодно расширялся, а через семь лет его основательно реконструировали. К началу 20 века предприятие заняло ведущее место в цементной промышленности страны. Более 15 лет общество занимало исключительное монопольное положение на кавказском рынке. Ранняя монополия фирмы основывалась на отсутствии у нее конкурентов. Фирма, обладая собственной землей и уникальным сырьем, обзавелась морской пристанью в Новороссийске, которая была связана с заводом железной дорогой, баржами, пароходом, вагонами. Стремясь устранить

потенциальных конкурентов, она преднамеренно распространяла слухи об

ограниченных запасах местного сырья и даже о возможном истощении залежей мергеля.

       Министерство государственных имуществ, ведавшее казенными землями, отклоняло домогательства об аренде земельных участков для добычи цементного сырья и постройки заводов, мотивируя это неустроенностью в земельном отношении ряда поселений, станиц и деревень.[9]

       В то же время лихорадка наживы на сдаче в аренду участков цементной залежи охватила население некоторых черноморских и кубанских населенных пунктов.

       Новороссийский цемент пользовался большим спросом и выгодно реализовывался у российских и зарубежных потребителей. Английское правительство, в частности, для особо важных сооружений, предписывало закупать непременно этот цемент.

       Второе акционерное общество – «Анонимная франко-русская акционерная компания портландцементного производства в Геленджике» открылось в 1895 году. Ее учредителями выступали 3 французских капиталиста и русскоподданный генерал-майор Л.Е. Адамович. Акционерный капитал этого предприятия составлял 843750 руб.

Правление этой компании обосновалось в Париже.

       Третья акционерная компания была открыта в 1898 году, когда 3 российских и один германский предприниматели добились утверждения устава ''Общества портландцементного завода "Цепь" в Новороссийске". Правление общества находилось в Петербурге.

       Иностранные предприниматели вкладывали капиталы в цементные предприятия не из гуманитарных соображений, а, прежде всего, в надежде получить высокие прибыли. Однако эти предприятия, в первую очередь, работали на внутренний рынок и были составной частью российского хозяйства.

_____________________________________________________________________________

9. Научный журнал КубГАУ , №36(2), 2008.

      Как известно, Кубанская область – старейший район нефтяной промышленности страны. Нефтяной промысел относится к давним видам производительного занятия местного населения. Переход отмануфактурной стадии к продуктивному использованию машин свершился в пореформенные годы.

       Первым, кто вложил свои капиталы в организацию добычи нефти на Кубани, оказался отставной полковник А.Н. Новосильцев Именно он является зачинателем перехода от ручного способа бурения скважин к механическому ударному.

       Нефтяное предпринимательство Новосильцева, достигшее расцвета в конце 1860-х годов, в целом не увенчались успехом. Многие начинания его сдерживались различными учреждениями и традициями старины, особенно характерными для казачьих областей. Тяжелые условия аренды нефтеносных участков, которые навязала предпринимателю войсковая администрация через откупную систему, отсутствие реальной помощи со стороны правительства, конкурентная борьба и происки иностранных фирм и специалистов, а также масштабность, часто граничившая с большим риском, – все эти обстоятельства привели к огромной задолженности А.Н. Новосильцева кредиторам. 31 мая 1871 г. он был объявлен несостоятельным должником, т.е. лишен возможности распоряжаться средствами и делами.[2]  

       В 1879 году все предприятия Новосильцева перешли к представителю иностранного капитала американцу Г. Тведдлю. Старейший Кудакинский нефтепромысел имел сложную историю. С 1872 года большая его часть, входившая в имение графа Н.И. Евдокимова, была отдана в аренду. До конца 19 века промысел прошел через руки ряда

предпринимателей, пребывая все годы в неопределенном состоянии и без существенных сдвигов в своем развитии. В 1899 году его арендует вновь образованное акционерное общество «Кудако», его учредителем был П.О. Гукасов. На первых порах его деятельность казалась обнадеживающей. Однако через 3 года наступил спад деловой активности, и уже в 1904 году общество прекращает свою деятельность.

       Еще одним нефтедобывающим предприятием являлось французское общество «Русский стандарт», но оно вело бурение на старых площадях и почти не проводило разведок. До начала 1890-х годов общество действовало в Росси нелегально. Затем, получив официальное разрешение правительства, оно провело очередную реорганизацию и сменило название на «Русский грозненский стандарт». Этим обществом добыча нефти на Кубани была законсервирована.[6]

__________________________________________________________________

2.Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала 20 века.- Краснодар Кн. Изд-во. 2000.

6.Очерки экономической истории Кубани/ Сост. А.П.Труханович.- Краснодар:КГУ ,1998.

       Таким образом, развитие нефтяной промышленности на Кубани протекало весьма противоречиво и неустойчиво: с одной стороны, открывались обширные и богатые нефтеисточники, а с другой – добыча была незначительной.

       Рыночная инфраструктура в Кубанской области в конце 19 века была слабо развита. К числу элементов, формирующих рыночную инфраструктуру, относились: городские банки, общества взаимного кредита, ссудо-сберегательные кассы, торговые биржи, акционерные общества, кооперации, ярмарки и др. Торгово-промышленные круги

Кубанской области настойчиво обращали внимание администрации на необходимость создания кредитных учреждений, руководствуясь тем, что им приходится кредитоваться в банках чужих городов или вовсе оставлять свои предприятия до лучших времен.

       В 1868 году был открыт Ейский городской банк, а в 1872 году – Темрюкский. Однако эти городские банки обслуживали лишь средних и мелких предпринимателей, обладали незначительными суммами основного и запасного капиталов (50–150 тыс. руб.), проводили операции с краткосрочным кредитом.[6]

       Намного позднее открылся самый мощный из городских банков – Екатеринодарский.

       В 1876 году в Екатеринодаре открылось первое общество взаимного кредита, основной капитал которого составлял 13 тыс. руб., и насчитывало 99 членов. Затем такие учреждения возникли в Армавире, Майкопе, Новороссийске, Анапе, Сочи и др. К 1910 году на Кубани действовало 74 общества.

       В 1909 году был создан Центральный банк обществ взаимного кредита, который упрочил кредитоспособность провинциальных банков, способствовал посредническим операциям.[9]

       Городской банк открыл свои действия 1 октября 1881 года с основным капиталом в 20 тыс. руб. По времени открытия он стал 234-м в стране. Банк успешно развивался и пользовался поддержкой Министерства финансов, которое разрешало ему принимать вклады от населения на текущий счет, что являлось исключением из правил.

       Отделение государственного Банка было открыто в Екатеринодаре в 1885 году, в Новороссийске – в 1896 году.

       Можно выделить две особенности формирования местной кредитной системы:

  1. сравнительно позднее ее возникновение;
  2. появление первыми учреждений краткосрочного кредита.

_____________________________________________________________________________  6.Очерки экономической истории Кубани/ Сост. А.П.Труханович.- Краснодар:КГУ ,1998.

9. Научный журнал КубГАУ , №36(2), 2008.

  Однако темпы формирования и развития кредитной системы оказались довольно высокими.

       На базе сельскохозяйственного производства Кубани в начале 20века стали активно утверждаться и расширять свою деятельность товарные биржи, торговые дома, акционерные компании и монопол истические организации.

       Первая биржа на Северном Кавказе появилась в 1904 году в городе Новороссийске, затем – в г. Екатеринодаре (1909 год), Армавире (1910 год), в Ейске (1911 год). Они следили за «настроением» хлебного рынка, сообщали своим клиентам сведения о ценах, публиковали статистические данные о посевах, урожаях, конъюнктуре рынка и т.д.

       Постепенно полномочия их расширялись: портовые биржи стали контролировать экспортные грузы, а при Екатеринодарском биржевом комитете было создано «Справочное бюро о кредитоспособности», дающее достоверные сведения об имущественном положении отдельных лиц и фирм.

       Биржи способствовали некоторой унификации местной торговли, но не существенно. Многие русские и иностранные фирмы по-прежнему предпочитали обходиться без биржевого посредничества.

       Другое дело акционерные общества, например, «Фома Николенко» или «Хуторок» предпринимателя-миллионера В.Р. Штейнгеля (1908) с основным капиталом в 5 млн руб. Эта компания была многоотраслевым хозяйством, в отличие от большинства кубанских акционерных фирм, которые отдавали предпочтение отдельным отраслям производства,

например, цементные АО, мукомольные, маслобойные и др.

       Таким образом, дальнейшая централизация капитала в форме акционерных обществ способствовала появлению монополистических объединений. Например, в 1910 году возникло АО «Кавказские химические заводы», занимающееся производством поташа. Официальным намерением этого общества была борьба на иностранных рынках против

усиления конкуренции США. Однако из отчетов общества видно, что оно стремилось утвердить свое исключительное право на изготовление и реализацию химической продукции не только на иностранных рынках, но и в России. Общество, имея 12 заводов, в 1916 году вынесло решение о строительстве новых заводов и обратилось в Министерство торговли и промышленности с просьбой об увеличении своего основного капитала с

1,2 до 2 млн руб.[9]

_________________________________________________________________________

9. Научный журнал КубГАУ , №36(2), 2008.

      АО «Саломас» оформилось в 1913 году с капиталом в 5 млн руб. Оно объединяло ряд крупных торговых домов и маслобойных заводов Кубани. Акционерами были: А.А. и Г.А. Жуковы, И.Е. Паянсон. В 1916 году произошло объединение, и образовался трест, который возглавили Жуков и Вадьяев.

       В 1917 году «Саломас» уже входил в состав концерна Путилова –Стахаева – Батолина. К 1917 году капитал составил 10 млн руб., а в сентябре он увеличился вдвое.

       Таким образом, важно заметить, что монополии расширяли сферу своей деятельности и получали огромные прибыли. При этом сам монополистический капитал стимулировал рост товарного производства на Кубани.

       Развитие товарно-капиталистического производства способствовало появлению кооперации. Первые кооперации появились в Екатеринодаре и Ейске еще на рубеже 60–70-х годов 19 века. Они закупали и продавали товары через свои лавки, заводили свои собственные предприятия.

       Вместе с расширением стационарной торговой сети, росло и число постоянно действовавших базаров. В то же время не ослабевала и традиционная ярмарочная торговля. Так, в 1912 году на Кубани было организованно 189 ярмарок, работавших в общей сложности 1310 дней в 120 станицах и городах.[7]

       Только скота на базарах и ярмарках продавалось в год на общую сумму 12 млн руб. Не менее чем на 1 млн руб. реализовывалось на рынках области овощей, винограда, продуктов бахчеводства и садоводства. Анализ бизнеса на Кубани позволяет выделить следующие основные условия его зарождения и становления:[8]

       1) роль правительства в обустройстве Кубани, стимулирование ее развития путем принятия необходимой правовой базы по развитию товарно-денежных отношений;

       2) проявление инициативы предприимчивыми и состоятельными людьми; умение и способность рисковать;

       3) наличие неудовлетворенных потребностей населения; формирование рынка необходимых товаров для удовлетворения, прежде всего, повседневных потребностей;

       4) наличие местных ресурсов, дешевой рабочей силы;

     ___________________________________________________________________________

7. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года/ Администрация Краснодарского края.- Краснодар, 1997.

8. Новейшие исследования по социально- экономической и культурной истории дореволюционной Кубани: Сб. науч.тр./ ред. Ратушняк В.н.и др.- Краснодар:КГУ

       5) благоприятный климат, выгодное географическое положение области, близость морей;

       6) возможности привлечения инвестиций, технологий и акционерного капитала.

       Предприниматели 19–20 веков свои основные усилия сосредоточили на решении следующих ключевых проблем:

  1. организация собственного производства необходимых товаров, связанного с переработкой местного сырья;

       2) оснащение предприятий средствами механизации труда, наращивание объемов производства и насыщение рынков товарами;

       3) поиск компромисса и консенсуса предпринимателей, населения и властей;

       4) формирование и применение рыночных инфраструктурных механизмов, способствующих развитию бизнеса;

       5) создание и развитие коммуникационной сети (дорог, портов, транспорта);

       6) применение методов конкурентной борьбы;

       7) взаимодействие бизнесов и предпринимателей в форме кооперации, интеграции и формирование акционерного капитала;

       8) вывод предпринимателей на международные рынки сбыта и участие в международной интеграции.

       В ходе развития бизнесов на Кубани в 19 веке были разработаны, применены и получили дальнейшее развитие следующие инструменты, способствующие становлению бизнесов: аренда, изучение рынка и потребностей покупателей, регулирование бизнеса правительством, инвестиции, механизмы банкротства, кооперации.

       Начали действовать такие рыночные институты, как банки, общества взаимного кредитования, торговые биржи, ярмарки.        Развитие бизнеса шло по пути формирования как крупного отечественного акционерного капитала, так и иностранного.

       К числу основных результатов развивающихся бизнесов можно отнести:

       - увеличение объемов производства и насыщение рынка отечественными товарами;

       - развитие бизнеса в таких населенных пунктах, как: Екатеринодар

       – маслобойная промышленность, строительная, мукомольная; Новороссийск

       – цементная; Армавир – маслобойная; Усть-Лабинск – мукомольная;

       - развитие фабричных форм организации труда;

       - создание элементов инфраструктуры формирующегося рынка;

       - появление товарных бирж, торговых домов, акционерных компаний;

       - развитие стационарной торговой сети и становление регионального внутреннего рынка;

       - рост товарообмена Кубани на мировом рынке и втягивание ее в международную систему хозяйства.

Торговое предпринимательство на Кубани в 80 –

середине 90-х гг. XIX в.

Одной из разновидностей предпринимательской деятельности, получившей распространение на территории Кубани в период общероссийской рыночной модернизации, являлась торговля. Она играла важную роль в региональной экономике и определяла степень развития товарно-денежных отношений в крае.

Бурое железнодорожное строительство, развернувшее в 70-х – середине 90-х гг. годов XIX в., оказало значительное влияние на масштабы, формы и характер торговой деятельности на Кубани. Как отмечал известный статистик А. С. Собриевский, "с проведением железной дороги Кубанский край зажил новою экономическою жизнью.[10]  

В начале 80-х г. XIX в. важнейшим рынком сбыта продукции оставался Ростов-на-Дону. С проведением в 1887 г. железнодорожной линии Тихорецкая – Новороссийск открылась новая дверь для вывоза продуктов местной промышленности на внешний рынок – Цемесская бухта. В течение последующих 10 лет она стала одним из крупнейших портов юга России.

Главную статью экспорта кубанской торговли составляли зерновые продукты: в среднем 90 %. Так, из Новороссийска в 1887 году за границу было отпущено 7,5 тыс. пуд. зерна, в 1889 . – 18894537 пуд., в 1890 г. – 30047657 пуд., 1894 г. – 30454588 пуд., 1895 г. – 37276347 пуд.   Во второй половине 80-х – середине 90-х гг. XIX в. происходил заметный рост годового отпуска хлеба за пределы Кубанской области.

Владикавказская железная дорога стала играть важную роль в экспортной хлебной торговле, о чем свидетельствовал тот факт, что с ее станций (Вывоз зерновых осуществлялся с 10 станций Владикавказской железной дороги: Тихорецкой, Кавказской, Армавир, Екатеринодар, Малороссийская, Станичная, Кущевская, Изобильная, Крыловская, Расшеватская.) вывоз хлебных грузов стал значительно превышать их отпуск из портов Кубанской области.  

Важную роль во внешней торговле региона играла шерсть. Как показывают статистические исследования А. С. Собриевского, спрос на указанную продукцию в исследуемый период времени возрос: в 1886 г. из Кубанской области было вывезено 508677 пуд. шерсти, в 1887 г. – 539904 пуд., 1890 г. – 711872 пуд., 1893 г. – 766439 пуд.  

С падением роли животноводства происходит сокращение вывоза за границу скота и продуктов животноводства, но, тем не менее, в 1890-х годах он еще продолжал быть весомым. В 1896 г. из Кубанской области экспортировалось более 450 тыс. голов крупного и мелкого скота, 451 тыс. пуд. овечьей шерсти, 395 тыс. штук овчин и кожи, десятки тысяч пудов мяса и солонины.[11]  

Основные импортеры сельскохозяйственной продукции Кубани - Германия, Голландия, Дания, Италия, Бельгия, Франция, Англия и другие страны Европы. Растущий товарообмен Кубанской области с зарубежными странами втягивал ее в международную систему, способствовал развитию в крае капиталистических отношений, что находило отражение в росте промышленности, особенно обрабатывающей.

Строительство железных дорог оказало большое влияние на развитие внутренней торговли в Кубанской области. Оно содействовало возникновению новых крупных зерновых торговых центров (В рассматриваемый период времени крупными зерновыми торговыми центрами на Кубани являлись, помимо Армавира, ст. Тихорецкая, Кущевская, Кавказская, Невинномысская, Незлобная.), среди которых выделялся Армавир. В 1889 г. в ставропольской газете "Северный Кавказ" отмечалось, что вышеназванное селение "представляет собой главный центр хлебной торговли всего Северного Кавказа, благодаря, конечно, сосредоточению здесь больших капиталов и своему положению, как железнодорожному пункту, окруженному со всех сторон богатейшими житницами. Сюда стекается весь почти хлеб Кубанской области и Ставропольской губернии и отсюда отправляется уже конторами чрез экспортные города за границу. Кроме этого, Армавир сам по себе служит большим складочным местом хлеба, куда его везут окрестные жители для продажи ссыпщикам… обороты с хлебом в хорошие урожайные годы достигают

_________________________________________________________________________

11.Кубанский календарь на 1898 год. Екатеринодар, 1898. - С. 86-87..

почти до 200000 четвертей на 1 миллион руб." (Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период). - Армавир, 2002. - С. 132.). Среднегодовой вывоз зерна из Армавира с 1875 по 1905 гг. вырос с 581 до 4930 тыс. пуд., то есть в 8,5 раз (Гущина Л. М. Формирование крупной буржуазии Кубанской области и Черноморской губернии // Проблемы социально-экономического развития Северного Кавказа в XIX – начале ХХ вв. - Краснодар, 1985. - С. 102.).

Проведение железнодорожных линий способствовало расширению сферы сбыта производимого хлеба, что, в свою очередь, способствовало росту цен на зерновые продукты. В районах, расположенных рядом с Владикавказской железной дорогой, в 1890 г. цены на зерновые продукты по сравнению с 1875 г. увеличились вдвое (Щербина Ф. А. Общий очерк экономических и торгово-промышленных условий района Владикавказской железной дороги. Хлебная производительность и торговля. - СПб., 1892. - С. 69.), что было обусловлено выгодностью положения регионов в отношении сбыта. Таким образом, цены на зерно находились в обратной зависимости от степени удаленности населенного пункта от линии железных дорог, что, в свою очередь, создало благоприятные условия для широкой спекуляции хлебом.

Владикавказская железная дорога сама стала крупным монополистом в хлебной торговле. Ей принадлежали крупнейший в стране Новороссийский элеватор, элеваторы на станциях Армавир, Незлобная, Тихорецкая, Курсавка, Станичная, Нагутская и др.

В 80-е - сер. 90-х гг. XIX в. широкий размах получает традиционная форма торговли - ярмарочная, отражавшая определенные социально-экономические условия развития края. Она являлась довольно удобной формой товарообмена при отсутствии развитой стационарной торговли и разобщенности товаропроизводителей. По-прежнему, популярностью пользовались ярмарки в г. Екатеринодаре (Благовещенская, Покровская, Троицкая), оборот которых в 1882 г. составил около двух миллионов рублей. Главными предметами торга были привозные товары: мануфактурные, бакалейные, кожевенные, табачные, хлеб, скот, лошади.  

Местная индустрия в немалой степени способствовала расцвету ярмарочной деятельности в столице Кубанской области (ГАКК. - Ф. 454. - Оп. 2. - Д. 28. - Л. 42.).

По мере развития путей сообщения и товарно-денежных отношений кратковременные и эпизодические формы торговых связей (ярмарки) становились все более устойчивыми и постоянными, что, прежде всего, проявлялось в расширении стационарной торговой сети и ее оборотов. Даже продажа скота, перегон которого был наименее затруднителен, чем доставка других товаров, постепенно сосредоточивалась на стационарных рынках.

Изученные архивные материалы показывают, что в Кубанской области в 1876 году насчитывалось 110 ярмарок, годовой оборот которых составил 2037842 руб. 60 коп. (ГАКК. - Ф. 460. - Оп. 1. - Д. 196. - Л. 170.), то 1883 году – 149 с оборотом в 2877279 руб. (ГАКК. - Ф. 460. - Оп. 1. - Д. 196. - Л. 170.). Так, в Темрюкском уезде в 1876 году их насчитывалось 13 (ГАКК. - Ф. 460. - Оп. 1. - Д. 196. - Л. 15.), 1879 г. – 16 (сумма торговли простиралась до 212480 руб.), 1880 г. – 19 (230764 руб.), 1881 г. – 21 (583812 руб. 77 коп.) (ГАКК. - Ф. 454. - Оп. 2. - Д. 28. - Л. 101 об.). Приведенные цифровые показатели показывают, что рассматриваемая форма торговли получила дальнейшее распространение.

В Кубанской области в начале 1890-х годов происходило значительное увеличение размеров торговой деятельности. Это обстоятельство - следствие развития товарно-денежных отношений. В 1893 г. торговые обороты простирались до 48489154 руб., 1894 г. – 50959970 руб. (Кубанский календарь на 1898 год. - Екатеринодар, 1898. - С. 90.), 1896 г. – 51585025 (Кубанский календарь на 1900 год. - Екатеринодар, 1899. - С. 392.).

Характерной чертой пореформенной Кубани, как и всей России в целом, было преобладание торгового капитала над промышленным. Даже вкладывая часть капиталов в промышленность, местные предприниматели, как правило, не покидали окончательно торговлю: именно она нередко приносила им наибольшую прибыль. Данный вид предпринимательской деятельности не требовал таких больших затрат, как предприятия промышленности и земледелия. Многие заводчики содержали собственные оптовые склады в крупнейших городах страны, обеспечивая себе, тем самым, обширный сбыт продукции, минуя перекупщиков и комиссионеров. Типичной фигурой в этом отношении был екатеринодарский купец 1-й гильдии Н. И. Дицман, владелец одного из самых крупных мукомольных предприятий в области. Свою продукцию он сбывал не только в Екатеринодаре и Кубанской области, но и в Санкт Петербурге, Витебске, Ростове-на-Дону, Керчи, городах Средней Азии, Царстве Польском и т. д. (Мукомольное дело в России. - Одесса, 1914. - С. 144-150.).

К категории таких предпринимателей относился и брат Н. И. Дицмана – екатеринодарский купец 1-й гильдии И. И. Дицман, которому принадлежала паровая мельница. Кроме мучных оптовых складов в Новороссийске, Сухуми и Сочи, он имел своих представителей в 17 городах России (в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Лодзи, Тифлисе, Астрахани, Варшаве, Риге и т. д.) и в двух городах за границей (Александрии и Трапезунде) (ГАКК. - Ф. 599. - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 51.).[12]

Владелец мукомольного предприятия А. М. Ерошов осуществлял сбыт своей продукции в Риге, Санкт-Петербурге, Рязани, Полоцке, Вильно и ряде других городов (Собриевский А. С. О производительности и доходности промышленных предприятий в г. Екатеринодаре // Кубанский сборник. - 1898. -Екатеринодар, 1897. -Т. IV. - С. 3.).

В. М. Котляров, хозяин кожевенного завода в Екатеринодаре, также имел магазин на Новом рынке, где и происходил сбыт его продукции (ГАКК. - Ф. 460. - Оп. 1. - Д. 187. - Л. 27об., 159, 281об.).

Рост технической оснащенности местного производства стимулировал развитие товарных отношений и товарооборота. Данное обстоятельство привело к увеличению числа торговых предприятий: если в 1883 г. их насчитывалось 2731 (ГАКК. - Ф. 460. - Оп. 1. - Д. 213. - Л. 104), то в 1889 году – 3132 с общим оборотом в 65863,6 тыс. руб. и годовой прибылью в 3705,69 тыс. руб. (Гущина Л. М. Формирование крупной буржуазии Кубанской области и Черноморской губернии // Проблемы социально-экономического развития Северного Кавказа в XIX – начале ХХ века. - Краснодар, 1985. - С. 99.). Наиболее крупные обороты делали торговцы мануфактурными и сельскохозяйственными товарами.[12.]Значительная доля в общем товарообмене приходилась на торговлю мануфактурными товарами. В 1889 г. в Кубанской области было зарегистрировано 1236 гильдейских торговых предприятий, занимавшихся данным видом торговой деятельности. Доход, получаемый такими предприятиями, составляла 36,6 % от общей торговой прибыли.  

  По объему и прибыли выделялись также предприятия по торговле табачными, лесными и винокуренными продуктами. Бурный рост табаководства в крае во второй половине XIX в. создал базу для развития табачной торговли.[12]

_________________________________________________________________________________________

12.Торговое предпринимательство на Кубани в 80 – середине 90-х гг. XIX в.Е. М. Багаева, аспирант, преподаватель кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

В 1915 г. от реализации табака Кубанская область получила 10 млн. руб. (Козлов А. И. На историческом повороте. - Ростов-на-Дону, 1977. - С. 39.).

К числу предпринимателей, занимавших ведущее положение в табачной торговле, относились Г. Х. Азвестопуло, А. Х. Акритас, И. П. Бедросов, И. Г. Канкелиди, И. И. Сарантиди, А. И. Сидоров, С. С. Бейм...

На Кубани широкое распространение получает виноградарство. С 1875 по 1894 гг. количество владельцев виноградных плантаций возросло с 257 до 2736 человек, а площадь посадок увеличилась с 218 до 2500 дес.( Отчет начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска о состоянии области и войска за 1896 г. - Екатеринодар, 1897. - С. 98.). Данные обстоятельства способствовали развитию винокуренной торговли в крае, которая с введением во второй половине XIX в. акцизной системы стала монополией владельцев винокуренных заводов (Среди заводчиков, занимавшихся винокуренной торговлей, были известны купцы А. Г. Ерохин, Д. Н. и М. Н. Сквориковы, братья Сурины, Ф. В. Верхоглядов, Д. Оськин и др.). Они сбывали продукцию через собственные магазины и склады или продавали оптом разным торговцам. Последние реализовывали винно-водочные изделия через сеть лавок и трактиров, нередко предварительно их разбавив.[12]

Согласно отчетам главы Кубанской области, торговая деятельность, как и ранее, не получила распространения среди казачьего населения. Данный вид предпринимательской деятельности ограничивался у них "сбытом на станичных ярмарках и базарах сырых сельскохозяйственных произведений".

В 1883, казаками было взято 577 документов на ведение торговли, а представителями невойскового сословия – 4573. В том же году из 2731 торгово-промышленных заведений только 481 или 17 % принадлежали представителям казачества, а остальные находились в руках иногородних, которые и составили главный процент торговцев (ГАКК. - Ф. 460. - Оп. 1. - Д. 213. - Л. 104.). Такая же тенденция сохранилась и в начале 90-х г. XIX в.: в 1895 году из 7458 торговцев 863 являлись казаками, что составило 11 % от общего количества (Кубанский календарь на 1898 г. - Екатеринодар, 1898. - С. 93.). Эти цифры еще раз показывают, что торговая предпринимательская деятельность не получила распространения среди коренных жителей Кубанской области.

       Выявленные специфические условия становления и развития бизнесов на Кубани в конце 19 – начале 20 веков позволяют рассматривать проблемы развития среднего и крупного бизнеса в настоящее время с учетом уроков прошлого и накопленного опыта.

       Уроки прошлого, с учетом временных, ситуационных и сущностных факторов, безусловно, могут служить ориентирами для развития бизнеса в современных условиях.

Развитие бизнеса в современных условиях.

Наш регион, по оценке многих экспертов, одни из наиболее благополучных в России по уровню развития малого бизнеса.

Как отметил заместитель руководителя департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Андрей Медведев, сегодня Краснодарский край по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства - количеству предприятий, численности работающих, объему реализуемой продукции - входит в тройку лидеров в РФ, а в Южном федеральном округе край занимает первое место. А вот по числу зарегистрированных индивидуальных предпринимателей Кубань и вовсе опережает все регионы России.

Предпринимательство Кубани обеспечивает более 40% краевого оборота, а также четверть всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет края.

В малом и среднем предпринимательстве Кубани задействовано свыше 900 тысяч человек - почти каждый второй житель края, занятый в экономике региона. Предпринимательство Краснодарского края активно развивается. По прогнозу 2011 года, оборот малого и среднего бизнеса края составит  более 1, 2 триллиона рублей, что на 9,9 % больше чем 2010 году. А объем инвестиций в основной  капитал малых и средних предприятий по итогам нынешнего года достигнет 64,7 миллиардов рублей, что на 5,6 % больше чем в 2010 году.

Надо сказать, что на Кубани действует четко выстроенная система мер господдержки малого и среднего бизнеса, включающая  и помощь в получении кредитов,  и субсидирование затрат предпринимателей по целому ряду направлений деятельности, и поддержку бизнеса на этапе старта, а также информационную и консультативную помощь.

Все эти направления заложены в краевую целевую программу "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009-2012 годы, на которую ежегодно выделяются сотни миллионов рублей. Причем за период действия Программы число малого и среднего предпринимательства в крае увеличилось на 5,4 %.

 В этом году на Кубани существенно расширены меры господдержки предпринимательства.

Так, в губернаторскую программу поддержки предпринимательства внесен новый вид субсидирования - первоначального взноса по договорам лизинга. Из краевого и федерального бюджетов на эти цели выделено более 135 млн. рублей. А для субсидирования затрат начинающих предпринимателей в этом году к 12 миллионам краевых средств, добавлено 40 млн. рублей федеральных.

Также большое внимание краевые власти уделяют поддержке малых сельхозпроизводителей. В числе наиболее важных мероприятий – создание порядка 280 пунктов реализации кормов для сельхозпредприятий по льготным ценам, предоставление предпринимателям ранее пустующих помещений под животноводческие фермы, упрощенный доступ к свободным земельным участкам, а также обеспечение  малых сельхозпроизводителей льготными торговыми местами.

На оказание финансовой помощи сельхозпредпринимателям в этом году выделено более 565 миллионов рублей из краевого бюджета.

Кроме того, в нынешнем году существенную финансовую поддержку в виде субсидий получат и кубанские предприниматели – экспортеры. Из краевого и федерального бюджетов на эти цели выделено свыше 53 млн. рублей.

Существенную помощь кубанским бизнесменам оказывает также Гарантийный фонд, начавший работу в 2009 году.  За это время Фондом выданы поручительства 109 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму свыше 307 млн.  рублей, что помогло бизнесу привлечь кредиты на сумму более 516 млн. рублей.

Однако и предприниматели, и представители власти уверены, что высокие рейтинги и показатели – не повод останавливаться на достигнутом. Власть и бизнес должны продолжать эффективный диалог.  

Информация предоставлена пресс-службой департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края.

Лучшие предприниматели Кубани.

Вячеслав Калашников - лучший молодой предприниматель в сфере АПК, глава КФХ «Калашников» ст. Тбилисская:

- В сельскохозяйственном бизнесе я оказался благодаря отцу, который с 1991 года работал на земле. Уже с того времени я знакомился с азами работы в сельском хозяйстве, с 2010 года стал главой КФХ. В данный момент я продолжаю дело своего отца. Концентрируясь на выращивание зерновых культур, стараюсь применять инновационные технологии в своем деле. В условия жестокой конкуренции пришлось осваивать новые сельскохозяйственные культуры, внедряя новые технологии обработки почвы, экономии топлива.

В своей работе пытаюсь использовать новаторский подход. Так, мною был заложен опыт по 20 сортам пшеницы. Исследовал сорта пяти селекционных центров по пяти ведущим сортам: прикумской, одесской, зерноградской и ставропольской селекций. Результаты опытов, проведённых селекционерами, показывают, что в условиях, приближенным к моим, в течение 3-х лет одесский сорт «Писанка» показывал наилучшие результаты. Сейчас этот сорт выращиваем в производственных масштабах, и он взят мною на заметку. В опыте урожайность составила 80 центнеров с гектара.

Так же выращиваю гибриды кукурузы отечественной селекции, в основном кубанские. На посевах кукурузы в этом году применили минимальную обработку почвы без пахоты, что в будущем повысит возможность получения урожая, и соответственно дохода моего КФХ, а с увеличением посевных площадей и появятся новые рабочие места.

На данный момент изучаю вопрос обработки семян кукурузы биостимуляторами, рассматриваю 4 стимулятора на основе клеточных бактерий. В данном вопросе сотрудничаю с Кубанским государственным аграрным университетом. В моем КФХ проходят практику студенты этого университета, которые затем будут защищать диплом по данной работе.

Вся продукция, выращенная моим КФХ, является экологически чистой и перерабатывается на территории района. В ближайшее время планируется подписать соглашение с ГУП «Качество», что позволит реализовывать продукцию на более высоком конкурентном уровне.

Сергей Моисеев - лучший молодой бизнес-старт года, ИП Моисеев С.А. Кущевский район, ст. Кисляковская:

- Я недавно переехал в Краснодарский край из Нижнего Новгорода. В июле 2010 года я открыл в ст. Кисляковской индивидуальное предпринимательство. Провел анализ из возможных наиболее привлекательных мест для размещения бизнеса, подготовил техническую документацию, арендовал участок, находящийся на трассе «Кисляковская-Ленинградская-Стародеревянковская», заключил инвестиционное соглашение с МО «Кущевский район».

С августа 2010 года по май 2011 года происходило освоение участка - - проведены более 700 метров различных коммуникаций (водоснабжение, водосток, электроснабжение, газоснабжение), была подготовлена и обсыпана песчано-гравийной смесью площадка 2500 м кв. на 25 мест грузового транспорта, поставлены временные павильоны, для организации розничной торговли, построена дорога длинной 150 метров для подъезда к участку, произведено ограждения и освещение территории.

В июле 2011 года с помощью программы «возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов» был приобретен автомобиль КАМАЗ 5320 для осуществления грузоперевозки, что с учетом специфики местности, и богатых сельскохозяйственных ресурсах края, является постоянным и стабильным заработком. В перспективах развития уже в 2012 году - построить и ввести в эксплуатацию «торговый комплекс с объектами придорожного сервиса», организовать логистический центр.

С нулевого цикла за 2011 год был создан абсолютно новый бизнес с развитой инфраструктурой, подъездными путями, ограждением и освещением с работающими торговыми павильонами, который на сегодняшний день уже приносит прибыль, а в дальнейшем обеспечит рабочими местами более 2 десятков жителей станицы Кисляковской. В связи с тем, что данная площадка является инвестиционным проектом Краснодарского края, считаю реализация данного проекта направлена не только для обеспечения своих личных потребностей, но и служит развитию всего Краснодарского края в целом.

Антон Погорелов - лучший молодой предприниматель в индустрии питания, а также победитель в номинации «За значительный вклад в развитие молодежного предпринимательства», ООО «Деко», ООО «Евро-Тэк», ИП Погорелов А.В. г. Тимашевск:

- Предпринимательскую деятельность я начал в 6 классе с продажи газет на переменах. В 11 классе открыл кафе рядом со школой, где учился. С 2000 по 2007 гг. торговал новогодними елками, открывал магазины мультимедиа, возил одежду из Турции, продавал колбасные изделия, мороженое и фрукты в стационарных торговых точках. На сегодняшний день руковожу бизнесом - управляющей компанией «Bienehaus, что в переводе — пчелиный дом. В холдинг входит рекламно-производственная компания «Абрис», ресторан самообслуживания «Малиновка», кафе «Malina”, ресторан «Bar B Que”, ночной клуб «Grand МАМА».

Рекламно-производственная компания «Абрис» была основана в 2007 году в г. Тимашевске, к ноябрю 2007 г. мы открыли филиал в Краснодаре.

В декабре 2010 года был реализован новый проект в Тимашевске — кафе «Малина» и ресторан самообслуживания «Малиновка». Изучив сегмент общественного питания, я пришел к выводу, что эта ниша практически не занята. Взяв в аренду помещение площадью 480 кв.м. в центре Тимашевска, мы создали дизайн-проект, позволяющий разделить территорию на две части: ресторан самообслуживания «Малиновка» с линией раздачи, позволяющий обслуживать до 600 человек в день, и кафе «Малина» с мягкой зоной на 70 посадочных мест. Нашли специалистов рестораторов, которые помогли с выбором меню, подбором оборудования, обучением персонала. Создали неповторимую концепцию заведения. Благодаря электронной системе учетной политики «R-Keeper” мы можем отслеживать продажи блюд, остатков на складе, продажи, популярность блюд. В октябре 2011 г. «Malina Cafe” открыла бесплатную детскую площадку, для маленьких клиентов мы ввели новое меню.

1 сентября 2011 г. наша компания открыла ночной сельский клуб «Grand МАМА», а в ближайшем будущем мы открываем новое заведение ресторан «Bar B Que”.

В отрасли общественного питания и рекламном бизнесе важны следующие факторы: качество продукта и хороший сервис. Хороший сервис обеспечивают наши сотрудники, а качество — наше оборудование.

Рач Тер-Карапетян - лучший молодой предприниматель в области маркетинга, рекламы и PR, ООО «Статус-Плюс» г. Анапа:

- Несколько лет назад я занимался бизнесом, в котором приходилось тратить немалые средства на рекламу. И пришел к тому, что — почему бы самому не организовать свою газету? На сегодняшний день мы издаем свою общественно-политическую газету «Статус-плюс», газету «САР», журнал «Город», разработали интернет-портал «Анапа.Инфо»,

За короткий срок своего существования ООО «Статус Плюс» из газеты объёмом 6 полос и тиражом 5 тысяч экземпляров стала полноценным городским еженедельником объёмом 16 полос и тиражом 15 тысяч экземпляров, войдя в число ведущих изданий города-курорта Анапа. Кроме того, с 2011 года издаётся ежемесячный глянцевый журнал «Город», предприятию доверена подготовка в печать «Вестника администрации муниципального образования город-курорт Анапа». ООО «Статус Плюс» сегодня активно занимается наружной рекламой и интернет-порталом «Анапа.Инфо», издаёт туристические карты-схемы курорта и другую полиграфическую продукцию.

Ну а главное, создан молодой творческий коллектив единомышленников. ООО «Статус Плюс» по итогам курортного сезона 2010 стало лауреатом городского конкурса в номинации «Лучшее освещение деятельности курорта в СМИ», отмечено дипломом Краевого управления Федеральной миграционной службы за активную работу по освещению в СМИ работы ФМС, награждено Почётными грамотами и дипломами главы муниципального образованию город-курорт Анапа, отдела МВД по г-к Анапа, отдела ФСКН Краснодарского края в г. Анапа, управлений культуры, спорта, молодёжной политики.

Павел Туров - лучший молодой предприниматель в сфере товаров народного потребления», ИП Туров П.П. компания "ТЕХСЕРВИС" г. Сочи:

- Я закончил Волгоградский технический университет, факультет автотранспорта. В 90-годы работал слесарем 5 разряда, затем заведующим гаражом пансионата «Изумрудный» в г. Сочи. В 2006 году я решил открыть свой бизнес. Занялся ремонтом и обслуживанием грузовых автомобилей и автобусов, в том числе строительной техники, задействованной на стройках «Олимпийского Сочи». На сегодняшний день численность работников предприятия составляет 45 человек.

В 2011г. мы закупили стенд серии СДТ (для испытания топливных насосов высокого давления дизелей), что позволило производить проверку топливной аппаратуры. Услуги нашей компании сертифицированы, и включают техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей МАЛ, Мерседес, Фав, Форд, Вольво, Ивеко, Шанкси, Исудзу, Донгфенг, Хово, автобусов Мерседес, Форд, Хайгер, Ютонг, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей ВАЗ, АЗЛК, УАЗ, ГАЗ, Мерседес, БМВ, Ауди, Фольксваген, Вольво, Форд, Мазда, Тойота, Дэу, КИА, грузовых, автомобилей УАЗ, ГАЗель, ЗИЛ, УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ, автобусов Хундай, КИА, Тойота, Скания, Хайгер, Икарус. Наша организация имеет грамоту от Центра автомобильной техники, органов государственной безопасности. Для повышения профессионализма наших рабочих проводится обучение в ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный

Александр Алхутов - лучший молодой предприниматель в индустрии туризма, Турфирма «5 континентов», ООО «СТСтур» г. Краснодар:

- Начинал я с нуля. Набравшись опыта, я решил открыть свое агентство. Нашел инвестора, причем им стала строительная компания из Адыгеи. И вот уже в течение года, наше предприятие работает, постепенно развивается и расширяется (открыты филиалы в Армавире, Адыгейске и п. Энем). Мы поставили целью работы компании не только извлечение прибыли, но и дальнейшее утверждение себя, как надежного и проверенного предприятия. Итоги годовой работы показали увеличение клиентской базы не только за счет рекламных носителей, но и благодаря «сарафанному радио» (по рекомендации уже отдохнувших с нами людей). И этому, на наш взгляд, способствует качество и точность. Турист, прилетая на курорт, получает именно то, о чем ему рассказали в турагентстве, без преувеличений. Это, на мой взгляд, и является одним из основных факторов, влияющих на развитие туриндустрии не только на примере нашего турагентства, но и всей отрасли туризма в целом. Основной девиз нашего предприятия – «Будет качество и сервис – будет доход».

Заключение

Опыт российских реформ последнего десятилетия свидетельствует, что предпринимательская деятельность и рынок сами по себе не гарантируют высокого уровня социально-экономического развития. Необходимо вдумчивое отношение к проведению рыночных преобразований, что возможно только с опорой на глубокое осмысление истории отечественного предпринимательства с целью максимально минимизировать ошибки и потери, допущенные на этом пути.

Малые предприятия нуждаются в поддержке государства, и для этого в россии создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям предоставляются определенные льготы.  Например, вновь создаваемое предприятие освобождается от обязательных выплат государству части прибыли. Государство стремится упростить правила регистрации малых фирм. Предоставить им государственные заказы.

 В какой бы форме и каких бы размеров ни создавались фирмы, от их успехов во многом зависит и благополучие страны: насыщенность товарами и услугами рынка,уровень цен, возможности занятости населения и рост его доходов. Поэтому государство заинтересовано создавать благоприятные условия для деятельности фирм любого типа.

Литература

1.Хрестоматия по истории Кубани:Документы и материалы/Сост. Г.Г.Чучмай и др.-Краснодар: Кн.изд-во, 1982.

2.Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала 20 века.- Краснодар Кн. Изд-во. 2000.

3.Бурджалов Э.Н. Экономическое развитие России после крестьянской реформы.-М.: Изд.ВПШ, 1940.

4. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г./ Под общ. Ред. В.Н.Ратушняка.- Краснодар: «Советская Кубань , 1996.

5.Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории/ науч. Ред. В.Н.Ратушняк, 1994.

6.Очерки экономической истории Кубани/ Сост. А.П.Труханович.- Краснодар:КГУ ,1998.

7. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года/ Администрация Краснодарского края.- Краснодар, 1997.

8. Новейшие исследования по социально- экономической и культурной истории дореволюционной Кубани: Сб. науч.тр./ ред. Ратушняк В.н.и др.- Краснодар:КГУ

9. Научный журнал КубГАУ , №36(2), 2008.

10. Собриевский  А. С. Екатеринодарский хлебный рынок. Вывоз хлеба из Кубанской области в связи с движением грузов, колебанием хлебных цен и поступлением сборов торговых и акцизных // Кубанский сборник. - 1899. - Екатеринодар, 1898. - Т. V. - С. 1. .

11.Кубанский календарь на 1898 год. Екатеринодар, 1898. - С. 86-87..

12. Торговое предпринимательство на Кубани в 80 – середине 90-х гг. XIX в.Е. М. Багаева, аспирант, преподаватель кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

13. Развитие бизнеса в современных условиях. Информация предоставлена пресс-службой департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Люди и звёзды"

Исследовательская работа по астрологии ученицы 9 класса Игнатьевой Вероники...

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"...

Исследовательский проект "Люди моего посёлка"

Исследовательский прект рассчитан на три года.Предполагает общение с интересными людьми....

Деловые люди Кубани

Малый бизнес – самая актуальная тема сегодняшних предпринимателей,как юридических лиц, так и индивидуальных субъектов без образования юридического лица. Это вполне объяснимо, ведь именно этот се...

Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"

Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"...

Конспект занятия по теме: «Знаменитые люди Кубани».

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,  через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...

Проект "Деловые люди Кубани

Исследовательский проект о представителях бизнеса в нашей станице...