Деловые люди Кубани
творческая работа учащихся по истории (10 класс) по теме

 

Малый бизнес – самая актуальная тема сегодняшних предпринимателей,как юридических лиц, так и индивидуальных субъектов без образования юридического лица. Это вполне объяснимо, ведь именно этот сектор способен дать сегодня импульс интенсивному подъему экономики.

Рост объема валового продукта в Краснодарском крае составил в 1999 году 16,6 процента, в 2001 году - только 5 процентов. То есть крупные предприятия перестали быть источником интенсивного развития экономики. Поэтому малому бизнесу, в котором производится практически пятая часть валового регионального продукта, придается большое значение.В сфере предпринимательства работает сегодня более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей и 35 тысяч юридических лиц. "Законодателями" в малом бизнесе являются такие города, как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Анапа, Армавир, Геленджик. Однако в 14 муниципальных образованиях количество малых предприятий не достигает и двухсот единиц, в 28 городах и районах показатель выпуска ими продукции нижесреднекраевого. В целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует в Южном федеральном округе. Но это не весь его потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovye_lyudi_kubani.docx50.73 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение.

1. Теоретические аспекты предпринимательства.

2. Виды предпринимательской деятельности.

3. Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России.

4. Характеристика социально-экономического развития Краснодарского края.

5. Особенности развития предпринимательства в Краснодарском крае.

6. Роль предпринимательства в Краснодарском крае.

7. Проблемы развития предпринимательства и пути их решения.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение.

Малый бизнес – самая актуальная тема сегодняшних предпринимателей, как юридических лиц, так и индивидуальных субъектов без образования юридического лица. Это вполне объяснимо, ведь именно этот сектор способен дать сегодня импульс интенсивному подъему экономики.

Рост объема валового продукта в Краснодарском крае составил в 1999 году 16,6 процента, в 2001 году - только 5 процентов. То есть крупные предприятия перестали быть источником интенсивного развития экономики. Поэтому малому бизнесу, в котором производится практически пятая часть валового регионального продукта, придается большое значение. В сфере предпринимательства работает сегодня более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей и 35 тысяч юридических лиц. "Законодателями" в малом бизнесе являются такие города, как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Анапа, Армавир, Геленджик. Однако в 14 муниципальных образованиях количество малых предприятий не достигает и двухсот единиц, в 28 городах и районах показатель выпуска ими продукции ниже среднекраевого. В целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует в Южном федеральном округе. Но это не весь его потенциал.

Поэтому целью исследовательской работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:

- определить привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;

- определить роль предпринимательства в экономике Краснодарского края;

- определить наличие условий для создания и ведения успешной предпринимательской деятельности;

- проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения.

Предметом исследовательской  работы является предпринимательство в Краснодарском крае. Объектом – человек в развитии малого бизнеса.

1. Теоретические аспекты предпринимательства.

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей.

Понятие «предпринимательского риска» получило свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась ранее, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей.  В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

2. Виды предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

- предпринимательство государственное;

- предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

- осуществление непосредственных производительных функций, то есть производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

- осуществление посреднических функций, то есть оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

3.  Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России.

К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, относится явная недооценка территориального (регионального) фактора.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

В Декларации записано, что понятие "регион" "представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства".

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

•      географические (расположение, величина территории и количество населения);

• производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

• градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

•      социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

• системообразующая база;

• системообслуживающий комплекс;

• экология;

• население;

• инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" — специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Агломерация — территориально-хозяйственное сочетание, которое:

• возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

• отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

• оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

• показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Правовое регулирование региональных экономических отношений основано на общих принципах, в первую очередь это свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; юридическое равенство различных форм собственности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение дохода как цели предпринимательства; законность экономической деятельности и ее государственное регулирование.

В то же время проявление некоторых из этих принципов, в частности государственного регулирования, имеет свою специфику. Для нормативного закрепления региональных отношений характерны федеративные и территориальные начала в организации экономической деятельности и участии ее субъектов в хозяйственном обороте. Это получило отражение в Конституции РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.

В организации экономического развития регионов в известной мере принимают участие специальные подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата федерального Правительства, Министерство по делам Федерации и национальностей РФ, а также территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, учреждаемые в субъектах Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Субъектами, организующими экономическую деятельность, могут выступать, кроме прочих, и администрации свободных экономических зон, а также такие межрегиональные структуры, как ассоциации экономического взаимодействия регионов. Они создаются субъектами РФ в целях координации решений общих социально-экономических и иных проблем в основном по географическому принципу (Ассоциация "Большая Волга", Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона "Большой Урал", Сибирское соглашение и др.).

Социально-экономическая политика региона должна проводиться в рамках государственной политики. В качестве основных плановых документов, регламентирующих социально-экономическое развитие региона в увязке с другими уровнями управления необходимо разрабатывать следующие:

— концепцию социально-экономического развития региона;

— комплексную программу социально-экономического развития региона;

— планы действий Администраций;

— региональные целевые программы, отраслевые концепции и программы развития территорий;

— бизнес-планы инвестиционных проектов.

Региональная политика как составная часть федеральной региональной политики регулируется Указом Президента РФ "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации". В нем дается определение категории региональная политика как системы целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

4. Характеристика социально-экономического развития Краснодарского края.

Имея более чем пятимиллионное население, Краснодарский край обеспечивает стабильность на Северном Кавказе и влияние страны в Закавказье, на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне:

— край является приграничной территорией и единственным выходом России к Черному морю, а через него - к важнейшим международным морским путям;

— через Краснодарский край реализуются интересы России в зоне азово-черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества;

— при всем многообразии проживающих на территории края национальных групп и диаспор, а также близости "горячих точек" в крае отсутствуют межнациональные конфликты (этому способствуют как устойчивый характер социально-экономического развития края, так и восстановление вековых традиций казачества, связанных с защитой Отечества).

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы.

Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус края в экономике страны.

Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) края обеспечивает продовольственную безопасность страны:

- край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тыс. гектаров (это более 4% российских и около 2% мировых запасов);

- край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе – по производству семян подсолнечника и меда;

- край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место – по производству молока.

За последние семь лет социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае заметно улучшилась. Опережающее развитие получили сектора, которые играют роль общенациональных и региональных "точек роста". Создана прочная база для экономического роста, позволившая краю войти в первую десятку инвестиционно привлекательных регионов.

Сегодня край является одним из динамично развивающихся и стратегически важных регионов страны – территорией экономического роста.

Достигнутые  результаты позволили краю занять в Южном федеральном округе среди крупных субъектов первое место по темпам роста объема производства продукции промышленности, платных услуг населению, вводу жилых домов, иметь самый низкий уровень регистрируемой безработицы (0,6 процентов) и убыточных организаций (24,5 процентов).

Край лидирует в ЮФО по объему инвестиций, прибыли, сельскохозяйственного производства, выработки пищевых продуктов, неметаллических минеральных продуктов, строительных работ, ввода жилых домов, перевозки грузов, продаж и оказания услуг потребительского рынка, объемам доходов консолидированного бюджета.

Региону принадлежит лидерство и по величине оплаты труда: в Астраханской области зарплата составляет 99 процентов от краевого уровня, в Волгоградской – 94, в Ростовской области – 91 процент.

Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего благоприятный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом:

- климат в крае один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека (это самый теплый регион России; средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год);

- благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром;

- в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450 - 480 тыс. мест;

- потенциал санаторно-курортного и туристического комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Соответствующий статус Краснодарского края в Российской Федерации определяется его вкладом в ВВП страны и в формирование федерального бюджета, а также высокими значениями ряда других индикаторов развития региона.

Значимый вклад края в ВВП страны и в формирование федерального бюджета обеспечивается поступательным развитием реального сектора экономики и ростом деловой активности в нем, притоком квалифицированных кадров. Об этом свидетельствуют высокие значения не только макроэкономических показателей развития агропромышленного, туристско-рекреационного и транспортного комплексов края, но и многих других индикаторов развития региона.

Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое – в России.

Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей федерального Правительства.

Конкурентные преимущества края (выгодное географическое положение, богатейшие природные ресурсы, изобилие сельхозпродукции, нуждающейся в современной переработке) в сочетании со стабильным политическим климатом и системой государственной поддержки, которая действует с 1999 года, заметно повысили интерес иностранных инвесторов и деловых кругов к региону.

Регулярно ежегодно успешно проходят осенние международные экономические форумы.

Каждый год по дорогам Кубани к побережью направляется огромный автомобильный поток. Несмотря на то, что автодороги края считаются одними из самых хороших в России, сервисная инфраструктура оставляет желать лучшего. Автотуристы жалуются на нехватку кафе, рынков, оборудованных автостоянок и автозаправок, смотровых площадок.

Основные сферы присутствия иностранного капитала в Краснодарском крае: пищевая промышленность, транспорт, связь, торговля и общественное питание. Наиболее крупные иностранные инвесторы: корпорация Chevron-Texaco, компании Tetra Laval Holding GmbH, Philip Morris, Knauf, Pepsi-Cola, Nestle, Bonduelle, Claas.

5. Особенности развития предпринимательства в Краснодарском крае.

Краснодарский край - самый плодородный регион России. Здесь находятся одни из лучших в мире черноземов (более 4% российских и около 2% мировых запасов). В Краснодарском крае имеется сравнительно мощная минерально-сырьевая база, обеспечивающая большую целый ряд отраслей и предприятий края разведанными запасами сырья на дальнюю перспективу (15-40 лет). Достаточно велики запасы цементного сырья, гипсового и известкового камня, строительного камня, песчано-гравийных материалов и кирпично-черепичных глин. В недрах края открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли. Из других ресурсов наибольшее значение имеют строительные материалы (мрамор, гипс, глины, песок, известняк, мергели, доломиты), медные, железные и апатитовые руды, каменная соль.
Краснодарский край - старейший нефтепромысловый район России. Добыча нефти начата в 1864 году. В крае имеется потенциал для создания собственной сырьевой базы основных компонентов стекольной промышленности (кварцевых песков, известняков), минераловатного производства.

В Краснодарском крае также расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод.

Ценные природные ресурсы, широко используемые в крае - лечебные грязи (под Анапой), а также минеральные (йодобромные, сероводородные и другие) и термальные воды (в Мацесте, Горячем Ключе, Апшеронском и Белореченском        районах).

Среди богатств Краснодарского края важное место занимает лес, имеющий не только большое экономическое, но и природоохранное значение. Общая площадь лесов составляет более 1,8 миллиона гектаров. Дубовые и буковые массивы, занимающие соответственно 49 и 19 процентов площадей всех лесов, произрастающих в крае, являются основными источниками ценной древесины в России. Климат на большей части Краснодарского края умеренно-континентальный, на Черноморском побережье – субтропический.

Ведущее место в структуре промышленного производства принадлежит пищевой промышленности. Доля энергетической отрасли в промышленном производстве составляет 15%. Основным производителем и поставщиком электрической энергии на территории региона является ОАО "Кубаньэнерго". Доля машиностроения и металлообработки в объеме промышленного производства составляет 10,3%. Свыше 100 предприятий выпускают широкую номенклатуру машиностроительной продукции: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, приборы и средства автоматизации, сельскохозяйственные машины, электродвигатели, компрессоры, насосы, холодильное, нефтепромысловое, геологоразведочное оборудование. Наиболее крупные предприятия: ОАО "АвтоКубань", ОАО "Краснодарский ЗИП", ОАО "Молот", ОАО "Красный двигатель", ООО "Электро", ЗАО "Агростроймаш".

Доля производства строительных материалов в объеме промышленного производства составляет 7,6%. Четыре предприятия отрасли – ОАО "Кубанский Гипс-Кнауф", ОАО "Новокубанский завод керамических стеновых материалов", ЗАО "Завод железобетонных изделий" и "Краснодарская фабрика керамических изделий" – входят в число лучших предприятий стройкомплекса страны.

Доля топливной отрасли в промышленном производстве составляет 6,7%. Протяженность автомобильных дорог составляет 10,4 тыс. км. Через территорию края проходят автомобильные дороги Краснодар - Новороссийск, Крымск - Порт-Кавказ, федеральные автомобильные дороги Краснодар - Баку и Дон (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск).

Протяженность железных дорог в крае составляет 2,2 тыс. км. Главная магистраль, проходящая по территории края относится к Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги. Основные грузопотоки ориентированы на морские порты края. В номенклатуре перевозимых грузов преобладают нефть, нефтепродукты, лес, лесоматериалы, зерно, сахар, строительные грузы и оборудование. Для увеличения пропускной способности грузопотоков и улучшения сообщения с побережьем и отдаленными населенными пунктами планируется дальнейшее развитие железнодорожной системы края.

В Краснодарском крае действует 3 аэропорта, имеющих международный статус - в городах Краснодаре, Сочи и Анапе. За последние три года расширилась география пассажирских перевозок, в том числе и на международных линиях: осуществляются рейсы в такие страны как Австрия, Германия, Греция, Италия, ОАЭ, Турция.

В крае функционируют восемь морских портов: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Темрюк, Порт-Кавказ, а также речной порт Краснодар. На них приходится до 40% грузооборота всех портов Российской Федерации. Крупнейшие судоходные компании: ОАО "Новороссийское морское пароходство", ОАО "Новошип".

6. Роль предпринимательства в Краснодарском крае.

Развитие экономики Краснодарского края во многом зависит от развития малого предпринимательства (МП). Банки и малое предпринимательство: улучшение доступа к финансовым ресурсам в Южном федеральном округе Российской Федерации. На долю малых предприятий в некоторых отраслях приходятся 40-45% всего объема выпускаемой продукции. В экономике Краснодарского края сфера малого бизнеса занимает важное место.  На Кубани сформирована достаточно развитая инфраструктура государственной поддержки, созданы предпосылки для значительного роста предпринимательства.

На долю малых предприятий приходится 19,7 млрд. рублей объема продукции (работ, услуг) по отраслям экономики, 4,6 млрд. рублей или 8 процентов от объема промышленной продукции всех предприятий края, 12,2 млрд. рублей или 3,8 процента от всех основных фондов, 2 млрд. рублей или 4,1 процента от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по всем предприятиям края.

Около 80 процентов от общего объема инвестиций малых предприятий приходится: на предприятия строительства - 32 процента, торговли и общественного питания - 20, промышленности и транспорта -13 процентов.

По видам деятельности около 60 процентов предприятий ведут торговую деятельность, 14 - сосредоточено в строительстве, 15 процентов - в промышленности.

В отраслевой структуре промышленного производства малых предприятий доля пищевой промышленности составляет 35,8 процентов, машиностроения и металлообработки - 22,3, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 8,3, химической и нефтехимической - 8,1 и строительных материалов - 7,9 процентов.

Значительна доля малых предприятий в производстве отдельных видов продукции производственно-технического назначения, среди них металлопластиковые окна и двери, мелкие стеновые блоки, блоки дверные и оконные.

В настоящее время существует дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество малых предприятий - 36,7 процентов находится в г. Краснодаре. Значительное количество малых предприятий действует в городах Сочи (18,6%), Новороссийске (4,1), Анапе (3,8), Армавире (3,5), Геленджике (2,9), Туапсе (2,1) и Динском районе (1,5%).

Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики края и потенциальные возможности малого бизнеса требуют значительной активизации государственной политики развития предпринимательства как в городской, так и в сельской местности. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, которая создаст благоприятные условия и обеспечит возможности для нового этапа развития малого предпринимательства в Краснодарском крае.

7.  Проблемы развития предпринимательства и пути их решения.

Административные барьеры являются серьезным препятствием на пути развития предпринимательства в Краснодарском крае. Сложность, нелогичность многих согласований провоцирует предпринимателей уходить в «тень», осуществлять свою деятельность на незаконных началах.

Для преодоления административных барьеров повсеместно применяется журнал учета мероприятий по контролю субъекта предпринимательской деятельности. Администрация края заключила соглашение с 35 контролирующими и силовыми структурами, в том числе федеральными, которые разработали и довели до своих подведомственных органов соответствующие инструкции с основными моменты при проведении контрольной работы. В результате количество проверок сократилось практически на треть.

В то же время, некоторые сотрудники контролирующих и силовых структур продолжают использовать бизнесменов в качестве источника личного обогащения и заходят к ним "с проверками", как в свою кассу.

Для устранения подобных негативных моментов предлагается на федеральном уровне определить полномочия указанных структур при проверках субъектов малого предпринимательства, ускорить разработку нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Во многих образованиях население слабо информировано о существовании и задачах, которые решают центры. Такую ситуацию надо незамедлительно изменить. Территории, не имеющие подобных структур, должны создать собственные центры или по примеру г. Армавира и Новокубанского района образовать межрайонные структуры.

Услуги, оказываемые центрами, результаты их деятельности и местоположения необходимо на постоянной основе целенаправленно освещать. К процессу следует подключить не только краевые, но широкий круг городских и районных средств массовой информации.

Центры должны стать не просто консультационными пунктами, но и клубами предпринимателей, где они могут общаться, обсуждать успехи и проблемы, выдвигать предложения. Сегодня корпоративные интересы крупных компаний активно лоббируются, а интересы малого бизнеса власти зачастую слышат лишь тогда, когда конфликт становится неотвратимым.

Проблемой остается и привлечение инвестиций. Несмотря на достаточно высокий прирост – 18 процентов - общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого бизнеса в основной капитал, в 2003 году составил не более 6 процентов в общекраевом объеме инвестиций. Крайне мало. Ежегодно на развитие данной сферы экономики необходимо привлекать не менее 15 млрд. рублей. Только при таком условии можно решить задачу удвоения объемов выпускаемой продукции, дополнительных рабочих мест, увеличения производительности труда и роста заработной платы.

Необходимо повышение имиджа предприятий. Малые предприятия края активно участвуют в международных экономических форумах, проводимых краем в Дагомысе, г. Сочи, днях малого бизнеса во Всероссийском выставочном центре в Москве, в процессе которых отмечены наградами 15 предприятий Кубани.

Однако, есть и обратная сторона медали. В крае можно привести множество примеров, когда предприниматели осуществляют свою деятельность в нарушение законодательства, с уклонением от постановки на налоговый учет, соответствующих расчетов по платежам в бюджет, получения лицензий, сертификатов на выпускаемую продукцию, то есть ведут недобросовестную конкуренцию. При такой ситуации законный бизнес несет значительные потери, а нелегалы получают сверхприбыль, способствуя распространению своего опыта и подрыву имиджа малого бизнеса.

К примеру, для открытия объектов общественного питания или нестационарной розничной торговли в период курортного сезона предпринимателям необходимо провести значительную подготовительную работу, получить все разрешительные документы, лицензии, стать на налоговый учет и многое другое. Однако в сезон рядом с ними оказываются незаконные конкуренты, решившие свой вопрос другим путем. В лучшем случае, если в таких точках не выполнено только часть обязательных требований, но даже ведение деятельности без регистрации в налоговых органах, привлечение рабочей силы с других регионов страны и ближнего зарубежья (без прописки и заключения договоров найма) сводят старания порядочных предпринимателей к нулю. По данным налоговых органов налоговые нарушения допускают более половины проверяемых субъектов малого предпринимательства.

Информированность предпринимателей остается актуальной проблемой, и здесь не только вопросы информирования о созданных Центрах и других институтах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Любой бизнес – малый, средний, крупный - не может обойтись без информационной поддержки. Ему нужна информация о поставщиках, о наличии товаров и многое другое. Например, в Москве создана единственная для России информационная система, которая охватывает все сферы деятельности малого бизнеса, начиная от нормативной базы и кончая сетью маркетинговых центров на территории страны.

Более того, есть территории, которые не только не дают сведений о возможностях размещения производств предпринимателями, но и считают, что у них нет свободных муниципальных площадей для малого бизнеса, все роздано. Считаю, что это просто не желание заниматься данной проблемой, создавать дополнительные рабочие места и пополнять собственные бюджеты.

Необходимо резко активизировать работу по информированию предпринимательского сообщества Кубани. Нужны пропаганда малого предпринимательства среди различных слоев населения. Не надо "стесняться" демонстрировать успехи и позитивные примеры работы, распространять передовой опыт. На краевом уровне выпущено второе издание "Справочника предпринимателя". Он не предлагает универсальные решения всех проблем, а содержит рекомендации по различным аспектам ведения бизнеса, перечень нормативных документов, ссылки на печатные издания, региональные организации, способные оказать помощь в решении широкого круга вопросов.

Необходимо так же самым тщательным образом проанализировать весь массив действующего законодательства по предпринимательству. Не секрет, что многие нормативы устарели, входят в противоречие с существующей практикой, конфликтуют между собой.

 Среди них важнейшее направление в этой работе сокращение налогового бремени. Необходимо понимание того факта, что малый бизнес без изменения законов в данном направлении все в большей мере оказывается перед суровым выбором - прекратить свое существование или под угрозой разорения в результате роста налоговых выплат все больше погружаться в болото "теневой экономики".

Назрела необходимость принять государственное решение по особому режиму ставки рефинансирования Центробанка в отношении долгосрочных кредитов для малого бизнеса. В этой сфере можно и нужно использовать мировой опыт создания системы разделения рисков при кредитовании между коммерческим банком, государством и заемщиком. Давно уже известно, что микрокредитование субъектов этой сферы выгодно. Теперь оно должно стать интересным и для наших банков, превратится в широкодоступный способ финансовой поддержки малого предпринимательства.

Заключение.

Подводя итог можно сделать общие выводы: в регионе сформированы благоприятные условия для развития малого бизнеса, активно развивается инфраструктура поддержки малого предпринимательства, уменьшено администрирование. Край занимает первое место по объему производства продукции малых предприятий в Южном федеральном округе и 6 - в стране. В настоящее время в Краснодарском крае на долю малых предприятий в некоторых отраслях приходятся 40-45% всего объема выпускаемой продукции.

 Однако, для более успешного развития малого бизнеса в Краснодарском крае необходимо наметить определенные краткосрочные и долгосрочные перспективные меры, суть которых заключается в разработке новой нормативно-правовой и законодательной базы; улучшении координации всех государственных, негосударственных организаций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса; формировании эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса; упрощении порядка получения разрешительных документов; облегчении доступа к финансовым средствам.

Стратегическая цель развития Краснодарского края на период до 2020 года – реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на Юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.

Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:

— кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры;

— обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края;

— создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции "опорного региона" в реализации целей федерального Правительства на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;

— повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования.

Для активизации малого предпринимательства, создания конкурентной среды, насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, роста доходной части бюджета и занятости населения, повышения доли производимой малыми предприятиями продукции в валовом внутреннем продукте, стабилизации и укрепления экономики необходима действенная государственная поддержка малого предпринимательства.


Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрид. Лит., 1993. — 39с.

2. Гражданский кодекс РФ [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект, 2005. — 116 с.

3. Федеральный закон РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", принят 24.06. 1999 г [Текст] офиц. текст // Российские вести, 1999 от 28.06.1999г.

4. Департамент экономического развития Краснодарского края [Электронный ресурс] / Администрация Краснодарского края. — Краснодар, 2008. — Режим доступа: http://economy.kubangov.ru/

Научная литература

5. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория [Текст]: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — СПб.: Питер, 2007. — 256с. — ISBN 5-675-341-23-6.

6. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) [Текст]: учебник / В.Д. Камаев и др. – М.: "ВЛАДОС", 2003. – 637с. — isbn 5-691-00422-0.

7. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Коваленко. — СПб.: Питер, 2005. — 288 с: ил. — ISBN 5-469-00711-1

8. Нургалиев, Р.Г. Формирование предпринимательства в современной России: экономические аспекты [Текст]: монография / Р.Г. Нургалиев. — М.: Экономика, 2004. — 153с. — ISBN 5- 762-714-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по английскому языку "В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"

Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на ...

«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»

В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикет...

Внеурочное мероприятие для учащихся 8-го класса "Деловые люди"

Данная разработка предназначена для закрепления знаний по теме "Официально-деловой стиль" и создания ситуации для применения их в новой обстановке....

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"...

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"

Исследовательский проект "Деловые люди Кубани"...

Конспект занятия по теме: «Знаменитые люди Кубани».

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,  через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...

Проект "Деловые люди Кубани

Исследовательский проект о представителях бизнеса в нашей станице...