Внеурочное мероприятие для учащихся 8-го класса "Деловые люди"
методическая разработка (8 класс) по теме

Подсекина Альбина Рашитовна

Данная разработка предназначена для закрепления знаний по теме "Официально-деловой стиль" и создания ситуации для применения их в новой обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovye_lyudi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловые люди 
(внеурочное мероприятие по официально-деловому стилю, 8 класс)


Цели:
— систематизировать знания об особенностях официально-делового стиля языка;
— помочь учащимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, в успешности и востребованности, закрепить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и  орфографии, деловому этикету;
— воспитывать уважение к родному языку, желание соблюдать его законы.

Оформление. Две парты  напротив друг друга. На столе, стоящим перед доской и условно разделяющем пространство на две части, учитель будет раскладывать  задания для команд. На классной доске размещен плакат:
• «Все великие события начинаются с общения» (Скилеф)

.
Ход игры


1. Организационный момент

Учащиеся предварительно делятся на две команды –«фирмы», выбираются «руководители фирмы».  
Учитель. Добрый день, уважаемые знатоки русского слова и правил делового этикета! Мы собрались здесь, чтобы стать свидетелями поединка двух «компаний», которым предстоит  продемонстрировать знание русского языка, особенностей его стилей, знание элементарных норм делового этикета, кому предстоит жить, строить свою карьеру в  ХХI веке, кому только предстоит стать по-настоящему деловыми и успешными людьми. Знание законов делового общения поможет им на пути по карьерной лестнице.
Цель любого поединка - выявить сильнейшего. С этой задачей нам не удастся справиться без судей. Представляю вам членов нашего жюри.
Учитель знакомит присутствующих с членами жюри.

Конкурс 1. Знакомство.
Учитель. Сегодня мы говорим о деловом общении. Оно, как и любое другое общение, начинается с приветствия и  
 знакомства – это ситуация настолько штатная в деловом общении, что речевое поведение, как правило, доводится до автоматизма.

Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит кто-то третий. Перед вами ситуация: ваше  знакомство осуществляется без посредника. Что должен сказать  инициатор знакомства в первой реплике. Инсценируйте данную ситуацию. (Называется та организация, которую он представляет, и цели, которые преследуются установлением данного контакта. Лучше, если в этом случае представляющийся начинает свою реплику с извинения).

Пример:А. – Простите, я хотел бы с вами познакомиться! Фирма «Классика». Мы хотели бы пригласить вас на нашу выставку, для того чтобы завязать контакты на будущее.Я менеджер фирмы Андрей Алексеевич Шилов. У меня, к сожалению, нет с собой визитки, поэтому я напишу свой телефон и фамилию от руки.

Б. Очень приятно.

Учитель. Если вы выступаете в качестве посредника, представляя кого-либо из своих знакомых, нужно помнить, что существует ряд правил представления.

Представьте, пожалуйста, 1-ая фирма- друг другу женщину и мужчину, 2ая-старшего и младшего по возрасту.

Учащиеся разыгрывают ситуацию представления. (Первым представляют «низшего» «высшему». С точки зрения русского этикета, низшим будет младший по возрасту, социальному статусу собеседник. Низшим будет и мужчина по отношению к женщине при равенстве позиций.)

Учитель. Давайте послушаем эксперта в области этикета, который познакомит нас с правилами представления в разных странах. (Примерное выступление. Первенство старших по отношению к младшим и женщин по отношению к мужчинам принято у очень многих народов. Однако порядок учета и расположения по степени важности этих признаков различен в разных странах. В Англии – социальный статус (материальное состояние, титул), пол, возраст. Во Франции – социальный статус (социальное положение, материальное состояние) и пол обладают одинаково важными признаками при выборе этикетного знака. В России – социальный статус (социальное положение, личные заслуги), возраст, пол. Это означает, что пожилому мужчине или мужчине, занимающему высокое социальное положение, представляют тех, кто младше и ниже по положению. Пожилой женщине молодую – а не наоборот.

.Знакомство с помощью посредника более характерно для официально-делового общения. Оно имеет свои преимущества. Посредник может не только представить, но и охарактеризовать сотрудника, дать ему рекомендации с учетом целей установления контакта. Кроме фамилии (имени-отчества) в этой ситуации называют должность, организацию, которую представляет человек, ученую степень (если есть), звание (если есть). Например:

А. – Позвольте представить вам нашего перспективного сотрудника, специалиста по маркетинговым исследованиям Симонова Алексея Анатольевича).

Конкурс 2. В некоторых странах госслужащим периодически предлагают выполнять языковые тесты, писать диктанты или сочинения с целью проверки их знаний в области родного языка и умений грамотно излагать свои мысли на бумаге. Сейчас мы посмотрим, насколько грамотны наши сотрудники фирм.

Задание 1.
Укажите необходимый падеж, который употребляется при следующих глаголах:
1.— отчитаться, сделать отчет, различать, отличать, препятствовать, тормозить, оплатить;
2.— заслужить, заслуживать, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, заплатить.
Правильный ответ:
Отчитаться (в чем?)                         Сделать отчет (о чем?)
Различать (что?)                               Отличать (что от чего?)                                                                                                      Тормозить (что?)
Препятствовать (чему?)                   Заслужить (что?)

Опираться (на что?)                          Базироваться (на чем?)
Основываться (на чем?)                   Обосновывать (чем?)
Заплатить (за что?)                           Оплатить (что?)
 Заслуживать (чего?)

Задание 2.
Вставьте пропущенные окончания:
по прибытии_ на совещание, по предъявлени_ документа, по истечении_  срока, по приезд_ в город.
Правильный ответ:
по прибытии на совещание, по предъявлении документа, по истечении срока, по приезде в город.

Задание 3.
Составьте словосочетания с предложенными паронимами:
гарантийный — гарантированный, исполнительный — исполнительская, выборный- выборочный, методический — методичный, жилой — жилищный, типичный —-типовой, демократический - демократичный, командированный — командировочное.  

Задание 4.
В предложенных парах слов и словосочетаний укажите те, использование которых характерно для деловых бумаг:
помочь (оказать помощь), реконструировать (произвести (осуществить) реконструкцию), расследовать (провести расследование), проконтролировать (обеспечить контроль,), содействовать (оказать содействие), ошибиться ( допустить ошибку).

Конкурс 3.  
Учитель. « Заговори, чтобы я тебя увидел»…Это слова Сократа.
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание, особенно понятно, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление. Этот конкурс для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас.

Задание 1.
Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложение:
1 команда: акция, лизинг, конкуренция, брокер, тендер; 2 команда: ипотека, консалтинг, бренд, монополия, коммивояжер.

Задание 2.

Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.

Напишите характеристику на одного из членов вашей команды для предоставления по месту учебы.

III. Заключительный этап. Подведение итогов.
Учитель. Вот и закончилась наша игра, участники которой состязались в умении владеть русским языком. Осталось лишь выслушать членов уважаемого жюри.
(Члены жюри делятся с присутствующими своими впечатлениями и предпочтениями относительно работы учащихся. Учитель устно оценивает работу учащихся, отмечая их успехи).
Учитель. В заключение мне хочется прочитать вам слова швейцарского мыслителя 18 века Лафатера: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда больше нечего сказать». Если мы сможем это усвоить, получим возможность продуктивно общаться  и  беседуя с друзьями, и в деловой обстановке. Чтобы обладать культурой речи, надо много работать: читать умные книги, разговаривать с умными людьми, стремиться узнавать новое. И тогда, в какой бы ситуации вы не оказались, у вас обязательно будет шанс на победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия для учащихся 5-9 классов. "Вечерние посиделки"

Актуальность: Современное общество всё реже и реже проводит долгие зимние вечера за совместным рукоделием. Молодёжь чаще общается по телефону, играет вместе ...

Внеурочное мероприятие для учащихся X-XI классов «Географический КВН»

Фрагмент проведения внеурочного мероприятия для учащихся X-XI классов «Географический КВН»Ход мероприятияВедущий.Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир географии. У нас собрались...

Внеурочное мероприятие для учащихся 6- 8 классов «Путешествие в край чистой воды»

Интегрированное внеурочное мероприятие. Участие в конкурсе для учителей «Путешествие в край чистой воды» (3 место )....

Внеурочное мероприятие для учащихся 7-ых классов - викторина "Англоязычные страны"

Материал содержит полное описание хода проведения викторины, раздаточный материал для команд, ключи для жюри, презентацию для проведения мероприятия....

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 9-х классов "Деловой английский"

Данная программа «Деловой английский» разработана  для учащихся 9-х классов, желающих овладеть основами устного и письменного делового общения на английском языке....

Методическая разработка внеурочного мероприятия для учащихся 9-11 классов (естественно-научная грамотность)

Данная разработка окажет молодым специалистам помощь при подготовке к предметным неделям естественно-математического цикла. В игре представлены вопросы, заранее подготовленные педагогами к учащимся ст...