Поговорим об осени
классный час по теме

Краснова Флюра Ахметовна

 "Время года в стихах и звуках"

/внеклассное мероприятие/

Цели: воспитание любви ,бережного отношения к природе, учить чувствовать и понимать красоту осеннего пейзажа на основе лучших поэтических произведений поэтов 19-20 вв.

 Оформление: зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками.

Слайды об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_ob_oseni_v_stikhakh.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя(сменная)общеобразовательная школа №2»

г. Альметьевск

Номинация: Сценарий проведения экологических внеклассных и внешкольных мероприятий.

Тема: «Время года в стихах и звуках»

Учитель русского языка и литературы

Краснова Флюра Ахметовна


 "Время года в стихах и звуках"

/внеклассное мероприятие/

Цели: воспитание любви ,бережного отношения к природе, учить чувствовать и понимать красоту осеннего пейзажа на основе лучших поэтических произведений поэтов 19-20 вв.

 Оформление: зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками.

Слайды об осени.

Звучит песня «Листья желтые над городом кружатся»

Общий музыкальный фон замолкает и начинает звучать песня группы “ДДТ” “Что такое осень?” (возможно живое исполнение этой песни группой учителей или ребятами).

На последних аккордах этой песни ведущие начинают вечер.

1-й вед. Добрый вечер, друзья !        Золотая Осень пришла в наш город. Та самая «унылая пора», когда мелкий дождик и танец листьев за окном внушают желание почувствовать себя немножко британцем: завернуть ноги в теплый плед и сесть с кружкой черного чая у камина… Любимое время года многих русских поэтов, дававшее им вдохновение. Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!

2-й вед. Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.

1-й вед. Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени.

2-й вед. Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов 19 и 20 веков. Обратимся к их творчеству.

1-й вед. Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.

(1-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень” на фоне классической музыки, П.И.Чайковский “Времена года”)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

2-й вед. Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении

(2-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной . В ней много доброго; любовник не тщеславный . Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

(3-й учащийся продолжает чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

1-й вед. “Болдинская осень” называют осень 1830 года,  Пушкин в имении Болдино был всего 3 месяца. А сколько замечательных произведений им создано за это время ! . Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь.

2-й вед. Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнёва: “Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал”.

1-й вед. Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И. и Фет А.А.

2-й вед. Ф.И.Тютчев вошёл в сознание читателей как вдохновенный певец природы. Природа для него является постоянным источником впечатлений и раздумий. У него есть необыкновенная способность улавливать именно те черты, по которым в воображении “читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина”.

1-й вед. Одного, точно найденного эпитета “день как бы хрустальный” и зорко подмеченной детали “паутины тонкий волос” поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном восприятии картину ранней осени во всей её конкретности. Тютчев показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени.

2-й вед. В “кроткой улыбке” увядающей осенней природы, поэт разглядел стыдливую улыбку страдающего “разумного существа”, за беспросветной дождливой завесой разглядел незримые человеческие слёзы. Нам близок и дорог Тютчев – вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту.

(4-й учащийся читает стихотворение “Есть в осени первоначальной…”)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

1-й вед. А. А.Фет – поэт пейзажной лирики второй половины XIX века

Лирика Фета особенная. В своих стихах он уходит в природу и любовь, ищет красоту и находит её. А.А.Фет – поэт природы в широком смысле этого слова. Свежесть, природность, богатство эмоционального мира сопровождают поэзию Фета. Природа у него одушевлена. Вот стоит только прочитать стихотворение “Тополь”

(5-й учащийся читает стихотворение “Тополь” А.А.Фета)

2-й вед. А.И.Кольцов выдающийся русский поэт первой половины XIX века.

Вырос среди степи и мужиков. Мечтою, душою, сердцем и кровью любил русскую природу. Тема поздней осени Кольцова отдаёт печалью, тоскою, но сколько ярких красок можно встретить при чтении песен об урожае в его произведениях “Урожай”, “Песня пахаря”. Его радует и умиляет рожь, шумящая спелым колосом. Он не был земледельцем, но осенний урожай был для него, как и для крестьян, был светлым праздником.

(6-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.Кольцова “Косарь”)

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошенная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохнете,

1-й вед. Константин Дмитриевич Бальмонт поэт рубежа веков. (годы жизни 1867-1942 г.) Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворениям  присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций. Искусная рифма, они по- настоящему интересны.

2-й вед. Судьба этого поэта сложна и интересна. Будучи одним едва ли не самым известным среди русских поэтов в период с 1895 по 1905 год. Он в 1921 году эмигрирует во Францию, живёт, сильно нуждаясь. В этот период создаёт цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

(7-й ученик читает стихотворение К.Бальмонта “Осень”)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1-й вед. Величава и торжественна поэзия Брюсова В.Я. У неё трубный голос, медное звучание. Его строфа – литая, упругая. Брюсов любит весомую, подчиняющуюся чеканке природу. У него нет пронзительности, певучести и благозвучия Бальмонта. У него своя громоздкая поступь, свой лик, своя стезя. Но даже через всю строгость и торжественность, чеканность поэзии Брюсова передается осеннее настроение, сама осень как нечто холодное, ясное, но и одновременно прекрасное.

(8-й ученик читает стихотворение В.Я.Брюсова “Осеннее чувство”)

2-й вед. Необычная впечатлительность и восприимчивость И.А. Бунина легли в основу его стихов. Яркость и богатство оттенков изображения окружающего мира поражают читателя.

1-й вед. Читая его стихи, ты как будто бы оказываешься в жёлтом осеннем лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчанье и покой.

(9-й ученик читает стихотворение И.А.Бунина “Не видно птиц..”)

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном монотонным
Гудит-поет в стволы ружья.

2-й вед. Невозможно не сказать о лирике такого известного поэта XIX века как Сергее Александровиче Есенине. Его поэтическое творчество обладает такой музыкальностью, что хочется не читать его стихи, а петь, что мы и будем сейчас делать.

В исполнении учащихся звучат песни на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая”. Все гости и участники вечера поют песни на слова С.А.Есенина.

Ведущий:         Осень - пора сбора урожая, и сейчас вы имеете возможность собрать свой,

интеллектуальный урожай.

Викторина для тех, кто много читает и много знает

  1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)
  2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
  3. Как иначе в России называют баклажаны? (Синенькие)
  4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
  5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
  6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
  7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
  8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)
4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
5. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
6. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
7. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
8. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)
9. Чем заканчивается осень? (ноябрем)

Жюри учитывает количество правильных ответов.

Конкурс «Презентация королевы осени» (тихо играет музыка)

Конкурс «Составь пословицу». А сейчас новый конкурс «Составь пословицу»

(на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой). Звучит музыка,

жюри учитывает правильность и быстроту. 

1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.

8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.

Конкурс «Ветер». Каждой команде дается по воздушному шарику. Ваша задача — дуть на шарик, продержать его как можно дольше в воздухе.

Конкурс «Приз – сюрприз». Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

Ведущий:         Глазомер у вас хороший, а теперь проверим вашу смекалку.

Конкурс загадок. Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загадывается следующей команде.

Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

(Туча)

Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило.

(Дождь)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

(Туман)

Долгоножка хвалится:

"– Я ли не красавица?!"

А всего-то косточка,

Да красненькая кофточка.

(Вишня)

Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая – чернеет.

(Смородина красная и чёрная)

Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них внутри,

Борода - снаружи!

(Кукуруза)

Росли на грядке

Зелёные ветки,

А на них –

Красные детки.

(Помидоры)

Красная мышка

С белым хвостиком,

В норке сидела

Под листиком.

(Редиска)

Был ребёнок -

Не знал пелёнок,

Стал стариком -

Сто пелёнок на нём.

(Кочан капусты)

Стоит он задумчивый

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице.

(Подсолнух)

Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито.

(Ягода шиповника)

В сенокос горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка?

(Рябина)

Стоит дуб на горе,

Никто к нему не подойдёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица,

А кто подойдёт,

Тот с собой понесёт.

(Репейник)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает.

(Лес)

Сто один брат,

Все в один ряд –

Вместе связаны стоят.

(Сноп)

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.

(Птица)

Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольет.

(Комар)

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.

(Муха)

Сначала клин,

Потом блин,

Течёт вода –

Ему не беда.

(Зонт)

А теперь пришло время подвести итоги. Слово для подведения итогов и награждения представляется ЖЮРИ. Звучит музыка.

Пока жюри подводит итоги,  зрители и участники просматривают слайды об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Мисс Осень 2011г!

Данное мероприятие ежегодно проводится в нашей школе. Претендентки на звание "Мисс Осень" демонстрируют свою смекалку и творческие способности в конкурсно - развлекательной програме....

Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...

"Поговорите с ребенком об осени"

Буклет "Поговорите с ребенком об осени" - в помощь родителям. Знакомство с сезонными изменениями в природе...