Главные вкладки

    Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.
    методическая разработка на тему

    Тинт Наталия Викторовна

    Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:

    - на формирование и расширение словаря;

    - формирование фраз разной структуры;

    - формирование навыков связной речи;

    - обогащение представлений ребёнка о себе и окружающем мире;

    - уточнение, расширение словаря по теме и введение обобщающих понятий;

    - формирование навыка понимания и использования форм единственного и множественного числа существительных и глаголов;

    - формирование навыка построения словосочетаний и предложений;

    - формирование диалогической и монологической речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Домашнее задание. Прогулка в осеннем парке, обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

    1. Летом было тепло, а осенью стало прохладно. Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер. На деревьях пожелтели и начали опадать листья. Земля покрылась ковром из опавших листьев. Походите вместе с ребёнком по листве, послушайте, как она шуршит под ногами. Затем вместе с ребёнком  соберите букет из осенних листьев.
    • Прочитайте  стихотворение:

    Осень, осень, листопад,

    Листья по ветру летят.                 Можно использовать, как речь с движением.

    Листья по ветру летят,

    Под ногами шелестят.

    • Собираем листики

     2.  Дома рассмотрите, какой формы, цвета и величины листья в вашем букете. Найдите листья, одинаковые по форме и цвету.

    3. Покажите ребёнку, как можно по картинкам составить рассказ об осени. Для этого предъявляйте сюжетные картинки и сопровождайте их фразами: «1. Наступила осень. 2. Осенью редко светит солнце. 3. Осенью часто идет дождь. 4. Осенью дует холодный ветер. 5. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают» (используем мнемосхему ).

    - Покажите ребёнку  знакомые  картинки об осени и помогите составить рассказ об этом времени года. (Предъявляйте картинки и начинайте фразу, а ребёнок будет ее заканчивать).

    • Наступила...                осень.
    • Осенью редко светит...     солнце.
    • Осенью часто...             идет дождь.
    • Осенью дует...                 холодный ветер.
    • Осенью листья на деревьях... желтеют и падают.

                   Это время называется листопад.

     4.Тихо и громко.

    Попросите повторить слово лис -то -пад сначала громко, а потом сказать его несколько раз тихо-тихо — шепотом, так, как будто это опавшие листья шуршат у нас под ногами.

    Затем дуем на листики (на деревце), как осенний ветер.

    Покажите, как это делать: вытянуть губы в трубочку и подуть на крону так, чтобы деревце слегка согнулось под струей воздуха. При этом пособие надо держать в руке на уровне губ. Дуть спокойно, не надувая щек.

    Скажите, что ветер может быть сильным — тогда он громко завывает: «У-У-У...», а может быть и слабым — тогда он тихонько поет: «у-у-у...». Предложите малышу самому изобразить сильный и слабый осенние ветры, произнося звук [у] с разной громкостью.

    5 . Деревце и ветер.

    Предложите поиграть в игру «Деревце и ветер». Ребёнок будет изображать деревце, а мама — ветер. Для этого ребёнку надо встать и поднять руки кверху и раскачивать ими из стороны в сторону, как деревья ветвями. Если ветер дует сильно — то есть взрослый громко и длительно произносит звук [У-У-У...], то ребёнок сильно размахивает руками. Если же ветерок слабый — взрослый произносит звук [у-у-у...] длительно, но тихо, то и дети-деревья лишь слегка покачивают своими руками-ветвями.

    6. Дождик.

    Повторите с  ребёнком пальчиковое упражнение «Дождик». Для этого попеременно ударяйте кончиками пальцев расслабленных кистей рук по столу, изображая падающие на землю капли дождя. Одновременно с движениями кистей рук произносятся слова: «Кап, кап, кап...»

    Скажите ребёнку: «Что это капает? Это дождик начинается.

    Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Побежали все домой».

    Попросите ребёнка изобразить дождик. Темп движений рук и скорость произнесения звукоподражаний меняется в процессе выполнения упражнения. Сначала «идет» сильный дождь (совершаются быстрые движения), потом все тише и тише (движения постепенно замедляются), и, наконец, дождь кончился — руки разводятся в стороны и произносится фраза: «Дождик кончился».

    Скажите ребёнку, что теперь можно снова пойти гулять. Но для этого надо обуть на ножки резиновые сапоги. Ведь после дождя стало мокро.

    Осень, осень, непогода, Лужи прямо у порога.

    Повторите с ребёнком пальчиковое упражнение — указательный и средний пальцы «шагают» по столу — и одновременно прочитайте рифмовку:

    Я иду, я иду, поднимаю ножки.

    У меня на ногах новые ... сапожки. Попросите изобразить, как надо идти по дорожке и перешагивать через лужи.

    7. Осенние звуки.

    Попросите ребёнка внимательно вас слушать и отгадать, какие звуки можно услышать осенью на прогулке. Когда ребёнок будет давать правильные ответы, предъявляйте ему соответствующие картинки.

    Произнесите: «Кап-кап-кап...» (Дождь идет.)

    Произнесите громко и длительно звук [У-У-У...] (Дует холодный осенний ветер.)

    Шепотом несколько раз повторите слово «листопад». (Листья падают на землю и шелестят под ногами.) 

    Игры и задания для закрепления материала

    Игра «Листопад»

    Цель: закреплять знание цветов (красного и желтого); учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.

    Описание игры. Дайте ребёнку в руки пособия «Листочки» — вырезанные из бумаги красного и желтого цвета, наклеенные на палочки — по два листочка. Попросите  показать, как осенью кружатся и падают на землю с деревьев разноцветные листья.

    Читайте стихотворение М. Ивенсен и одновременно показывайте детям движения с листочками: качайте руками над головой, кружитесь на месте, совершайте волнообразные движения руками.

    Падают, падают листья —

    В нашем саду листопад...

    Желтые, красные листья

    По ветру вьются, летят.

    При слове «летят» подбросьте листочки вверх. Предложите ребёнку собрать с пола листочки, рассказать и показать, какого они цвета. (У каждого должно быть по два листочка.) Игру можно повторить несколько раз.

    Игра «Корзина»

    Цель: учить ребёнка застегивать пуговицы (развивать мелкую моторику пальцев рук), закрепить названия цветов.

    Описание игры. Покажите ребёнкупособие «Корзина». Попросите «положить» в корзину дары осени: яблоко, грушу, грибок, листок и цветок. Для этого ребёнок пристегивает на пуговицы, пришитые к корзинке, перечисленные предметы. (Эти предметы изготовлены из плотной ткани, кожи или клеенки и имеют прорезь-петельку посередине.) 

    Игра «У кого такой листок?»

    Цель: развивать у ребёнка конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый и зеленый), величины (большой, маленький).

    Описание игры. Покажите ребёнку заранее подготовленные разрезные картинки «Осенние листья». Обратите  внимание, что листочки разного цвета (красные, желтые, зеленые) и величины (большие и маленькие). Вместе с ребёнком сложите половинки листьев так, чтобы получились целые картинки. Обсудите с ребёнком, какого цвета и величины листья на картинках

    Затем дайте по одной половинке от разрезных картинок и предъявите оставшиеся у вас части картинок,  ребёнок выберет свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок. (Большой красный, маленький зеленый, большой желтый и т.д.)

     

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое логопедическое занятие. Автоматизация звука С в слогах и словах. Лексическая тема:"Основные признаки осени"

    Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида....

    Методическая разработка "Осень. Признаки осени"

    Конспект логопедического занятия для старшей логопедической группы детей с ОНР (5-6 лет)....

    Осенний парк

    МК по рисованию. Работа пошаговая с краткими инструкциями на каждом слайде....

    Октябрь. Экскурсия в осенний парк.

    Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 3 класс коррекционная школа VIII вида...

    Рекомендации. На что обращать внимание при подготовке домашних заданий по истории.

    Для учащихся и их родителей, осуществляющих контроль выполнения домашних заданий детьми....

    Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий учителя-дефектолога в 3 классе коррекционной школы VII вида. «По следам ветра» Тема: «Осень. Признаки осени»

    Содержание квеста-занятия: в ходе путешествия дети будут выполнять задания и находить части картины, чтобы составить из них целую картинку. Результат: При условии выполнения всех заданий дети получат ...

    Экскурсия в осенний парк " Деревья в осеннем лесу"

    *Углубить представления о сезонных изменениях в природе.*Расширить знания детей о деревьях осеннего парка.*Коррекция зрительного восприятия через наблюдения за природой.*Воспитывать умение вести себя ...