Электив 8 класс Арифметические задачи по рыночной экономике
методическая разработка (8 класс) по теме

Поликарпова Елена Викторовна

 

Финансовая математика — это система практически необходимых расчетов во времени с учетом инфляции, валютных курсов, процента и прочих юридических и фактических условий выполнения договоров. В эпоху расцвета всевозможных финансовых инструментов не только бизнесмены и экономисты, но и просто образованные граждане должны иметь возможность в популярной форме познакомиться с азами техники сравнения выгод и потерь от коммерческих и финансовых операций.

Финансовая математика — раздел прикладной математики, имеющий дело с математическими задачами, связанными с финансовыми расчётами. В финансовой математике любой финансовый инструмент рассматривается с точки зрения генерируемого этим инструментом некоторого (возможно случайного) денежного потока.

 Основные направления: классическая финансовая математика или математика кредита (проведение процентных расчётов; вопросы, связанные с различными долговыми инструментами: векселями, депозитными сертификатами, облигациями; анализ потоков платежей, применяемый в банковском деле, кредитовании, инвестировании). Финансовая математика актуальна еще и потому, что дает ключ к пониманию сути бизнеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_8_klass_2013-3014_g.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №24»

Рассмотрена и одобрена на за-        Проверена зам.директор          Утверждена руководителем

седании методического объе-          по учебной части                          образовательного учреждения

динения математики

Председатель МО                                  О.Ю.Лабурина /                    /       С.С.Сурайкин  /                       /

Т.А. Качурина /                             /

«      » сентября  2013г.                          «      » сентября  2013г.                   «      » сентября  2013г.

Программа элективного курса по математике

«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

(финансовая математика)

(8 класс)

Учитель Поликарпова Е.В.

2013-2014 учебный год

«То, что я знаю, приносят мне деньги. То, чего я не знаю, заставляют  меня терять деньги» Р. Кийосаки.

Пояснительная записка.

Финансовая математика — это система практически необходимых расчетов во времени с учетом инфляции, валютных курсов, процента и прочих юридических и фактических условий выполнения договоров. В эпоху расцвета всевозможных финансовых инструментов не только бизнесмены и экономисты, но и просто образованные граждане должны иметь возможность в популярной форме познакомиться с азами техники сравнения выгод и потерь от коммерческих и финансовых операций.

Финансовая математика — раздел прикладной математики, имеющий дело с математическими задачами, связанными с финансовыми расчётами. В финансовой математике любой финансовый инструмент рассматривается с точки зрения генерируемого этим инструментом некоторого (возможно случайного) денежного потока.

 Основные направления: классическая финансовая математика или математика кредита (проведение процентных расчётов; вопросы, связанные с различными долговыми инструментами: векселями, депозитными сертификатами, облигациями; анализ потоков платежей, применяемый в банковском деле, кредитовании, инвестировании). Финансовая математика актуальна еще и потому, что дает ключ к пониманию сути бизнеса.

Многие сферы прикладной экономики можно описать простыми математическими моделями. У этих моделей есть общее ядро, и оно изучаемся финансовой математикой.

Математические основы финансовой математики просты и опираются на обычный школьный курс элементарной математики.

Все, что нужно знать, чтобы освоить финансовую математику — это геометрическая прогрессия, степенная функция, процентные и в редких случаях логарифмические вычисления и решения систем уравнении. Финансовые вычисления не подразумевают владения бухгалтерским учетом. Опыт преподавания и школьникам, и студентам, и взрослым слушателям показывает, что у нас в России материя финансовой математики доступна всем.

Финансовая математика дает весь набор необходимого основного материала, и после некоторой тренировки вы сможете производить нужные вам в жизни финансовые вычисления. Знакомство с финансовой математикой должно вестись в контексте как экономической теории, так и в контексте бурно развивающейся практики. В ней вы найдете не только перечень технических приемов для сопоставления финансовых результатов, но и основы теории процента, дисконтирования, базовые экономические представления о цене земли и другой недвижимости, о ценах акций и облигаций.

Финансовая математика - область математики, посвященная экономическим расчетам. Методик финансовой математики очень много, наиболее часто, с ее помощью решается задача оценки временной стоимости денег, для различных схем инвестирования денежных средств.

Предлагаемый специальный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Данный элективный курс «Арифметические задачи по рыночной экономике» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)для работы с учащимися 8 классов.

Основная цель предмета

Электив «Арифметические задачи по рыночной экономике» ставит перед собой основную цель – научить решать (любые) задачи, научить работать с задачей, анализировать каждую задачу и процесс ее решения, выделяя из него общие приемы и способы, т.е., научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, исследования, а ее решение – как объект конструирования и  изобретения. Таким образом, изучение предмета будет способствовать формированию основных способов математической деятельности.

Кроме того, целями предмета ставятся:

-сформировать  понимание необходимости  знаний  процентных  вычислений  для  решения  большого  круга  задач, показав  широту  применения процентных  расчётов в реальной жизни;

-способствовать  интеллектуальному  развитию  учащихся, формированию  качеств  мышления, характерных  для  математической  деятельности  и  необходимых  человеку    для  жизни  в  современном  обществе, для  общей   социальной  ориентации  и  решения   практических  проблем.

-совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;

-целенаправленное повторение ранее изученного материала;

-развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющих уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (экономика,физика, химия, информатики и др.)

-усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования  прикладных задач

-осуществление функциональной подготовки школьников.

Задача курса

- сформировать  умения  производить  процентные  вычисления, необходимые  для  применения  в  практической деятельности;

- решить  основные  задачи  на  проценты, применять формулу  сложных  процентов;

- привить  учащимся  основы  экономической  грамотности;

- помочь  ученику  оценить  свой  потенциал  с  точки  зрения  образовательной  перспективы.

- учить  ребёнка  соединять  воображение  с  логикой;

- подготовить учащихся к сознательному усвоению начал финансовой математики и приобретения начальных навыков финансовых и коммерческих расчетов.

-дать ученику возможность проанализировать свои   способности;

-оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим.

- подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;

-помочь ученику выбрать  профиль в дальнейшем обучении  в средней  школе.

Функции учебного предмета:

-ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

-компенсация недостатков обучения  математике.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с  учетом  индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);
  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

                   Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный учебный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.

                   Предлагаемый предмет является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.   Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

                     Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.

Основная функция учителя в данном предмете состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

В курсе выделены три раздела:

задачи на расчет простых и сложных процентов(9 часов). Здесь даются понятия процента, сложных и простых процентов. Одной из важнейших тем является задача расчета наращенных процентов по инвестированному капиталу. При любом типе экономики, где капитал имеет стоимость и инфляция положительна, рубль сегодня стоит больше рубля, который должен быть получен через год, два, три. Именно для этого применяются варианты расчета процентов, которые идентифицируют денежные потоки во времени, определяя стоимость денег с учетом будущих периодов. Зная текущую стоимость будущих денежных потоков, мы можем нивелировать разницу во временном распределении денежных потоков.

  • задачи на учет векселя(12 часов). В данной части курса рассматривается понятие векселя, валютного векселя, дисконта и решаются задачи на учет векселей.
  • рекламные задачи.(13 часов). Здесь рассматриваются закон Поттера и закон Паркинсона. Решаются рекламные задачи.

Предложенные задачи помогут выпускникам основной школы производить финансовые и коммерческие расчеты и будут полезны в дальнейшей жизни.

Календарно-тематическое планирование.

№№ п/п

Тема

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

Задачи на проценты

2 ч.

7 ч.

9 ч.

2

Задачи векселей

2 ч.

1 ч.

9 ч.

12 ч.

3

Рекламные задачи

2 ч.

1 ч.

10 ч.

13 ч.

Всего

2 ч.

26 ч.

34 ч.

Тематическое планирование.

Тема

Число

уроков

1

Финансовая математика. Чем она занимается?

1

2

Проценты. Сложные и простые проценты.

1

3

Кредиторы и дебиторы.

1

4

Годовая ставка процента.

1

5

Расчет доходности коммерческих сделок.

1

6

Закон Мерфи о деньгах.

1

7

Задачи на простые и сложные проценты.

1

8

Задачи на простые и сложные проценты.

1

9

Законы Мерфи о жизни.

1

10

Понятие векселя.

1

11

Валютный вексель.

1

12

Понятие дисконта.

1

13

Финансовая Мэрфология.

1

14

Задачи на учет векселей.

1

15

Задачи на учет векселей.

1

16

Парадокс заемных средств  Светлова.

1

17

Законы Паркинсона.

1

18

Первый закон Паркинсона.

1

19

Второй закон Паркинсона.

1

20

Закон задержки  Паркинсона.

1

21

Решение задач на учет векселей.

1

22

Понятие рекламы.

1

23

Ликвидность или возвратность.

1

24

Ликвидность или возвратность.

1

25

Доходность.

1

26

Доходность.

1

27

Срочный депозит.

1

28

Срочный депозит.

1

29

Рекламные задачи.

1

30

Рекламные задачи.

1

31

Рекламные задачи.

1

32

Рекламные задачи.

1

33

Рекламные задачи.

1

34

Пословицы и поговорки о деньгах.

1

35

Итоговое занятие. Защита проекта.

1

Ожидаемый результат

учащийся должен знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, понятия финансовой математики; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости применения моделирования;
  • значение математики как науки;
  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

уметь:

  • решать задания, по типу приближенных к заданиям  государственной итоговой аттестации (базовую часть)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне,
  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.

Литература для учителя.

1.Никольский С.Н.,  Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра в 7 классе: методические  материалы. – Просвещение.

2.Задачи  на  проценты  как  проблемы  словоупотребления //  Математика  в  школе.

3.Башарин Г.П. Начала  финансовой  математики. -  М

4.Вигдорчик Е, Нежданова Т.  Элементарная  математика  в  экономике  и  бизнесе.

5.Дорофеев Г.В., Седова Е.А.  Процентные  вычисления.// Методическое  пособие.

6. Симонов А.С. Проценты и банковские  расчёты //  Математика  в  школе.

7.Малыхин В. И. Финансовая математика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 237 с.

8. Галицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.

Литература  для  учащихся.

1.Виленкин Н.Л. За  страницами  учебника  математики. – М: Просвещение.

2.Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. и др. Готовимся  к  единому  государственному  экзамену.

3.Цыпкин А.Г., Пинский А.И.  Справочное  пособие по  математике  для  средней  школы/под редакцией В.Л. Благодатских. – М:Наука.

4.Шевкин А.В.  Текстовые  задачи. – М: Просвещение.

5.Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В.. Пособие для  подготовки к единому  государственному  экзамену и  централизованному  тестированию  по  математике. – 3-е изд. – Ростов – на – Дону: Феникс.

6.Большой  справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др.  Москва: Дрофа, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс обществознание РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

сформировать  представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений  анализироват...

презентация "Рыночная экономика" 8 класс

презентация разработана для учащихся 8 класса по учебнику Боголюбова....

разработка урока по обществознанию в 8 классе "Рыночная экономика"

урок  к учебнику под редакцией  Боголюбова Л. Идёт формирование представления о механизме рыночной экономики...

Конспект урока по географии 9 класс "Особенности смешанной и рыночной экономики"

Цель:  ознакомление  с элементами  рыночной и смешанной экономики.Рыночная экономика основана не на государственной, а  на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции,...

Презентация "Рыночная экономика". Обществознание. 8 класс

Обществознание. 8 класс. Урок 4 Экономика. Рыночная экономика. По учебнику  под редакцией Л.Н.Боголюбова...

Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"

Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания....