Открытая дискуссия
классный час (10 класс) по теме

Открытая дискуссия "Жизнь человека- высшая ценность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_diskussiya.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая дискуссия: Жизнь человека – высшая ценность.

«Моё мнение» (слайд 1)

Добрый день уважаемые учащиеся, учителя, а так же гости нашего сегодняшнего мероприятия. Я рада видеть вас на открытой дискуссии. Открытую дискуссию сегодня поведу я, Шмакова Юлия Александровна. Вы меня знаете как учителя английского языка. Но мало кто из вас знает, что я получаю второе образование – образование юриста.  И сегодня мне бы хотелось поговорить о самом важном, что у нас есть – это о нашей жизни.

Мне не стоит говорить о том, что каждый из нас обязан прожить свою жизнь достойно. Но для начала, давайте подумаем, что же такое жизнь? Этот вопрос многие пытаются ответить на протяжении всего существования человека.

 (слайд 2) Давайте посмотрим на экран.

Жизнь — период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти.

Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора.

Жизнь—       это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

Что такое, по вашему, жизнь???

А жизнь человека??? (учащиеся отвечают на вопросы)

(слайд 3)

Так давайте сделаем вывод, что Жизнь человека – высшая ценность.

(слайд 4)

  • Чтобы нам было проще это доказать давайте создадим синквейн на тему «Жизнь».

(Синквейн— пятистрочная стихотворная форма. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)

А я бы хотела показать вам свой синквейн на тему «Жизни»

        Синквейн

Жизнь

Единственная и неповторимая

Беречь, радоваться, наслаждаться

Нуждается в защите и государства и самого человека.

Ценность

(слайд 5)

(слайд 6) Песня «Жизнь – это миг...»

(слайд 7) 

Проблемный вопрос???

Все говорят о праве на жизнь, о том что это – первое, важнейшее, естественное право человека, но мы видим, что как только человек появился на Земле, он начал убивать. История человечества – это история войн, преступлений. Может быть, право на жизнь – всего лишь заблуждение наивных мечтателей или же это сознательный обман?

 Существует ли право на жизнь?

 (слайд 8)

Попробуйте найти выход из ситуации: « В одной из крупных клиник восемь пациентов ожидают операции по пересадке сердца…Наконец-то долгожданное сердце появилось, кому же из клиентов его пересадить?»

(слайд 9)

Варианты решений:

•20- летний прославленный спортсмен, многократно представлявший свою страну (попал в аварию, находясь за рулём автомобиля. Предположительно в алкогольном опьянении)

5-летняя девочка с замедленным умственным развитием.

•62-летняя мать шестерых взрослых детей.

30-летний священник.

•45-летняя бездетная женщина-врач, которая работает над проблемами исследования рака

28-летний вьетнамский рабочий. Который во время пребывания в нашей стране стал жертвой несчастного случая.

40-летний бывший депутат парламента, в настоящее время- предприниматель, прекрасный семьянин.

(Обсуждение учащимися)

Давайте обратимся к статьям из всеобщей декларации прав человека. Какие статьи «Всеобщей декларации прав человека» (10 декабря 1948 года) могут быть использованы для решения этой проблемы?

 (слайд 10)

Статьи:

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. 

Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

 Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

(слайд 11)

Так же давайте обратим внимание на «Конвенцию о правах ребенка»

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года 20 ноября 1989 года.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Теперь я думаю, мы можем сделать вывод, что каждый имеет право на жизнь?! (слайд 12)

 (слайд 13)

Право на жизнь - первооснова всех прав и свобод, оно составляет абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека.

Мы все имеем право:

Право на жизнь

Право на социальное обеспечение

Право на охрану здоровья

Право на благоприятную окружающую среду

Право на защиту от жестокого обращения и насилия

Право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических веществ

(слайд 14)             Жизнь человека коротка. Но в течение своей  короткой жизни  он сталкивается со многими нарушениями права на жизнь. Кто или что может угрожать жизни человека?                                              

Кто или что может угрожать жизни человека?

•Война

•Преступники

•Недостаток врачебной помощи

•Врождённые болезни

•Собственная беспечность

•Самоубийство

•Смертная казнь

(слайд 15) То  есть, мы выделяем два аспекта в реализации права на жизнь

Два аспекта

1. Право личности на свободу от любых незаконных посягательств на жизнь со стороны государства, его представителей или частных лиц

2. Право личности на свободное распоряжение своей жизнью

Нарушение права на жизнь порождает проблемы  реализации права на жизнь   (слайд 16) Проблемы реализации права на жизнь

Существует ряд проблем, с которые хотелось бы выделить (слайд 17)

Первая проблема

Право на жизнь и смертная казнь.

Вторая проблема

Право на жизнь и аборты.

Третья проблема

Право на жизнь и эвтаназия.

Четвертая проблема

Право на жизнь и право на свободное распоряжение своей жизнью.

Пятая проблема

Право на жизнь и необходимость жертвовать своей жизнью

Мне хотелось сегодня обратить ваше внимание на первую проблему (слайд 18)

Право на жизнь и смертная казнь.

Что же такое смертная казнь? (слайд 19)

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве высшей меры наказания (обычно за особо тяжкое преступление). «исключительная мера наказания», «высшая мера наказания», «высшая мера социальной защиты».

Смертная казнь - как средство уголовного наказания, применяемого государством за совершение тяжких преступлений.

(слайд 20) Давайте обратимся к различным эпохам истории. Проблема  смертной казни в истории нашей страны. В десятом веке при Киевском князе Владимире на Руси было введено христианство как государственная религия. Христианство содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, развитию отношений Древней Руси с соседними государствами.  Именно в этот период и  создается  первый свод русского права. Мы говорим о Русской правде, которую создали сын и внуки великого князя Киевского Владимира - Ярослав Мудрый, Изяслав, Святослав и Всеволод. Именно Русская правда дает нам возможность предположить, что в Древней Руси смертная казнь существовала, но именно этот документ сообщает нам  и о первой попытке отменить  ее:  После [смерти] Ярослава снова собрались его сыновья Изяслав, Святослав, Всеволод [...] и отменили мщение смертью за убийство.  Пять слов, выделенных жирным шрифтом, требуют остановки по двум причинам. Во-первых, начиная с Ярослава Мудрого,  христианская Русь пытается отказаться и от    мщения, и от смертной казни. Во-вторых, нам важно знать, что  примерно в одно время в Древней Руси появилась и “Правда Ярославичей”, и  Поучение Владимира Мономаха:   (слайд 21) 

“Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-либо смерти”.

   Но задолго до Владимира Мономаха  и его современников Ярославичей  против казни высказался Великий князь Владимир Киевский. Произошло это в  канун крещения Руси, когда  византийские епископы напутствовали князя такими словами: “Достоит тебе, княже, казнити разбойников, ты поставлен от Бога на казнь злых людей”. Великий князь отвечал на это:  “Боюсь греха!”

(слайд 22) Годы Великой Отечественной войны…… Стихотворение Юлии Друниной «Комбат»

Комбат

Когда, забыв присягу, повернули

В бою два автоматчика назад.

Догнали их две маленькие пули-

Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,

А он, пытаясь, побежал вперёд.

За этих двух его лишь тот осудит,

Кто никогда не шёл на пулемёт.

Потом в землянке полкового штаба,

Бумаги молча взяв у старшины,

Писал комбат двум бедным русским бабам,

Что….смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям

В глухой деревне плачущая мать.

За эту ложь комбата кто осудит?

Никто его не смеет осуждать.

(слайд 23) Вопросы

С каким чувством эти люди совершали убийства?

•Они были уверены в справедливости своих поступков?

•А вы считаете справедливыми эти поступки?

•Испытывали ли эти люди жалость к жертвам?

(Учащиеся отвечают на вопросы)

(слайд 24) Казнить, нельзя помиловать».  Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами. Одни называли богиню Фемида, другие Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться без гнева и пристрастия. Попробуем и мы взвесить «за» и «против». Легко ли это? «Казнить нельзя, помиловать».

“…SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия.

Казнить нельзя, помиловать.

Вот уже на протяжении сотен лет общество пытается раз и навсегда поставить запятую в этой «истории блуждающей запятой». Но всегда делится на сторонников и противников смертной казни. В связи с вступлением в Совет Европы (28 февраля 1996 года) Россия взяла на себя обязательства подписать в течении одного года и ратифицировать не позднее, чем через три года с момента вступления Протокол №6 к «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», касающийся отмены смертной казни в мирное время.

                 Давайте посмотрим, как относились к смертной казни великие русские классики??

 (слайд 25)

Сергей Николаевич Булгаков

•«Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчётливое, сознательное, принципиальное убийство- убийство без всякого аффекта, без всякой страсти, без всякой цели, убийство ради убийства. И в этом её главный грех и ужас».

(слайд 26)

Советский учёный, правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров

“Вопрос о смертной казни – вопрос принципиальный. Может ли быть наказанием насильственная смерть?

И всегда есть возможность судебных ошибок. Смертный приговор делает их непоправимыми...”

(слайд 27)

19 июля 1906 года Государственная Дума единогласно приняла закон “Об отмене смертной казни”. Дальше предстояло обсуждение в верхней палате российского парламента -  Государственном Совете. Н.С. Таганцев был членом Государственного Совета и хорошо знал о негативном отношении коллег к данному законопроекту. И,  несмотря ни на что, он со всей силой  ораторского мастерства доказывал необходимость отмены этого изжившего себя средства борьбы с преступностью. Из выступления Н.С. Таганцева: Государство должно воспитывать в народе уважение к личности, свободе, а этого нет при исполнении смертной казни. Отмена смертной казни не означает, что убийства и тяжкие злодеяния останутся безнаказанными, а лица, их совершившие, не перестанут быть преступниками, их ждет каторга или ссылка на поселение. В жизни так много горя и страдания и не надо новой жестокости. Я верю, что в русском народе не утратились нравственные основы любви к ближнему, что он не забыл заповеди Того, кто на кресте молился за своих врагов”

Решительно выступает против смертной казни церковь (слайд 28) Перед вами картина И.Е.Репина «Святой Николай Мирликийский спасает трёх невинных от казни». Однажды правитель за денежное вознаграждение отправил на казнь трёх невинных. Посмотрите, один из них – седой старец, другой – юноша, третий - мужчина средних лет. Вот уже палач занёс свой меч над головой осуждённого… И в последнее мгновение появился Николай Чудотворец (слайд 29), и справедливость восторжествовала. Невинные были спасены. А правитель раскаялся

(Библейская заповедь «Не убий». И.Е.Репин «Святой Николай Мирликийский» избавляет невинноосужденных от смертной казни».)

3 июня 1999 года  был помилован  последний из почти 800 человек приговоренных к смертных казни.  Мы сделали еще один шаг на пути становления России как правового государства. Мораторий на исполнение смертных  приговоров действует с 1996 года, сами приговоры к высшей мере наказания не выносятся с зимы 1999 года. Остается очень важный шаг – привести Уголовный кодекс в соответствие с нашими международными обязательствами и отменить смертную казнь законодательно.

 (слайд 30) Но последний статистический опрос показал, что 70% россиян высказались за введение смертной казни и даже за увеличение статей уголовного кодекса по применению смертной казни, а за полную и немедленную отмену смертной казни набралось не более 15% опрошенных.

(слайд 31) А какой выбор делаете вы???

(слайд 32) Ситуация: Представьте себе, что вы присутствуете на заседании Государственной Думы, где идёт обсуждение вопроса- вводить или нет смертную казнь? Но, при этом вы должны помнить, что.. (слайд 33)

Право на жизнь – это ограничитель смертной казни.

Что может служить основанием для лишения человека жизни?

 (слайд 34)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.) не признаёт нарушением лишение жизни:

1) если оно является результатом применения силы, абсолютно необходимой «для защиты лица от законного насилия»;

2) «для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях»;

3) «для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа»

Но прежде, чем вы выскажете своё мнение,  вспомним о недавних событиях в стране. (слайд 35 - 37) Террористический акт в Беслане 1сентября 2004г.

Группа                                                            Погибло

•Дети от 1 до 17 лет                                       (186 чел)

•Учителя / сотрудники школы                        (17 чел)

•Бойцы спецназа ЦСН ФСБ                           (10 чел)

•Сотрудники МЧС                                           (2 чел)

•Родственники, гости и друзья учащихся       (118 чел)

•Милиционеры                                               (1 чел)

•Всего                                                      334 человека

(слайд 39-40) Московское метро 29 марта 2010г.  Убиты мгновенно. Жертвы...

 (слайд 41) В результате взрывов погибло 40 и ранено 88 человек. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии

(слайд 42-45) 4 января 2011г. стал очередным днем траура в России, вновь – по причине теракта. Мощный взрыв прогремел в зале прилета международного аэропорта Домодедово в 16.32. Как сообщает МЧС, пострадало 170 человек. 35 – погибли, 76 госпитализированы.

 (слайд 46) Массовое убийство, да еще такое жестокое, потрясло и людей в погонах, и обывателей. 12 трупов, четыре семьи, в том числе четверо детей в возрасте от 9 месяцев до 14 лет…Такого не то, что на Кубани, а в целом по России давно уже не было.

(слайд 47) 

1. Смертная казнь за любые преступления должна быть заменена пожизненным заключением в особо охраняемых тюрьмах.

2. В принципе смертную казнь отменять нужно, но в данный момент в России этого делать нельзя.

3. Смертную казнь нельзя отменять ни в коем случае

(слайд 48)

Имеет ли государство ( пусть и на законном основании) отнимать у человека жизнь)??? (Учащиеся выражают свое мнение)

Давайте посмотрим, какие аргументы выделяют за смертную казнь:  (слайд 49)

Аргументы за смертную казнь:

1) Криминолог США В. Реклесс:

•Принцип талиона – соответствие вины преступлению

•Предупреждение

•Искупление

•Защита интересов общества

2) Криминолог США В. Сазерленд: 

•Предупреждение преступности

•Экономические причины

•Замена суду Линча

•Освобождение общества от «дефектных личностей»

•Надёжнее, чем пожизненное заключение (отсутствие амнистии)

 (слайд 50)

Аргументы «за» смертную казнь

•Защита общества

•Сдерживающее воздействие

•Экономическая несправедливость пожизненного заключения

•Месть

•Смертная казнь как акт гуманизма

(слайд 51)

Аргументы «против»

•Возможность судебной ошибки

•Отсутствие сдерживающего воздействия

•Отсутствие борьбы с причиной

•Противоречие международным нормам

•Существование профессии палача

•Аморальность экономического аргумента

(слайд 52)

Обратите внимание, что наш президент думает о смертной казни. Заявление В.В.Путина, посвящённое смертной казни в стране.

«Опросы показывают, что большинство россиян выступают за возврат смертной казни. Я этих людей понимаю…Многие люди погибли от рук банд международных террористов. Могу сказать, что своими руками бы их задушил. Но это только эмоции. Если правильно, что мы больше всего страдаем от зла, которое находится в нас самих, то, ужесточая наказание, государство не устраняет жестокость. Тем более что смертная казнь – это не наказание, а месть со стороны государства. Государство не может присваивать себе право, которым обладает только Всевышний. – отнимать жизнь у человека. Я против восстановления смертной казни в России»

(слайд 53)

А какой выбор делаете вы??? (идет голосование, выражение мнений)

(слайд 54)

Бывший министр юстиции Павел Крашенников. ПРОТИВ смертной казни:

1) смертная казнь не применяется с 1997г. Что существенно не казалось на динамике особо тяжких преступлений. Не повлекло массовых протестов со стороны граждан. Это свидетельствует о благоприятном социально-психологическом фоне для отмены смертной казни;

•2) к безотлагательной отмене смертной казни побуждает и реальная ситуация, сложившаяся в связи с неисполнением ранее вынесенных судебных приговоров. Условия, в которых содержатся приговорённые к смертной казни в следственных изоляторах, можно характеризовать как пытки;

•3) возможность судебных ошибок требует скорейшего решения этого вопроса;

•4) в российском уголовном законодательстве предусмотрена альтернатива смертной казни – с 1992г. это пожизненное лишение свободы; в России этот вид наказания является значительно более жёстким, чем в других европейских государствах (полная изоляция от общества);

•5) отмена смертной казни диктуется необходимостью выполнения юридических международных обязательств, взятых на себя РФ при вступлении в европейское сообщество государств.

(слайд 55) А  в основе международных  юридических  обязательств  лежит основное право человека – право на жизнь. И еще раз подтверждаем. Каждый имеет право на жизнь?!

(слайд 56)

•Жизнь удивительно прекрасна,

•Какое чудо просто жить!

•Пришли на Землю не напрасно,

•Здесь жизнью надо дорожить.

(слайд 57) Давайте еще раз обратимся к синквейну.

Синквейн

Жизнь

Единственная и неповторимая

Беречь, радоваться, наслаждаться

Нуждается в защите и государства и самого человека.

Ценность

Цените свою жизнь и помните, что это самое дорогое, что у нас есть! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-дискуссия "Петр Первый" (10 класс)

Открытый урок-дискуссия "Петр Первый"...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий

Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...

Профориентационная открытая дискуссия «Остаться в живых: умирающие профессии»

Методическая разработка Профориентационная открытая дискуссия  «Остаться в живых: умирающие профессии»...

Внеурочное мероприятие 5 класс. Дискуссия по теме «Человек – открытая книга или чужая душа - потемки».

Внеурочное мероприятие в форме дискуссии по теме «Человек – открытая книга или чужая душа - потемки»....

Открытый урок-дискуссия по литературе в 9 классе

laquo;Гений и злодейство две вещи несовместные» ( по произведению А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”)....

Открытый урок по теме: "Бородино- дискуссия двух столетей"

Урок был проведен в 9в классе в рамках  школьного этапа "Учитель года 2024". На уроке присутсвовали завучи гимназии и гости - участники конкурса "Учитель года 2023" предапават...