Открытый урок-дискуссия по литературе в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс)

«Гений и злодейство две вещи несовместные»

 ( по произведению А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_v_9_klasse.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Открытый урок-дискуссия по литературе

«Гений и злодейство две вещи несовместные»

 ( по произведению А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”).

 в 9 «А»  классе.

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Попова Г.Ю.

Егорьевск, 2021

Тема: “Гений и злодейство две вещи несовместные”. Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”.

Эпиграф:  Бессильный враг – наш лучший друг,

завистливый друг – злейший из наших врагов.

Чаадаев

Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение.

Чаадаев

Цели урока: 1) Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души пораженной гордыней.

2) показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии).

Тип урока: урок- дискуссия. Интеграция литературы и музыки.

Оборудование: 1. Портрет Пушкина.

2. Рисунок “Моцарт и Сальери”.

3. Музыка Моцарта.

4. Факты биографии композиторов.

5. Пианино, свечи, фужеры.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Учащимся сообщается тема урока, определяются цели и задачи. Эпиграфом  к уроку я предлагаю слова поэта современника А.С.Пушкина Чаадаева. (Запись в тетради).  Включается музыкальное сопровождение, учащиеся слушают ммузыку и рассказ учителя.

2. История создания трагедии.

 

1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые  она напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.

III. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии.

«Самое существенное- путь», - говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути, пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно.

-Кто главный герой? (Сальери солирует, Моцарт - аккомпанирует).

а)  Внутренний монолог Сальери- история его духовной жизни (чтение). Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери- учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка.

-Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).

«Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение к музыке серьезное, целеустремленное.

-Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта).

Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным.

Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.

-Что мы признаем?

Овладел творчеством- этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения.

-Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?

«Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «божьей» справедливости верующий человек может только в крайности.

-Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе?

Чтобы отыскать его истоки выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое. -Призвание определяет профессию в общем виде, воплощенную в специальности (композитор, музыкант). Любая специальность может одухотворить жизнь. Сальери ставит высшую цель – стать композитором.

-Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «Звуки умертвив…»?

Сальери не противник вдохновенного творчества. Сальери подчеркивает натужность занятий. Реальные возможности человека должны определять выбор специальности. Чтобы труд приносил радость не достаточно волевых усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом.

-Но может быть это временно? Ведь подлинное искусство всегда содержательно.

Произведение создается от идеи, источник которой жизнь.

- Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника.

Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение.

-Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки?

Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.

б) – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт.

Какова же его яркая черта? Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения?

Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.

-Каким видим Моцарта?

Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни.

IV. Чтение сцены по ролям.

-Как развивается действие пьесы?

-Почему Сальери не любит пародий?

 Труд не приносит ему радости.

-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту?

По-человечески его жалко. Талант или есть или нет. Моцарт принимает человеческое горе – это долг художника. Он испытывает материальные трудности, но Моцарт натужно не трудится.

-Почему Сальери не отказывается от творчества? (От наук, чуждых музыке Сальери надменно отрекается).

-Из этой надменности, что развивается в Сальери?

 Гордыня. А Моцарт не противопоставляет себя людям, хотя признает – за художником особое место.

Как важен в жизни выбор, это нравственное испытание.

-В чем видит цель жизни Сальери?

 В служению избранному делу или в честолюбии.

Как относится к себе и к другим?

-Честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому.

Для него искусство - способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.

Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем .Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень бед в себе, он ищет их в других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов был убить любого, кто подозрителен для него.

Путь индивидуалиста:

В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность- агрессивность- зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать.

-Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту?

«Кто скажет…», «я избран, чтоб его (не убить) остановить»

Завистливость в природе индивидуалиста, хотя до встречи с Моцартом Сальери мог контролировать свои чувства. Завистник – индивидуалист чувствует свой долг в том, чтобы оборвать творчество и жизнь талантливого композитора. Таков мрачный итог самооправдания Сальери.

-Как развивается действие пьесы? (чтение диалога)

Моцарт хочет уйти, Сальери заставляет исполнить сочинение. Произведение Моцарта восхищает Сальери, но душа его остается равнодушной, Моцарт встревожен. Сальери спокоен. Даже фраза «гений и злодейство – две вещи не совместные» не останавливают Сальери. Понимание содеянного придет к нему только после преступления, только тогда придет душевное очищение. Рядом с Моцартом не друг, а каменный гость.

«Ты заснешь…»

V.  Работа в тетради.  Выводы. Итоги.

Сейчас вы имеете возможность сделать записи в тетради.

Запись выводов.

Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших.

Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.

Прослушивание «Реквиема» Моцарта.

Самое трудное в преступном деянии - это научиться благопристойному его наименованию. Агрессивной стороной изображается Моцарт.

Сталкиваются два мира: нормальный человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой простой жизнью и творчеством, и мир Сальери, где убийство именуется долгом, яд - «даром любви», а отравленное вино - «чашей дружбы», где жизнь человека- средство. Фактическая победа достается второму миру, моральная - первому.

1833 год Пушкин пишет в заметке о Сальери: «в первое представление «Дон-Жуана», когда весь театр, полныё изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист- все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», отравить его творца.

Итак. 1830 год – «маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы»). Смысловой центр образуется мотивом – «гибельный пир», он связан со смертью: пир с гостем – статуей, пир – убийство, пир в чумном годе. Пир зловещий, он нарушает коренные запреты, которые для человека должны быть неразрушимы. Пир – это образ, который символически выражает союз, единения . Но возможно ли единение и слияние жизни и смерти? А именно эти силы разыгрывают свои партии в «Моцарте и Сальери».-В чем же конфликт «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства.

Отметить учащихся, активно работавших на уроке, выставить оценки.

VI. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"

Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом,  использованием  аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...

Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Открытый урок-дискуссия "Петр Первый" (10 класс)

Открытый урок-дискуссия "Петр Первый"...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Открытый урок по балкарской литературе 6 класс Ата журтум-Малкъарым

Дерсни темасы:  Зумакъулланы Танзиляны «Ата журтум – Малкъарым» деген назмусу. (1 презентация, 1 слайд)Дерсни мураты: окъуучуланы Зумакъулланы Т. жашау эм чыгъармачылыкъ иш...

Урок-дискуссия по литературе. 10 класс

Урок - дискуссия (с элементами ролевой игры) по теме «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?»  в 10 классе....

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...