Урок-дискуссия по литературе. 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Чеснокова Ольга Викторовна

Урок - дискуссия (с элементами ролевой игры) по теме «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?»  в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-diskussiya_po_literature._10_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6»

Урок - дискуссия

(с элементами ролевой игры)

по литературе

Тема: «Может ли быть достигнута высокая цель

путем преступления и лжи?»

10 класс

Подготовила и провела:

Чеснокова О.В.,

 учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г.Нижневартовск

2019-2020уч. г.

                                                                                                                             

Цели урока:

Показать несостоятельность теории Раскольникова через противопоставление двух идей (Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова).

Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную работу;

Формировать уобучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов;

Приобщать к нравственно-духовным ценностям;

Побуждать к рефлексии собственной деятельности.

Формировать навыки самостоятельного поиска знаний, диалогического общения, умения обмениваться мнениями без руководства либо давления со стороны преподавателя, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Развивать творческую активность обучающихся.

Методическая цель: применение технологии развития критического мышления, идей педагогической философии конструктивизма

Тип урока: урок формирования и совершенствования ЗУН

Методы: проблемный, «Мозговой штурм», обучение в малых группах сотрудничества, на этапах подготовки – АПД, ИКТ, здоровьесберегающий, дискуссии.

КМО: 1.Тексты романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

            2. Памятка полемиста

           3. Задание – тест

           4. Видеозапись фрагментов произведения

           5. Компьютер

           6. Экран

           7. Проектор

Межпредметные связи: история, обществознание, право, психология, русский язык, деловая культура.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

II. сообщение темы, постановка целей, мотивация учебной деятельности.

III. Подготовка к дискуссии

  1. Знакомство с правилами ведения дискуссии
  2. Представление команд

  1. Просмотр фрагментов

  1. Ролевая игра

  1. Введение в дискуссию

IV Дискуссия

  1. Процесс дискуссии

2.Работа экспертной группы

3.Работа «Наблюдателей»

V Подведение итогов

1.Анализ и оценка деятельности групп

2.Рефлексия

3.Домашнее задание

Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку.

Сообщает тему урока, привлекает студентов к постановке целей, знакомит с планом и эпиграфом урока. Обращает внимание на актуальность темы урока (Тема вседозволенности по – прежнему актуальна)

Знакомит с правилами ведения дискуссии (на экране), памяткой полемиста (у каждого студента)

Представляет команды

Демонстрирует просмотр фрагментов фильма «Преступление и наказание» (встреча Мармеладовой и Раскольникова) по тексту: (ч.4, гл.4, ч.5, гл.4).

Предлагает провести небольшую ролевую игру для выявления и обозначения противоположных идей.

Просит не нарушать правила ведения дискуссии

Анализирует и оценивает деятельность студентов, поощряет активность, самостоятельность, инициативу и т.д.

Раздает задание – тест на рефлексию: «Чего мне хватает при общении с партнером по дискуссии», «Что полезного себе вы усвоили на уроке?», «Нужен ли был этот урок?»

Предлагает высказать свою позицию по отношению к эпиграфу урока (согласен или нет с автором?)

Предлагает письменно сформулировать нравственные уроки Раскольникова. (Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми; преступления ведут к разрушению личности преступившего; подлинная человечность всегда связана с истиной справедливостью )

Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку

Записывают тему и план урока в тетрадь, формулируют вместе с преподавателем цели урока. Приводят примеры из истории, художественных произведений, в которых прослеживается идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей (взглядов революционеров, идеи бонапартизма…)

Знакомятся с правилами ведения дискуссии и памяткой полемиста.

Делятся на команды (группы сотрудничества)

1ая команда – экспертная группа

«Судья» (ведущий) – организует работу группы;

«Протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы;

«наблюдатели» - оценивает участие каждого в дискуссии;

«аналитик» - подвергает сомнению высказанные идеи, задает членам группы вопросы.

 2ая команда – группа поддержки позиции Родиона Раскольникова

3ая команда – группа поддержки позиции Сони Мармеладовой

Внимательно просматривают фрагменты фильма.

«Аналитик» поочередно работает со 2ой

и 3ей командой, отстаивающей идею своего персонала. От каждой группы по одному полемисту

Аналитик

       Раскольников         Мармеладова

Каждый полемист на вопросы «аналитика» выдвигает свои тезисы, аргументирует их. «Аналитик» ограничивает время выступления каждого полемиста, который не опровергает тезисы противника, и отстаивает собственную (своего героя) точку зрения.  

«Аналитик» и «протоколист» обобщают результаты ролевой игры, выдвигая идеи, а затем объединяют их в тему дискуссии: «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?»

Идея Раскольникова:

Право сильной личности на кровь «Любой закон можно преступить во имя лжи»

Идея Мармеладовой:

«Нет, законы человечества преступить нельзя»

Оглашение  «Аналитиком» времени выступления каждого участника (не более 2-3мин.)

В дискуссии принимают участие 2 и 3 группа. Ведущим является «Аналитик».

Экспертная группа

- доказывает несостоятельность теории Раскольникова, бесплдность насильственного пути переустройства общества;

- проводит параллели современному обществу, его законам, морали, нравам;

- делает выводы.

«Наблюдатели» оглашают оценки.

Высказывают свое согласие или несогласие с автором эпиграфа, аргументировано обосновывают свою точку зрения.

Записывают домашнее задание в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Открытый урок-дискуссия "Петр Первый" (10 класс)

Открытый урок-дискуссия "Петр Первый"...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...

Открытый урок-дискуссия по литературе в 9 классе

laquo;Гений и злодейство две вещи несовместные» ( по произведению А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”)....