УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»
план-конспект урока по праву (10 класс)

Косарева Анастасия Игоревна

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-diskussiya_kosareva_ai_maou_gimnaziya_87.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ДИСКУССИЯ

(для учащихся 10х классов)

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Разработала:

А.И. Косарева

учитель обществознания

МАОУ «Гимназия №87»

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Вводное слово учителя. Повторение и обсуждение термина «юридическая ответственность». Вынесение вопросов для дискуссии в соответствие с темой.

Работы в группах Правонарушения несовершеннолетних».

Цель: Анализ изменений в поведении подростков в соответствии с мерой юридической ответственности, развить умение аргументировать свою точку зрения у обущающихся.

Содержание: Подростки рассказывают о каких моментах проявления подростковой преступности они слышали, и какая мера наказания была применена.

Заметки для ведущего: это упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения людей в окружающем их мире. Поэтому на вопрос «почему» следует требовать обязательного ответа, отказы от объяснений не должны приниматься.

Упражнение «Эмоциональное состояние несовершеннолетних».

Цель: проследить влияние эмоционального состояния на поступки подростков.

Содержание: Участникам предлагается продолжить предложения:

Я злюсь, когда...

Мне плохо, когда...

Я радуюсь, когда...

Я спокоен, когда...

Мне нравится, когда...

Мне не нравится, когда...

Как только эта часть работы будет закончена, участникам предлагается продолжить предложения дальше: «... когда... и я поступаю...».

Обсуждение: задумываетесь ли вы перед поступком? Всегда ли люди думают, когда что-то делают?

Заметки для ведущего: необходимо подвести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!»

Делается общий вывод, что в связи с изменчивым эмоциональным состояние подростков, им зачастую трудно зрело оценивать последствия своих действий. Эмоциональная незрелость и неумение контролировать себя может привести к серьезным правонарушениям, за которые подросток будет нести юридическую ответственность.

Групповая дискуссия «Мера ответственности родителей и ребенка».

Цель: Актуализация имеющихся у подростков представлений об ответственности за правонарушения, а также обсуждение меры ответственности подростка за свои поступки.

Содержание: Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности? Должен ли подросток в полной мере отвечать за свои поступки наравне со взрослым? Кто больше ответственен за правонарушение подростка: он сам или его законные представители?

Заметки для ведущего: ведущий не поправляет ребят и не хвалить за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.

В ходе дискуссии, учащиеся делятся на 3 группы:

  • Те, кто считают, что за несовершеннолетнего ребенка в полной мере ответственность должны нести родители и опекуны.
  • Те, кто считают, что ребенок сам, в соответствии с возрастом, должен отвечать за свои поступки.
  • Эксперты.

По итогам обсуждения формируются вывод, что ребенок должен нести юридическую ответственность, но ее мера всегда должна соответствовать возрасту; необходимо заниматься правовым просвещением детей, для уменьшения числа правонарушений со стороны несовершеннолетних.

Информационная часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего».

Цель: Знакомство с основными аспектами юридической ответственности несовершеннолетнего.

Содержание: Учитель рассказывает о правовой ответственности несовершеннолетних, вместе с учащимися формируется общий вывод по занятию.

В ходе заключительного этапа работы в группах кратко записываются основные моменты юридической ответственности несовершеннолетних.

«Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения

В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.

Юридическая ответственность несовершеннолетних подразделяется на такие виды:

Административная ответственность подростков

 Административную ответственность имеют дети, достигшие возраста в 16 лет. Как правило, к административным преступлениям относятся антиобщественность и противоправность. За нарушение административных правил подросток может получить следующие наказания:

  • Требование публично извиниться перед пострадавшим.
  • Выслушать выговор.
  • Если подросток достиг возраста в 15 лет, то от него могут потребовать возместить весь материальный ущерб.
  • При достижении возраста в 16 лет и наличии собственного дохода на несовершеннолетнего накладывается штраф.
  • Исправительные работы.
  • Отправка подростка в лечебно-воспитательное учреждение.
  • В некоторых случаях подростка ставят на учёт в полицию.

Гражданско-правовая ответственность подростков

Данная ответственность относится к категории подростков, которые не достигли возраста в четырнадцать лет и которые переступили через черту этого возраста. Нарушение гражданско-правовых правил заключается в нанесении ущерба имуществу, здоровью (как физическому, так и моральному). Наказание за принесённый подростком вред полностью переносится на родителей.

 Подростки возрастом от четырнадцати до восемнадцати лет обязаны самостоятельно возместить нанесённый ущерб.

Несовершеннолетние также подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления. (Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации).

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

По общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Рефлексия

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники делятся впечатлениями о занятии, делают выводы и анализируют полученную информацию.


Список источников:

1.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории, «Владос», М:, 2001.

2. Как подготовить и провести дискуссию.//Библиотека//Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] URL: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/kak-podgotovit-i-provesti-diskusiyu.html (дата обращения: 10.04.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юридическая ответственность несовершеннолетних"

Презентация на тему "Юридическая ответственность несовершеннолетних" создана в помощь классному руководителю. Кроме того, она может пригодиться учителю обществознания при изучении тем "Правонарушения"...

Юридическая ответственность несовершеннолетних

Характеристика юр. ответственности...

презентация "Юридическая ответственность несовершеннолетних"

В данной презентации подробно рассказывается о юридической ответственности несовершеннолетних, ее видах, законных правах и ответственности несовершеннолетних. Данная информация полезна для подготовки ...

Классный час на тему "Юридическая ответственность несовершеннолетних".

Это мероприятие, носящее эпизодический характер, входящее во внеурочную, воспитательную деятельность....

Правовой всеобуч для учащихся старших классов «Административная ответственность несовершеннолетних»

Данный материал рекомендуется к использованию  на групповых занятиях социального педагога с несовершеннолетними, так же может быть использован на класных и информационных часах . Носит разъясните...