Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Тихвинская Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. Сам способ «аквариумной» аранжировки класса заимствован из практики проведения групповых психологических тренингов и дает возможность учащимся прочувствовать тонкости поведения центральных участников – представителей групп. Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как содержательные, так и процедурные моменты дискуссии. «Техника аквариума» не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, вызывает интерес к исследовательской деятельности, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s34.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка урока литературы

11 класс

«В чём мудрость жизни…?»

(по ранним  романтическим рассказам  М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)

Технология  развития критического мышления

подготовила

учитель русского языка и литературы

                                                                            Тихвинская Наталья Борисовна

Пояснительная записка

          Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. Сам способ «аквариумной» аранжировки класса заимствован из практики проведения групповых психологических тренингов и дает возможность учащимся прочувствовать тонкости поведения центральных участников – представителей групп. Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как содержательные, так и процедурные моменты дискуссии. «Техника аквариума» не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, вызывает интерес к исследовательской деятельности, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне[2].

 

Тема: «В чём мудрость жизни…?» (по ранним  романтическим рассказам  М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)

Предмет: литература

Класс:  11

 Тип урока: дискуссия – «техника аквариума»[2].  

Цели  урока:

1. Проанализировать ранние романтическим рассказы  М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» с помощью постановки проблемных вопросов.

1.1. Сформулировать проблему в ходе группового и коллективного анализа и обсуждения.

1.2. Проанализировать проблему  путём выявления связанных с ней фактов и  обстоятельств.

1.3. Путём группового и коллективного обсуждения найти решение проблемы.

 2.  Сформулировать  выводы.

3. Создать текст.

Задачи:

 1. Обучающие:

 Предоставить ученику-участнику дискуссии возможность получить разнообразную информацию от собеседников (взгляд на обсуждаемую проблему),  проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе решения учебных задач.

2. Развивающие:  

 Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их  эмоциональной включённости в учебный процесс.

3. Воспитывающие:

           Формирование ценностных ориентиров, создание благоприятных условий для проявления индивидуальности, формирование умения выбирать свою позицию, взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, совместно находить ответ на поставленный  или не нашедший решения  вопрос. Сформировать знания о важности мировоззрения в жизни человека.

Подготовительная работа:

1. Прочитать рассказы М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

2. Сформулировать  и записать те вопросы, которые оказались интересными и спорными.

Ожидаемые результаты урока:

1. Учащиеся должны знать: -  содержание рассказов Горького;

- философскую позицию раннего Горького в  предложенных рассказах;

-  правила ведения дискуссии – «техника аквариума»;

2. Учащиеся должны уметь: -  критически мыслить, адекватно оценивать собеседника;

-  проводить исследование посредством учебной дискуссии с целью нахождения истины;

-   составлять вопросы для всеобщего обсуждения и поиска проблемы с целью ответа на проблемный вопрос урока;

3. Развитие общеучебных умений и навыков учащихся:

Ведущие  методы и приёмы обучения:  словесные методы, самостоятельная работа, метод иллюстраций (презентация к уроку), методы практического обучения (творческие задания), методы проблемного обучения,  методы развития критического и рефлексивного мышления.

Оборудование и учебные материалы:

  • Раздаточный материал

(Приложение 1)

  • Тексты  рассказов  М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
  • Тетради по литературе у учащихся
  • Презентация к уроку
  • Компьютер, проектор

        Методика ведения дискуссии (Ход урока)

1. Организационный момент.

 2. Объявление темы. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы поговорим о раннем творчестве М.Горького,  с помощью учебной дискусси проанализируем рассказы  М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», путём обращения к тексту и собственных рассуждений попытаемся ответить на вопрос, волновавший и самого писателя – В чём мудрость жизни?  1мин.

3. Введение в дискуссию.

Задание: Написать слова-ассоциации к словам жизнь, подвиг, любовь.

  • Пример некоторых ассоциаций, учащихся: радость, боль, развитие, дорога; жертва, мысль, человек; ненависть, весна, очищение, безумие и др.  (1 мин.)

2.  Определение главных линий (их три) дискуссии:  В чём мудрость жизни?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1)

  • В чём смысл жизни? (с точки зрения горьковских героев, позиция писателя)
  • Гордость или эгоизм?
  • Любовь и/или свобода?

Обдумывание главных линий-вопросов (1мин.)

3. Организация дискуссии.

Учитель делит класс на группы, которые располагаются по кругу.

3.1 Участники каждой из групп выбирают представителя, который будет излагать позицию группы всему классу. (1 мин.)

3.2.  Группам дается время (7 минут) для обсуждения, конкретизации     (составления вопросов для обсуждения) главных линий  дискуссии и определения общей точки зрения.

  • При составлении вопросов учащиеся используют слова-ассоциации, написанные чуть ранее, подготовленные дома вопросы, комбинируя их с новыми, либо оставляют их в первоначальном варианте, либо формулируют другие вопросы.

*Учитель выступает в роли консультанта.

*Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

4. Начало дискуссии.

4.1. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

Представление результатов: 10 мин.

1группа

В чём смысл жизни? (с точки зрения горьковских героев, позиция писателя)

 Запись на доске: (только вопросы)

  • Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?

Горький сказал: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни». Значит

Горький ценит в человеке взлёт всех его душевных и физических сил, но это же далеко не всем дано.  

  • Какая разница между долгом и подвигом?

Разве отдавать все свои силы обычной, будничной работе – это не подвиг?!

  • Правильно ли, что смысл жизни – лишь в том, чтобы больше увидеть, узнать?

 «Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!» - говорит Макар Чудра.

С одной стороны, эти слова произносит человек, хорошо знающий жизнь, может быть, так считает и сам Горький. Но есть и другая сторона – если это житейская мудрость, то она распространяется на всех? Вряд ли. Все должны теперь ходить – смотреть – потом умирать?

Так скучно жить.

  • В чём полнота жизни?

«— Жизнь? Иные люди? — продолжал он, скептически выслушав мое возражение на его «так и надо».— Эге! А тебе что до этого? Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому»[1]. Неправда, не может быть, чтобы человек  был    никому не нужен, это ненормально.  На земле живёт столько людей, и   ни один из них не нужен друг другу? Не будет никогда жизнь полной без любви; если человек один, как перст, то и любви нет. Пример – старая цыганка Изергиль, она говорит, что много любила в жизни, но это не любовь, а пустое прожигание жизни. Итог жизни – неминуемая старость, тусклый взгляд и одиночество.  

 

  • Верно ли, что каждый сам себе судьба?

«Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание»[1].

 Изергиль, будучи молодой, брала от жизни много, но ничего не давала взамен. Она сама творила свою судьбу, но вот пришла старость и взяла своё: «Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами». Страшно представить! Изергиль не только внешне похожа на ужасного высохшего скелета, внутренне она уже давно в него превратилась.

2 группа

Гордость или эгоизм?

Запись на доске: (только вопросы)  Выступает представитель от группы

  • За что люди наказали Ларру?

«Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого»[1].

         Он не такой как все, другой.  Люди вначале приняли его, долго пытались понять, даже найти причины  и природу его поступков, но потом поняли, что это бесполезно – всё существо Ларры пронизано злом, жаждой насилия.

  • Где грань между гордостью и эгоизмом?

         «Вот как был поражён человек за гордость», - говорит  Изергиль. Непонятно, что она понимает под гордостью? Для неё, наверное, гордость и эгоизм – одно и то же. А для Горького? Хотя поступок Ларры  эгоизмом трудно назвать, он зверь, словно сатана,  поднявшийся к людям из ада.

  • Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?

           Получается, не всегда. И смотря что понимать под силой и смелостью? Ларра красив, горд, обладает силой орла, не побоялся убить женщину, но вряд ли это сделало его счастливым – он оказался в аду, откуда и пришёл.  Лойко Забар и Радда красивые и гордые.  Смелые? Может быть. А вот сильные – нет. Убить Радду Зобара заставляет непереносимый душевный разрыв – он не в состоянии понять своих переживаний, не в состоянии примирить эмоции, бушующие в нем. Для него убить любимую проще, чем попытаться разобраться в себе и в своих чувствах, а убийство – это всегда грех.

  • Совместимы ли гордость с уступчивостью, твёрдость с добротой, требовательность со снисходительностью?

«— Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь, да — в лужу носом, усы запачкаешь, смотри.— Зверем посмотрел на нее Лойко, а ничего не сказал — стерпел парень и поет себе…»[1]. Радда всё время провоцирует Зобара, зачем она это делает? Что это за странная любовь, когда приходится ходить по лезвию ножа? Герои не могут совместить эти понятия, не хотят, они не похожи на обычных людей, и чувства их необычны. Их любовь сильна и на столько же трагична, т.к. гордость – это не эгоизм и может и должна совмещаться с уступчивостью, твёрдость без доброты – жестокость, требовательность должна быть разумной. А вот унизительна ли снисходительность – это вопрос.

3 группа

Любовь и свобода

Запись на доске: (только вопросы)  Выступает представитель от группы

  • Можно ли, любя, оставаться свободным, независимым?

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня»[1].

            Герои Горького противоречивы, имеют свой особенный взгляд на мир. Из слов Радды получается, что, любя, невозможно остаться свободным, надо сделать выбор, и герои его делают и погибают. Для них любовь – вспышка молнии, а дальше они как будто начинают мучать друг друга,  доводя до крайней точки. Любовь, наоборот, человека окрыляет, делает счастливым и свободным, а у Радды и Зобара всё наоборот. Почему?

  • Возможно ли равенство в любви?

«А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой»[1].

           Конечно, возможно, даже необходимо, только равенство нельзя путать с  соперничеством. Каждый должен находиться на своём месте, которое необходимо найти, но любовь не терпит первенства одного и подавления другого.

  • Простительны ли ошибки в любви?

          Это сложный вопрос, смотря какие ошибки, но скорее всего, простительны. Прощать надо обязательно, это, в конце концов,  христианский долг каждого человека.

  • Бывает ли такая любовь, которая связывает человеку руки, приземляет?

          Наверное, бывает, но это вряд ли любовь, скорее,  отношения, где  один другого подавляет как-либо. Если же этого нет, тогда всё зависит от самого человека – что он хочет от данных отношений.

         « Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил — моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила»[1].

          Радда не хочет видеть рядом с собой мужа, подчиняющегося  во всём, ей нужен сильный мужчина, она встречает его, но её снова всё не устраивает. Душа Радды рвётся куда-то ввысь, как сокол, что рождён летать очень высоко. Каждый человек, помнению Горького,  может  достичь высоты сокола, если поставит себе такую цель.

      «Аквариумное» представление проблемы представителями групп    

заканчивается по истечении заранее установленного времени.  

5. Продолжение дискуссии.

          Представители групп всупают в обмен мнениями с классом по поводу услышанного.  (10 мин.)

Ученики регламентированно задают  интересующие их вопросы, как представителям групп, так и друг другу,  выслушивая мнения, при этом соглашаясь или не соглашаясь с выступающими, выдвигают свои аргументы.

          Так  учащиеся сами поднимают волнующие их вопросы, пытаются обосновать их и сформулировать.

Вот некоторые вопросы и тезисы, вынесенные классом на обсуждение после  «аквариумного» выступления:

1. Все ли обязаны совершать в жизни подвиги?

2.  Полнота жизни может быть достигнута только любовью?

3. От кого или от чего зависит судьба человека?

4. Интересно, сам Горький где видит грань между гордостью и эгоизмом?

5. Красивые и гордые всегда будут сильными и смелыми, т.к. это взаимно дополняемые вещи, красивые и гордые не могут быть слабыми и трусливыми, это нелогично.

6. Какие ошибки в любви совершили Лойко Забар и Радда? Непонятно.

7. Как могла приземлить  Радду или Зобара их любовь? Могла ли? Почему Горький возводит любовь героев в безумную степень, делает её нежизнеспособной? Кому нужен этот крайний индивидуализм…

8. Герои не мудры, потому что молоды и не понимают, что сохранить любовь – и есть великая мудрость жизни.

6.  Завершение дискуссии.  (5 мин.)

          В заключении  учитель предлагает найти то общее, что все же объединяет эти самостоятельные на первый взгляд дискуссии (речь идёт о трёх главных линиях, см. выше).  

          Учащиеся выслушивают мнения друг друга, а учитель помогает слелать следующий вывод:

          Рассуждая о смысле жизни, гордости и эгоизме, любви, свободе, человеческой судьбе, мы искали ответ на волнующие всегда  вопросы об убеждениях человека, его социальном и личном долге, нравственной чистоте, гуманизме, вере, любви, о выборе жизненного пути,  реализации  своего жизненного потенциала, о достижении общей гармонии в жизни.

 

7. Рефлексия. 9 мин.

Задание:

1. Письменно ответить на проблемный вопрос, прошедший красной нитью через весь урок:  В чём мудрость жизни?    

*По желанию учащихся можно объединиться в группы  (не более 2-3 чел.) и создать текст совместно или работать индивидуально.

Представление текста: ученики читают текст по желанию, остальные сдадут работы учителю.

Пример текста, составленного  учащимися:

           В чём мудрость жизни?  «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!..», - говорит М.Горький.   «— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!..», - удивляется уж. Можно ли избежать падений? Вряд ли. Не падая, не научишься ходить, но «ужам» этого понять не дано, ведь «рождённый ползать – летать не может». Жизнь уже сама по себе великая мудрость, а поиск ответов на вопросы, которые постоянно она задаёт  человеку,  и есть смысл, а взлёты и падения неизбежны на пути к истине и мудрости.

2. Ученики оценивают друг друга по выбору и по желанию – пишут на листочке фамилию одноклассника и оценку. Эти учащиеся и оцениваются.

(1 мин.)

Посткомментарий учителя:

          Конечно, сказывается недостаток жизненного опыта и знаний учащихся. Нередко они судят слишком прямолинейно, не всегда умеют отделить главное от второстепенного, не «видят» общей картины дискуссии, не всегда улавливают связь между отдельными проблемами. В этом  помогает  учитель, но не один, а вместе с классом, чтобы ученики поняли технологию процесса дискуссии.

Использованная литература:

1.  Горький М. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1986, с.20-130

2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с.

3.  Лесохина Л. Н. Урок-диспут. Из опыта работы. Пособие для учителя. М.-Л., 1965.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького.  Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...

Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Методическая разработка урока-дискуссии по теме "Честь и бесчестие"

Материал предназначен для подготовки учащихся к сочинению -рассуждению в формате ОГЭ или к итоговому сочинению по литературе....

Методическая разработка урока-дискуссии "City or Countryside"

Методическая разработка "City or Countryside"...