Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия

(технологии: игровая, диалоговая, личностно-ориентированная)

Тема: Две правды в рассказе В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть. "

Цели:

Обучающие:

познакомить с творчеством В. Токаревой. Выявить две правды в рассказе, понять, какая из них настоящая. Формирование умения выражать свои мысли на уроке-дискуссии.

Развивающие: 

развивать речь, мышление, умение доказывать, обобщать, сравнивать.

Воспитывающие: 

формировать нравственные качества личности , прививать любовь к родному языку через чтение.

Оборудование урока:

тексты распечатанными эпизодами из рассказа; карточки с вопросами по тексту

За несколько дней до проведения урока учащиеся получают

Ход урока

1. Д.З.

а) задание: прочитать самостоятельно рассказы Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" и "Просто так".

б) выразительное чтение эпизодов по ролям

в) индивидуальное задание:

- проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке;

- показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.

г) анализ текста по карточкам.

. Почему Олег не поставил в известность мать, что женится?

. Как вы расцениваете его поступок?

. Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?

. Почему Ирочка ушла из дома?

. Как распорядился Олег жизнью матери после автокатастрофы?

. Сблизило ли несчастье сына с матерью?

. Права ли Петракова, говоря Олегу: "Твоя мать - счастливая женщина"?

2. Слово учителя: 

- Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть." Вы прочитали его и еще познакомились с документальным рассказом "Просто так". Он помог вам заочно познакомиться с автором. Трудно читать произведение ничего не зная о его создателе.

- Какой же вам представляется Виктория Токарева как человек?

(Ответы разные, но самое главное понятно в ее характере.)

- Вы правильно отметили, что она хорошо знает жизнь, хотя, как всякая женщина, часто бывает беспомощна. Вы обнаружили в ней человеческие качества, без которых не может состояться ни один большой писатель: это любовь к людям и искренность. Очень хорошо и точно отозвался о Токаревой один критик. Он назвал ее прозу "легким дыханием".

Самый главный вопрос для Токаревой: "Почему мать и сын не понимают друг друга?" Сегодня мы попробуем ответить себе на эти вопросы.

3. Работа с текстом.

1) проблемный вопрос:

- Почему Олег не поставил мать в известность, что женится?

2) Чтение в лицах первого эпизода.

"Вечером Анна подстерегла момент и тихо спросила: "А Ирочка что, не собирается а общежитие?" ….

Я боролся за свою любовь."

- Итак, он боролся за свою любовь - это его правда.

Но есть правда матери: вырастила сына, пустила в жизнь, и теперь ее можно задвинуть под диван, как пыльный тапок.

Анну мучил вопрос: за что? Она не спала ночь.

Что же случилось? Кто прав? Кто виноват?

( Гипотеза ответа: Столкнулись две правды: правда сына - он боролся за свою любовь, правда матери - вырастила сына, теперь ему не нужна)

- Можно ли было поступить иначе? Ему? Ей?

- Как жили они эти 27 лет?

( Автор скупо сообщает читателю о том, что "каждая семья имеет свои традиции". Они звонили друг другу, отмечались во времени и пространстве: ты есть, я есть. И ничего не страшно: ни социальные катаклизмы, ни личные враги. Ты есть. Я есть. Мы есть. В традиции было открывать друг другу дверь, встречать у порога, как преданная собака, выражать радость, махать хвостом. Потом вести на кухню и ставить под нос миску с божественными запахами.)

- А теперь давайте представим то, что нет в рассказе. Олег пришел с работы. У него свободный вечер. Он дома. Анна дома… О чем они могли поговорить? Опишите вечер.

( обмен предположениями)

Вывод:

Разговаривать практически не о чем, они довольны друг другом.

- Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?

Чью сторону вы поддерживаете Олега с Ирочкой или Анны?

- Что происходит с Олегом? Ведь он по-своему жалеет мать.

( обмен мнениями.)

- Когда Анна предлагает разъехаться, Олег не хочет, чтобы мать уходила в коммуналку, жалеет ее. Но почему же он жесток по отношению к матери?

Он не мстит матери, просто не за что. Он счастлив. Как говорит автор: "Сын счастлив. От счастья человек становится герметичным. Чужая боль в него не проникает".Анна мучается, но терпит. Она искренне не понимает, что дальше делать, как жить. Она делает для себя вывод: я им нужна. Подруга ее успокаивает: "Ты им необходима". И вот она решает заговорить с Ирочкой.)

3) Чтение в лицах второго эпизода.

«Ирочка, пусть ваши гости снимают обувь в передней…

Почему ты молчишь?»

(Вместо ответа Ирочка вытащила из-под кровати дорожную сумку, молча побросала туда свои вещи и молча ушла. Олег вернулся с работы, достал чемодан, положил в него обувь и кассеты. На его сборы ушло 25 минут.)

- Что вы можете сказать об Ирочке? Ваше отношение к ней. Почему она ушла? Кто в этом виноват? Почему Ирочке удалось в 25 минут "разрубить" конструкцию мать - сын?

(обмен мнениями.)

- Как жила Анна после их ухода?

(жизнь потеряла смысл; 7 месяцев жила одна, ничего не зная о сыне; она пришла к выводу, что родители - отработанный материал.

Надо обладать повышенными душевными качествами, чтобы любить детей и родителей одинаково. У Анны не было этих качеств, значит и у Олега их нет.)

- Согласны ли вы с тем, что родители - действительно отработанный материал? Где же выход?

(Ответы учащихся.)

4) чтение в лицах третьего эпизода.

"Олег пришел, будто ничего не случилось…

…И меня убило, мама, - просто сказал Олег. - Разве не заметно?"

- Понимают ли друг друга сын и мать? Почему? Что мешает Анне откликнуться на беду сына?

(Они говорят, не слыша друг друга, каждый живет своим горем. Он в своем счастье, а затем в горе совершенно забыл о ней.)

- А могло быть иначе?

(За столом остаются исполнители ролей Анны и Олега. Они начинают диалог заново, экспромтом подбирая такие слова, которые помогли бы им простить, понять друг друга, объединить усилия, пойти навстречу друг другу.)

- Итак, Анна смирилась и стала ухаживать за больной Ирочкой.

- Проследим как меняется ее отношение к Ирочке.

5) самостоятельная работа с текстом (учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.)

Вывод:

- Мы видим, как меняется Анна, трудно это происходит, но происходит. Анна понимает, что не может без нее, она растворилась в ней.

Не Ирочка для нее, а она для Ирочки.

- А что происходит с Олегом?

(учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.)

Вывод:

- Мы видим, от любви к Ирочке ничего не осталось. Мы видим его моральное падение, раскаяние, переговоры с собственной совестью и стремительное отчуждение от Ирочки. Она больше ему не нужна и мать тоже.

- Почему такое оказалось возможным? Анне жаль сына, она спасает Ирочку и уходит от нее.

- Что изменило Анну за все это время, ведь она в конце рассказа совсем другая?

(учащиеся делятся своими мнениями.

- Согласны ли вы с Олегом, который утверждал, что он боролся за свою любовь? Посмотрите на тему урока: "Две правды". А настоящая какая?

(Правду сына нужно взять в кавычки. Еще нужно сказать о правде автора. Она в том, что у человека должна быть душа. Анна обрела эту душу, через любовь к сыну (ей жаль сына). Она спасает Ирочку, растворяется в ней. И она счастлива, недаром подруга сына Петракова говорит Олегу:

"Твоя мать - счастливая женщина". Правда матери тоже не состоятельна.

Случилось несчастье, и она стала так нужна!)

- Вернемся к заглавию рассказа. Какая правда заключена для вас в словах автора: "Я есть. Ты есть. Он есть. "?

Домашнее задание: Дать письменный ответ на этот вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященного творчеству М.Карима "Это правда - любовь!"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»

Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской  литературе ХIХ века....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших" может использоваться учителями в своей практике. Апробирована в 8 классе....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе (внеклассное чтение). Тема: "В ней есть душа..." (С.А.Есенин).

Урок внеклассного чтения посвящён 125 - летию со дня рождения С.А.Есенина. Занятие проводится в форме путешествия....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")

Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...