Методическая разработка урока по литературе в 5 классе (внеклассное чтение). Тема: "В ней есть душа..." (С.А.Есенин).
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Новикова Ольга Ивановна

Урок внеклассного чтения посвящён 125 - летию со дня рождения С.А.Есенина. Занятие проводится в форме путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  общеобразовательное  учреждение                                      Мечётская средняя общеобразовательная школа                                                                Бобровский район  Воронежская область

 

Методическая разработка урока по литературе

 в 5 классе (внеклассное чтение)    

                                                           Автор: Новикова Ольга Ивановна,                                 учитель русского языка и литературы                                                              МКОУ Мечётская СОШ                                                                            Бобровский район                                                                                      Воронежская область

                                                с. Мечётка

                                                     2020 г.

Тема: «С.А.Есенин. “В ней есть душа…”. Экскурсия в есенинскую природу».

Цели: 1) знакомство со стихотворениями С.Есенина о природе;

           2) развитие речи учащихся, внимания к поэтическому слову,  обдумывающее восприятие стихов С.Есенина через звук и цвет;

           3) воспитание любви к родине.

Оборудование: портрет С.Есенина, фотографии его родных мест, экскурсионная карта следования, презентация.

                                                        Ход  урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

--  Сегодня у нас необычный урок. В первой половине нашего занятия мы отправимся на экскурсию, а во второй половине организуем мастерскую. Урок наш посвящён творчеству известного русского поэта С.Есенина.

(На доске портрет поэта).

Ученик читает стихотворение.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён. 

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

Учитель.

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего 30 лет. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чём писал свои стихи?

В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью. (Открытки с изображением родных мест поэта).

 Ученик читает стихотворение  «Низкий дом с голубыми ставнями».

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Учитель.

Родина… С детства знакомое и близкое слово. Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»?

(На доске выписываются слова: «Родина, мала, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия»).

«Чувство Родины основное в моём творчестве», - писал Есенин. Рязанское село Константиново было началом его начал, источником, где он черпал силы и вдохновение.

Какой же видел поэт свою природу, Родину? Чтобы это понять мы с вами отправимся на заочную экскурсию в родную есенинскую природу. Поедем мы с вами на автобусе.

(Правила поведения на экскурсии и в автобусе).

Физкультминутка.

У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (приседы).

Эта рыба – рыбий царь (прыжки на месте).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

III. Экскурсия.

Остановка №1 – село Константиново, дом поэта.

Ученик читает стихотворение  «В хате».

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Учитель.

Приехали мы утром. Читаем в сборнике стихотворение «С добрым утром!» Какими звуками наполнены стихи?

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Остановка №2 – дорога.

Ученик читает стихотворение  «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Остановка №3 – лес, болото.

Ученик читает стихотворение  «Топи да болота».

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Остановка №4 – поле.

Ученик читает стихотворение  «Гляну в поле».

Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Остановка №5 – озеро.

Ученик читает стихотворение  «Выйду на озеро».

Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнёт благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костёр окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,
Дрёмную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.

Учитель.

 Наступил вечер.

Ученик читает стихотворение  «Вечер».

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

Остановка №6 – черёмуха.

Ученик читает стихотворение  « Черёмуха».

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Учитель.

За вечером идёт ночь.

Ученик читает стихотворение  «Ночь».

Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет
И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

IV. Возвращение в класс. Мастерская.

Учитель.

Сейчас мы попробуем создать есенинский луг. Если вы внимательно слушали экскурсоводов, то заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вслушаемся ещё раз в стихи, определим их цветовую гамму и оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть лепестки будут раскрашены любимыми красками поэта.

  1. «Белая берёза под моим окном…»;
  2. «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь…»;
  3. «Синий плат небес…»; «Только синь сосёт глаза…»;
  4. «Шелестят зелёные серёжки…»;
  5. «Подымалась красна зорюшка…»;

«Огоньки – лучи багровые…»;

«О, Русь, малиновое поле…»;

  1. «Ветки золотистые, что кудри завила…»;

«Золотою лягушкой луна…»;

«Задремали звёзды золотые…»;

  1. «И горят серебряные росы…»;

«Бежит, струится маленький серебряный ручей…».

(Учитель собирает ромашки и вывешивает их на зелёное поле). Создаём луг.

V. Работа группами.

Учитель.

А теперь на некоторое время попробуем стать поэтами. Ведь это так интересно! У вас на столах карточки со стихами, где пропущены имена прилагательные, обозначающие цвет. Вы должны их вставить, обосновывая свой выбор.

  1. (Синее) небо, (цветная) дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

  1. Снова я вижу знакомый обрыв

С (красною) глиной и сучьями ив,

Грезит над озером (рыжий) овёс,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос.

  1. Закружилась листва (золотая)

В (розоватой) воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

  1. (Синий) май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в (белой) накидке.

  1. (Синий) туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный (жёлтый) свет.

Сердцу приятно с тихой болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

  1. Гаснут (красные) крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя (белая) хата,

Что опять мы остались одни.

VI. Учитель.

Есенин очень любил русские народные песни. Он заставлял петь всех, кто к нему приходил. Но больше всего он любил пение своей матери, Татьяны Фёдоровны. Может, поэтому вся поэзия С.Есенина так мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться…

Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Есенина. Это романсы и песни: «Клён ты мой опавший…»; «Никогда я не был на Босфоре…»; «Над окошком месяц…»;  «Отговорила  роща золотая…»; «Мне осталась одна забава…»; «Я обманывать себя не стану…»; «Вечер чёрные брови насопил…».

Георгий Свиридов написал вокально - симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина». К столетию со дня рождения Есенина поэт Андрей Дементьев и композитор Евгений Мартынов написали песню «У Есенина день рождения». Сейчас мы её послушаем.

VII. Творчество  Сергея Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк С.Есенина. В этом году в октябре 21 числа поэту исполнилось бы 125 лет. Конечно эту дату будут отмечать. Потому что поэзия его вечна, ведь он писал о Вечном – Матери, Родине, Природе, Любви. Он понимал, что всё пройдёт, а Россия останется. Во всём мире знают и любят стихи Есенина за их теплоту, лиричность, свежесть чувств, удивительную образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

VIII. Письменное задание.

Учитель.

Мне очень хочется узнать ваше отношение к поэзии С.Есенина, но сделаете вы это письменно в своей творческой работе «Я и стихи Есенина». (Ключевые слова на доске: вижу, слышу, чувствую).

IX. Итог урока. Сдача работ.

Х. Д/з: выучить наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе. Рисование на тему "Осенний день"

Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 5 класс 1 четверть, 5 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе. Беседа на тему "Великая Отечественная война глазами художников"

Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 5 класс 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Методическая разработка урока истории в 5 классе (базовый уровень). Тема: «Путешествие с Одиссеем» (повторительно-обобщающий урок)

Повторительно-обобщающий урок "Путешествие с Одиссеем" охватывает тему "Древняя Греция" и позволяет в игровой форме проверить усвоение учебного материала.На уроке использованы инди...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Методическая разработка урока в 5-ом классе по информатики Тема урока: "Кодирование информации".

ЦЕЛЬ УРОКА: - знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации в жизни человека;ЗАДАЧИ:- формирование навыков  декодирования зашифрованной информации и...