Методическая разработка урока истории в 5 классе (базовый уровень). Тема: «Путешествие с Одиссеем» (повторительно-обобщающий урок)
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Осадчая Наталия Николаевна

Повторительно-обобщающий урок "Путешествие с Одиссеем" охватывает тему "Древняя Греция" и позволяет в игровой форме проверить усвоение учебного материала.

На уроке использованы индивидуальные, групповые формы работы. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий т.к. сильные учащиеся правилами работы в группах стимулируются на помощь своим менее знающим  товарищам. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал. Кроме того, все работы сдаются на проверку учителю, что позволяет учителю адекватно оценить знания класса в целом. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Все данные методические приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.

Кроме того, на уроке использованы игровые приемы, которые снимают напряжение в классе. В течение урока развитие интриги позволяет поддерживать интерес учащихся.

Урок соответствует всем требованиям ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе (базовый уровень)

Тема: «Путешествие с Одиссеем» (повторительно-обобщающий урок)

Осадчая Н.Н., учитель истории и обществознания, школа №436

Цели:

  1. В предметном направлении:

формирование  у учащихся представление о сущности  исторического периода «Древняя Греция», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к  изучению темы «Древняя Греция». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

  1. В метапредметном направлении:

формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

- развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

- учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

- воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Тип урока:

Урок повторения и обобщения полученных знаний.

Технология:

Дидактическая игра на уроке истории

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация в Microsoft Power Point, т.к. в этой программе возможно создание красочных образов и удобно проводить и проверять задания с выбором ответа.
  2. Раздаточный дидактический материал «Дневник путешественника».
  3. Компьютер, проектор.

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

  1. Устный и письменный
  2. Фронтальный, индивидуальный, групповой
  3. Самопроверка и взаимопроверка.

На уроке использованы индивидуальные, групповые формы работы. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий т.к. сильные учащиеся правилами работы в группах стимулируются на помощь своим менее знающим  товарищам. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал. Кроме того, все работы сдаются на проверку учителю, что позволяет учителю адекватно оценить знания класса в целом. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Все данные методические приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.

Кроме того, на уроке использованы игровые приемы, которые снимают напряжение в классе. В течение урока развитие интриги позволяет поддерживать интерес учащихся.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Время

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель описывает ситуацию, создавая интригу урока, предлагает отправиться в путешествие, разбивает  детей на группы

объясняет правила игры, консультирует учащихся

5 мин.

Игровой прием

Получают и заполняют «дневник путешественника»,
слушают правила игры, задают вопросы, рассаживаются по группам.

Актуализация знаний учащихся

Учитель проводит фронтальный опрос, формирующий представление о сущности периода

5 мин.

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

Определяют отношение греков к труду, используя материал древнегреческой поэмы.

Выполнение различных типов заданий, направленных на повторение и закрепление знаний

Учитель наблюдает за работой в группах, отвечает на вопросы детей

25 мин.

Работа в группах

Выполняют задания,
дают друг другу консультации.

Проверка решения задач
Учитель организует совместно с учащимися проверку ответов всех заданий и дает советы при разборе наиболее сложных

5 мин.

Индивидуальная и групповая работа

Проверяют правильность ответов, работа на местах, самооценка знаний

Подведение итогов урока

Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке, объясняет домашнее задание

5 мин.

Самооценка и взаимооценка работы на уроке

Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат.

Данное занятие соответствует требованиям ФОГС

Путешествие с Одиссеем

Вступительное слово учителя:

Закончилась Троянская война. Благодаря хитрости, придуманной Одиссеем, греки одержали победу. Впереди у героев долгий путь домой, воспоминания о родной земле и опасные испытания. Мы с вами вспомним, как все начиналось.

  1. Остров Итака. Одиссей пашет землю. Знатные греки в те времена умели пахать и сеять.

Определите отношение греков к труду:

Труд человеку стада добывает и всякий достаток,

Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее

Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки,

Нет никакого позора в работе: позорно безделье.

Греки уважали труд и считали безделье позорным

А чем же занимались греки?

Используя предложенные иллюстрации, определите занятия древних греков и запишите их в дневник путешественника. Проверим ответы и оценим свои знания, используя данные презентации.

  1. Как вы помните, хитроумному Одиссею все же пришлось отправиться на долгую Троянскую войну. По преданию, которое записал в «Илиаде» Гомер, причиной войны послужило «яблоко раздора» или спор между богинями из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей».

Вам предлагается «историческое лото», правила игры, в которое достаточно просты: установите соответствие между именами богов и их занятиями. Ответы оформите в дневнике. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания.

  1. Возвращение Одиссея после войны описано в поэме Гомера «Одиссея». Рассказ греческого поэта о приключениях царя Итаки начинается в пещере циклопа Полифема. Пока греки решают, как выбраться из пещеры, я предлагаю вам тоже пройти испытание.

Перед вами описание деятельности известного грека, составленное его современниками. Определите, о ком идет речь? Ответ запишите в дневник. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания.

  1. На горизонте  - остров сирен. Волшебные чудовища славились своим прекрасным пением. А сами греки уважительно относились к тому, кто был хорошим оратором, умел четко, выразительно  и красиво говорить.

Ваше новое испытание: определите, кто и в связи с какими событиями мог сказать эти слова; выразительно прочитайте их. Ответ запишите в дневник. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания.

  1. Корабль Одиссея проплывает в узком проливе между Сциллой и Харибдой. Чтобы чудовища не причинили вам вреда, вы должны выполнить задание.

Кроссворд.

1.Сын Зевса и смертной женщины, герой, совершивший много подвигов, один из которых – очищение конюшен царя Авгия.

2.Свободные афиняне, которые могли участвовать в Народном собрании

3.Военный корабль греков, у которого было три ряда весел

4.Военачальник по-гречески

5.Греческий глиняный сосуд с острым донышком, в котором хранили вино и оливковое масло

6.Район гончарных мастерских в Афинах

7.Спортивная школа, где афинские мальчики с 12 лет занимались борьбой, бегом, метанием копья и диска

1

2

Г

р

а

ж

д

а

н

е

3

т

р

и

Е

р

а

4

с

т

Р

а

т

е

г

5

А

м

ф

о

р

а

6

К

е

р

а

м

и

к

7

п

а

Л

е

с

т

р

а

Ответы запишите в дневник. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания (на слайде итоговое слово-пароль).

  1. Путешествие Одиссея заканчивается дома, куда он возвратился через 10 лет, потеряв своих спутников и корабль. Метко посылает он стрелу в цель, натянув тетиву тяжелого лука, а ваш выстрел – это последнее задание, результаты которого проверю и оценю я.

Ученикам предлагается проверочный тест по курсу истории Древней Греции.

Тест.

1. Верно ли следующее утверждение?

Природные условия Древней Греции и Египта были очень похожи тем, что по их территории протекала большая и полноводная река.

  1. Верно
  2. Неверно

2.Афины были главным городом

  1. Аттики
  2. Лаконии
  3. Пелопоннеса

3.Простой народ в Греции называли

  1. Ареопагом
  2. Демосом
  3. Архонтами
  4. Плебеями

4.Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству назывались,

  1. Илотами
  2. Мессенцами
  3. Лаконийцами
  4. Отверженными

5.Спартанские мальчики

  1. Упорно занимались грамотой и письмом
  2. Никогда не воровали чужого имущества
  3. Говорили кратко, давали меткие и точные ответы
  4. Никогда не подвергались физическим наказаниям
  5. Умели стойко переносить лишения
  6. Часами разучивали военные песни
  7. Славились умением красиво и долго говорить

6.Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Олимпийские игры устраивались в честь………………………….. . Большинство состязаний проходило на………………………………. . Гонки колесниц устраивались на ………………………. . Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба входили в состав………………….. . В олимпийских играх могли участвовать только…………………………. . Спортсменов –участников игр называли…………………… . В честь победителя на его родине ставили …………………….. .

7. В Афинах педагогами называли

  1. Школьных учителей
  2. Домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные инструменты
  3. Ученых, преподававших в гимнасиях

8. В греческом театре

  1. Было два главных вида представлений – комедия и трагедия
  2. Женские роли исполняли актеры-женщины, а мужские – актеры – мужчины
  3. Актеры использовали маски
  4. Актеры играли несколько ролей в одном спектакле

9. Из Афин через порт Пирей вывозили

  1. Мед
  2. Оливковое масло
  3. Папирус
  4. Льняные ткани

10. Установите соответствие:

понятие

значение

А) триеры

1) глиняные сосуды с двумя ручками для хранения вина и масла

Б) архонты

2) греческие боевые корабли

В) амфоры

3) государственные рабы в Спарте

Г) илоты

4) выборные правители в Афинах во времена Солона

А

Б

В

Г

11.Установите соответствие:

имена

битвы

А) Леонид

1) битва при Марафоне

Б) Мильтиад

2) битва при Фермопилах

В) Фемистокл

3) битва при Саламине

А

Б

В

12.Огонь, дома, земледелие, письмо, счет – это

  1. То, чем наградил Зевс людей за послушание
  2. То, чем люди овладели без помощи богов
  3. То, чему научил людей Прометей

13.Греки верили, что боги живут

  1. На горе Олимп
  2. В Олимпии
  3. На горе Арарат

Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1

2

Г

р

а

ж

д

а

н

е

3

т

р

и

Е

р

а

4

с

т

Р

а

т

е

г

5

А

м

ф

о

р

а

6

К

е

р

а

м

и

к

7

п

а

Л

е

с

т

р

а

1

2

3

4

5

6

7



Предварительный просмотр:

Дневник путешественника

Команда:

___________________________

Какими качествами должен был обладать человек, отправившийся в морское путешествие во времена Древней Греции?

Путешественник

   Отважный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие с Одиссеем

Слайд 2

Ремесло: гончарное дело Выращивание оливок овцеводство рыболовство

Слайд 3

Добыча серебра в рудниках ремесло Ремесло: ткачество Кузнечное дело

Слайд 4

Бог Занятия Символ Зевс Правитель над богами и людьми Молнии, скипетр Посейдон Владыка моря Трезубец Афина Справедливая война, покровительница героев, мудрость Белая сова Аполлон искусство Венок из листьев лавра Артемида Охота, покровительница домашних животных Лук и стрелы, лань Аид Подземное царство мертвых Трехголовый пес Цербер Дионис Виноделие Кисть винограда

Слайд 5

Солон - архонт

Слайд 6

Милон -атлет

Слайд 7

Леонид – спартанский царь

Слайд 8

Софокл – автор трагедии «Антигона»

Слайд 9

Ф емистокл

Слайд 10

Перикл

Слайд 11

Гомер – древнегреческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи»

Слайд 12

Геракл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Разработка открытого урока "Белки" 10 класс базовый уровень

Урок - исследование. На основе межпредметных связей с биологией дать понятие о белках и пептидах как биологических полимерах; рассмотреть строение, структуру, химические свойства и биологические ...

Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)

Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

Разработка урока в 9 классе (базовый уровень) по теме: "Технологии"

Данная разработка включает технологическую карту урока, презентацию, ссылки на онлайн ресурсы. Тип урока: получение и применение новых знаний по теме "Технологии: создаем робота будущего"; в...