Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Бережная Ольга Николаевна

Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezhnaya_o.n._razrabotka_uroka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 135

имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева»

Урок для 10-го класса общеобразовательной школы по теме:

«Общество. Что такое общество?» (Базовый уровень).

Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

высшей категории БОУ г. Омска

«СОШ № 135 им. А.П.Дмитриева».

Омск – 2016 год

Тип урока:  проблемный урок с использованием ИКТ

Форма урока: практический урок.

Цели урока:

Предметная цель:   определить общество, как сложную динамичную систему, имеющую тесную взаимосвязь с природой.

Метапредметная  цель: формировать умение работать с учебной литературой и дополнительным материалом, четко формулировать и аргументировать свою позицию.

Личностная цель:  формировать понимание своего места в обществе, понимание важности социальной и природной среды для человека; формирование коммуникативных навыков.

Учебник:  Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.Н., Ю.И.Аверьянов и др. Обществознание: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012 г.

Оборудование урока: 1. Интерактивная доска; 2. Мультимедийная презентация; 3. Учебник; 4. Рабочие тетради; 5. Раздаточный материал – схемы «Человек и общество»; 6. Атласы с физическими картами России; 7. Листы с критериями для оценки работы групп и для  самооценки работы обучающегося на уроке.

Ход урока:

1-й этап: мотивационный.

Формирование целей урока: обучающимся предлагается внимательно прочитать тему урока и определить, что они должны изучить на уроке.

После этого ученикам предлагается  написать в тетрадях фразу: «Я понимаю общество, как…» и продолжить ее. Дается 1 минута. Затем заслушиваются ответы,  и после этого ученикам предлагается сделать выводы из того, что они услышали.

- С учетом услышанного откорректируйте цель урока.

- С помощью каких средств можно добиться поставленных целей?

После этого учитель четко формулирует цели урока и средства.

Слайд 1.  Тема урока и цели урока.  После обсуждения учитель записывает тему урока и цели на интерактивной доске.

2-й этап (основной): 

Изучение 1 вопроса:  понятие общества. Общество, как совместная жизнедеятельность людей.

Учитель задает вопросы:

  1. Мы знаем, что человек – существо биосоциальное. Что это означает?
  2. А если ребенка с рождения изолировать от общества, вырастет ли он  полноценным человеком? Свой ответ аргументируйте.

Слайд 2. Примеры  людей «Маугли».

Далее организовывается работа по заданиям.

 Задание 1. На каждом столе лежит схема «Человек и общество».  

C:\Users\МАМА\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Схема Человек и общество.jpg

- Объясните эту схему, не заглядывая в учебник.

- Дайте определение понятию «Общество».

Слайд 3. Схема «Человек и общество».  Обучающиеся выходят к экрану и  объясняют схему.

Задание 2.  Прочитать п. 1 на С.8-10.  Выписать в тетради новые термины и их определения.  Затем организовывается работа в парах по принципу «Обмен информацией»:  пересказать  прочитанное своему собеседнику (соседу по парте).  Выслушать своего собеседника и задать ему два вопроса  к его рассказу.

Обсуждение: (учитель задает вопросы обучающимся)

- Что из прочитанного вы узнали?

-Что из прочитанного вы поняли?

- Оцените в листах оценки свою работу и работу своего собеседника по 5-ти балльной системе.

  Изучение 2-го вопроса:  общество и природа.

Игра «Экологический десант».

Класс быстро делиться на группы по 4-5 человек (если класс большой, то можно и больше).  Должно быть не более 5-6 групп. Каждой группе раздаются атласы с физическими картами территории России.

Задания для групп:

  1. Вы – экологический десант. Выберите старшего в группе и дайте название своему отряду. (Время 1 минута. Названия записываются на доске).

Цель вашей работы: определить, как общество взаимодействует с природой, каковы последствия этого взаимодействия.

  1. Определите по карте, в какое место России вы отправитесь. Проложите маршрут от места высадки к месту работы отряда.
  2. Используйте все возможные источники информации.
  3. Представьте кратко результаты своей работы классу.

Время работы групп 10 минут. Время представления 1-2 минуты. Результаты представляет старший в отряде, остальные могут помогать. Во время выступления группы, остальные оценивают ее работу  в соответствии с критериями, которые написаны на листах оценки.

После выступления групп  учитель предлагает  сделать вывод:

- Является ли общество частью природа или они существуют обособленно друг от друга?

Ответы должны звучать следующим образом:

- Да, является, потому что…

- Нет, не является, потому что…

Слайд 4: физическая карта территории РФ.  Отвечающий выходит к карте.

Каждая группа отвечает отдельно. В листах оценки работы групп  обучающиеся выставляют оценки группам по 5-бальной шкале.  Время на совещание 1 мин.  После ответов озвучиваются оценки  и замечания по работе каждой группы  и  учитель подводит общий итог.

Изучение 3-го вопроса:   общество и культура.

Учитель организовывает  работу с учебником по заданиям.

Задание 1. Внимательно  прочитать материал учебника на С.12-14.

Задание 2. Составить краткую схему в тетради. Время работы 5-7 минут.

Затем схема воспроизводится одним учеником на доске и корректируется с помощью класса.

Слайд 5. Обучающийся по желанию выходит  к доске и рисует схему. После этого класс  корректирует схему. Окончательный вариант записывается в  рабочих тетрадях.

Задание 3. Читаем документ на С. 16. Устно отвечаем на вопросы к документу.

3-й этап: рефлексия.

Сначала учитель задает несколько вопросов классу:

  1. Что такое общество?
  2. Как общество связано с природой?
  3. Что такое культура?

Слайд 6.  Значение  терминов «Общество», «Культура», «Природа». Эти значения  записываются в словари.

Затем ученикам предлагается кратко написать в тетрадях:

«Сегодня на уроке я понял, почувствовал, пережил…» По желанию озвучиваются некоторые ответы.

После этого еще раз обучающиеся  оценивают свою работу на уроке в листах самооценки, с учетом оценки работы в группе определяют среднюю оценку, которая идет в журнал.

Слайд 7. Домашнее задание (учитель записывает на интерактивной доске): § 1 читать. Записи в тетради выучить.  В тетрадях написать эссе по высказыванию В.Г. Белинского на С.18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...