Методическая разработка урока-дискуссии по теме "Честь и бесчестие"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Материал предназначен для подготовки учащихся к сочинению -рассуждению в формате ОГЭ или к итоговому сочинению по литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока – дискуссии по теме
«Честь и бесчестие» (Нужна ли человеку честь?)
9 класс
- Вводная беседа.
В стихотворении «К Чаадаеву» совсем ещё юный (18 лет) А. С. Пушкин писал :
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
С одной стороны, вроде бы всё в этом отрывке ясно: поэт призывает юношество посвятить себя служению отчизне; с другой стороны – почему ПОКА? Что хотел сказать поэт повторением союза «пока» в первых двух строках?
(Подведение к мысли о том, что именно в юности сердце человека открыто высоким чувствам, именно в юности формируется мировоззрение и жизненные принципы человека как личности)
Сегодня темой нашей дискуссии является вопрос: нужна ли человеку честь? Как вы считаете, надуман этот вопрос или он действительно актуален для каждого человека?
(Обсуждение актуальности темы дискуссии позволит перейти к конкретным вопросам)
- Объяснение предмета дискуссии.
Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»? (Честь – высокое нравственное понятие, включающее в себя чувство собственного достоинства, человеческого достоинства. Это широкое понятие, оно распространяется не только на отдельного человека, но и на окружающих людей. Существуют понятия «честь семьи», «честь народа», «честь Отчизны». Бесчестие – это утрата чести в результате того или иного поступка.)
- Ход дискуссии.
Вопросы для обсуждения темы
- В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?
- Что определяет выбор между честью и бесчестием?
- Легко ли сделать выбор?
- Что значит идти дорогой чести?
- Как вы понимает смысл высказывания А. П. Чехова: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».
- Какие примеры для подтверждения своей позиции можете привести из читательского опыта? (Можно остановиться на обсуждение поступков героев исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Приходилось ли вам защищать собственную честь или честь окружающих? В чём заключалась сложность выбора? Справились ли вы со своей задачей?
- Согласны ли вы с высказыванием Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей»? Аргументируйте свою точку зрения примерами.
Итог дискуссии. Учитель подводит к мысли о том, что понятие чести актуально всегда и для любого человека, так как потерять честь – значит лишиться чувства собственного достоинства, а значит и права на самоуважение и уважение окружающих, без чего человек не может ощущать себя личностью.
Рефлексия.
Что вас сегодня особенно заинтересовало?
Чьи выступления показались вам особенно убедительными?
Заставил ли вас сегодняшний разговор о чём-либо задуматься? О чём?
Изменилось ли ваше мнение о предмете разговора?
В чём мудрость пословицы «Береги честь смолоду»?