Игра «Брейн - ринг» (путешествие в историю математики)
материал (7 класс) по теме

Ольга Николаевна Сафронова

Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc41.5 КБ
Office presentation icon внеклассная работа по математике2.71 МБ

Предварительный просмотр:

                

Игра «Брейн - ринг»
(путешествие в историю математики)

Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт.

Г.В.Лейбниц

Составила учитель математики МОУ СОШ № 17 Сафронова О. Н.

Цели

  • Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа.
  • Развивающая цель – развивать логическое мышление, монологическую речь.
  • Воспитательная цель - вызвать интерес к истории развития математики, к  вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование

  • Цитата «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт.» (Г.В.Лейбниц)
  • ПК, проектор, экран
  • Презентация «Что? Где? Когда?»
  • Таблица результатов

Ход игры

1 слайд - звучит музыка.

Ведущий: С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. И в этом нам помогут 2 команды знатоков математики (приветствие и  представление команды знатоков).

Со 2 по 10 слайд, 15-21, 25-33  - вопросы:

  1. Вопрос: Назовите первый вычислительный прибор, который появился он около 2500 лет назад и был широко распространён в Египте, Китае, Греции.

Ответ: Абак

Историческая справка: АБАК служил не столько для облегчения собственно вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов. Известны разновидности абака: собственно абак (греческий или египетский) в виде дощечки, на которой проводили линии или выдалбливали желобки, в которые колонками клали камешки; китайский суан-пан и японский соробан с шариками, нанизанными на прутики. Русский абак — счеты — появились приблизительно в 16 или 17 веке. Они использовали десятичную, а не пятеричную систему счисления, как остальные абаки. Основная заслуга изобретателей абака — создание позиционной системы представления чисел

  1. Вопрос: Назовите знаменитое сочинение Евклида, в котором были систематизированы основные геометрические сведения.

Ответ: Начала 

Историческая справка: ЕВКЛИД, древнегреческий математик. Работал в Александрии в III в. до н. э. Главный труд «Начала» (13 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики.

  1. Вопрос: Назовите числа, которые в древности назывались «фальшивыми» числами.

Ответ: Отрицательные числа.

Историческая справка: Понятие числа зародилось в глубокой древности. На протяжении веков это понятие подвергалось расширению и обобщению. Отрицательные числа долгое время считали «фальшивыми» и истолковывали как «долг», как недостачу. Правила действий над положительными и отрицательными числами длительное время рассматривались лишь для случаев сложения и вычитания. Например, индийские математики VII в. так формулировали эти правила: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Лишь в XVII в. с использованием метода координат отрицательные числа были признаны в качестве равноправных с положительными.

  1. Вопрос: Назовите имя  древнего математика, который отсеял простые числа, прокалывая их на восковой дощечке.

Ответ: Эратосфен.

Историческая справка: ЭРАТОСФЕН Киренский (около 276-194 до н.э.), древнегреческий ученый. Родился в Кирене (Северная Африка). Образование получил в Александрии и в Афинах. Служил воспитателем наследного принца при дворе Птолемея III Эвергета, около 225 г. до н. э. начал заведовать Александрийской библиотекой. Заложил основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. Составил каталог 675 неподвижных звезд. Заложил основы научной хронологии, предложил вводить лишний день в календарь каждые 4 года.

  1. Вопрос: Назовите число, которое древние египтяне изображали в виде лягушки.

Ответ: 100 000.

Историческая справка: За 2000 лет до н.э. народы Египта достигли довольно высокой культуры и заложили основы многих разделов науки, в том числе и математики. Из найденных папирусов видно, что в цифрах египтян отразилась окружающая их природа. Вначале египтяне изображали единицу в виде палки или посоха, цифру десять рисовали как две соединённые вместе руки, сто в виде свёрнутого листа пальмы, тысячу изображали как цветок лотоса, а рисунок лягушки означал 10 000, может быть, потому что после разлива Нила их очень много появлялось на берегах реки.

  1. Историческая справка: У Пифагора было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.

Вопрос:
-Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
-Вот сколько, - ответил философ.- Половина изучает математику, четверть – музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.

Ответ: Школу посещали 28 человек; из них математикой занимались 14, музыкой – 7, находились в молчании 4 человека и 3 женщины.

  1. Вопрос: Русский учёный. За особые заслуги Пётр I заменил ему фамилию Телятин на …

Ответ: Магницкий – притягивает к знаниям, как магнит

Историческая справка: Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739 г.г.) – российский преподаватель математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика» (1703). По его книге учились многие известные люди, например, Ломоносов.

  1. Вопрос: Кто из ученых серьезно занимался биологией? Евклид, Декарт, Пуанкаре, Аристотель, Колмагоров.

Ответ: Декарт.

  1. Вопрос: Как в Древнем Египте называли чиновников которые занимались межеванием земель? Земледельцы, археологи, гарпедонапты.

      Ответ: гарпедонапты.

Игра со зрителями: слайды 11-14, 22-24

  1. Вопрос: Сколько книг содержал труд Евклида « Начала»?

Ответ: 13 книг

      2.Вопрос: Кто является автором крылатых слов: « Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю»?

Ответ: Архимед

Подведение итогов игры.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет» Г.В. ЛЕЙБНИЦ Составила учитель математики МОУ СОШ № 17 Сафронова О.Н.

Слайд 2

ВОПРОС №1 Назовите первый вычислительный прибор, который появился около 2500 лет назад и был широко распространен в Египте, Китае, Греции.

Слайд 3

Время 60 59 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 11

Слайд 4

Ответ: Абак Историческая справка: Абак служил не только для облегчения собственно вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов. Известны разновидности абака: собственно абак ( греческий или египетский) в виде дощечки, на которой проводили линии или выдалбливали желобки, в которые колонками клали камешки; китайский суанпан и японский соробан с шариками , нанизанными на прутики. Русский абак – счеты – появились приблизительно в 16 или 17 веке. Они использовали десятичную, а не пятеричную систему счисления. Как остальные абаки. Основная заслуга изобретателей абака – создание позиционной системы представления чисел.

Слайд 5

Вопрос №2 Назовите знаменитое сочинение Евклида, в котором были систематизированы основные геометрические сведения.

Слайд 6

Время 60 59 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Слайд 7

Ответ: Начала Историческая справка: Евклид, древнегреческий математик. Работал в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд « Начала», содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики.

Слайд 8

Вопрос №3 Назовите числа, которые в древности назывались « фальшивыми» числами.

Слайд 9

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 10

Ответ: отрицательные числа. Историческая справка: понятие числа зародилось в глубокой древности. На протяжении веков это понятие подвергалось расширению и обобщению. Отрицательные числа долгое время считали « фальшивыми» и истолковали как «долг», как недостачу. Правила действий над положительными и отрицательными числами длительное время рассматривались лишь для случаев сложения и вычитания. Например, индийские математики 7 в. так формулировали эти правила: « Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Лишь в 17 в. с использованием метода координат отрицательные числа были признаны в качестве равноправных с положительными.

Слайд 11

Вопрос 4 Назовите имя древнего математика, который отсеял простые числа, прокалывая их на восковой дощечке.

Слайд 12

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 13

Ответ: Эратосфен Историческая справка: Эратосфен Киренский (около 276-194 до н.э.), древнегреческий ученый. Родился в Кирене (Северная Африка). Образование получил в Александрии и в Афинах. Служил воспитателем наследного принца при дворе Птолемея III Эвергета, около 225 г. до н. э. начал заведовать Александрийской библиотекой. Заложил основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. Составил каталог 675 неподвижных звезд. Заложил основы научной хронологии, предложил вводить лишний день в календарь каждые 4 года.

Слайд 14

Вопрос 5 Назовите число, которое древние египтяне изображали в виде лягушки.

Слайд 15

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 16

Ответ: 100 000. Историческая справка: За 2000 лет до н.э. народы Египта достигли довольно высокой культуры и заложили основы многих разделов науки, в том числе и математики. Из найденных папирусов видно, что в цифрах египтян отразилась окружающая их природа. Вначале египтяне изображали единицу в виде палки или посоха, цифру десять рисовали как две соединённые вместе руки, сто в виде свёрнутого листа пальмы, тысячу изображали как цветок лотоса, а рисунок лягушки означал 10 000, может быть, потому что после разлива Нила их очень много появлялось на берегах реки.

Слайд 17

Вопрос 6 Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы? Вот сколько, - ответил философ.- Половина изучает математику, четверть – музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.

Слайд 18

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 19

Ответ: Школу посещали 28 человек; из них математикой занимались 14, музыкой – 7, находились в молчании 4 человека и 3 женщины.

Слайд 20

Вопрос 7 Русский учёный. За особые заслуги Пётр I заменил ему фамилию Телятин на …

Слайд 21

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 22

Ответ: Магницкий – притягивает к знаниям, как магнит. Историческая справка: Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739 г.г.) – российский преподаватель математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика» (1703). По его книге учились многие известные люди, например, Ломоносов.

Слайд 23

Вопрос 8 Кто из учёных серьёзно занимался биологией? Евклид, Декарт, Пуанкаре, Аристотель, Колмагоров.

Слайд 24

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 25

Ответ: Декарт ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, René, латинизированное имя — Картезий, Renatus Cartesius) (1596-1650), французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

Слайд 26

Вопрос 9 Как в Древнем Египте называли чиновников, которые занимались межеванием земель? Варианты ответов : А) земледельцы Б) археологи В) гарпедонапты

Слайд 27

Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Слайд 28

Ответ: в Древнем Египте 4000 лет тому назад землемеров называли « гарпедонаптами », то есть «канатонатягивателями». В жарком Египте вести земледелие можно было только на землях, расположенных вблизи Нила. Весной, во время паводка, Нил широко разливался и покрывал поля своим плодородным илом. И лишь на удобренных этим илом полях египтяне могли получать хорошие урожаи. Поэтому расположенные вблизи Нила земли высоко ценились и тщательно делились между крестьянами. Поля отделялись друг от друга межами, а разлив Нила каждую весну смывал эти межи, и приходилось проводить их снова. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель. Посещавшие Египет греки называли их гарпедонаптами , то есть натягивателями верёвок: понятно, что для проведения прямой межи надо было туго натянуть верёвку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к внеклассному мероприятию по математике.Игра "Брейн-ринг"

Разработка к внеклассному мероприятию по математике....

Брейн - ринг по теме "История математики"

Играют 4 команды учащихся  9А-9Б, 9В-9Г, проигравшие и победители каждого тура. В итоге каждая команда играет 2 раза. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Команда, давшая верный ответ,...

Урок-игра "Брейн Ринг". Математика, 5 класс.

Данный урок создан на основе учебного материала Поповой Л.П. (оригинал)Эту презентацию можно использовать для создания подобных мероприятий в любом классе, с заменой вопросов.В презентации создана нав...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса

Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической  разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...

Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")

Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...

Урок - повторение по теме "Десятичные дроби" в форме игры "Брейн- ринг" .5 класс. Математика.

Урок- повторение  для 5 класса по теме "Десятичные дроби". Предлагается провести повторение десятичных  дробей в форме игры "Брейн- ринг". Я думаю, что закреплепление тем...

Урок -игра (брейн -ринг ;5 класс ; история Древнего мира)

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе....