Социальный проект "Доброе словечко в каждое сердечко"
проект (10, 11 класс) по теме

Никитина Елена Владимировна

 Друзья мои, внушайте людям веру.

И чаще говорите: «Добрый день!».

И следуйте хорошему примеру

Продлите добрым словом жизнь людей!

(В. Боков)

Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте, как дома». Дом - это пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому. Школа для многих из нас является вторым домом. Здесь уместно применить понятие «эмоциональная безопасность», потому что важно чувствовать себя в безопасности не только в физическом смысле, но и в психическом. Тревожность, страх - плохие помощники нам в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobroe_slovechko_v_kazhdoe_serdechko.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная детская организация «Содружество»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

  Команда детской школьной организации «Юное поколение»  

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

XII Всероссийская акция «Я - гражданин России»

Социальный проект

«Доброе словечко в каждое сердечко!»

Лидер проекта:

Великохатько Кира, 11 «А» класса.

                                    Количество участников проекта – 6 человек.

Руководитель проекта:

Никитина Елена Владимировна,

                                                 педагог-организатор

2012 - 2013 год

План работы над проектом

1. Введение.  Актуальность и социальная значимость проекта – стр.3

2. Выбор проблемы.

2.1. Выявление и анализ проблемы – стр. 5

2.2. Подведение итогов этапа выбора проблемы – стр.6

3. Сбор и анализ информации.

3.1. Нормативно-правовая база - стр.7

3.2. Социологическое исследование – стр. 8

3.3. Материалы СМИ - стр. 9

3.4. Интервью с компетентными специалистами - стр. 12

4. Разработка плана действий.

4.1. Цели и задачи проекта – стр.13

4.2. Наши коллеги – стр.13

4.3. Какие ресурсы нам нужны – стр. 14

4.4. Система мероприятий – стр.15

5. Реализация плана действий.

5.1. Подготовка к реализации плана – стр.15

5.2. Что сделали? – стр.15

5.3. Тестирование по итогам работы – стр. 18

6. Заключение – стр. 19

 

 

1. Актуальность и социальная значимость проекта

 Друзья мои, внушайте людям веру.

И чаще говорите: «Добрый день!».

И следуйте хорошему примеру

Продлите добрым словом жизнь людей!

(В. Боков)

Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте, как дома». Дом - это пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому. Школа для многих из нас является вторым домом. Здесь уместно применить понятие «эмоциональная безопасность», потому что важно чувствовать себя в безопасности не только в физическом смысле, но и в психическом. Тревожность, страх - плохие помощники нам в школе.

     Большую часть времени мы проводим в школе и очень важным становится вопрос, как чувствуют себя ученики, какие эмоции преобладают у них в течение учебного дня? В настоящее время в нашей школе наблюдается критическая ситуация в культуре общения детей – речевая агрессия. Со всех сторон слышаться обидные оскорбления, жаргонизмы, негативно окрашенный молодежный сленг, сквернословие. Слова «идиот», «лох», «дурак», «лузер» - становятся нормой. Они не только оскорбляют, но и вызывают вспышки агрессии, провоцируют драки («забить стрелку»). В воздухе витает злоба и напряжение. Использование обидных и ругательных слов приводит к напряженной психологической обстановке и к негативному отношению к школе, снижает уровень мотивации учебной деятельности вплоть до ее отвержения. Следствием могут быть нарушения взаимоотношений с учителями, соучениками, педагогическим коллективом в целом. Негативная энергетика непредсказуемо отражается и на нашем состоянии и состоянии окружающих. Постоянное негативное воздействие разрушает в конце концов защитное поле человека, деформирует его, вызывая различные формы депрессии.

       Поэтому эта ситуация – настоящее бедствие для школы, проблема, которая с каждым годом становится все актуальней. И ее решение, а вернее – лечение, требует кардинальной и интенсивной терапии, а именно – курса инъекций положительных эмоций с помощью добрых слов.

 

Участники проекта –

команда скорой доброй помощи «ДОБРОДЕЯ»

Девиз команды: «НЕСТИ СВЕТ И РАДОСТЬ ЛЮДЯМ!»

Состав команды:

1.  Великохатько Кира - лидер проекта и исполнительный директор.

Обязанности: координация и направление деятельности.

           

2.  Шокина Екатерина – художественный руководитель.

Обязанности: художественно-оформительская деятельность.

3.  Семенов Игорь – юрист.

Обязанности: отвечает за сбор документации проекта и регламентирование деятельности.

4.  Лукшина Татьяна – пиар-менеджер,

Обязанности: отвечает за разработку имиджа команды, речь и поведение команды.

5.  Воронова Валерия – специальный корреспондент,

Обязанности: отвечает за связь с общественностью, интервьюирование, информирование общественности о ходе проекта.

6.  Демкина Любовь – социолог.

Обязанности: отвечает за социологические исследования, обработку результатов.

2. Выбор проблемы

Задачи этапа:

  • детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для нас и требуют своего решения;
  • сформировать ясное понимание проблемы, над которой предстоит работать команде;
  • соизмерить уровень наших возможностей по отношению к решению выбранной проблемы.

2.1. Выявление и анализ проблем

Методика выбора проблемы - «Шляпа идей»

      Все участники команды пишут на листах волнующую проблему и опускают в шляпу. Затем лидер вынимает листы по одному и все обсуждают актуальность проблем и приблизительные пути решения.

Предложенные проблемы:

 

Путем рейтингового голосования наиболее актуальной проблемой была выбрана проблема речевой агрессии школьников.

Критерии выбора:

  • посильная задача для решения;
  • соответствие нашему возрасту и возможностям;
  • реальность реализации проекта в школе;
  • минимальная сумма затрат;
  • реализация проекта в кротчайшие сроки;
  • важность решения данной проблемы для школьного социума;
  • актуальность.

 

Анализ проблемы        

Социологический опрос родителей и педагогов школы

Дата проведения: 15 – 16 января  2012 г.

Приняли участие:  60 человек

Результаты:

1. Считаете ли вы, что  проблема речевой агрессии школьников является актуальной для школы?

2. Кто несет ответственность за ее решение?

3. Осуществляется ли какая-то деятельность по решению назревшей проблемы в нашей школе?

4. Если такая работа осуществляется, то:

-какова ее эффективность?

             - каковы ее недостатки?

5. Каким образом ее можно совершенствовать? 

2.2. Подведение итога работы над выбором проблемы

Согласно соцопросу, родители и педагоги подтвердили нашу гипотезу, что проблема речевой агрессии очень актуальна. И основную работу по ее преодолению возложено на школу. В нашей школе такая работа ведется, но с редкой периодичностью, зачастую - это всего лишь одергивание и отчитывание провинившихся, или же элементарное попустительство. Благодаря опросу, мы наметили                  

                                         

пути решения проблемы:

     

интересные формы работы      высокая интенсивность воздействия

    

 

3. Сбор и анализ информации

Задача этапа:

  • собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей проблеме
  • вооружиться документами  
  • получить полную картину о потенциальной угрозе

3.1. Нормативно-правовая база,

регламентирующая проектную деятельность

      Право на свободную деятельность по социальному проектированию дает целый пакет правовых документов (источник – сеть Интернет):

1. Всеобщая декларация прав человека от  10.12.48 г.

Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни  общества.

2. Конвенция  о  правах ребенка.

«Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих  и  равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха».

3. Конституция РФ  (извлечение из ФЗ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «О гарантиях прав ребенка в РФ»)

«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

4. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации:

«…Снижение частоты употребления несовершеннолетними нецензурной и культурно пониженной лексики».

Перечень локальных нормативных документов:

1. План воспитательной работы МБОУ СОШ №1 на 2011/12 учебный год

2. Положение о школьном самоуправлении.

3. Положение о ДШО «Юное поколение».

4. Устав ДШО «Юное поколение» МОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»: «член ДШО имеет право… вести свою деятельность в ДШО   и определять ее содержание самостоятельно».

Таким образом, социальное проектирование  правомерно.

3.2. Социологическое исследование

                            Анкетирование младших школьников (2- 4 кл.)

Цель: определить уровень эмоционального комфорта.

Дата проведения: 15 – 16 января  2012 г.

Приняли участие: учащиеся 2 – 4 классов в количестве 83 человека.

Результаты:

1. Употребляешь ли ты обидные слова в адрес одноклассников?

 

2. Как ты реагируешь на обидные и плохие слова, когда слышишь их в свой адрес?

Обработка результатов.

       Дети заражены речевой агрессией, и как бы им самим не нравились обидные и плохие слова, они продолжают их употреблять.

Таким образом, уровень эмоциональной безопасности среди младших школьников низкий.  

                                             

 Анкетирование учащихся 5-11 классов

Цель: определить уровень эмоционального комфорта.

Дата проведения: 17 – 19 января  2012 г.

Приняли участие: учащиеся 5 – 11 классов в количестве 112 человек.

Результаты:

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

5«А»

18%

62%

20%

6«А»

15%

75%

10%

7«Б»

28%

65%

7%

8«В»

13%

71%

16%

9«Б»

28%

52%

20%

10«А»

38%

52%

10%

11«А»

17%

63%

20%

Обработка результатов. 

Четверть опрошенных считает, что уровень в школе находится на должном уровне.

Больше половины опрошенных оценивают  уровень эмоционального комфорта, как средний. Значит не все еще потеряно.

И лишь малая часть опрошенных полагают, что находятся в психологически опасной среде.

Какой мы сделали вывод?

Эмоциональная безопасность в нашей школе находится в критической ситуации! И особую тревогу вызывают взаимоотношения младших школьников.

3.3. Анализ материалов СМИ

Что влияет на речевую агрессию?

Полезная литература из школьной библиотеки: 

1. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, издательство «Речь», 2005. В книге представлена программа тренинга с агрессивными, гиперактивными детьми, большой обзор игр.

2. Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение, Общение. - Прайм-Еврознак,  2007. В книге отражены современные взгляды на поставленную проблему.  Ученые пытаются воссоздать полную картину исследуемого феномена.

3. Щербинина Ю.В. "Если ребёнок грубиян..." - М.: Ювента, 2006. 

В доступной, популярной форме книга раскрывает природу речевой агрессии детей дошкольного и младшего школьного возраста, дает конкретные практические советы по преодолению агрессии в детской речи. Многочисленные примеры детских высказываний и речевых ситуаций, комментарии родителей, оригинальные задания для занятий с детьми вызовают интерес у всех, кому приходится общаться с детьми в самых разнообразных, в том числе конфликтных, ситуациях.

4. Уголовный кодекс РФ. Статья 130 (оскорбление).

Эта статья утратила силу  (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ). В настоящее время оскорбление является административным правонарушением ст. 5.61 КоАП: «1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей…».

                                             Материал сайтов: 

1. 2011-06-02-11-26-30.html – статья «Влияние слов на здоровье»

2. Статья «Вода. Тайна, тайная жизнь воды» о влияние энергоинформационного поля на кристаллы воды.

3. posts/dobroe-slovo – пословицы и поговорки о добром слове

4. replies.xml…;  post/227991/ ; post189242751/ ; index-b-index-1003857.dll -подборка стихов.


 Материалы газетных статей:

  1.  Газета "Первое сентября  № 68/2003 . Статья « Как сказать: «Вася, ты не прав!». Автор Юлия Щербинина. В статье рассказывается о речевой агрессии в школе и способах ее преодоления.
  2. Газета «Ореховские вести», №37,17.09.2008г., статья  «Добрые дети мира». Автор Л.Иленева.
  3. Газета «Ореховские вести», 03.12.2008г., статья «Грамотный русский язык». Автор Т. Большакова, К. Санатов.
  4.  "Учительская газета", № 14, 07.04.2009 г. Статья «Уроки надежды. Эстафета добрых дел», посвященная прошедшему в Республике Абхазия I Учредительному Съезду Движения "Добрые Дети Мира".

5. Газета "Новомосковская правда", № 8, 26.02.2009 г. «Все больше добрых дел». Праздником для маленьких пациентов детской городской больницы стала их встреча с учащимися отделения общего эстетического образования школы искусств.

6. Газета "Ржевский вестник", № 47, 26.11.2008г. Статья «Дорогой добра». СОШ №1 им. А.С.Пушкина   города Ржева присоединилась к Движению "Добрые Дети Мира", первым этапом которого является участие в Фестивале Добрых Дел.

7. Газета "Дзержинские ведомости", № 37, 26.09.2008 г. Статья «Добро - в основе обучения» об участии Дзержинской общеобразовательной школы № 21в инновационных программах всероссийского уровня.

Итак, мы узнали

какое влияние оказывает на здоровье человека добрые и злые слова, о роли злых слов в общении детей, о семантике часто употребляемых слов.      

        Собранный методический материал послужит нам базой для разработки состава инъекций для лечения речевой агрессии.

      Из газетных статей мы узнали, что в сфере образования уделяется внимание нравственному воспитанию школьников, реализуются интересные проекты, акции и воспитательные мероприятия, но их все-таки очень мало. В местных газетах за последние 4 года нет почти никакой информации о проводимой в этом направлении работе, что подтверждает  причины появления проблемы, выявленную в результате опроса родителей, а именно недостаточность воспитательных мероприятий.

3.4. Интервью с компетентными специалистами

Интервью с педагогом – психологом Балясниковой Ольгой Алексеевной

Дата встречи: 30.01.2012 г.

Мы узнали, что психологические основы речевой агрессии кроются в пагубном влиянии негативной информации, которую дети получают из видеоигр, интернета и телевидения, а также от общего уровня воспитанности окружающих их людей.  В школе дети проводят значительную часть времени, поэтому, считает Ольга Алексеевна, нужно, что бы хотя бы здесь, в школе, дети черпали только хорошее, светлое, доброе.

Интервью с социальным педагогом Дьяковым Павлом

Александровичем

Дата встречи: 30.01.2012 г.

Мы узнали, что причина речевой агрессии кроется в низком уровне нравственности школьников, и что работу над проблемой нужно начинать с родителей учеников, с их семей. Но это область компетентности педагогов. А все, что могут сделать сами дети, считает Павел Александрович, это сказать решительное «нет» сквернословию, бранности и злобе.  

Цитата дня от школьников: «Мы не ругаемся матом, мы на нем разговариваем»

4. Разработка плана действий

4.1. Цели и задачи проекта.

Тема проекта:

«Доброе словечко в каждое сердечко!»

Цель проекта:

повысить уровень эмоциональной безопасности в школе.

Задачи проекта:  

  • обеспечить учащимся психологический настрой, эмоциональную установку на  добрые отношения друг с другом;
  • создать и внедрить систему мероприятий, обеспечивающих  достижение цели;
  • стимулировать у учащихся желание позитивного общения, позволяющее обеспечить  эмоциональную безопасность;  
  • вовлечь в решение задач проекта  учащихся с ярко выраженной речевой агрессией.

Объект проекта: учащиеся 2-11 кл.

Миссия команды: активизация лучших моральных качеств учащихся, обогащение   речи красивыми, звучными словами и выражениями.

4.3. Какие ресурсы нам нужны?  

Материальные:

  • канцелярский набор
  • 6 листов ватмана  
  • бумага для принтера                  выделено школой
  • кабинет
  • методическая литература

Кадровые:

  • педагог-психолог
  • социальный педагог
  • администрация школы

Технические:

  • компьютер, ноутбук
  • цветной принтер                        выделено школой
  • фотоаппарат
  • радиоточка

Юридические:

  • Приказ директора школы о разрешении проведения системы мероприятий.
  • План действий.              

Финансовых вложений проект не потребовал.

4.4. Система мероприятий

Лечебный курс

Задача курса: в течение 5 дней повысить эмоциональную безопасность, разрядить накалившуюся обстановку

План проведения

Временные рамки

Инъекции

Ответственные

Ресурсы

День первый

Понедельник

13.02

День добрых установок

Великохатько Кира

Радиоточка

Ноутбук

Фотоаппарат

День второй

Вторник

14.02

День добрых сердечек

Шокина Екатерина

Магнитофон

Скотч

Ватман

День третий

Среда

15.02

День добрых пожеланий

Семенов Игорь

Бюро

Магнитофон

День четвертый  

Четверг

16.02

День разноцветных слов

Лукшина Татьяна

Листы А4

Краски

Скотч

День пятый

Пятница

17.02

День примирений, или Прощеная пятница

Воронова Валерия

Сладкие презенты

Пятница

17.02

Тест на определение уровня эмоциональной безопасности

Великохатько Кира

Фотоаппарат

5. Реализация плана действий

Подготовка к «Неделе Добродеи»

Разместили на Доске информации:

  • объявление о проведении «Недели Добродеи»,
  • план  проведения «Недели Добродеи»,
  • разработали сценарии для каждого мероприятия.

Что сделали?

День первый – День добрых установок

Цель: создать психологический настрой, установку на добро.

Задачи:

  • - известить всех учащихся и учителей школы о начале «Недели Добродеи»
  • - наполнить добрыми словами (стихами и песнями) перемены  
  • - заинтересовать как можно больше учащихся.

Что нам понадобилось?

Стихотворения, песня, цитаты, памятка, разрешение директора школы (получили устное разрешение).

Как это было?

Вели радиовещание, оформляли школу добрыми цитатами и памятками.

День второй – День добрых сердечек

Цель: вспомнить добрые слова-обращения, слова-определения, эпитеты.

Задачи:

  • - активизировать словарный запас учащихся
  • - поддерживать хорошее настроение с помощью музыки и оформления
  • - привлечь к участию в мероприятии и учителей

Что нам понадобилось?

    На ватманском листе написали заголовок «Добрые сердечки» и правила их заполнения, нарисовали сердечки. Подобрали веселую музыку. Получили разрешение у директора (устное).

Как это было?

    Во время перемен девчонки и мальчишки всех возрастов  вписывали добрые словечки в сердечки.  И учителя тоже, используя для примера свой богатейший словарный запас.  

       

 

                       

День третий – День добрых пожеланий

Цель: подарить друг другу море теплых слов и океан позитивных эмоций

Задачи:

  • - организовать систему почтовых сообщений
  • - использовать «письма» в форме сердечек
  • - обязательно проверять почтальонам почту! (цензура)

Что нам понадобилось?

     Музыка у нас уже была подобрана, оставалось поставить бюро (шкаф с ящиками из библиотеки), приклеить на ящики сердечки с номером класса со 2 «А» по 11 «А» и одно сердечко «Для учителей», оформить рекреацию, повесить объявление и получить разрешение у директора школы.

Как это было?

     Во время перемены играла музыка, учащиеся «отправляли» по почте свои сердечки. На уроках почтальоны разносили добрые письма адресатам.

День четвертый – День разноцветных слов

Цель: увидеть истинное лицо злых слов.

Задачи:

  • - передать в рисунке цвет различных слов, добрых и злых, и  

       сравнить рисунки, какие больше нравятся.

  • - устроить демонстрацию детских работ под лозунгом «Слово – это

            зеркало души» для всех школы

  • - сделать исполнителями задач младших школьников

Подготовка:

листы А4 с подписанными на них словами «Зло», «Добрый день», «Любовь», «Мир», «Война», «Солнышко», «Дебил», «Урод», «Милый», «Козел», «Дурак», «Хороший», «Лапочка», лозунг.

Как это было?

   Реализация задуманного происходила во время урока рисования. Упор сделан на учащихся младших классах. Затем лучшие работы были вывешены в рекреации. Под выставкой прикрепили чистые листы для свободного творчества.

 

День пятый – День примирений или Прощёная пятница

Цель: закрепить полученный эффект.

Задачи:

  • - подвигнуть мальчишек и девчонок на добровольное примирение    

       со всеми, кого вольно или невольно когда-нибудь обидел

  • - стимулировать добровольность сладкими презентами
  • - привлечь для примера примирения учителей школы

Подготовка:

каждый классный коллектив покупает сладкие презенты, классный руководитель несет за это ответственность, к этой работе подключается и родительский комитет.

Как это было?

В начале учебного дня классные руководители проинструктировали детей и раздали им сладкие презенты (количество по усмотрению педагогов). Во время перемен школьники обменивались словами примирения и угощениями («трубками мира»).

И сказали дети: «Это хорошо!»

(Тестирование младших школьников после проведенной терапии)

Цель: определить уровень эмоциональной безопасности.

Приняли участие: учащиеся 2-4 кл.

Используемый материал: сигнальные

карточки: красный цвет – агрессия, зеленый цвет – благополучие.

Результаты: почти все учащиеся обозначили уровень эмоциональной безопасности зеленый цветом, т.е. благополучным.

     Таким образом, эмоциональная безопасность поднялась на высокий уровень.

 

Тестирование среднего и старшего звена

не потребовалось, поскольку эмоциональная и психологическая обстановка в течение последних дней терапии говорила сама за себя: речевая агрессия перестала быть проблемой школы.

Так было:                                                                                      Так стало:

Заключение

В ходе работы над проектом наша команда узнала много нового и интересного о силе слова, о его воздействии на организм, мы почерпнули много полезной информации о проблеме речевой агрессии среди детей и подростков, это помогло нам вооружиться терапевтическими средствами для лечения данной болезни. Именно болезни, поскольку речевая агрессия имеет свойство сходное с вирусом – это инфицирование и распространение.

Мы считаем, что смогли найти способ решения проблемы, и знаем, что таких способов может и должно быть много. Надо искать, пробовать, делать! Мы получили обнадеживающие результаты и рады, что наши труды были не напрасны.

Мы уверены, что и педагоги почерпнули из нашего опыта много нового, и надеемся, что зерно, посеянное нами, даст свои благодатные всходы.

- 6 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.

В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...

"Доброе словечко радует сердечко!"

Развитие эмоционально-чувственной сферы детей с нарушением зрения в ходе этического восприятия мира посредством слова....

Образовательная технология по преодолению межъязыковой интерференции детей-инофонов старшего дошкольного возраста "Ты - словечко, я - словечко"

Технология по обучению детей-инофонов старшего дошкольного возраста русскому языку: способы и методы преодоления межъязыковой интерференции, имеющейся у двуязычных воспитанников...

Проект "Раз - словечко, два - словечко"

Проект по развитию речи....

Социальный проект:« Финансовая грамотность каждому школьнику»

Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабиль...

Презентация к социальному проекту:« Финансовая грамотность каждому школьнику»

Дополнение к социальному проекту: "Финансовая грамотность каждому шкоьнику. Цель, задачи, гипотеза, этапны и описание реализации проекта. Продукт проекта....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Праздник каждый день»

Данная программа предназначена для расширения и углубления знаний в области традиций и обычаев стран изучаемого языка (Великобритании, США, Канады, Австралии), истории возникновения современных ...