Программа кружковой работы "Кукольный театр друзей"
рабочая программа на тему

Шадрина Галина Николаевна

Программа «Кукольный театр друзей» рассчитана на обучающихся коррекционной школы 8 вида, для детей испытывающих большие трудности в общении, у которых значительно снижена познавательная активность, для тех, кто смотрит на окружающий мир без удивления и особого интереса.

Программа рассчитана  на детей в возрасте 8-12 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов в неделю – 1час, всего за год – 34 часа.

Программа реализуется в образовательном учреждении воспитателем группы при взаимодействии с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-организатором школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx72.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Черевковская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

«Согласовано»        «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР        Директор ГБОУ «Черевковская        

____________Е. В. Белозерцева        СКОШИ

«___»_______2013 г.        _______________ А.В.Кириллов

        Приказ №___ от «___»________2013

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Г.Н. Шадрина

Протокол №__ от «___» ____ 2013 г.

Программа внеурочной деятельности

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Кукольный театр друзей»

Срок реализации 1 год.

Автор – составитель:

Шадрина Галина Николаевна,

воспитатель 1 кв. категория

Черевково

Красноборский район

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе разработанных современных стандартов школьного образования лежат представления об образовании как институте социализации личности.

Одна из задач системы образования сегодня - «овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности» [4].

Большой опыт работы в решении данной задачи имеют дополнительное образование и внеурочная деятельность, объединяющие многие виды деятельности школьников, через которые целесообразно решать задачи воспитания и социализации.

Детский театр кукол - одна из менее распространенных форм развития школьников. Однако он привлекает детей своей яркостью, динамизмом, радостью творчества. Это особый мир, где все необыкновенно и многое возможно, а сами театральные постановки очень похожи на детские игры. С куклами разыгрываются сказки, басни, смешные истории. Ребенок во время таких игр становится и режиссером, и постановщиком, и актером, и художником.

Наблюдения показали, что дети с ОВЗ с удовольствием посещают кукольный театр, у них появляется желание общаться, дружить. Они чувствуют себя уже не одинокими в этом мире, а равноценными, нужными, знающими и многое умеющими, т.е. участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в театральной деятельности становится средством коррекции личностного развития, помогает раскрыть его творческий потенциал, и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.  

Программа «Кукольный театр друзей» рассчитана на обучающихся коррекционной школы 8 вида, для детей испытывающих большие трудности в общении, у которых значительно снижена познавательная активность, для тех, кто смотрит на окружающий мир без удивления и особого интереса.

Программа рассчитана  на детей в возрасте 8-12 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов в неделю – 1час, всего за год – 34 часа.

Программа реализуется в образовательном учреждении воспитателем группы при взаимодействии с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-организатором школы.

Занятия проводятся в школе, в кабинете начальных классов или актовом зале.

 Формы проведения занятий:

- групповые;

- индивидуальные занятия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-формирование знаний о многообразии театрального искусства, позитивного отношения к творческой деятельности;

- знание способов вождения кукол разных видов;

- умение выражать себя в доступных видах творчества, игре и умение использовать накопленные знания;

-  повышение общественной активности детей, развитие литературного и творческого воображения;

- освоение правил поведения во время игрового и творческого процесса, умение выступать перед публикой, зрителями;

- развитие речи детей;

- коррекция эмоциональных нарушений;

- умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование психически здоровой, социально-адаптированной личности.

        Для этого в коллективесоздаются:

- благоприятные условия для самовыражения ребенка (театральные игры, и этюды, и работа с куклой, и приобщение к участию в общественной жизни);

- атмосфера доброжелательности (формируется чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок, для каждого обучающегося ситуация успеха).

Результат реализации программы отслеживается при помощи следующих методик:

- «Незавершенная сказка»- выявление развития познавательных интересов и инициативы обучающегося;

- «Коммуникабельны ли вы»- выявление сформированности коммуникативных навыков;

- «Самооценка эмоционального состояния»- эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе.

Задачи:

Обучающие:

* Познакомить обучающихся с историей кукольного театра.

* Приобщить к лучшим образцам детской литературы через постановки сценок и спектаклей кукольного театра.

* Изготовить с детьми куклы из подручного материала.

* Научить детей работать с различными видами кукол.

Воспитательные:

* Содействовать реализации навыков общения детей со сверстниками в процессе совместной театрализованной деятельности.

* Изучать с детьми правила поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников.

Развивающие:

* Способствовать развитию литературного и творческого воображения ребенка.

* Развивать артистические способности детей.

* Содействовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать в команде.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы, тема

Всего

часов

теория

практика

1

Из истории кукольного театра

2

1

1

1.1

История театра «Петрушка в России.

Азбука театра

1

1.2

Виды кукол. Способы управления ими

1

2

В стране сказок

7

2

5

2.1

Сцена. Движение игрушек за ширмой

1

2.2

Особенности работы кукловода.

Упражнения с куклой

2

2.3

Оформление сценки; спектакля.

Световое и цветовое оформление

1

1

2.4

Изготовление декораций

     2

3.

Профессиональный спектакль

2

1

1

3.1

Посещение спектакля кукол

(Виртуальное путешествие)

1

3.2

Обсуждение  спектакля. Зарисовки

1

4.

Секреты сценического мастерства

8

1

7

4.1

Речевая гимнастика

1

2

4.2

Сценическое воплощение

2

4.3

Наши первые сценки.

 Кукольный театр для малышей

3

5.

Куклы бывают разные…

11

11

5.1

Плоские игрушки.

Работа над созданием мини спектакля по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу»

3

5.2

Театр оригами.

Новогодние этюды

2

5.3

Пальчиковый театр.

Сказки народов мира

3

5.4

Воздушные куклы.

Спектакль к празднику бабушек и мам

3

6

Отчет работы кружка

4

4

6.1

Концертная программа

2

6.2

Оформление в школе выставки

«Кукла своими руками»

1

6.3

Оформление итоговой презентации о выступлениях детей

1

Итого

34

5

29


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 раздел. Из истории кукольного театра (теория -1ч., практика- 1ч.)

Тема 1.1 История театра «Петрушка» в России.  Азбука театра

(теория -1)

Из истории кукольного театра. Виды театров. Особенности кукольного театра. Знакомство с театральными терминами.(Приложение1)

Словарь театральных терминов: Кукольный театр. (Приложение 2)

Тема 1.2 Виды кукол. Способы управления ими (практика- 1ч.)

Роль кукловода. Правила техники безопасности. Отработка навыков техники движений куклы на руке. Первый опыт работы в группе: диалог, ролевые игры.(Приложение 3),(Приложение 6)

Словарь театральных терминов: перчаточные куклы, кукловод.(Приложение 2)

2 раздел «В стране сказок» (теория -2ч., практика- 5ч.)

Тема 2.1 Сцена. Движение игрушек за ширмой (теория – 1ч.)

Элементы сцены. Реквизит. Ширма и ее значение в театре кукол. Ознакомление с принципами управления движениями куклы (движение головы, рук куклы).(Приложение 4)

Словарь театральных терминов: сцена, реквизит, ширма.(Приложение 2)

Тема 2.2 Особенности работы кукловода. Упражнения с куклой

(практика 2ч.)

Установка ширмы. Первые навыки кукловождения. Упражнения с куклой. Разнообразие движений различных частей куклы. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы, движения куклы в глубине ширмы. Соединение словесного действия (устный текст) с физическим действием персонажа. Построение простейших мизансцен.(Приложение 3)

Словарь театральных терминов: артист.(Приложение 2)

Тема 2.3 Оформление сценки; спектакля (теория -1ч., практика- 1ч.)

Световое и цветовое оформление. Роль декораций в кукольном театре. Световое оформление кукольного театра. Размер рисунков для оформления небольших сценок и спектакля. Цвет оформления.

Оформление различных сценок элементами декораций в зависимости от темы. Выбор звуковых и световых вариантов оформления.

Словарь театральных терминов: декорации, декоратор.(Приложение 2)

Тема 2.4 Изготовление декораций (практика 2ч.)

Понятие о плоскостных и объемных декорациях. Использование различных материалов для изготовления театральных реквизитов. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома, цветы и т.д.) из различных материалов.

Словарь театральных терминов: реквизит.(Приложение 2)

3 раздел «Профессиональный спектакль»(теория -1ч., практика- 1ч.)

Тема 3.1 Посещение профессионального кукольного спектакля

 (Виртуальное путешествие в театр)(теория -1ч.)

По возможности посещение профессионального кукольного театра или виртуальное путешествие с помощью интернета. Знакомство с правилами поведения в театре. Просмотр спектакля.

Словарь театральных терминов: афиша.(Приложение 2)

Тема 3.2 Обсуждение  спектакля. Зарисовки.Обсуждение спектакля. Главные герои. Зарисовки ярких сцен(практика 1ч.)

Словарь театральных терминов: антракт.(Приложение 2)

4 раздел «Секреты сценического мастерства»

(теория -1ч., практика- 7ч.)

Тема 4.1 Речевая гимнастика.

Особенности речи различных персонажей (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Выразительность чтения различных текстов (диалог, монолог, прямая речь, речь автора за кадром и т. д.)(теория -1 ч.)

Элементы речевого тренинга: упражнения на дыхание, скороговорки на развитие дикции, упражнения на развитие интонационной выразительности(практика 7 ч.)(Приложение 7)

Словарь театральных терминов: роль.(Приложение 2)

Тема 4.2 Сценическое воплощение.

Разучивание ролей с применением ролевых модуляций. Соединение словесного действия (устный текст) с физическим действием персонажей. Приемы импровизации (практика 2 ч.)(Приложение 3)

Словарь театральных терминов: импровизация.(Приложение 2)

Тема 4.3Наши первые сценки. Кукольный театр для малышей.

Сказка «Теремок». Чтение текста. Работа над характерами героев. Соединение словесного текста с действием персонажа.Кукловождение за ширмой. Приемы импровизации. Отработка ролей. Практическая постановка сказки на 15-20 минут (практика 3 ч.) (Приложение 5),(Приложение 8)

Словарь театральных терминов: репетиция.(Приложение 2)

5 раздел «Куклы бывают разные…»(практика 11  ч.)

Тема 5.1 Плоские игрушки. Работа над созданием мини спектакля по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Изготовление плоских игрушек. Работа с текстом. Распределение ролей. Отработка ролей. Соединение словесного текста с действием персонажа.  Кукловождение за ширмой. Приемы импровизации. Выступление перед зрителями (практика 3 ч.)(Приложение 9)

Словарь театральных терминов: режиссер.(Приложение 2)

Тема 5.2 Театр оригами. Новогодние этюды.

Изготовление кукол в технике оригами. Работа с текстом. Распределение ролей. Отработка ролей. Соединение словесного текста с действием персонажа. Кукловождение за ширмой. Приемы импровизации. Выступление перед зрителями (практика 2 ч.)(Приложение 5)

Словарь театральных терминов: зрители.(Приложение 2)

Тема 5.3 Пальчиковый театр. Сказки народов мира.

Изготовление кукол для пальчикового театра. Особенности работы с пальчиковыми куклами. Работа с текстом. Распределение ролей. Отработка ролей. Соединение словесного текста с действием персонажа. Кукловождение за ширмой. Приемы импровизации. Выступление перед зрителями (практика 3 ч.)

Словарь театральных терминов: спектакль.(Приложение 2)

Тема 5.4 Воздушные куклы. Спектакль к празднику бабушек и мам.

Изготовление воздушных кукол. Особенности работы с воздушными куклами. Выбор спектакля. Работа с текстом. Распределение и отработка ролей. Соединение словесного текста с действием персонажа. Кукловождение за ширмой. Приемы импровизации. Выступление перед зрителями (практика 3 ч.)(Приложение 5)

Словарь театральных терминов: сценарист.(Приложение 2)

6 раздел «Подведение итогов работы кружка»(практика 4 ч.).

Тема 6.1 Концертная программа.

Подбор номеров для участия в концерте Участие в общешкольной отчетной программе.

Отработка каждой роли. Репетиция. Установка оборудования, подготовка кукол. Выступление перед зрителями (практика 2 ч.)

Тема 6.2 Оформление в школе выставки «Кукла своими руками»

Участие детей в изготовлении различных видов кукол в течении года. Оформление выставки в актовом зале школы (практика 1 ч.).

Тема 6.3 Оформление итоговой презентации о выступлениях детей.

Работа над составлением и оформлением презентации о работе кружка. Представление презентации (практика 1 ч.).


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

1

Из истории кукольного театра

Беседа,

диалог, ролевые игры

Книги по истории кукольного театра, подбор иллюстраций

Небольшой зрительный зал, мобильная ширма, куклы

2

В стране сказок

Театральные игры и упражнения, ситуационные игры и этюды с куклами и без них

Элементы декораций, театральные игры и упражнения

Сцена, реквизит, ширма, декорации, перчаточные куклы, проигрыватель

3

Профессиональный спектакль

Просмотр кукольных спектаклей

Афиша спектакля,

Видеотека спектаклей

Компьютер, бумага, краски, фломастеры

4

Секреты сценического мастерства

Работа с книгой,

развивающие игры и упражнения, диалог, ролевые игры, постановка сценок

Методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению

Куклы, мобильная ширма, проигрыватель

5

Куклы бывают разные…

Творческая мастерская, работа с книгой, постановка спектаклей

Специальная литература по изготовлению кукол и декораций,сборники детских сказок и стихов

Материалы для изготовления кукол, декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы)

6

Подведение итогов работы кружка

Выставка, концертная деятельность

Сценарий спектакля

Компьютер, бумага, краски, куклы, ширма


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Театральная деятельность является средством, способствующим созданию естественной среды для развития фантазии, воображения ребенка, атмосферы творчества.

Программа не ставит перед собой основной целью изучение приемов и методов театрального искусства. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка с ОВЗ, его познавательных, коммуникативных и читательских способностей, создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, для дальнейшей их социальной адаптации в современном обществе.

При постановке спектакля - тексты некоторых сцен предлагаем не продумывать заранее, а использовать их для свободной импровизации исполнителя роли.

В ходе репетиционной деятельности необходимо создавать игровые ситуации для повышения эмоционального состояния детей и пробуждения детской фантазии.

При организации театрализованных занятий рекомендуется использовать практические методы и приемы обучения: метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера); специальные коррекционные упражнения на развитие мелкой моторики; инсценировки и драматизация.

Предусмотреть как теоретические (ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ педагогом способа действия и т.д.), так и практические занятия (подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок).

Из словесных методов рекомендуется применять рассказ и чтение педагога, рассказ детей, беседу, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовать в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволит педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение.

Использовать различные формы проведения занятий:

- театральные игры и упражнения;

- развивающие игры и упражнения;

- ситуационные игры и этюды с куклами и без них;

- беседы;

- просмотр и обсуждение профессиональных, самодеятельных драматических и кукольных спектаклей;

- изготовление кукол для сценок и мини спектаклей;

- работа с книгой.

- постановка спектаклей;

- концертная деятельность.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Список нормативных правовых актов

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09 "О направлении Программы")

Литература

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов [и др.]]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Карлина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение.- Волгоград: «Учитель», 2012.

6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / [Е.Д.Худенко [и др.]].- 2-е из.испр. и доп.- М.: «АРКТИ», 2006. - 309с. : ил. - (Методическая библиотека).

7. Алексеевская Н. А. Домашний театр.- Серия « Через игру – к совершенству».- М.: «Лист», 1998.

8. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников – М.: «Просвещение», 1991. – 127 с.

9. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю. В. Колчеев, Н. М. Колчееева.- М.: «Школьная пресса», 2000. – 96 с. - («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 14).

10. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. Сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.: ил.

11. Соколова С. В. Театр оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «Эксмо»; СПб.: «Валери», 2006.

12. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.– 159 с.: ил. - (Театр и дети).

13. Юрина Н. Н. Первое знакомство с театром: Практические советы педагогам.- М.: «Школьная Пресса», 2005. - 48 с.

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

^ Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

^ Критерии оценивания:

 1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

 2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

 Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

 2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

 3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Опросник В . Ф . Ряховского для определения уровня общительности 1

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ — «да», «нет» или «иногда».

Tекcт oпpoсника1.  Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

1 Коммуникабельны ли вы? 2.     Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3.     Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии

4.     Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.     Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.     Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?7.     Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?8.     Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9.     В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.    Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

11.    Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

12.    Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.    У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14.    Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15.    Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?16.    Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Обработка и интерпретация результатов

За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» — 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов. Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.30–32 балла — вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий

25–29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

19–24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно

14–18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

9–13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

4–8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

«Самооценка эмоциональных состояний» 

А. Уэссман и Д. Рикс

Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант).

Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом. К недостаткам вышеописанной методики можно отнести следующие:

1) Утверждения, включенные в 1-3 разделы, описывают эмоциональное состояние человека лишь в диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность других эмоций, таких, например, как гнев, обида, разочарование, гордость и др.

2) Утверждения, составляющие 4 раздел, характеризуют в основном когнитивную сферу (убеждения человека, касающиеся его возможностей), а не сферу эмоций.

3) Обращает внимание различие в системе оценок утверждений, составляющих четыре разных раздела методики. Так, повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого, при этом самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не знающий преград, жизненная сила выплескивается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гипоманиакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь однозначно. Иначе говоря, интегральный показатель данной методики более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.

Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.

Опросник

Спокойствие – тревожность

10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.

3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.

1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Энергичность – усталость

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в действии.

7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.

5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.

3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.

2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.

1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.

Приподнятость – подавленность

10. Сильный подъем, восторженное веселье.

9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность.

8. Возбужден, в хорошем расположении духа.

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».

5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».

4. Настроение подавленное и несколько унылое.

3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.

2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.

1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.

Уверенность в себе – беспомощность

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.

8. Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

6. Чувствую себя довольно компетентным.

5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.

4. Чувствую себя довольно неспособным.

3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится. Обработка результатов и интерпретация

Определяют следующие показатели:

И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).

И2 – «Энергичность – усталость».

ИЗ – «Приподнятость – подавленность».

И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».

И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:

И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где

И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.

    В общем виде эмоциональное состояние - характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.

Шкала "Спокойствие-тревожность"

выше 5-6 баллов. В опросе испытуемый показывает преобладание "Спокойствия": выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость.

5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Спокойствие-тревожность" без явного преобладание одного из полюсов.

1-4 балла. По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.

Шкала "Энергичность-усталость"

выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.

5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Энергичность-усталость" без явного преобладание одного из полюсов.

1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.

Шкала "Приподнятость-подавленность"

выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.

5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Приподнятость-подавленность" без явного преобладание одного из полюсов.

1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.

Шкала "Уверенность в себе - чувство беспомощности"

выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.

5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Уверенности-беспомощности" без явного преобладание одного из полюсов.

1-4 балла. Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.

Суммарная оценка состояния

Этот показатель отражает выраженность, степень эмоционального подъема/истощения испытуемого.

Приложение 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ:

БЕСЕДА: «ИСТОРИИ ТЕАТРА «ПЕТРУШКА» В РОССИИ».

Цель: Познакомить детей с историей кукольного театра.

Когда, в какой стране возник кукольный театр? Чьи руки создали первую в мире куклу? Этого никто не знает и не может знать, потому что куклы были и тысячу и десять тысяч лет назад у всех народов мира. Кукол делали из глины, дерева, соломы, тряпок. И дети играли в них, укладывали спать, лечили, охотились на глиняных и деревянных оленей, слонов, бегемотов, а ведь это тоже театр кукольный. Потому что актеры в нем куклы. В России Первый государственный кукольный театр был организован в 1920 году и с того времени кукольные спектакли любят смотреть и взрослые, и дети.

Главный герой кукольного театра – Петрушка, поэтому и сам театр называют Театром Петрушки. А попал он к нам из Европы.

Раньше бродячих кукольников можно было встретить в праздничные и ярмарочные дни на площадях и базарах. Рядом с веселой каруселью и балаганом пристраивались пестро раскрашенные ширмы, выходил шарманщик и все с нетерпением ждали появления своего любимца – Петрушку. Сценки разыгрывались несложные, но всегда смешные.

Посмотрите на него. У него красный колпачок с бубенчиком, и, конечно же огромный нос, который он всегда сует куда не следует. По характеру Петрушка большой скандалист и забияка. Народный герой, да и только! Давайте посмотрим, как устроена эта кукла.

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения рук ограничены, Петрушка производит впечатление живого существа. Это достигается тем, что кукла может правдиво и довольно точно передать поведение живого существа в разных ситуациях.

По принципу устройства Петрушки стали изготавливать других кукол, среди которых и люди, и животные.

Приложение 2

СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Актер - деятельный, действующий (акт- действие).

Афиша- объявление о представлении.

Декоратор - занимается оформлением спектакля. Рисует декорации.

Декорации - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене.

Зритель – тот, кто наблюдает происходящее со стороны.

Импровизация – это умение без подготовки говорить на любую тему.

Кукловод – актер кукольного театра, управляющий куклами.

Кукольный театр – театр, в котором ставят спектакли при помощи кукол.

Перчаточная кукла- это самая простая кукла. Основа куклы-перчатка. Головку куклы делают из разных материалов: папье-маше, поролона, пенопласта, пластилина, бумажных цилиндров и другого материала. Кисти рук - очень важная деталь, их делают из такого же материала, что и головку. К перчатке крепятся головка и руки.

Режиссер- управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актеру по ходу действия спектакля.

Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.

Репертуар - пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Роль -  образ актера в спектакле.

Спектакль- произведение сценического искусства.

Сцена – часть театра, место основного театрального действия.

 Сценарист- человек, который пишет сценарий для спектакля, расписывает роли.

 Ширма – перегородка, за которой находятся кукловоды.

Приложение 3

Этюды

1.По краю ширмы идет кукла Маша, останавливается в центре, оглядывается по сторонам, здоровается и идет дальше.

2.Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, принюхалась, обежала вокруг и замерла на месте, затем убежала. Вскоре вернулась с подругой. Действия повторяются.

3.Выбегает котенок. Мышки разбегаются в разные стороны.

4.Куклы мальчики идут навстречу друг другу, встречаются, здороваются, отходят в стороны и начинают разговаривать.

5.Выбегает зайчик, находит морковку, радуется своей находке и зовет своих друзей на сцену. 

Упражнения с пословицами и поговорками

Для достижения выразительности речи можно использовать упражнения с пословицами и скороговорками.

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз сделать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло.

Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала.

Затем произнесите ее вслух, но медленно.

А после этого ускоряясь произнести громко еще три раза.

«На дворе трава, на траве дрова», «Сшила Саша Сашке шапку»

«Наш Полкан попал в капкан», От топота копыт пыль по полю летит»

Пословицы выражают народную мудрость. Работая с пословицами важно научиться выражать их смысл с помощью интонаций. Говорить ее надо, всегда обращаясь к кому-то.

«На бога надейся, да сам не плошай», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,   «Семеро одного не ждут», «Тише едешь, дальше будешь».

Приложение 4

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КУКЛАМИ

1 Знакомство с различными видами кукол, с которыми можно разыгрывать сценки и спектакли.

2 Роль кукловода в игре куклы.

3 Техника безопасности во время постановок.

Первый опыт работы в группе: диалог, ролевые игры.

Самая простая кукла состоит из тельца – рубашки, головки и ручек.

Тельце- рубашка кроится по руке кукловода из ткани. Голова может быть сделана из разных материалов, но обычно ее делают из папье-маше.

Практическая работа: Отработка навыков техники движений куклы на руке. Правила ведения куклы:

1.Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки кукловода.

2. Когда кукла не совершает никаких действий, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

3. Чтобы посадить куклу, ее сначала нужно наклонить, а затем посадить на место.

Учебно-тренировочные упражнения:

Оденьте куклу на руку (указательный палец в патрон головы куклы, средний и большой в ручки) выпрямите ее, поставьте локоть на стол, ручки куклы прижаты к туловищу.

1.Первое упражнение для кисти руки.

Плавные наклоны туловища куклы на счет раз, два, три.

2. упражнение для указательного пальца.

Наклон головы куклы на счет.

3. упражнение для среднего и большого пальца.

Разведение ручек куклы на счет.

4. комплексное упражнение для кисти руки, указательного, среднего и большого пальцев.

Исходное упражнение: ручки в стороны. Наклон головы, туловища и складывание ручек на счет.

5.Повороты куклы с хлопком.

На счет раз повернуть туловище вправо, на счет два хлопнуть; на счет три- повернуть туловище влево, на счет четыре- хлопнуть.

Упражнения повторяются несколько раз.

Игры с куклами.

Задание для детей: Пусть кукла вас обнимет, погладит по лицу, пошепчет вам на ухо, приласкается и прижмется к вам. Подойдите с ней к игрушкам, пусть она возьмет одну из них и покажет всем.

С куклой можно поиграть, поразговаривать, поздороваться за руку, погладить по голове. Можно придумать простейшие игры и сценки. Кукла должна в это время «жить», то есть что- то делать.


Приложение 5

ШИРМА И ДВИЖЕНИЕ КУКЛЫ ЗА ШИРМОЙ

Ширма- это сцена театра игрушек. На ширму ставятся декорации, и на ней происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.

Секреты движения куклы за ширмой.

* Кукла выходит не сразу, не из-под земли, а постепенно. Сначала издали появляется ее голова, затем плечи, грудь и т.д. и только при приближении ее она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть все время. Очень важно выработать ощущение пола. То есть кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь.

*Чтобы передать походку куклы надо продвигать ее ритмичными движениями или покачиванием из стороны в сторону.

*Подскоки или покачивания из стороны в сторону делаются более резко и чаще, если кукла бежит.

*Если кукла спит, то ее лучше положить спиной к зрителям, чтобы не было видно ее открытых глаз.

*Та кукла, которая говорит,- слегка двигается. Кукла, которая ее слушает,- стоит неподвижно, смотрит на говорящую.

*Уходя, кукла не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы и постепенно опускается.

 *Держите куклу так, чтобы ее глаза были обращены к зрителям или на другую куклу.

Данные упражнения можно повторять несколько раз, а закрепить их можно с помощью простейших этюдов.

 

Приложение 6

ВИДЫ КУКОЛ

Загадка:

Уж полон зал. Вот-вот начало.

Нас куклы начали смешить.

Они поют, танцуют даже,

Чтоб радость всем нам подарить.

(Кукольный театр.)

Перчаточные куклы. Существуют различные виды кукол, но самыми распространенными остаются куклы, которые приводятся в движение с помощью руки, иначе они называются перчаточными. От руки человека многое зависит. Самая популярная перчаточная кукла теперь Петрушка.

Тростевые куклы актер держит над собой и играет за ширмой. Основная трость идет от головы через все тело куклы, а две другие- от рук.

Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол. Их много, они сложные по конструкции.

Теневые куклы вырезают из плотной кожи и подкрашивают- тень получается разноцветная. Играют такими куклами за экраном. Зрители видят тень.

Плоские куклы выпиливаются по частям из фанеры. Туловище, руки, ноги, голову раскрашивают или оклеивают тканью. Отдельные части соединяют нитками, леской или проволокой. Играют ими так же, как тростевыми или марионеточными.

Куклы марионетки- на нитках- управляются сверху. Актер держит в руках вертикальную или горизонтальную доску, к которой крепятся нити от головы, ног, рук. Актер водит куклу, приводя в движение руки, ноги, плечи и голову.


Приложение 7

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

За кукол не надо говорить писклявым, тоненьким голосом. Данный голос не убедит зрителя в том, что это говорит сама кукла.

В большинстве сказок действуют животные и птицы. Как они говорит?

Петух произносит свои слова, отчеканивая слоги и растягивая звук Р. Петушиное пение (ку-ка-ре-ку!) легко воспроизводятся.

У зайца плачущий голосок.

Коза «разговаривает» ворчливым дребезжащим голосом. Она вытягивает гласные Е, И, Я, особенно, если перед этими буквами идут согласные М, Н. («Мне-е-е», «Ме-еня-я-я».)

Слова Собаки нужно произносить слегка хрипловатым и отрывистым голосом, напоминающим собачий лай. А если вы еще произнесете «гав-гав» или «ав», то зрители поймут несомненно, что вы имитируете собачий голос.

Волк «говорит» грубо, отрывисто.

Медведь - медленно, низким голосом.

Лягушка тоже говорит медленно и скучно, растягивая каждый слог, слегка дребезжащим голосом.

Лошадь говорит очень громко, почти кричит и растягивает гласные И и О. («Спи-и-и, мышо-оно-ок, сладко-о, сладко-о-о!».)

У Свиньи хрипловатый голос.

На роль Кошки желателен исполнитель, умеющий мяукать. «мяу-мяу!»

Самым тоненьким голоском сонно и плаксиво говорит глупый Мышонок.

У мамы- мышки писклявый голос. Помните, мышонок говорит матери : «Лучше, мама, не пищи!»

Приложение 8

КОРОТКИЕ СЦЕНКИ И СЦЕНАРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАЛОГОВ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Петрушка. Мы с тобой шли?

Буратино. Шли.

Петрушка. Пряник нашли?

Буратино. Нашли.

Петрушка. А где он?

Буратино. Что?

Петрушка. Пряник.

Буратино. Какой?

Еж. Заяц, заяц, чем ты занят?

Заяц. Кочерыжку разгрызаю.

Еж. А почему ты, заяц, рад?

Заяц. Рад, что зубы не болят.

Ведущий. Кисонька - мурысенька,

Где была?

Кисонька. На мельнице.

Ведущий. Кисонька - мурысенька,

Что там делала?

Кисонька. Муку молола.

Ведущий. Что из муки пекла?

Кисонька. Прянички.

Ведущий. Кисонька - мурысенька, заходи к нам в гости, попробуй и наших пирогов.


Приложение 9

ПЛОСКИЕ ИГРУШКИ ИЛИ ТЕАТР КАРТИНОК

Дети очень любят рассматривать картинки в книгах. Но они получат больше удовольствия, если им показывать двигающиеся, действующие картинки- персонажи. Для этого надо перерисовать картинки из книг или нарисовать их специально, затем вырезать и укрепить на подставках. Картинки изображающие дома, деревья или обстановку комнаты, расставляются на столе, как на сцене или прикрепляются к ширме.

Театр картинок- иллюстрированный театр. При выборе литературного произведения надо учитывать специфику картонного театра и в первую очередь статичность картинок. Персонажи неизменно остаются в тех позах, в которых они нарисованы. Герой не может встать, если он нарисован в сидячем положении, не может лечь или наклониться. Но в театре картинок персонажи имеют неограниченные возможности передвижения по сцене в любом направлении и с любой скоростью. Это надо максимально использовать. Поэтому для театра картинок надо брать такие произведения, в которых персонажи переходят с места на место, останавливаются, идут дальше, то есть в основном ходят.

Кто сказал «мяу»

                                                                 По В. Сутееву

Ведущий. Щенок бегал по двору. Вдруг он услышал, как кто-то сказал «мяу». Щенок посмотрел по сторонам, но никого не увидел.

Щенок. Ав-ав, кто говорит «мяу»? Ав-ав.

Ведущий. Вдруг он увидел, что по двору гуляет Петух. Щенок подбежал к нему.

Щенок. Это ты говоришь «мяу»?

Петух. Нет, я говорю…Ку-ка-ре-ку-у-у!

Щенок. А больше ты ничего не умеешь говорить?

Петух. Нет, только «кукареку».

Ведущий. Вдруг слышит Щенок, что кто-то снова говорит «мяу». Ему кажется, что это слышится рядом с домом.

Щенок. Ты сказа «мяу»?

Мышонок. Пи-пи. А кто так сказал?

Щенок. Кто-то сказал «мяу»…

Мышонок. Близко?

Щенок. Вот здесь, совсем рядом.

Мышонок. Мне страшно! Пи-пи-пи!

Ведущий. Щенок задумался. Вдруг около собачей конуры кто-то громко сказал «мяу»!

Пес. Р-р-р-р!

Щенок. Я…я хотел узнать…

Пес. Р-р-р-р!

Щенок. Это вы сказали… «мяу»?

Пес. Я?! Ты смеешься, Щенок!

Ведущий. Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. Грустный вернулся к дому, улегся возле крыльца. И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал «мяу»! на крыльцо вышла Кошка.

Кошка. Мяу!!!

Щенок. Так это ты все время говорила «мяу». Ав-ав-ав! Р-р-р-р!

Ведущий. Кошка зашипела : «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!»- и убежала в сад.

Щенок. Теперь я знаю, кто сказал «мяу». Ав-ав!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Рабочая программа по кружковой работе "Театр моды "Вдохновение"

Программа разработана на основе примерной программы основного общего и дополнительного образования и в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего и дополнительного образо...

Программа внеурочной деятельности театра на немецком языке "Театро"

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Театро»  для  4 - 6 классов составлена  согласно требованиям ФГОС .Настоящая программа своим содержанием  дета...

Сценарий проведения игровой программы ко дню театра в начальной школе "Поиграем в театр"

Сценарий расчитан на проведение мероприятия с детьми начальной школы. Подготовку и проведение организовали учащиеся 5-х классов театральной студии и педагог дополнительного образования....