Разработка внеклассного мероприятия по ПДД
методическая разработка по теме

Матевосян Марина Вазгеновна

Разработка внеклассного мероприятия по ПДД

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их. В дальнейшем из этих недисциплинированных пешеходов вырастают недисциплинированные водители. Наша задача помочь учащимся усвоить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, научить правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

     Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.

1. Необходимо учитывать, что ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков: не всегда может определить  их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

2. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом -  психологи считают, что поле зрения ребенка на 20-25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост  вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребенка ограничен обзор, но и в то же время он  сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.

3. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий -  переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности.

4. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для того же самого 3-4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.

5. Одной из особенностей поведения младших школьников является их игровая или иная увлеченность. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.

6. Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала  приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнет метаться по дороге. В основе такого поведения ребенка лежит и врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.

7. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.

8. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников.

Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований Правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными.

Целесообразно правила безопасного поведения на дороге формулировать в утвердительной форме, в которой содержатся руководства к действию. Cледует объяснять детям как надо делать. Указания должны быть точные, конкретные, понятные учащимся. Обучение должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить с ребенком Правила дорожного движения, но и на то, чтобы научить видеть опасность на дороге и действовать адекватно обстановке, т.е. научить анализировать ситуацию. Таким образом  в ходе обучающих занятий основными задачами являются:

- ознакомить с основными требованиями Правил дорожного движения;

- развивать у детей внимание и внимательность;

- научить предвидеть дорожную ситуацию (через ответы на вопросы, ролевые игры, анализ предложенных ситуативных задач).

        

Не менее серьезной проблемой является поведение подростка на дороге. Здесь нарушения чаще совершаются не от незнания правил дорожного движения, хотя и такое бывает, а от поверхностного, несерьезного, а иногда и нигилистического отношения к их соблюдению.

 Начиная с 10-11 лет, дети становятся менее дисциплинированными и более самостоятельными в своих действиях. Формирование характера, выбор своего индивидуального поведения, поступков, стремление к лидерству, склонность к риску – особенности этого возраста. Причина риска связана иногда с театральной демонстрацией своего мужества окружающим - нередко это демонстрируется не только сверстникам, но и водителю приближающегося транспортного средства в виде «спокойного перехода» дороги на опасном расстоянии от приближающейся машины. Немалую часть среди подростков, получивших травмы на дороге, составляют лица, стремящиеся прейти перекресток в непозволительной по времени критической ситуации, что является следствием поверхностной оценки скорости приближающегося транспорта и дорожной обстановки вообще. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда подростки являются участниками ДТП в качестве водителей, конечно же, не имея ни водительских прав, ни необходимого опыта вождения. Нередки случаи, когда несовершеннолетние появляются на дороге в нетрезвом состоянии и становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.

Основу воспитательной работы с подростками должна составлять концепция, что, нарушая правила, проявляя «смелое» поведение, они демонстрируют свой инфантилизм как в глазах взрослых, так  сверстников, а также показывают плохой пример малышам. В беседе с подростками инспектор должен занять партнерскую позицию, упор необходимо делать на причинно-следственные связи в действиях и последствиях на дороге. Основными целями занятий будут являться:

- расширение и углубление знаний Правил дорожного движения;

- ознакомление учащихся с ответственностью за нарушения ПДД;

- развитие ответственности за свои действия.

        Для усиления обучения необходимо использовать примеры из практики, но они должны быть связаны с темой беседы; возраст нарушителей из примеров должен соответствовать возрасту учащихся, для которых приготовлена беседа. Нельзя говорить: «В вашем возрасте я делал также» - это подрывает авторитет сотрудника Госавтоинспекции, и у подростка может сложиться мнении, что такое поведение допустимо.

        Основной темой выступлений перед старшими школьниками будет ответственность (административная, гражданская, уголовная, моральная). Особое внимание стоит уделить теме «Ответственность за нарушение правил дорожного движения лиц, управляющих велосипедами, мопедами и мотоциклами». На каждом занятии необходимо обращать внимание детей на социальный, экономический и нравственный аспект предмета, призванного обеспечить безопасность и сохранить жизнь всем участникам дорожного движения, не допустить материальных и моральных потерь, которые приносят дорожно-транспортные происшествия.

Какие бы формы обучения детей правилам поведения на дороге мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировка действий в дорожных ситуациях.

При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:

- использовать наглядные пособия;

- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;

- формулировать правила в утвердительной форме;

- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

  1. В начале учебного года издать приказ об организации в школе работы по предупреждению детского транспортного травматизма.
  2. Приказом назначить школьного инструктора по безопасности движения (лицо, ответственное за организацию данного направления работы). Организовать обязательное систематическое изучение Правил дорожного движения, избрав приемлемые для учебного заведения формы: уроки ОБЖ, беседы на классных часах, внеклассные мероприятия, занятия в объединении дополнительного образования  «Дети-дорога-жизнь» .
  3. Планировать работу по предупреждению детского транспортного травматизма в общешкольных планах и планах классных руководителей. Включить в общешкольный план работы и планы работы классных руководителей мероприятия, предусмотренные планом совместной работы Главного управления образования и Управления ГИБДД, районного управления образования и отделений ГИБДД, организовать их выполнение.
  4. Проводить тематические утренники, сборы, конкурсы, соревнования, игры, викторины и на тему БДД.
  5. Привлекать к проведению мероприятий по предупреждению ДДТТ работников ГИБДД, школьных врачей, водительский состав шефствующих автотранспортных предприятий.
  6. Доводить до сведения родителей и обсуждать в классах, на общих линейках, в стенгазетах и через школьное радио каждый случай ДТП с участием детей и нарушения детьми Правил дорожного движения.
  7. Учителям начальных классов ежедневно на последнем уроке проводить двух- трехминутные беседы-напоминания о соблюдении Правил дорожного движения, обращая внимание детей на погодные условия.
  8. Создать отряд юных инспекторов движения и организовать работу согласно «Положению об отрядах юных инспекторов движения».
  9. Оборудовать на территории школы площадку для занятий по Правилам дорожного движения.
  10. Сделать разметку перекрестка для практических занятий младших школьников по Правилам дорожного движения в одной из рекреаций школы.
  11. Учитывая расположения учебного учреждения по отношению к дороге, оформить маршруты безопасного движения детей в уголке по БДД. При необходимости учащимся начальных классов совместно с родителями разработать индивидуальные схемы безопасного пути в школу.
  12. В начале и конце учебного года провести «неделю безопасности дорожного движения».

Особое значение в привитии учащимся Правил дорожного движения имеет организация в школе отряда юных  инспекторов дорожного движения при объединении дополнительного образования «Дети-дорога-жизнь», рассчитанный на возраст 10-12 лет, под руководством инструктора по безопасности движения (ЮИД).Такой отряд принимает самое активное участие по профилактике ДДТТ, особенно среди начальной школы.

Участвует в различных мероприятиях, утренниках, в таких конкурсах как «Дорога и мы», «Дорога, дорога, ты знаешь так много», в изготовлении памяток для учащихся и родителей, стендов и плакатов, с целью пропаганды ПДД.

В течение учебного года инструктор по безопасности дорожного движения проводит следующее:

- составляет раздел общешкольного плана внеклассной работы с учащимися по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского транспортного травматизма;

- помогает классным руководителям и учителям начальных классов в составлении планов работы по безопасности дорожного движения;

- контролирует выполнение мероприятий по профилактике нарушений, детского транспортного травматизма, записанных в общешкольный план и план воспитательной работы учителей;

- в работе по безопасности движения среди учащихся и родителей привлекает в помощь учителям актив автохозяйств, автомобилистов, сотрудников ГИБДД, а также родителей, имеющих автомобили;

- в конце каждой учебной четверти на педсовете информирует администрацию школы и учителей о результатах проведенной работы и знакомит с планом мероприятий на следующую учебную четверть;

- обобщает опыт проведения воспитательной работы по профилактике детского транспортного травматизма, в методическом кабинете школы создает уголок из материалов по безопасности дорожного движения;

- организует выступления на тему профилактики ДТП с участием ЮИД

- привлекает старшеклассников и учителей рисования к организации выставок и уголков безопасности движения из плакатов ГИБДД и рисунков учащихся;

- организует совместно с учителями внеклассные мероприятия: праздники, игры, викторины и др.;

- участвует в оформлении общешкольного уголка безопасности дорожного движения.

 Формы работы с детьми

В зависимости от возрастной категории учащихся, для лучшего закрепления полученных знаний можно использовать следующие формы

1.Викторины

При подготовке учитывать:  - возраст

                                                 - имеющуюся базу знаний

Особенности:  - определяется тематика (одна тема или несколько)

                         - вопросы строятся от простых к сложным

                         - конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать  

                           конкретные ответы);

                         - формы проведения:

                            а) блиц-опрос

                            б) брейн-ринг

                            в) КВН и т.д.

2.Беседы

При подготовке учитывать: возрастные особенности

Начальная школа: а) есть начальные знания – продолжение обучения

                                б) использовать опорные фразы, наглядность

                                в) управление велосипедом (основы)

Среднее звено:      а) ДТП: виды, причины, последствия

                               б) приведение примеров

                               в) управление велосипедом

                               г) вводится понятие «Ответственность»

Старшие классы: а) ответственность: административная,

                                   гражданская, уголовная, моральная

                               б) управление мопедом, мотоциклом                                                          

         

3.Конкурсы, соревнования

  1. Разрабатывается положение о конкурсе:

- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;

- указываются цели и задачи;

- условия проведения;

- возраст участников;

- критерии определения результатов;

- список рабочей группы и жюри;

- финансовое обеспечение

2. Четко определяются временные рамки каждого этапа.

3. Определяются ответственные за каждый этап.

4. Проводится подробный инструктаж рабочей группы, жюри и участников конкурса.

4.Игры

Интеллектуальные:  а) настольные

                                   б) тренажерные

                                   в) компьютерные

Сюжетно-ролевые:  - позволяют моделировать типовые варианты дорожной                                                

                                    обстановки                

                                   а) в помещении

                                   б) на улице

                                    в) на транспортной площадке

5.Экскурсии

Заочные – используются фото-видео материалы, схемы;

Очные:  а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся    

                  теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации  в

                  конкретных дорожных условиях:                  

               - пешие

               - автобусные

              б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД,

                  спецтехникой          

                                       Работа с родителями

Большая роль по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге принадлежит родителям, т.к. только ежедневные напоминания правил и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.

        В школах обязательно должны быть уголки безопасности, которые могут содержать:

1.Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.

2.  Основные причины ДТП с участием детей.

3. Сведения о конкурсах, мероприятиях по БДД.

4. План работы ЮИД.

5. Фотовитрина (о ДТП).

6. Сменные плакаты по особенностям сезона.

7. Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному  поведению на дороге:

- как обучать ребенка азбуке дорог;

- законопослушный пешеход;

- «дорожные ловушки»;

- ребенок-пассажир, велосипедист и др.

Во время занятий в кружке с ЮИД можно предложить им сделать памятки или нарисовать плакаты  для учащихся, родителей и водителей, в целях закрепления знаний и активной пропаганды ПДД. Такие памятки могут содержать следующую информацию:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

  1. Приучите ребенка переходить дорогу размеренным шагом, ребенок должен твердо знать, что бежать через дорогу опасно.
  2. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  3. Приучите ребенка, что при переходе дороги нельзя отвлекаться на посторонние вещи, разговоры.
  4. Объясните ребенку, что дорогу переходить можно только в установленных местах: на пешеходном переходе или перекрестке. Если пешеходный переход регулируемый, то, как и красный, желтый сигнал светофора является запрещающим, т.к. водители могут заканчивать движение.
  5. Учите ребенка наблюдать за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  6. Объясните ребенку, что выходить на проезжую часть из-за кустов, сугробов, машин очень опасно. Предварительно необходимо осмотреть дорогу, а еще лучше перейти ее там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  7. Приучите ребенка, что из транспортного средства взрослый всегда выходит первым, из автомашины – только в сторону тротуара или обочины.
  8. Не разрешайте ребенку играть на проезжей части и вблизи нее.
  9. Иди по тротуару лучше, если со стороны проезжей части будет взрослый. Маленьких детей надо крепко держать за руку, и быть готовым удержать при попытке вырваться – это довольно частая причина ДТП с участием дошкольников.
  10.  Объясните ребенку, что во дворе тоже могут быть машины, поэтому       выбегать из подъезда опасно.

Таким образом перед объединением дополнительного образования детей «Дети-дорога-жизнь» стоят непростые задачи и цели.

Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

ЗАДАЧИ:

Обучающие

  1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей .
  3. Изучение сигналов светофора, дорожных знаков  и правил движения по дороге.  
  4. Ознакомление с разными видами транспорта.

                Развивающие

1.   Формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на улице
     и в транспорте.

2.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

                Воспитывающие

                      1.  Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах .

    2.  Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях    общения с  дорогой .

         3.  Сплочение  детских коллективов  через совместные творческие дела.

    Разработка занятия в объединении «Дети-дорога-жизнь»

«Внимание-улица!»

Класс 5-6 (10-12лет)

        Цели: познакомить ребят с правилами дорожного движения

        Задачи : предупреждение нарушений правил дорожного движения.

        Материалы для проведения занятия: методические пособия, плакаты, памятки, мультимедийный проектор.

                                                                 План

  1. Беседа педагога ОДОД о правилах поведения на улицах и дорогах: «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»
  2. Выступление учащихся.
  1. Наша улица.
  2. Рассказ о светофоре.
  3. Влиятельная палочка регулировщика движения.
  4. Знаки дорожные помни всегда!
  5. Секунда – это много или мало? Простая арифметика.
  6. Викторина по правилам дорожного движения.
  1. Чтение педагогом ОДОД Памятки для учащихся о правилах дорожного движения.
  2. Подведение итогов. Что мы узнали о ПДД?

  1. Педагог ОДОД проводит с учащимися беседу о правилах дорожного движения на улицах и дорогах, о печальной статистике в результате нарушений ПДД пешеходами и водителями.
  2. Выступление учащихся «Наша улица».

1 участник.

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

-на светофоре красный свет-

Для перехода нет пути,

Сейчас никак нельзя идти!

2 участник.

«Мне наплевать на красный свет»,-

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

«Где захочу, там перейду!»

3 участник

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза –

Разиню пощади!..

4 участник

А вдруг бы заявил шофер:

-Мне плевать на светофор, -

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста,

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

5 участник

Да… Там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

6 участник

Сигналы, крики то и знай:

Машина – прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину…

7 участник

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик – постовой,

Висит трехглазый светофор,

И знает правила шофер.

Педагог ОДОД:

«Дети, скажите, при каких обстоятельствах не может произойти дорожно-транспортное происшествие?»

Учащиеся отвечают:

«Если не будет нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей движущегося транспорта.  Всем надо знать и соблюдать правила движения на улицах и дорогах».

Педагог

Сейчас у нас пойдет разговор о самом главном: как переходить проезжую часть улицы. В этом нам поможет светофор.

1 участник

Мы подходим к светофору и видим разные сигналы: красный, желтый и зеленый. Что они означают?

2 участник

Красный свет – прохода нет.

Желтый свет – предупрежденье.

Жди сигнала для движенья.

Зеленый: идите! Опасности нет.

И парами, стройной колонной, мы все переходим проспект.

1 участник

А если нет светофора?

3 участник

А если нет светофора – поможет влиятельная палочка.

1 участник

Какая еще палочка? Что ты говоришь?

3 участник

Простая деревянная палочка с удобной ручкой. На вид палочка как палочка, ничего особенного. Разве что ярко выкрашена в черную и белую полоску. Но это немудреная палочка обладает такой необычайной силой, что может показаться жителю другой планеты волшебной.

Вот по широкой дороге мчатся, обгоняя друг друга, сотни машин: Мерседес, Хонда, Жигули… Кто может неожиданно остановить этот стремительный поток? И вдруг… Слышен визг тормозов, и все машины тотчас останавливаются. А мимо них промчалась белая машина с красным крестом на дверцах. Это скорая помощь спешит к больному.

Кто же остановил эти машины? Кого мгновенно послушались водители? Это сделала простая деревянная палочка, выкрашенная в полоску. Ее поднял стоящий на перекрестке регулировщик, и все машины тотчас остановились. А когда палочка опустится и покажет направление, машины побегут туда, куда она разрешит им двигаться. Эта простая палочка в руке регулировщика управляет движением. Потому она и называется важно – «жезл».

Когда на улицах и дорогах светло, каждому шоферу отлично видны и регулировщик, и его жезл. А как быть ночью, когда темно?

Для этого у инспекторов ГИБДД есть свои особые палочки. Как только стемнеет, они начинают светиться, словно яркие полосатые свечки. Теперь их видно издали еще лучше, чем днем.

Участница читает стихотворение.

Посмотрите:

Постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?-

Все машины сразу встали,

Дружно встали в 3 ряда

И не едут никуда

Не волнуется народ,

Через улицу идет,

И стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

1 участник

Но есть еще и другие знаки дорожного движения. Сейчас мы с ними познакомимся (учащиеся показывают нарисованные ими знаки дорожного движения и рассказывают, что они обозначают).

4 участник

Чтобы тебя не настигла беда,

Знаки дорожные помни всегда.

1 участник

Ребята, скажите, почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? На этот вопрос ответит простая арифметика.

5 участник

1 секунда… Много это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк: шаг шагнуть. А для водителя та же секунда порой лишь самая серьезная. За секунду машина, у которой скорость 60 км/ч, проезжает больше 16.5 метров. А если ее скорость 80 км/ч, то 22 метра. Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, все равно спешит перебежать через дорогу перед самым ее носом. Думает, а, ерунда. В крайнем случае, водитель успеет затормозить. Ему и невдомек, что водитель при всем желании, при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, все равно не успеет вовремя остановиться.

Простая арифметика. Нет на свете такого человека, который бы сразу, как заметит препятствие, смог бы нажать на тормоза. Чтобы сообразить, что к чему, ему нужно обязательно какое-то время. А за это время машина успевает проехать несколько метров. Сразу не срабатывают даже саамы надежные  и хорошо отрегулированные тормоза. Еще какие-то доли секунды проходят. Включены тормоза, колеса больше не вращаются, их наглухо схватили тормозные колодки, а автомобиль все движется и движется. И тем дольше движется, чем больше была скорость, чем сильнее изношены шины. А если к тому же дорога скользкая или как раз в этом месте идет под уклон, то тормозной, или остановочный путь все удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 км/ч да на покрытом корочкой льда шоссе, машина окончательно остановится только через 400 метров, после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра! Вот почему дорогу надо переходить осторожно и не перебегать перед близко движущимся транспортом.

Проводится викторина по правилам дорожного движения.

Изучение Памятки о правилах дорожного движения.


Памятка учащимся о правилах дорожного движения

Юный друг! Ты знаешь, что по улицам и дорогам нескончаемым потоком движутся автомобили, мотоциклы, скутеры, троллейбусы, автобусы и трамваи. Они имеют большую скорость, и мгновенно их остановить невозможно.

Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своей жизнью. Такой риск никому не нужен.

Выйдя из дома или из школы на улицу, помни:

  1. Надо быть всегда примером в соблюдении правил уличного движения и требуй это от своих товарищей.
  2. Переходи улицу по пешеходным дорожкам и только на зеленый сигнал светофора, а там, где его нет, при отсутствии близ идущего транспорта.
  3. Не выбегай внезапно на дорогу из-за стоящего транспорта, т.к. он закрывает видимость, и ты можешь попасть под другую машину.
  4. Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или посадочной площадке.
  5. Не выезжай на велосипеде на улицу, если не выучил правила движения и, тем более, если тебе нет 14 лет.
  6. Помни о малышах. Появившись на улице, они затевают опасные игры на мостовой. Чтобы сохранить им жизнь и здоровье, уведи их с проезжей части дороги.

Соблюдая правила уличного движения, ты будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную и ответственную работу по перевозке пассажиров и грузов.


Викторина

участники делятся на 2 группы.

1 часть.

Сигналы светофора, дорожная разметка

  1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
  2. Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
  3. Какие светофоры вы знаете?
  4. Где и как должны ходить пешеходы по улице?
  5. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

Обязанности пассажиров

  1. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
  2. Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
  3. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
  4. Каков порядок посадки в автобус и выход из него?

Правила перехода улиц и дорог

  1. В каких местах можно переходить улицу?
  2. Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
  3. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
  4. Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
  5. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

Дорожные знаки

  1. На какие группы делятся дорожные знаки?
  2. Покажите знак, который запрещает движение пешеходов.
  3. Кто должен знать дорожные знаки?
  4. Покажите знак “велосипедная дорожка”.
  5. Какие информационно-указательные знаки вы знаете?

                                                              2 часть

Загадки.

  1. Тихо ехать нас обяжет,
    Поворот вблизи покажет
    И напомнит, что и как,
    Вам в пути…(Дорожный знак).

2.  На дороге дружно в ряд,

   Полоски белые лежат

   Для тебя есть , крошка   (Пешеходная дорожка).

3.   Встало с краю улицы в длинном сапоге
    Чучело трехглазое на одной ноге.
    Где машины движутся,
    Где сошлись пути,
    Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)

4.     Дом на рельсах тут как тут,
      Всех умчит он в пять минут.
      Ты садись и не зевай,
    Отправляется…(Трамвай).

5.    Пьет бензин, как молоко,
     Может бегать далеко.
     Возит грузы и людей,
     Ты знаком, конечно, с ней.
     Обувь носит из резины, называется…(Машина).

6.    Не живая ,а идёт;

     Неподвижна, а ведёт…(Дорога).

                                                                3 часть

Преподаватель задает одной команде вопросы, другая команда в наушниках (Вопросы читаются быстро).

  1. Для чего служит “островок безопасности?”.
  2. По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?
  3. Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
  4. Как называется место пересечения дорог?
  5. Кто отвечает за порядок на дорогах?
  6. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?
  7. Что такое перекресток?
  8. Для чего служит проезжая часть дороги?
  9. Для кого предназначен тротуар?
  10. Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для остановки автомобилей и движения пешеходов?
  11. Устройство для движения велосипедистов?
  12. Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
  13. Что означает зеленый сигнал светофора?
  14. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  15. Для чего служит посадочная площадка?
  16. Кому дает команды пешеходный светофор?
  17. Что означает красный сигнал светофора?
  18. Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?
  19. Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?
  20. Сколько колес у легкового автомобиля?
  21. В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”.
  22. Безбилетный пассажир?
  23. Дорога для трамвая?
  24. Дом для автомобиля?
  25. Безрельсовый трамвай?
  26. Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?
  27. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?
  28. Место посадки и высадки пассажиров?
  29. Для чего транспортные средства оборудуют сигналами светофора?
  30. Пешеход, нарушивший правила дорожного движения?

Преподаватель. Викторина “Счастливый случай” закончилась. Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо!

Занятие по изучению правил дорожного движения в объединении

«Дети-дорога-жизнь»

 «Регулирование улиц и дорог»

Цели:

  1. Повторить и закрепить знания сигналов светофора.
  2. Познакомить с сигналами регулировщика, группами дорожных знаков (значением некоторых из них).
  3. Воспитывать личность безопасного типа.

Оборудование:

  1. Таблицы:
  • сигналы светофора;
  • сигналы регулировщика;
  • названия групп дорожных знаков;
  • 23 дорожных знака.
  1. Учебное пособие для учащихся 4-6 классов: “Правила дорожного движения”. Автор: Ю. Б. Орлов. Москва “Просвещение” 1984
  2. Жезл, фуражка, разметка пешеходных переходов на перекрёстке.
  3. Карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего занятия, я уверена, после стихотворения вы мне назовёте сами, можно хором:

Движенья полон город,

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Чтоб было безопасно,

Всем нужно, без сомнения,

Знать и выполнять.

Правила дорожного движения.

Верно. Но так как эта тема достаточно большая, сегодня мы остановимся на рассмотрении вопроса: “Регулирование улиц и дорог”. Итак, тема урока: “Регулирование улиц и дорог”.

(Учитель записывает тему на доске, ученики в тетрадях)

2. Повторение: “Сигналы светофора”.

  • Кто знает, чем регулируется движение на улицах и дорогах?
    (Светофорами, регулировщиками, дорожными знаками, дорожной разметкой)
  • Остановимся на светофорах. Какие вы знаете виды светофоров?
    (Транспортные и пешеходные)
  • При одновременной работе транспортного и пешеходного светофоров, сигналы какого светофора должен выполнять пешеход? (Пешеходного)
  • Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Что означают основные сигналы светофора?
    (
    Красный – движение запрещено, жёлтый – внимание (подготовка к движению), зелёный – движение разрешено)

( Учитель вывешивает на доску соответствующие таблички)

3. Знакомство с сигналами регулировщика.

  • Представим ситуацию: на оживленном перекрёстке перестали работать светофоры или в результате аварии, сложилась опасная ситуация. Как в данном случае регулируется движение? (При помощи регулировщика) 
  • Рассмотрим сигналы регулировщика, соответствующие основным сигналам светофора:
  • запрещающий (со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено);
  • требующий подготовки к движению (жезл или просто рука поднята вверх – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях);
  • разрешающий (когда регулировщик стоит боком, пешеходам разрешено переходить проезжую часть).
  • При регулировании движения одновременно светофором и регулировщиком, чьи сигналы должны выполнять участники дорожного движения? (Сигналы регулировщика)

4. Ролевая игра “Регулировщик”.

  • Кто хочет исполнить роль регулировщика? Приглашаю 4-х желающих на роль пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)

5. Знакомство с группами дорожных знаков.

  • Чем ещё регулируется движение на улицах и дорогах? (Дорожными знаками)
  • Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения. (Определение вывешивается на доске) Дорожные знаки называют международным “языком улиц”. Какие вы знаете группы дорожных знаков? (Ответы учащихся)
  • Все дорожные знаки делят на семь групп. Они различаются как по форме, так и по окраске. На знаки нанесены различные рисунки, для того чтобы быстрее определить их назначение. (Учитель открывает часть доски, где вывешены названия групп дорожных знаков и по 2 знака каждой группы)
  1. Знаки первой группы – предупреждающие (всего 43).
  2. Знаки второй группы – знаки приоритета (всего 9).
  3. Знаки третьей группы – запрещающие (всего 35).
  4. Знаки четвёртой группы – предписывающие (всего 18).
  5. Знаки пятой группы – информационно-указательные (всего 66).
  6. Знаки шестой группы – знаки сервиса (всего 12).
  7. Знаки седьмой группы – знаки дополнительной информации (всего 50).

6. Работа с учебным пособием.

Задание 1.

  • Откройте стр.39 пособия, найдите и зачитайте сведения о каждой группе дорожных знаков. Например, к знакам седьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые в сочетании с различными знаками помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действия знаков. (Ответы учащихся)
  • Назовите общие внешние признаки предупреждающих знаков. (Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой)
  •  Назовите общие внешние признаки запрещающих знаков. (Имеют форму круга белого цвета с красной каймой)
  •  Назовите общие внешние признаки знаков сервиса. (Имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет)

Физминутка

Задание 2.

  • На доске вам предложены по 2 знака каждой группы. Найдите и зачитайте, как называются и что обозначают эти знаки.

1 ряд: стр. 40-48

Группы (знаки): Предупреждающие: “Прочие опасности”, “Скользкая дорога”.
Знаки приоритета: “Главная дорога”, “Конец главной дороги”.

2 ряд: стр. 49-55

Группы (знаки): Запрещающие: “Движение на велосипедах запрещено”, “Въезд запрещён”.

Предписывающие: “Велосипедная дорожка”, “Движение направо”.

3 ряд: стр. 56-59

Группы (знаки): Информационно-указательные: “Дорога с односторонним движением”, “Место стоянки”.

Знаки сервиса: “Пункт первой медицинской помощи”, “Пункт питания”.

  • Например, к знакам дополнительной информации относится табличка “Зона действия”, которая обозначает зону действия запрещающих знаков, с предупреждающими знаками - протяженность опасного участка; табличка “Направление действия” указывает направление действия знаков, запрещающих движение определённых типов транспортных средств, установленных перед перекрёстками. (Ответы учащихся)

7. Закрепление изученного материала.

  • Зная общие внешние признаки каждой группы дорожных знаков, определите, какие относятся к предупреждающим, к запрещающим, к знакам сервиса, и впишите в таблицу номера соответствующих знаков. На карточке подпишите свою фамилию и имя. Первые пять человек сразу получат оценку.

На доске дорожные знаки:

 

1. “Двустороннее движение”

2. “Питьевая вода”

3. “Движение запрещено”

4. “АЗС”

5. “Стоянка запрещена”

6. “Неровная дорога”

7. “Ограничение максимальной скорости”

8. “Гостиница или мотель”

9. “Крутой спуск”

Ответ:

Предупреждающие

1

6

9

Запрещающие

3

5

7

Знаки сервиса

2

4

8

8. Подведение итогов урока.

  • Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
    (Регулирование улиц и дорог)
  • С помощью чего осуществляется регулирование?
    (С помощью светофоров, регулировщиков, дорожных знаков)
  • Регулирование улиц и дорог осуществляется ещё и с помощью дорожной разметки, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
  • С какими группами дорожных знаков вы сегодня познакомились?
    (Ответы учащихся)

9. Самостоятельная работа (повторение ранее изученного материала).

  • Предлагаю выполнить словарную работу в форме кроссворда. Все слова вписываются по вертикали (т.е в столбик), если все ответы будут верными, то по горизонтали найдёте ключевое слово. Первые 5 человек сразу получат оценку. В клеточки со * буквы не вписывать. Не забудьте подписать карточки.

1 вариант

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

5.

 

р

1.

2.

 

 

а

 

е

в

п

 

 

в

 

г

о

о

3.

4.

т

6.

у

д

в

о

о

о

3

л

и

о

б

с

б

н

и

т

р

о

т

у

а

р

е

о

ч

а

с

к

о

л

т

и

н

*

и

в

ь

*

н

о

*

*

щ

*

*

а

в

*

*

и

*

*

*

к

*

*

к

*

*

*

а

*

*

*

По вертикали:

  1. Тот, кто управляет автомобилем.
  2. Место, где поворачивают автомобили.
  3. Боковая часть, край дороги.
  4. Место, где останавливается городской транспорт.
  5. Многоместный автомобиль с большим салоном, относящийся к городскому транспорту.
  6. Символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах, для ориентации участников дорожного движения.
  7. Сотрудник ГИБДД, регулирующий дорожное движение.

 2 вариант

 

 

3.

 

 

6.

 

1.

 

в

 

 

т

 

о

2.

о

4.

5.

р

7.

с

п

д

о

г

о

п

т

о

и

б

и

т

а

а

в

т

о

б

у

с

н

о

е

ч

д

а

с

о

р

л

и

д

р

а

в

о

ь

н

*

*

ж

к

т

*

а

*

*

и

а

*

*

*

*

*

р

По вертикали:

  1. Место, где останавливается городской транспорт.
  2. Место, где поворачивают автомобили.
  3. Тот, кто управляет автомобилем.
  4. Боковая часть, край дороги.
  5. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (сокращённо).
  6. Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы.
  7. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.

10. Завершение урока.

  • Урок окончен. Спасибо за работу. Сдайте для проверки таблицу и кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...