Разработка воспитательного часа "Наш город - фронту".
методическая разработка (5 класс) на тему

Материал предназначен для проведения воспитательного часа по патриотическому воспитанию для детей среднего и старшего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Наш город - фронту»

Цель: формирование представления о подвиге прокопчан в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1.  познакомить с краткой биографией героев-прокопчан, участников Великой Отечественной войны, историей их гибели;
  2.  воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев нашего города;
  3.  развивать монологическую речь.

Предварительная работа:

  •  проведение социологического опроса;
  •  сбор исторической информации;
  •  чтение и анализ художественной литературы.

Оборудование: фотографии героев, компьютер, карточки со словарными словами.

Форма проведения: интерактивная беседа.

Ход мероприятия.

I Организационный момент.

Фонограмма сообщения Левитана о нападении Германии на СССР, мелодия «Священная война».

Воспитатель:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы - память по утрам поют,

И ветер - память по ночам гудит,

Деревья - память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память - дождь,

И память - снег летит, и пасть не может.

Течет река времени. Минуло более 64 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

II Сообщение темы.

Прокопьевск имеет богатую и славную историю, и надо, чтобы мы знали и гордились за наш родной город, за наших земляков, героически отдавших жизни за Родину, за тружеников тыла, за труд женщин и детей в те нелегкие военные годы. Бесстрашно сражались прокопчане с фашистскими захватчиками на фронте. Только благодаря всенародному подвигу, враг был разгромлен. И сегодня на нашем занятии «Наш город - фронту» мы окунемся в историю подвигов наших героев - прокопчан.

Ребенок 1.

На закате горят города,

Задыхаются дымными снами.

Эшелоны уходят туда,

Эшелоны набитые нами.

Там трещит за редутом редут,

Там сломался рубеж обороны.

Эшелоны идут и идут,

Днем и ночью идут эшелоны.

Ребенок 2.

На закате горят города,

Не грусти, не надейся на чудо.

Эшелоны уходят туда,

Но они не вернуться оттуда.

Провожала нас Родина - мать И шинель, и винтовку вручила.

Не просила в бою погибать И в бою погибать не учила.

Ребенок 3.

Нам судьбою понять не дано Все о нас сочиненные были.

Мы погибли без спроса давно,

А о том, как погибли, забыли.

Пролетели над нами года,

И салют прогремел многократно... Эшелоны ушли в никуда,

И никто не вернулся обратно.

Ш Основная часть.

  1. Сообщения о героях, чьими именами названы улицы города.

Воспитатель:

Вам было дано задание приготовить сообщение о прокопчанах, чьими именами названы улицы города, придумать вопросы и сделать опрос жителей города, нарисовать плакаты-призывы. У нас получилось 3 группы - это «Следопыты», «Бойцы невидимого фронта» и «Разведчики».

Я знаю, что вы провели опрос жителей нашего города, поделитесь, что у вас получилось. Начнем с первой команды «Следопыты»...

Вы также нарисовали плакаты. Прошу защитить ваш плакат.

Да, жители нашего города многое знают о героях Великой Отечественной войны. А сейчас мы узнаем, какую информацию вы смогли найти о героях, чьими именами названы улицы нашего города.

Прежде чем начать свой рассказ, найдите, пожалуйста, фотографию героя и его

имя.

«Следопыты»

Маша Старцева родилась в 1925 году в селе Сорокино Алтайского края. В 1939 году семья Старцевых переезжает в Прокопьевск .

Когда началась война, Маше было 15 лет. А в феврале 1943 года семнадцатилетняя Маша Старцева ушла добровольцем на фронт. Не смогла она сидеть в классе и писать сочинения о Зое, которой было столько же лет, сколько ей самой, когда героиня - партизанка совершила свой бессмертный подвиг. Воевала в 65-м гвардейском полку 22-й Сибирской дивизии санитаркой. Была любимицей полка, проявляла бесстрашие и смелость. Ее все с теплотой называли «Машенькой беленькой», «гвардии Машенькой» или «дочкой».

Той ночью, 28 февраля 1944 года, когда санитарки уже ложились спать, пришел командир санроты и сказал, что не может им приказывать (они и без того не спали сутками), но после боя появилось много раненых, с которыми нужно было ехать. У Маши была стерта нога, но оставаться в роте она отказалась наотрез и пошла за ранеными со своей подругой Тосей.

Повозка с ранеными уже подъезжала к лесу, когда противник начал неожиданный артналет. Санитарки шли по бокам телеги, словно прикрывая собой раненых. Недалеко от дороги разорвалась мина. Обе девушки упали на землю, но поднялась только одна, Тося. Осколок мины попал Маше Старцевой в живот. Маша умерла на операционном столе.

Санитарку Старцеву посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени.

Маше Старцевой воины посвятили стихи:

Весь в дыму и пламени дальний горизонт,

Уезжала девушка Машенька на фронт.

На вокзале плакали мать и вся семья:

«Маленькая Машенька, милая моя»...

Как пришла та девушка к нам в гвардейский полк,

Видели: из девушки будет, братцы, толк!

Сто героев раненых вынесла в боях.

По лесам Прибалтики с боем шел отряд.

И настиг ту девушку вражеский снаряд...

Тонкие березоньки слезы - сок струят А бойцы - товарищи горьких слез не льют,

Зубы крепко стиснули и вперед идут.

Ох, узнают вороги нашу месть в бою,

За страну, за Машеньку милую мою...

Воспитатель:

  1. Какие чувства вызвали у вас эти слова? Почему?
  2.  Как вы понимаете значение слова «доброволец»? (люди, ушедшие на фронт по своей воле)
  3.  Кто такие «партизаны»? (люди, ведущие боевые действия на территории противника - взрывают, поджигают и т.п.)
  4.  Что такое «артналет»? (обстрел врага из пушечно-ракетных установок)
  5.  В каком районе города находится эта улица? (Березовая роща)
  6.  Как называли Машу Старцеву в полку? Почему, как вы думаете?
  7.  Как вы считаете, каким она была человеком?

В Прокопьевск пришло письмо маме Марии Старцевой с теплыми, добрыми словами о боевой подруге. В ответ на него Прасковья Петровна писала воинам 2 Прибалтийского фронта:

«Привет из далекого сибирского рудника фронтовым подругам и товарищам моей дочери. Я думала, что нет Машеньки и некому вспомнить обо мне, но это не так. Я получаю много писем с фронта. Машеньки нет, но дело, за которое она отдала свою жизнь, живет».

«Следопыты»

С 1935г. учился в горном техникуме Прокопьевска комсомолец Иван Вершинин. Высокий, худощавый, энергичный парень, всегда носивший при себе книгу «Как закалялась сталь» и восхищавшийся Чапаевым, учился отлично, был хорошим товарищем, помогал тем, кому трудно давалась учеба. Параллельно с техникумом Иван заканчивает на вечернем отделении музыкальное училище по классу «духовые инструменты».

С самого начала войны коммуниста Ивана Вершинина отправляют на Западный фронт, в разведку. Все разведчики роты были дружной семьей.

17 января 1944г. стал последним днем в жизни Вершинина.

...Бой разгорелся на рубеже Чудил - река Сестрично, под Ленинградом. Нашим бойцам преградила стена пулеметного огня. Подразделение залегло. Вершинин, стреляя на ходу, вел солдат за собой. Подразделение пробиралось по бездорожью через лес и вышло к развилке дорог, где немцы выставили сильный заслон. Несколько вражеских огневых точек быстро заставили замолчать, но одна из них продолжала вести яростный огонь. Секунда - и решение принято. Вершинин поднялся во весь рост и бросился к пулемету. Еще бросок - он ближе к дзоту, свинцовая очередь обожгла тело. Плечо в крови, по лицу текут красные струйки. Иван дает очередь из автомата. Захлебнулся пулемет всего лишь на несколько секунд: видно, место убитого пулеметчика занял другой. Тогда, собрав последние силы, сибиряк всем телом бросился на пулемет. Он лежал на пулемете посреди убитых им четырех немцев. Снимая шапки, шли и шли воины мимо погибшего героя, спасшего им жизнь ценой своей.

Орден Отечественной войны II степени.

Воспитатель:

  1.  А кто еще совершал подобный подвиг? (Александр Матросов)
  2.  Что такое «дзот»? (деревоземляная огневая точка -яма в земле)
  3.  Сколько человек в подразделении? (если рота, то 100 и более, взвод - 30 чел., батальон - 500 чел.)
  4.  В каком районе города находится эта улица? (Тырган)
  5.  Как вы считаете, какими чертами характера нужно обладать, чтобы совершить такой подвиг?
  6.  А теперь я попрошу защитить ваш плакат «Мы против войны».
  7.  Слово предоставляется группе «Бойцы невидимого фронта».

«Бойцы невидимого фронта»

Выступление - отчет об опросе жителей, защита плаката, рассказ о героях.

В 1930 году семья Мартеховых приезжает в Прокопьевск. Отец — Федор Федорович Мартехов — устраивается на шахту № 5—6 (шахта им. Ворошилова). Вскоре в забой спустились подросшие сыновья. Василий работает взрывником. Отсюда был призван в Красную Армию. Служил в танковой бригаде.

Июль 1941 года. С первых дней войны Василий Федорович ушел добровольцем на фронт. Примером мужества и отваги, бесстрашия и ненависти к врагу, пламенного патриотизма является подвиг прокопчанина Героя Советского Союза Василия Федоровича Мартехова. На фронте стал офицером, командиром роты танков. На берегу реки Красивая Меча Мартехов ходил в атаку. Когда у «КВ» уже не поворачивалась башня, он целился всей машиной. Яростно гремя гусеницами, огромный «КВ» крутился на месте, расстреливая из пушки вражеские орудия. Когда кончились снаряды, бил лобовой бронью, кроша и вдавливая в мокрую пахоту орудия и разбегавшихся фашистов.

26 января 1943 года Мартехов первым на своем танке соединился с танкистами доблестной 62-й армии.

Курская дуга. Под Белградом рота капитана Василия Мартехова в течение 5 суток вела бои с вражескими танками. На боевом счету

В. Мартехова уже числилось 14 уничтоженных вражеских танков, 22 орудия. 9 минометов, 16 автомашин, 7 пулеметных точек и свыше 800 фашистских солдат и офицеров.

12 июля 1943 года, в день своей гибели, Василий сжег три «Тигра». Его похоронили у деревни Вознесеновка Белогородской области.

Герой Советского Союза.

Воспитатель:

  1.  Как вы понимаете значение слова «отвага»? (смелость, бесстрашие, храбрость)
  2.  Что значит выражение «бил лобовой бронью»? (таранил, бил передней частью танка)
  3.  А в каком районе города находится эта улица? (Тырган)
  4.  Что двигало такими людьми, как Мартехов?

«Бойцы невидимого фронта»

Вера Волошина родилась в г. Кемерово, училась в школе №12. После десятилетки Вера поехала в Москву и поступила в институт физкультуры. Но из-за тяжелой болезни ей пришлось прервать учебу и продолжить ее затем в институте советской кооперативной торговли. Здесь Веру и застала война. Вместе со всеми она роет окопы на дальних подступах к столице, становится донором.

Когда Вера услышала, что в ЦК комсомола работает комиссия по отбору добровольцев на фронт, она сразу идет туда. Ее взяли в число разведчиков, которые должны были действовать в тылу врага.

Короткие дни боевой подготовки, — и первое боевое крещение. 21 октября 1941 года Вера Волошина в составе группы разведчиков -добровольцев переходит линию фронта. Взлетают в воздух фашистские обозы и составы с горючим.

Ровно через месяц после первого перехода фронта - второй ответственный и трудный рейд. Вера идет уже не просто бойцом, а комсоргом группы. Во время похода в тылу врага отряд попал под обстрел. Вера вместе с Наташей Самойлович, Алексеем Голубовым была в головном охранении, и после обстрела они потеряли связь с отрядом. Что делать? Вера предложила действовать самостоятельно, продолжать выполнение боевого задания. В полночь разведчики устроили налет на деревню, в которой расположились немцы. Ночью, когда пересекли дорогу между деревней Яшкино и совхозом Головково, попали в засаду. Под неожиданным огнем группа метнулась назад, за дорогу. На поляне остались лежать Вера и один из красноармейцев. Боец был убит, а тяжелораненую Веру схватили гитлеровцы. Веру мучали, пытали, но она оказалась стойким бойцом Красной Армии. Тогда фашисты решили сломить юную партизанку. Рано утром по первому снегу вели Веру на казнь - измученную, босую через все село. На место казни они согнали военнопленных, т.к. местные жители прятались в лесу. Когда гитлеровцы подтащили девушку к виселице, она начала говорить, что за нее отомстят товарищи, что наши все - равно разобьют фашистов.

Так погибла юная партизанка Вера Волошина.

Воспитатель:

  1.  Кого называют донорами? (люди, сдающие свою кровь для других людей)
  2.  Кто такие разведчики? (люди, которые собирают данные о противнике)
  3.  Как вы понимаете выражение «действовать в тылу врага»? (вести боевые действия на территории противника)
  4.  А выражение «перейти линию фронта»? (оказаться на территории противника, в тылу)
  5.  А эта улица в каком районе расположена? (Березовая роща)
  6.  Как вы считаете, смогли ли фашисты сломить дух бесстрашия у Веры Волошиной? Почему вы так считаете?
  7.  Слово предоставляется группе «Разведчики».

ФИЗМИНУТКА.

«Разведчики»

Выступление - отчет об опросе жителей, защита плаката, рассказ о героях.

Миша Шишкин родился в 1922 году в селе Тыхта Кытмановского района. Учился в Тыхтинской и Сунгайской школах, потом в Прокопьевской средней школе № 6. После школы, работал слесарем в Прокопьевском горкомхозе. Оттуда был направлен на учебу в Рязанское пехотное училище. Из стен училища лейтенант Шишкин был призван на фронт.

8 сентября 1941 года взял в руки оружие. Командир взвода 206 стрелкового полка, он участвовал в боях под Сталинградом, где был дважды ранен. Принимал участие в освобождении Украины. На фронте стал коммунистом. Отважный лейтенант, молодой коммунист пользовался авторитетом среди солдат и был избран парторгом роты. Последний день: 8 сентября 1943 года.

На взвод Михаила Шишкина прорвался немецкий танк с группой автоматчиков. У советских воинов в это время кончились боеприпасы, на исходе были гранаты. Обнаглевшие фашисты давили наших бойцов гусеницами танка, закололи штыком беззащитную девушку-санинструктора Берту Вольф.

Гвардии лейтенант Шишкин, спасая своих бойцов, взял связку гранат и с ними бросился под танк противника. Взорвал и вывел из строя немецкий «Тигр» и уничтожил значительное количество гитлеровцев. Сам Шишкин геройски погиб. Контратака немцев была сорвана.

Герой Советского Союза.

Воспитатель:

  1.  Что такое «контратака»? (атака, предпринимаемая обороняющимися)
  2.  Как понимаете значение слова «горкомхоз»? (городское коммунальное хозяйство)
  3.  Что вы можете рассказать о расположении этой улицы? (Находится на Тыргане)
  4.  Какие учреждения есть на этой улице?

«Разведчики»

Иван Павлович Конев родился в 1915 году в Алтайском крае. Шестнадцатилетним пареньком приехал с отцом в Прокопьевск, устроился на шахту электрослесарем.

В 1932 году Иван поступает в Прокопьевский аэроклуб и заканчивает его успешно. За хорошую учебу Ивана Павловича направляют в Ульяновское летное училище летчиков-авиатехников. В мае 1941 года закончил летное училище, а в июне началась война. С первых дней войны Иван Павлович ушел добровольцем на фронт, был командиром отделения летного полка.

Конев был примером всей команде, заботился обо всех, по-отцовски, любил порядок и учил всех тому же. Крепко ненавидел врагов Родины и бил их беспощадно.

Любил он жизнь, но, не задумываясь, отдал ее за Родину. На боевом счету четыре сбитых самолета противника, а всего более 130 боевых вылетов. Сопровождая тяжелые самолеты, торпедоносцы, штурмовики, он храбро защищал их в бою. Последний день: 26 мая 1944 года - Иван Павлович Конев, сопровождая торпедоносцы, которые шли топить корабли противника, был подбит на своем краснозвездном ястребке зенитной артиллерией противника.

Иван Конев — отважный командир, сибиряк - прокопчанин, погиб в море, куда упал его подбитый самолет.

Воспитатель:

  1.  Чем занимается летчик - авиатехник? (ремонт самолетов)
  2.  Как понимаете значение слов «торпедоносцы» (самолеты, несущие снаряд-торпеду - самодвижущийся и самоуправляемый снаряд), «штурмовики» (боевой самолет, предназначен для поражения противника с малых высот), «зенитная артиллерия» (вид артиллерии, предназначенный для уничтожения воздушных целей)?
  3.  Где находится эта улица? (Тырган)
  4.  Как относился к врагам Конев?
  5.  Каким он был человеком?
  6.  А сейчас я познакомлю вас с историей еще одного героя - прокопчанина, а вы должны ответить на вопрос о ком идет речь.

Этот герой (Евграф Иосифович Селиванов) родился в 1911 г. в Батеховском районе Омской области.

Трудился на КМК, работал и учился в планерной школе. Звание пилота он получил в 1936г. был одним из лучших пилотов-инструкторов. В Прокопьевском аэроклубе учил летать молодых. Совершенствовался сам, набирался опыта. Летчик - инструктор становится командиром тренировочной эскадрильи.

В характеристике было написано:        техника        пилотирования отличная, в

общественной работе клуба принимает активное участие (член президиума Западно- Сибирского Союза авиаработников), физорг аэроклуба.

Храбро он сражался с фашистами. На фронт прибыл в сентябре 1941 года. Выполняя боевые задания, он смело применял противозенитный маневр. Летал в любых метеорологических условиях, не терял ориентировки. Был командиром эскадрильи, помощником командира полка, командиром 1988-го штурмового авиаполка.

Последний бой, в котором героически погиб наш земляк, произошел на польской земле 24 марта 1945г. группа из восьми «Илов» получила задание - уничтожить живую силу и технику противника в районе Ненкау. В разгар воздушного боя осколок зенитного снаряда сразил героя (майора Селиванова). Потеряв управление, самолет врезался в землю.

Присвоено звание ероя Советского Союза (посмертно).

  1.  О ком же идет речь?
  2.  Назовите полное имя Селиванова.

-Где родился Селиванов? (в Омской области)

  1.  Кем работал в Прокопьевске? (летчиком-инструктором)
  2.  Где находится улица, названная его именем?
  3.  Какие учреждения расположены на этой улице?
  4.  Что можно сказать о таком человеке, как Евграф Иосифович?

4. Викторина.

  1.  Ну и последнее задание для вас на нашем занятии - это викторина о войне. Вопросы не сложные, но слушайте внимательно и старайтесь отвечать правильно.
  •  Как назывался план войны против Советского Союза? («Барбаросса».)
  •  Как называют летчиков — мастеров воздушного боя, которые сбили много самолетов противника? (Ас.) О ком из наших героев-прокопчан можно сказать, что они были ассами? (Конев, Селиванов)
  •  Как называется наиболее стремительный момент наступления войск? (Атака.)
  •  Каким орденом наградили М. Старцеву (посмертно)? (орденом Отечественной войны первой степени).
  •  Как называется письменное или устное распоряжение командира? (Приказ.)
  •  «Карманную артиллерию» надо пускать в ход, когда противник прячется в легкое укрытие. О чем идет речь? (О гранатах.) Кто из наших героев использовал связку гранат, чтобы взорвать «Тигр» во время своего последнего боя? (Шишкин)
  •  Сколько дней длилась Великая Отечественная война на территории нашей страны? (1418 дней)
  1. Назовите имя героя, который во время боя закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. (Александр Матросов) Кто повторил его подвиг из наших героев- прокопчан?(Вершинин)
  2.  Кто руководил Государственным комитетом в годы Великой Отечественной войны? (И. В. Сталин)
  3.  Что такое партизанское движение? (Борьба против захватчиков на временно оккупированной территории.) Кого из героев-прокопчан можно назвать«юной партизанкой», отдавшей жизнь за победу? (Волошина)
  4.  Какой подвиг совершил летчик Николай Гастелло? (Н.Гастелло направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков) Кто повторил этот подвиг из героев- прокопчан?(Иван Черных)
  5.  Кому из наших героев-прокопчан, о ком сегодня мы говорили, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза? (Мартехову, Шишкину, Селиванову)

14. Кого наградили посмертно Орденом Отечественной войны II степени? (Вершинина И.)

III Итог.

  •  Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам еще раз вспомнить и назвать героев нашего города, чьими именами названы улицы города.

-А как вы считаете, почему мы выиграли войну?

  •  Какими чертами характера обладают русские люди?
  •  Вот вы, девочки, уже ни один раз посещали наших ветеранов войны, выполняли их поручения. Что вы чувствовали, когда помогали нашим бабушкам? Помогает ли вам такая помощь понять что-то в себе? Хочется ли что-то изменить?
  •  Это не последнее занятие о героях-прокопчанах Великой Отечественной войны. Нас еще ждет экскурсия в «Вернисаж» и тематические занятия по истории нашего города.
  •  Малая Родина или большая - Все это Родина, как не зови,

Силу дает и надежду внушает,

Боль утоляет и учит любви.

Малая Родина или большая - Все это Родина, только одна.

В миг, когда рушится все и ветшает,

Только и держит на свете она.

На этих словах мне и хочется закончить наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."

Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и  историка дополняется рассказ...

Классный час: «Был город –фронт, была блокада».

70 лет со дня освобождения Ленинграда...

Презентация "Был город-фронт, была блокада..."

В презентации представлен материал, который можно использовать для предметной недели по истории.Тематика: прорыв и снятие блокады Ленинграда....

" Был город - фронт, была блокада"

Муниципальное образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №3    Классный часТема: «Был город –фронт, была блокада».           ...

Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».

СценарийЛитературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада»....

Был город-фронт, была блокада

Цели:- познакомить учащихся с трагическим  периодом в истории Великой Отечественной войны и истории нашей страны - блокадой Ленинграда;  показать подвиг  деятелей искусства;- способство...

Был город-фронт,была блокада

Торжественная линейка, посвященная подвигу ленинградцев во времена ВОВ...