Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».
классный час (9 класс) на тему

Козлова Татьяна Владимировна

Сценарий

Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokada_dlya_prezentatsii.docx31.14 КБ
Office presentation icon blokada_leningrada_-_kopiya.ppt2.99 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».

1 слайд

(музыка тише)

2 слайд

Ведущий 2 (Никеров Артем). 27 января – знаменательный день. Этот день Российское правительство объявило днем воинской славы России,  – это день полного  освобождения Ленинграда от блокады.

Ведущий 1. 1 февраля – день освобождения Кингисеппа от немецких оккупантов.  

Ведущий 1 Наша встреча посвящена всем ленинградцам и кингисеппцам, пережившим страшные дни блокады и оккупации, и тем, кто погиб, защищая семью, город и страну.

Ведущий 2 Сейчас, когда давно смолкли залпы войны, начинается новая борьба между памятью и забвением, мы становимся свидетелями того, как пытаются переписать нашу историю заново, умалить значение нашей страны в общей победе.

Ведущий 1 Но в наших силах помнить и гордиться.

3 слайд

Гаврилова Диана

Опять война, опять блокада… 
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, 
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне…”
И могут показаться правы
И убедительны слова. 
Но, даже если это правда,
Такая правда не права! 
Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы. 
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война. 
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. 

4 слайд

Песня « Город над вольной Невой» ( муз.Соловьева-Седого, сл.А.Чуркина)

             

5 слайд

Ведущий 1. 900 дней длилась блокада. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

6 слайд

Пупкова Эдит

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

7 слайд

Ведущий1. Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину.

Ведущий 2. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо, замёрзли водопроводные трубы - город остался без света и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции.

Ведущий 1. Люди умирали целыми семьями, домами, кварталами. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены. Из воспоминаний очевидца:

Ведущий 2.  «Они лежали неподвижно в своих кроватках, истощённые, с широко раскрытыми глазами. В них застыл ужас от всего перенесённого. Кожа лица и рук была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети больше месяца не видели никакой горячей пищи, даже кипятка»

8 слайд

Алексеева Алиса 

Вместо супа - бурда из столярного клея, 
Вместо чая - заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград. 

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
...Сотый день догорал. Как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот. 

9 слайд

Ведущий 1.  20 ноября норма выдачи хлеба уменьшилась в очередной раз: рабочие стали получать 250, а все остальные – 125 граммов хлеба. Первую половину января неработающее население города и дети никаких продуктов питания вообще не получали. Маленький  кусочек хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

Ведущий 2. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в дни голодной зимы завтрак, обед и ужин населения осажденного города. Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно и не полностью, а иногда и вовсе не получало из-за их отсутствия в городе.

10 слайд

Назлы Самедова «Блокадный хлеб»

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями, 
Помним в горькие годы ясней, чем себя мы. 
Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком. 
Мы по карточкам хлеб забирали на завтра. 
Ах какой он был мягкий, какой был хороший! 
Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший… 
Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник, 
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями? 
Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты 
Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам. 
Были равными все мы тогда перед хлебом, 
Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом, 
Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной. 
Перед жёлтенькой, первой в семье похоронной, 
Перед криком «ура», и блокадною болью, 
Перед пленом и смертью, перед кровью и солью. 
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями, 
И солдаты, и маршалы вместе рубали. 
Ели, будто молясь, доедали до крошки. 
Всю войну я не помню даже корки засохшей. 
…За витриною хлеб вызывающе свежий. 
Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»? 
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен. 
Всю войну я не помню даже крошки засохшей… 
Мы остались в живых. Стала легче дорога. 
Мы черствеем, как хлеб, которого много.

11 слайд

Ведущий 1. Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Алиева Ирана

Казалось — солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

— К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки,   держаться   можно...—

Калашников Григорий

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.—

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре —

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех —

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

12 слайд

Ведущий 2.  Песню «Ладога», посвященную Дороге жизни, создали сами воины. Автор слов – военком 526-й отдельной роты связи, обслуживавшей ледовую трассу, Петр Богданов, говорил, что когда он закончил первое четверостишие и припев, он попросил участников армейской самодеятельности – старшину П.Краубнера и сержанта Л.Шенберга попробовать подобрать к ним музыку, и у них получилось. В одной землянке Богданов писал следующие строфы, а в другой музыканты “дорабатывали” мелодию.

Ведущий 1 После того, как “Песню о Ладоге” напечатала газета “Фронтовой дорожник”, она прозвучала на смотре самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов, стала известной и на “Дороге жизни”, и в Ленинграде. Да и не только. Вместе с воинами она пошла по фронтовым дорогам. Ее слышали в Вене, Праге, Берлине, Будапеште.

Песня «Ладога»

13  слайд

Земский Никита

Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все́ живые. Только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?..

14 слайд

Ведущий 1.   Почтим память всех погибших в блокадном Ленинграде, тех, кто ценой своей жизни отстоял наш город,  минутой молчания.

Минута молчания. 

15 слайд

Ведущий 1 . Подвиг Ленинграда состоит не в том, что люди умирали на голодном пайке. Это его трагедия. Подвиг Ленинграда состоит в том, что  люди находили в себе силы мечтать и работать, помогать слабым, читать, учиться и учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети  были мужественными  людьми, такими, как их родители  и старшие товарищи.

16 слайд

Ананьева Катя, Екимова Виктория

Мы – счастливое поколение

Есть что вспомнить и чем гордиться,

Перед чем преклонить колени,

Что хранить в серебре традиций,

Да, изведали мы сверх меры

Тягот, бедствий, горя-печали,

Но нигде не теряли веры,

Человека в себе не теряли.

Но зато и свершений радость,

И Победы великое счастье.

Были нам такою наградой,

Что никто отобрать не властен.

Вы, кто прошлое мажет дегтем,

Унижает нас сожаленьем,

Так, наверное, и не поймете

Счастья нашего поколенья.

Наше время прошло мгновеньем,

Чтоб в истории утвердиться.

Мы – счастливое поколенье,

Есть что вспомнить и чем гордиться!

17 слайд

Ведущий 2 . Наша встреча подошла к концу

Ведущий1 . Счастья всем, крепкого здоровья и мирного неба над головой!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная композиция МБОУ «Кингисеппская гимназия»

Слайд 10

Эх, Ладога, родная Ладога! Метели, штормы, грозная волна... Недаром Ладога родная "Дорогой жизни" названа. Недаром Ладога родная "Дорогой жизни" названа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."

Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и  историка дополняется рассказ...

Классный час: «Был город –фронт, была блокада».

70 лет со дня освобождения Ленинграда...

Презентация "Был город-фронт, была блокада..."

В презентации представлен материал, который можно использовать для предметной недели по истории.Тематика: прорыв и снятие блокады Ленинграда....

" Был город - фронт, была блокада"

Муниципальное образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №3    Классный часТема: «Был город –фронт, была блокада».           ...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Был город-фронт, была блокада

Цели:- познакомить учащихся с трагическим  периодом в истории Великой Отечественной войны и истории нашей страны - блокадой Ленинграда;  показать подвиг  деятелей искусства;- способство...