900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящаетя!
классный час (8 класс) по теме

Семенова Зухра Гиджиевна

Тематический классный час "900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящается!" разработан и проведён в 8 классе. Материал можно использовать и в любом классе средней школы. Целью классного часа является: вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в борьбе с врагом, развивать познавательную активность об истории своей страны. Учащимся предлагается информационный исторический материал,воспоминания жителей блокадного Ленинграда,отрывки из поэмы "Февральский дневник" Ольги Берггольц ;также некоторые цифры того тяжелого времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_stsenar.doc683 КБ

Предварительный просмотр:

 «900 героических               дней».

Блокада Ленинграда

Классный час

в 8 классе

Учитель: Семенова З.Г.

Звучит  «7 симфония»  Дмитрия Шостаковича


                        900 дней героической обороны

29 месяцев из 49 месяцев войны.

30 августа - 8 сентября 1941 –

-18 января 1943 - 27 января 1944

Война, война, пришла проклятая!
Сынов, ты, лучших забрала
И сколько горя, слез, отчаянья
Стране, народу принесла.

Памяти защитников Ленинграда посвящается!

“Священная война” (муз А.В.Александрова, сл В.И. Лебедева-Кумача)

2-й ученик: 

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты напали на нашу страну, а в сентябре они уже были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным.

Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Немецкие бронированные полчища яростно штурмовали позиции наших войск, оборонявших Невскую твердыню.

2-й ученик: 

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.

(А.Ахматова “Мужества” 1942г.)

Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. В новогоднем приказе 1942 года Гитлер благодарил войска за создание “ невиданной в истории человечества блокады”. Цинично и нагло заявил, что он будет теперь “спокойно выжидать”, пока Ленинград, сдавленный голодом, “как спелый плод, сам упадёт к его ногам”, “что город выжрет самого себя” и падёт голодной смертью.

1-й ученик:

Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками, отрезан от советской территории. Началась 900 дневная блокада ... Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей.

         

2-й ученик: 

Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. Начиная со 2 сентября, пришлось 5 раз снижать нормы выдачи хлеба населению и трижды войскам. Взрослым давали 250, а детям 150 граммов хлеба в день, да и хлебом-то он только назывался. На самом деле он состоял из 10% воды, 10% целлюлозной муки и 30% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.

Ленинград, блокада, город
Снег, метель, жестокий Молох.

Все смешалось.
Где спасенье?
Лишь в душе ожесточенье.
Мы держались, мы сражались
Пусть слабели – не сдавались
Мы свой город так любили,
Что враги нас не сломили.

1-й ученик: Всей стране стали известны дневники Тани Савичевой, 8- летней девочки из Ленинграда. Последняя запись в дневнике: “Осталась одна Таня”.

Мемориальный комплекс. Дневник Тани Савичевой.

2-й ученик: 

А вот дневник Юры Рябинкина, нашего  сверстника:

Сентябрь 1941 года: “Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод...”

Октябрь: “От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все-таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба...”

Ноябрь: “Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…”

3 января 1942 года: “ Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза...”

Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: “ Я почти не могу ходить. Почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я...” Нет, Юра не умер, это был очередной голодный обморок.

3-й ученик: 

Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово “блокада” и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.

2-й ученик: 

1-й ученик:

Ленинградцы переживали величайшую трагедию, какой не переживал ни один город мира. Но люди не сдавались, в городе работали все предприятия. Зимой на улице температура -30, в цехе -25, а за станками молодые мальчишки 16 лет. Ночная смена длилась 12 часов. Мальчишки не уходили домой, экономили силы, спали у станков, да еще помогали товарищам.

 

2-й ученик: 

А вот простая девочка, наша ровесница, решила в марте 1942 года сделать маме подарок на День рождения, и целый месяц экономила свою долю хлеба. В праздничный день на стол она положила несколько маленьких кусочков. Все рыдали. Хлеб разделили поровну.

Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.

1-й ученик: Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких, Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию.

(фрагмент 7-й симфонии Шостаковича)

 

Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам не досчитаться!
Но мы не плачем! Правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.

(Ольга Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”,1942г)

И каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье плачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…

(О. Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”, 1942г.)

1-й ученик:

Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый, он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со смертью. Такой народ невозможно было победить.

2-й ученик:

День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли “Дорогой жизни”.

3-й ученик:

Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, ее беспрестанно бомбили. А вы знаете как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется под тобой. Множество трещин змеями разбегается от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но, несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.

1-й ученик: 

Еще одним врагом шофера была усталость. Она подкрадывалась незаметно, заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колеи, провалиться под лед.

2-й ученик: 

Вот воспоминания одного из водителей ладожской трассы А.Г.Чертова: “Были видения. Вероятно, от усталости. Тяжело бороться с ней, с усталостью. Не знаю, как другие, а я в критические часы пел песни. Пел все, что приходило в голову. Надоедало горланить — все равно клонило ко сну, а я пересиливал себя и заводил новую песню. Иногда останавливал машину и натирал лицо и руки снегом. Это, на какое- то время помогало”

3-й ученик: 

Был еще один враг - это ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и бёз того тонкий лед.

2-й ученик:

Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги.  Не доедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: “Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по- взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз”.

           

Одна из воспитанниц кинешемского детского дама Мария Лосева посвятила своим спасителям такие стихи.

Я помню мама, всё, что было,
Как начиналась та зима,
Не только стоны, сердце стыло,
И смерть вошла во все дома.
Но ты, от голода слабея,
Не допустила смерть мою,
Ты всех смертей была сильнее,
Когда спасала дочь свою.
Просила тихо и устало,
Чтоб я кусочек тот взяла,
Что ты сама не доедала
И сберегала для меня.
Потом соседка приходила
Овсяной кашей покормить...
Тогда нас только двое было
Из четверых, хотевших жить.
Мы по привычке маму звали,
Хоть понимали — не придёшь.
Чужие люди нас ласкали,
Но в сердце ты моём живёшь.
По трапу в трюмы нас спускали
И провожали в тыл страны,
Нас волны лодочки качали,
Несли подальше от войны.
Я помню дом большой, старинный.
Тот, что приветил нас теплом
Над Нерлью он стоит и ныне,
В те годы детским звался он!
Нас руки добрые кормили
И одевали по утрам,
Улыбки женщины дарили,
Нам, пятилетним малышам.
Вся наша родина святая,
Как ты, нам матерью была,
Взрастила нас и воспитала,
Тепло и ласку отдала.

(Мария Лосева )

3-й ученик:

В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, 27 января 1944 года ленинградцы отмечали великий праздник. Немецкие полчища были отогнаны от стен города. Прекратилась блокада, которая длилась 900 дней и ночей.

 О тех далеких трагических днях напоминают братские могилы на Пискаревском кладбище.

 

Город Санкт-Петербург. Пискаревское  кладбище.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающей этой памяти
Никто не забыт и ничто не забыто.      
(О. Берггольц, 1942)

     

Вот некоторые цифры того тяжелого времени:

Население:

На начало осады ~ 2,8 млн человек, 400 000 детей.
1942 год – до 1 года погиб каждый второй ребёнок.
Эвакуировано ~ 1,5 млн человек.
От холода и голода погибло до 850 000.
27 января 1944 года – 560 000 жителей ( в 5 раз меньше, чем в начале блокады).
490 000 человек в 180 могилах на Пискарёвском кладбище.
3 могилы = 130 000 март 1942.

Оборона Ленинграда войдёт в историю как великая военная эпопея. Оборона этого города стала символом стойкости русских, она показала, что русские не сдаются!


Под Ленинградом впервые в истории современных войн был осуществлён разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город, ударом извне в сочетании с мощным ударом из осаждённого района.

Потомок, знай! В суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вела Дорогу жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!

(Надпись на мемориальной плите у Вагановского спуска на Ладогу).

12 – 30 января 1943 года операция «Искра». Прорвали восточную коммуникацию. Началась сухопутная коммуникация блокадников.
Январь – февраль 1944 года армия «Север» отбросила немцев на 300 км. Окончательно избавлены от осады.

 

                                                                                900дней блокады-900 берёз.

Так выглядит медаль «За оборону Ленинграда»

"Медаль «За оборону Ленинграда»" Учреждена Указом Президиума ВС СССР 22 декабря 1942 года. Медалью “За оборону Ленинграда” награждаются все участники обороны Ленинграда: военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города.

 

Около 1,5 миллиона военнослужащих и мирных жителей получили медали «За оборону Ленинграда», из них – более 15 тысяч детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

класснй час "900 дней блокады Ленинграда"

классный час с презентацией...

Классный час "900 дней блокады Ленинграда"

Классный час посвящен 70-тилетию прорыва блокады...

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Классный час «900 долгих и страшных дней блокады Ленинграда»

Развитие чувства патриотизма у ребят, воспитания уважения к истории своей страны....

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Конспект занятия "Беседа "900 героических дней. Блокада Ленинграда"

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....