Классный час «900 долгих и страшных дней блокады Ленинграда»
классный час (9 класс) по теме

Барвинская Елена Николаевна

Развитие чувства патриотизма у ребят, воспитания уважения к истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.ch_._blokada_leningrada.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«900   долгих и страшных дней    блокады Ленинграда»

 

Цели: знакомство с историей Великой Отечественной войны и её участниками;

  • знакомство с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне;
  • развитие чувства патриотизма у учащихся;
  • воспитание уважения к истории своей страны.

Оборудование: мультимедиа, презентация «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой», аудиозапись метронома.

Оформление: на доске плакат с надписью «С Днём Победы», рисунки детей на  тему «Великая Отечественная война».

Ход классного часа

Ведущий 1. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Было  воскресенье.

Чтец  1.

Воскресенье – лучший день недели!

Мама в парк пойти хотела с нами,

Мы мечтали прокатиться раз на карусели

И домой идти с воздушными шарами!

 

Ну откуда же мы знать могли, что немцы

Приготовились и взяли автоматы,

И под пулями их будут в воскресенье

Погибать советские солдаты?!

Воскресенье – худший день недели,

Самый страшный день для целого народа!

Ну откуда же мы знать могли, что горе

Он несёт нам на четыре года?!

Ведущий 1.  Так могла говорить Таня Савичева, ленинградская девочка, которая оставила о блокадном Ленинграде свой дневник.

Ведущий 2.  Послушайте рассказ об этой девочке, пережившей все муки ада.

Слышится звук метронома.

Сценарий –презентация.

Ведущий 1. Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолетов, не лязг гусениц танков – это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… Бесконечно долгие и страшные  почти 900 дней блокады.

Ведущий 2. Таня Савичева - ленинградская школьница. В 1941 году, когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у нее была большая и дружная: Таня, бабушка, братья Тани- Лёка и Миша, сестры - Женя и Нина, да еще в то доме жили два дяди- братья отца.

Ведущий 1. Дневник Тани Савичевой был представлен в качестве обвинительного документа на Нюрнбергском процессе. Он хранится в Музее истории Санкт-Петербурга, а фотокопия – в экспозиции  Писаревского мемориального кладбища.

Ведущий 2. Таня была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой,  кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Было ей 12 лет.

Ведущий 1. Лето 1941-го года Савичевы  собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша.

Ведущий  2. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться  в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизирована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Ведущий 1. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами   она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли».

Ведущий 2. В те жуткие дни зимы 1941  1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбежки, голод и холод блокады  уносили тысячи жизней ленинградцев, Таня вела в записной книжке страшный дневник.

Шесть учащихся зажигают свечи.

После каждого имени гаснет одна свеча.

  1. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года»

  1. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942»

Ведущий 1. Таня писала: «Если просто хочешь есть, это не голод - поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера – вытерпела. Голод - когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце- всё, что у тебя есть – голодает. Сперва - голодает, потом- умирает.

3  «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

Ведущий 2. «Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек - как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…

4 . «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Леша умер  10 мая в 4 часа дня 1942 года»

Ведущий 1. Тане становилось все хуже, но она не сдавалась – жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и она держалась.

5 . «Мама… 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года»

Таня не написала слово «умерла»,  у нее не хватило сил написать это слово…

Ведущий 2. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня… Без мамы, без папы, без сестренки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире. Девочку, потерявшую сознание от голода, нашли служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома.

 Ведущий 1. Таня умерла 1 июля 1944 года в больнице рабочего поселка Шатки Горьковской области.

Ведущий 2. Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому  и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева?

Ведущий 1. Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения и брат Миша.

Чтец 2.

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже

Не придёт никогда, -

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

 

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся, –

Помните!

Какою ценой

Завоёвано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

класснй час "900 дней блокады Ленинграда"

классный час с презентацией...

Классный час "900 дней блокады Ленинграда"

Классный час посвящен 70-тилетию прорыва блокады...

900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящаетя!

Тематический классный час "900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящается!" разработан и проведён в 8 классе. Материал можно использовать и в любом классе средней школы. Целью классного часа явл...

Литературно-музыкальная композиция "Нам не забыть тех страшных дней". По мотивам стихотворения Сергея Чекмарёва "Блокадный хлеб". Дню снятия Блокады Ленинграда посвящается.

Мои ученики - это творческие, отзывчивые ребята. С ними претворять смелые идеи легко, потому что они ребятя серьёзные, ответственные, им можно доверять серьёзные проекты. Одним из таких проектов стала...

Классный час посвященный 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда

25 января в группе ПИ-114/16 прошёл классный час, посвящённый 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда. Студенты группы приняли активное участие в проведении данного мероприятия. Ребята подготовили пе...

Конспект занятия "Беседа "900 героических дней. Блокада Ленинграда"

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Классный час "Мы выстояли, мы победили. Снятию блокады Ленинграда посвящается…"

Наш классный час посвящен событиям, завершившимся более 70 лет назад: 900 дневной блокаде Ленинграда, Героям Ленинградцам.С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истори...